Источник

Введение

Полемика с сектами протестантского происхождения в русском сектоведении, в частности c баптизмом, изначально касалась круга вопросов, связанных с источниками вероучения, сотериологией и экклезиологией, рассматривавшихся преимущественно в библейском контексте на предмет того, что о той или иной истине веры говорится в Св. Писании. Вопрос представления этих сект о Лице Иисуса Христа почти никем не выносился в дореволюционном сектоведении на обсуждение, за исключением свт. Феофана Затворника1, однако его методология полемики с ними долгое время не принималась во внимание русскими сектоведами.

Не входя в раскрытие причин такой направленности этой полемики, следует отметить, что в современном сектоведении рассматривается широкий спектр вопросов2, однако христология этих сект в настоящее время практически мало кем обсуждается, исключение составляют лишь несколько православных авторов 3. Многие считают, что в триадологии и христологии баптисты, адвентисты и пятидесятники, за исключением некоторых толков наподобие единственников-унитариев, разделяют общехристианскую веру в Богочеловечество Христа, что отражено в их официальных исповеданиях веры.

С другой стороны, сами баптисты полагают, что разделяют «с католиками, православными и другими протестантами многие базовые общехристианские доктрины... Причем в ряде случаев доктринальные воззрения баптистов, в частности в области христологии, практически совпадают с теологией Римско-католической и Православной Церквей, в отличие от богословия нехалкидонских Церквей»4.

В данной статье будет предпринята попытка выявить особенности баптистской христологии и сравнить ее с православной. Надо отметить, что эта задача несколько усложняется отсутствием общепринятого вероучения в баптизме в силу баптистского представления об автономии христианской общины в вопросах веры. Баптизм весьма разнороден: в нем есть частные и общие баптисты, баптисты Седьмого дня, баптисты свободной воли, «Христианские баптисты» (отвергают Троицу), баптисты-тункеры (погружатели), баптисты шести принципов (необходимое для спасения сводят к Евр.6:1–2), баптистская церковь Христа, «правильные баптисты», пятидесятствующие баптисты, примитивные и т.д. В баптизме в США сегодня 27 направлений5.

В качестве источников по данной теме выбраны тексты М. Эриксона, с привлечением У. Грудема, Л. Беркофа, Г. К. Тиссена, Ф. Л. Форлайнса и М. В. Иванова. Они используются российскими баптистами, а сочинения русских баптистов, как правило, представляют собой пересказ западных.

Статья состоит из трех тематических блоков. В первом кратко рассматривается представление баптистов о Божественной и человеческой природе Христа, во втором – об их ипостасном единстве во Христе, в третьем – о последствиях ипостасного единства, в частности проблема ведения во Христе.

* * *

1

См.: Конь Р. М. Сектоведческая тематика в трудах святителя Феофана Затворника // Русская патрология: Материалы академической конференции. Сергиев Посад: МДА, 2009. С. 283.

2

См.: Конь Р. М. Православная миссия среди сект. Часть I // БВ. 2018. № 29. Вып. 2. С. 203–232; Он же. Православная миссия среди сект. Часть II // БВ. 2018. Т. 30. № 3. С. 185–204.

3

См.: Матаков К. А. Православие и протестантизм: сравнительный анализ доктрин (Апокалипсис протестантского разума). Брянск, 2011; Конь Р. М. Представление баптистов о благодати // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. Вып. 3. М., 2012. С. 81–94; Кураев А, дьяк. Протестантам о Православии. (Любая версия и год издания).

4

Иванов М. В. Источники богословия российского баптизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2011. № 3/4. С. 242.

5

См.: Подберезский И. В. Быть протестантом в России. М., 1996. С. 54.


Источник: Конь Р.М. Отличительные черты христологии современного баптизма // Диакрисис. 2019. № 2 (2). С. 133-158.

Комментарии для сайта Cackle