Кондак святым трём отрокам

Источник

Содержание

1. Церковнославянский текст Минеи, 17/30 декабря н.ст. и неделя св. праотец 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова 3. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) (только текст Минеи)

 

1. Церковнославянский текст Минеи, 17/30 декабря н.ст. и неделя св. праотец

Кондак, глас 6:

Рукописаннаго образа не почетше/, но неописанным существом защитившеся, треблажен-

нии/, в подвизе огня прославистеся; / среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте/: ускори, о Щедрый!/ и потщися, яко милостив, в помощь нашу,/ яко можеши хотяй.

Икос:

Простри Твою руку/, еюже древле прияша искушение египтяне борющии и евреи боримии, /

не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас/, и сатана, ненавидяй нас/, но приближися нам и пощади души наша/, якоже пощадил еси иногда отроки Твоя, сущия в Вавилоне/, непрестанно славящия Тя, и вверженныя Тебе ради в пещь, / и от сея вопиющие Ти: / ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу/, яко можеши хотяй.

2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

Кондак, глас 2-й, самогласен1

Вы, треблаженные, не почтивше рукописнаго (рукотворнаго) образа, но облекшись, как в броню, в неописанное Существо, прославились в борьбе с огнем. Но стоя посреди нестерпимаго пламени, призывали Бога: «ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

Икосы.

1) (Τάχυνον) Ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь. Простри руку Твою, которую древле испытали Египтяне гонящие, а Евреи гонимые. He остави нас, и да не поглотит нас смерть жаждующая нас, и сатана ненавидящий нас. Но приближися к нам, и пощади наши души, как Ты пощадил некогда отроков Своих в Вавилоне. непрестанно воспевающих Тебя, и вверженных за Тебя в пещь, и взывающих из нея к Тебе: «ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

2) (Ὅτε) Когда в Вавилоне был поставлен истукан, и всякий охотно покланялся этому бездушному (идолу), как бы одушевленному (существу): тогда три юноши, как учит Писание, почитая сие боготворением, истиннаго Богопочтения не оставили. Ибо сии три отрока это заблуждение многих сочли за ложный путь, посему и не пошли по нем; но всегда прямым путем своим к истине посрамляли заблуждение персов. Но более всего рыдали и плакали сии юноши; ибо не радуется праведник несчастию, но со стенанием взывает к Тебе: «ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

3) (Ὕμνον) Итак этот приятнейший из всех тройственный (союз юношей), приносил песнь, моля Благодетеля всех и Пречистаго Господа: «Да не прогневает виновник идолослужения Тебя, видящаго землю Свою полную кровавых жертв и преступлений, и повсюду испускающую злосмрадие от себя. Ибо мы – как фимиам среди зловония: если благоугодно Тебе, Спасе, облагоухай нас рабов Твоих и вернаго Твоего раба благоуханнаго Даниила, котораго Ты возлюбил; ибо вместе с нами он вопиет к Тебе: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

4) (Ταῦτα) Так восклицали тогда сущие с Ананиею, смотря на беззаконие, которое совершил беззаконный. Какое же беззаконие? И кто установивший сие? Обратимся к книге, и научимся из нея: Навуходоносор, сказано, изваял златой истукан, и потом (высоко) поставил его; и он (истукан) стоял; но пал поставивший его, и сокрушился возбудивший зло; – и он не удовольствовался (своим) только падением, но увлек (за собою) множества (людей). Поэтому три святые юноши и взывали с печалию: «ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

5) (Ἄνω) Итак, когда к верху высоко был воздвигнут (сей) постыдный (истукан), – внизу был шум тяготившихся этим нечестием. Ибо совершенно беззаконно было покланяться бездушному, и всю тварь возмущало безбожное почитание. Однако же, хотя и весь Вавилон колебался, непоколебимым оставалось тройственное (величие) сих юношей; потому что хорошо основано было на скале, и не поколебалось, когда многие этому препятствовали. Ибо многие, как написано, насмехались над святыми; но тщетно трудились, быв побеждены взывающими: «ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

6) (Πάνυ) Ибо халдеи сильно негодовали и досадовали, видя евреев презирающих то, что они почитали. Почему, пришедши тогда к царю, привели (с собою) святых с негодованием, говоря: «Навуходоносор, земли и моря властитель! Тогда как все тебя трепещут, – над тобою смеются три юноши; ибо богов, которых ты почитаешь, они презирают, и златый истукан, который ты поставил, – знак славы твоей, – они ставят ни во что, и (кроме того) ожидают (только) его разрушения, ежечасно моляся: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

7) (Ἔμαθεν) Когда царь узнал сие, разгневавшись о сем, приказывает вельможам представить (к себе) отроков; почему вместе с (его) словом исполнялось и самое дело, – и повели агнцев к лютейшему волку. Когда одни их торопили, а другие гнали, (эти) всечестные ускоряли тех, которые их вели: ибо они скоры были ко всему, что касается благочестия, и всегда ревностны к Богу, к Которому возводили духовныя очи, ежедневно сильно желая насладиться Им, моляся: «ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

8) (Ἵσταντο) Итак предстали после того отроки пред страшным (мучителем), как треугольная (крепостная) башня, быв подкреплены благоразумием. Тогда гонящие их, увидев их как огненныя стрелы, безпрерывно уязвляли их поносными словами, говоря мучителю: «Видишь ты представших пред тебя; своими глазами познай их намерение: они из тех, которые презирают Вавилон и повеления твои, стараясь распространить чуждое Богопочтение в предедах всей Персии, так научая восклицать: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

9) (Νῦν) «Итак разсмотри, чтó нужно делать, и размысли, чтó совершить. Ибо у тебя враги – твои, и твои же воюют против тебя. Те, которые едят хлеб с трапезы твоей, они самые воздвигли пяту на тебя питающаго их. Если, после сего, пренебрежешь этим, то погибнешь ты и царство твое, поскольку оно не безопасно: болезни наружныя исцеляются легко, – внутреннее же поражение остается поражением. Отсеки их, как затверделый нарост, чтобы они не заражали и других теми словами, которыя поют они: «Ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

10) (Ὅυτω) Так говоря, они подвигнули на гнев царя; и как огонь в тернии возжегся гнев его; тогда вдруг зарычав, подобно дикому зверю, он возопил к доблестным (подвижникам): «Послушайте, вы дерзостнейшие! Если подлинно вы смеете говорнть это, то напрасно вы надеетесь жить, напрасно думаете существовать. Ибо не было и не будет ни одного человека, который бы мог обойти (и не исполнить) мой закон; никто, опять, не может освободить из рук моих того, кто впал в них, ни даже тот самый, котораго вы называете Богом: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

11) (Ὓπνον) «Итак, принявши за сон и счетши за сновидение то, что вы дерзнули (сделать), отныне я вопрошаю вас: скажите же, отроки, что слова наговаривавших на вас были глупою речью пустословящих, и теперь же докажите самым делом. Когда зазвучит труба и разныя музыкальныя орудия, – вы падши поклонитесь изображению, которое я поставил, и воздайте честь ему, как повелел я, вместе со всеми первыми моего народа. He подайте мне повода умертвить вас; не отдавайте себя огню на сожжение, чтобы по справедливости восклицать: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

12) (Ρήματα) Выслушав слова сии, мужественные юноши ни во что вменили это суетное (требование) царя, и чтобы отселе он не считал себя мудрым, эти три всечестные (отроки) подняли взор свой к верху, и отвечали: «Навуходоносор, царь Вавилонский! Мы не имеем нужды говорить о сем с тобою: когда ты говоришь глупости, никто тебе не отвечает, потому что Писание (Священное) заповедует: не отвечайте говорящим глупости. Посему мы воспользуемся молчанием и к Богу воспоем: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

13) (Ὣστε) «Итак не думай что либо услышать о сем; ибо, в разсуждении сего, мы имеем намерение не удостоить тебя даже и словом. Что мы можем сказать человеку безумному и восклицающему безумно: покланяйтесь изображению моему! – и, что всего хуже, – угрожающему наказанием всякому нехотящему поклониться бездушному (истукану)? Нужда не в словах, но в деле и силе, – время не слов, но дел. Ты приготовил огонь, и разжег пещь: ныне же увидишь, как мы не боимся ея, но говорим ко Господу: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

14) (Μέγαν) «Мы, три отрока, имеем любовь к Богу горячее огня твоего и жарче пещи. Ты же легко думаешь, как безбожный и безумный, что мы, лишившись отечества, лишились и надежды; но ты не посмеешься над нами, как над отверженными; ибо мы имеем Того, с Которым мы всегда находимся, созерцая пред собою Творца нашего; каждодневно служим Ему; и не таков (Бог наш), как твой (кумир), котораго слил ты, но Он превыше всей твари, немолчно воспеваемый! ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

15) (Ἅμα) Как скоро услышал сие несчастный и безумный, то подобно железу раскалился, и воспылал (гневом), крича, кипя, тяжело дыша и говоря предстоящим: «В семь крат более разожгите пещь, (прибавив) нефти и смолы, и хвороста; разжегши ее огнем, вы (тем самым) сравните (ее) с моею яростию, ибо я подобно ей (пещи) истаеваю; потому что они меня презрели и, может быть, я вместо них изведусь от безумия своего, взирая на тех, которых помиловал, к стыду моему вопиющих: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

16) (Νάϕθα) «Наполните пещь нефтью, грубым льном и серою, и иными другими веществами, разжегши ее на столько, чтобы одно наименование (веществ) устрашало видящих, и чтобы слышащих доводило до смерти». Но чтó для всех было страхом, (сим) трем святым (юношам) подавало смелость, а столь великая гордость (была для них) предметом презрения. Ибо на сорок девять локтей выше (самой) пещи разливалось пламя, и тогда как все объяты были страхом, – отроки оставались безстрашными, потому что они подкреплялись силою (свыше) и разумом, с любовию Божественною взывающие: «ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

17) (Ὃτε) Итак, когда разжена была халдейская пещь, а сильнее ея возгорелся гнев царя, тогда некоторые из вельмож подошли к юношам (с словами): «добрые, светлые и прекрасные (юноши)! Кто внушил вам такое безумие? Как, бывши некогда друзьями огня (жертвеннаго), вы явились (теперь) врагами (его), и быв учениками, почему (оказались) предателями? Быв сильнейшими поборниками царя, каким образом вдруг вы стараетесь ниспровергнуть eгo? Для того ли вы молитесь: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь»?

18) (Ὓβρις) «Кем из подвластных нанесено вам оскорбление, и почему вдруг всех нас вы возненавидели? To, чтó вы теперь делаете, повсюду приносит оскорбление и народу, и роду нашему, и самому царю; не сделали ли вы члены ваши каменными для сего? Пощадите юность, и пожалейте самих себя; нельзя купить жизнь после смерти, ибо нет продающих ее. Огнь халдейский не боится и не стыдится Богослужения еврейскаго, которое вы чтите. К кому, наконец, вы взываете: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь»?

19) (Οτω) Вельможи, так сказав тогда юношам, подумали, что они достигли, чего хотели. Но мужественные (отроки), как крепко (тяжело) мучившиеся, но не убедившиеся (их льстивыми словами), еще смелее отвечали: «Что это», говорят они, «мужи! думаете ли, что словами или угрозами вы уничтожите твердое наше произволение? Ибо слово наше и вера утвердились, а эта пещь для нас ничто: есть Бог Вышний, Который может избавить нас из пещи (сей), когда восхощет; посему мы взываем: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

20) (Ψόγον) «Итак не постыдно нам умереть за Бога Безсмертнаго и дающаго безсмертие смертным. Мы за Навуходоносора готовы часто предаваться опасностям и самой смерти, – тем более за Бога нашего. Что же, вы халдеи, и ты, их повелитель? Что вам ныне препятствует? Но не будет, чего вы хотите». Услышав сие, царь раздражился, и в изступлении с яростию вопиял: «свяжите их и отдайте на сожжение, чтобы, сделавшись добычею пещи, они, быв сожжены, не могли восклицать более: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

21) (Ἄραντες) Схвативши отроков, те, которым было повеление на это, связывают руки и ноги, и бросают их в пещ. Принимает она трехветвенный сей корень; не сожигает же (их), но сохраняет, боясь Сохраняющаго: действительно, пламень, по действию Божественному, превратившись в дуновение росы, чрез сие самое, прохлаждал (сии) святыя отрасли. И странно было видеть! Ибо огнь как бы забывал свое природное (естество), и сделался источником, более прохлаждая, чем пожигая тех, которых ввергли (в нее), и охранял их как виноград, трижды в год приносящий плоды; ибо (сии) три так воспевали: «ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

22) (Λέλυτο) Внезапно была разрушена сила (этой) геенны: ибо ангел (Божий) вдруг сошет с небеси в средину ея, и всю ее укротил, – соделал для святых пещь наподобие рая, и они попирали углие, как розы, и наслаждались огненными искрами, как цветами. Огненное место сделалось (для них) молитвенным, и пламень, дышущий смертию на окружающих и на отдаленных, для них сделался росохождением, не причинив им никакого вреда (в самой средине), убоявшись того, чтó они пели: «ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

23) (Μόνον) Как скоро сошел с небеси ангел к сотоварищам Азарии, – с песнопением вывел их, говоря: «святые отроки, послушайте моего слова: я исполняю, чтó мне повелено; а вы сему были научены. На подобие пламени в пещи (так сильно) отверзите уста (свои) к безумному (царю – мучителю); устрашите его будущею (вечно) горящею геенною, (сами) же не страшитесь. Огонь вреда вам не приносит, а врагов ваших побеждает; я повелел ему воздержаться, подобно как вы воздерживаетесь, и безнадежно (на веки) пожрать сынов погибельных, не воспевающих с вами: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

24) (Ὅλην) «Итак все сердце предавая к песнопению, сложите песнь Создавшему сердца; призовите и тварь к прославлению Творца, – и вся дела Господня да благословят Господа; поскольку огнь делается источником, а пещь орошает верующих в Него и избегающих обольщения (неверных): ибо все покоряется тем, которые почитают Господа, как Творца и Бога. Илия (пророк) получил господство над вышним и нижним; потому что, находясь среди безбожных, умолял Бога: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

25) (Στήσαντες) И так, отроки, составившв лик в средине пещи, сию пещь соделали небесною церковию, поя вместе с ангелом Творцу ангелов и во всем песнопении подражая безтелесным; и потом, от (сего) служения (Богу) исполнившись тогда Всесвятаго Духа, видели еще более изумительное (явление): ибо Сам Оный, Котораго они видели в образе ангела, постоянно изменял (свой) вид, и показывался иногда как Бог, иногда же как ангел, – и притом, то повелевал, то вместе (с отроками) молился: «ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

26) (Ὃθεν) Тогда Седрах, Мисах, и (с ними) другой (отрок), быв изумлены, пришли в необыкновенное состояние духа, и говорили между собою: «Что это такое»? – говорят они – «это не ангел, но Бог ангелов: в образе ангела является нам (именно Он), имеющий придти в мир и угасить геенну идольскую, подобно как сию пещь. Он Сам явился нам, и показал нам образ будущих (событий); ибо как вполне Он теперь орошает пещь, так хощет, подобно дождю, снизойти, и орошать поющих: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

27) (Ὓμνος) «Песнь Благоутробному, и хвала Человеколюбцу! поскольку Он удостоил нас великой благодати Своей. Прииди вся тварь; будем молиться (Господу) управляющему тварию и объемлющему (все) естество (человеческое): «Ты, Который подле нас, и вверху, и на каждом месте, неприступный и владычествующий (над нами), вместимый и невместимый, на крылах ветра носимый, не подобный людям в искустве, – Ты Который управляешь устройством неба, земли и моря, и судьбами людей, утешься от нась: – ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

28) (Τοῦτων) Когда они так пели и так молились, (царь), бывши у пещи, слушал. Чрез три же часа, как повествует Писание, пришел он, думая найти пепел от брошенных в пещь; однакож тщетно было его ожидание, и скоро, как дым, исчезла надежда его. Тогда этот нечестивый (царь), взглянувши в нещь, увидел страшное и чудное: те, которых он связал, (оказались) разрешенными от уз, веселящимися, скачущими, ликующими, торжествующими и поющими: «ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

29) (Ὅλως) И он совершенно изменился, и растерял мысли, и, не зная что делать, воскликнул к вельможам: «Трех мы бросили вниз, а вижу их четырех, и вид четвертаго сокрушает сердце мое…; ибо не знаю, с кем Его сравнить. Скажу ли, что Он человек? Нет: Он – Сын Божий. По справедливости погашена пещь; ибо пламя (ея) не могло оставаться подле (Сего) Огненнаго; справедливо оно было побеждено, ибо сила его не могла устоять против блеска Молниеноснаго и вместе с юношами поющаго: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь».

30) (Σέβω) «Посему, хотя и не хочу, а почитаю я Господа еврейскаго, и всем в земле моей повелеваю согласиться со мною. Приидите, святые отроки, изыдите из пещи; ибо я уверовал, что Бог ваш воистинну Бог». Это было в Вавилоне, как пишется, когда отведены были в плен прогневавшие Бога (евреи). Итак, братия мои, молитесь, да не оскорбим мы Господа и не отдадимся врагам; ибо мы оскорбляем Его, когда Его оставляем, и оскорбляем правую веру, вне которой не прилично говорить: ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можеш, если восхощешь.

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 23–32.

3. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) (только текст Минеи)

Кондак, глас 6: Рукотворному образу не поклонившись, / но Естеством Неописуемым защитившись, треблаженные, / подвигом в огне вы прославились / и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали: / «Поспеши, о Сострадательный, / и обратись к нам на помощь, как Милостивый, / ибо что захочешь, Ты можешь совершить!»

Икос: Простри Твою руку, / силу которой испытали в древности / Египтяне преследующие и Евреи преследуемые. / Не оставь нас, да не поглотит нас смерть, жаждущая нас, / и сатана, ненавидящий нас, / но приблизься к нам и пощади души наши, / как пощадил Ты некогда отроков Твоих, бывших в Вавилоне, / непрестанно воспевавших Тебя и брошенных за Тебя в печь, / и из нее взывавших Тебе: / «Поспеши, о Сострадательный, / и обратись к нам на помощь, как Милостивый, / ибо что захочешь, Ты можешь совершить!»

* * *

1

Кондак и первые 18 икосов переведены в первый раз из Афонскаго Кондакария Москов. Син. библиотеки; остальные икосы до конца – из Analecta sacra к. Питры, изд. 1876 г., в первый раз переведены на Русский язык. – Творение св. Романа Сладкопевца. Акростих: Τοῦ ταπεινοῦ ωμανοῦ ὁ ψαλμὸς οτος – Песнь сия смиреннаго Романа. В Analecta sacra к. Питра помещен 2-й кондак – следующий: Вы три (святые отроки), служившие в единомыслии Троице, победили ярость царя и безчеловечное его веление, оставив нам пример, быв оплотом веры, ускори, Щедре, и поспеши, Милостиве, на помощь нашу; ибо можешь, если восхощешь.


Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторые недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы и стихиры его же на препразднственные и попразднственные дни пред рождеством Христовым и по рождестве Христове / Пер. диакона Сергия Цветкова. - Москва : тип. Л.Ф. Снегирева, 1881. 201 с. / Кондак святым трём отрокам. 23-32 с.

Комментарии для сайта Cackle