Глава 1. Бог
Объектом моего рассмотрения является утверждение о том, что есть Бог, каким его обычно понимали и понимают христианство, иудаизм и ислам. Я называю такое утверждение теизмом.
В данной главе я раскрою содержание этого утверждения. Затем в последующих главах мы можем перейти к рассмотрению оснований считать данное утверждение истинным. Подчеркну, что, когда в данной главе я пишу о том, что Бог свершает нечто или что он таков, я не предполагаю, что есть Бог, но лишь показываю содержание утверждения о том, что «есть Бог». Я не стремлюсь к непосредственной оценке утверждения о том, что есть Бог, где «Бог» понимается в совершенно специфическом смысле, как обозначение существа, совершенно отличного от того, которому поклоняются в западных религиях. В то же время, рассуждая в различных контекстах о том, что теизм дает убедительное объяснение наблюдаемым данным, я буду при случае указывать на то, что другие гипотезы, в том числе и те, что соотносятся с понимаемым в каком-то ином смысле «Богом», объясняют такие данные менее убедительно. Даже в рамках господствующей западной традиции существовали определенные расхождения в представлениях о том, каков Бог. В данной главе я привлеку внимание к некоторым из таких расхождений и укажу на то, что какие-то определенные представления о Боге предпочтительнее других.
Теизм утверждает, что Бог – личностное существо, т. е. является личностью в каком-то смысле. Под личностью я понимаю индивида, обладающего определенными базисными способностями намеренного действия, целями и верованиями. Христианство, как и другие религии, утверждает, что в таком смысле Бог есть личность. Вместе с тем христианство, в отличие от других религий, утверждает также, что Бог – это три личности (ипостаси). Отец, Сын и Святой дух составляют одно личностное существо – Святую Троицу. Желая сосредоточиться на рассмотрении указанного общего для всех крупнейших религий утверждения, я не буду обсуждать учение о Троице. Намеренное, или интенционалъное, действие – это действие, которое человек совершает или намеревается совершить, например, в случае, когда он спускается по лестнице или когда говорит что-то, что собирался сказать. Основное действие – это действие, которое человек совершает просто так, а не посредством другого намеренного действия. Моя поездка из Оксфорда в Лондон является не-основным действием, потому что я совершаю его посредством свершения различных других действий – иду на станцию, сажусь в поезд и т. д. Когда я сжимаю свою руку, двигаю ногой или даже говорю «это», то совершаю основные действия. Я просто совершаю их, причем делаю это не посредством свершения каких-либо других действий. (Конечно, должны произойти определенные события в моем теле – мои нервы должны передать нужные импульсы – для того чтобы я совершил основное действие. Однако это не те события, которые я вызываю к жизни намеренно. Они просто происходят, и я могу даже не знать о них).
Под базисной способностью я понимаю способность совершить основное действие. Мы, люди, обладаем сходными базисными способностями. Обычно это сила мысли и способность распоряжаться тем небольшим фрагментом материи, который каждый из нас называет своим телом. Я способен произвести какие-либо действия в мире вне моего тела, совершая что-то намеренное только с помощью моего тела. Я могу открыть дверь, взявшись за ручку и потянув ее на себя. Я могу уведомить вас о чем-то, используя свой рот для того, чтобы сказать что-то. Когда я произвожу какой-нибудь результат намеренно, например, открываю дверь посредством какого-либо другого действия – потянув ее на себя, – то получение указанного результата означает совершение не-основного действия. Когда я еду в Лондон, пишу книгу или даже когда вкручиваю шуруп в стену, то все это суть не-основные действия, которые я совершаю посредством основных действий.
Когда я совершаю какое-либо намеренное действие, то стремлюсь при этом достичь определенной цели. Цель обычно выходит за пределы простого совершения самого действия (я открываю дверь, чтобы иметь возможность выйти из комнаты), но иногда целью может быть само совершение действия (когда я пою ради того, чтобы петь).
Верования – это воззрения на мир, на то, каков он. Они большей частью истинны, но бывают и ложными. В тех случаях, когда верования истинны и получили надежное оправдание, они образуют знание. Наше знание о мире вне наших тел формируется цветовыми, звуковыми, обонятельными и т. п. стимулами, воздействующими на нас из мира вне наших тел. Мы получаем информацию о мире именно потому, что частицы света воздействуют на наши глаза, а звуковые волны воздействуют на наши уши. Предположительно Бог похож на нас, поскольку обладает базисными способностями, верованиями и целями, но при этом весьма отличными от наших. Человек – это мужчина или женщина. Теист, разумеется, утверждает, что Бог ни мужчина, ни женщина. В нашем языке нет, к сожалению, личного местоимения, не указывающего на пол. Я буду поэтому придерживаться традиционного словоупотребления: Бог – «он», но подчеркну, это не означает его принадлежности к мужскому полу.
Базисные способности Бога безграничны: он в состоянии осуществить любое действие, какое пожелает, и он не нуждается для этого в мышцах и костях. Он способен дать существование вещам, включая материальные предметы, и сохранять их существование во времени. Мы можем вообразить, что обладаем базисной способностью не просто передвигать вещи, но и создавать их в одно мгновение – например, создать пишущую ручку или дать жизнь кролику, сохранять их существование, а затем прекратить его. Вообразить такое не значит впасть в противоречие, но в действительности никакой человек не обладает описанной способностью.
Теист утверждает, что Бог обладает способностью творить, сохранять и уничтожать всё. Он в состоянии заставить вещи прийти в движение или сделать что-нибудь другое. Он может заставить их притягивать или отталкивать друг друга, причем так, как они это делают в соответствии с открытиями ученых; может заставить эти вещи воздействовать на другие вещи так, что эти последние будут что- то совершать или претерпевать. Он может заставить планеты двигаться так, как они движутся в соответствии с законами Кеплера; может заставить порох взрываться, если поднести к нему спичку. Или он может заставить планеты двигаться совершенно иными путями, а химические вещества может заставить взрываться или не взрываться при условиях, совершенно отличных от тех, которые управляют их поведением в настоящее время. Бог не ограничен законами природы. Он создает их и может изменить или приостановить их действие, если того пожелает. Если выразиться с помощью специального термина, то можно сказать, что Бог всемогущ: он в состоянии совершить все.
Верования людей ограничены, некоторые из них истинны, а некоторые – ложны. Бог всеведущ – он знает все. Если что-то истинно, то Бог знает, что оно истинно. Если 1 января 10 млн. лет до н. э. на том месте, где сейчас расположен Нью-Йорк, шел снег, то Бог знает, что там и в указанное время шел снег. Если существует доказательство проблемы Гольдбаха (а математики последние три столетия пытаются найти его), то Бог знает, каково оно. А если доказательства не существует, то Бог знает, что такого доказательства нет. Все верования Бога истинны, и Бог верит во все, что истинно.
На формирование целей у людей оказывают воздействие их желания, присущая им склонность сделать такой выбор, а не другой. Наши желания включают как те, что обусловлены физиологией тела (желания, обусловленные потребностью в пище, жидкости, сне, сексе), так и те, что отчасти связаны с культурой (желание славы и богатства). Мы свободны (как нам представляется – думаю, представляется правильно) оказывать какое-то сопротивление своим желаниям и совершать то, к чему мы не склонны по природе. Однако все это требует определенных усилий. Люди обладают ограниченной свободой воли. У Бога нет таких ограничений. Он совершенно свободен, поскольку желания вообще не оказывают на него причинное воздействие. Он не только может, будучи всемогущим, сделать все, что пожелает сделать, но он совершенно свободен в своем выборе.
Итак, утверждает теизм, Бог – личность, он всемогущ, всеведущ и совершенно свободен. Мы должны быть осторожны в подходе к этим утверждениям. Всемогущее существо может совершить все, что пожелает. Но означает ли это, что всемогущее существо в состоянии сделать так, что Вселенная в одно и то же время существует и не существует; сделать так, что 2+2=5; сделать какую-то форму одновременно и квадратной, и круглой или изменить прошлое? Религиозной традицией, как правило, утверждается, что Бог не может делать этого – но не потому, что Бог слаб, а потому, что приведенные слова, к примеру, «сделать какую-то форму одновременно и квадратной, и круглой» не описывают что-либо осмысленное. Нет ничего, что могло бы образовать одновременно и квадрат, и круглую форму. Сказать, что нечто является квадратным, означает, в том числе, сказать, что это нечто не является круглым. Таким образом, Бог не в состоянии совершить что-то логически невозможное, ибо это означает впасть в противоречие с самим собой. Бог может сделать так, что Вселенная будет существовать, и Бог может сделать так, что Вселенная не будет существовать, но Бог не может сделать так, что Вселенная будет существовать и не будет существовать в одно и то же время. Причина, в силу которой теисты должны утверждать то, что я только что сказал, была впервые отчетливо указана великим христианским философом-теологом Фомой Аквинским в XIII в.
Такие же соображения требуют, по моему мнению, взвешенного подхода и при рассмотрении вопроса о всеведении Бога. Подобно тому, как нельзя требовать от Бога совершить то, что логически невозможно совершить, так нельзя требовать от Бога знания того, что логически невозможно знать. Мне представляется, что логически невозможно знать (исключив возможность ошибки), что тот или иной человек, будучи свободным, сделает завтра. Если я действительно свободен в выборе того, ехать ли мне завтра в Лондон или остаться дома, то в моих силах сделать ложным чье-либо сегодняшнее верование относительного того, что я буду делать завтра, например, что я поеду в Лондон. Ведь я могу, скажем, остаться дома. Никто (даже Бог) не может знать сегодня (исключив возможность ошибки), что я буду делать завтра по своему выбору. Поэтому я предлагаю понимать всеведение Бога таким образом, что Бог знает в данное время все, что логически возможно знать в это время. Это не включает знание того, что люди свободно совершат, до того, как они это совершили. Поскольку Бог всемогущ, то свободные личности существуют только потому, что Бог допускает существование свободных личностей. В связи с этим указанное ограничение божественного всеведения является следствием (Бог мог его предвидеть) его собственного выбора сотворить свободных агентов.
Я должен, однако, предупредить читателя, что представленное здесь мое утверждение, что Бог не знает того, что будут делать свободные агенты до того, как они сделали это, не является принятым христианским (иудаистским, мусульманским) воззрением. Это утверждение опирается, вместе с тем, на некоторые библейские тексты. Так, к примеру, будет естественным проинтерпретировать Книгу Ионы следующим образом. Когда Бог велел Ионе поведать жителям Ниневии, что она будет разрушена, он верил, что ему придется разрушить ее, но, к счастью, поскольку люди Ниневии покаялись, то Бог уже не видел нужды в реализации пророчества. Предлагая подобное улучшение нашего понимания всеведения, я просто стремлюсь к дальнейшему прояснению того базисного христианского понимания Бога, которого придерживались в прежние времена другие христианские философы, такие как Фома Аквинский.
Все это, разумеется, предполагает, что люди обладают ограниченной свободой воли в том смысле, что никакие причины (будь то их собственное состояние или Бог) не определяют полностью, каким образом они будут осуществлять свой выбор. Но мы зачастую именно так представляем себе свои способности. Даже неодушевленный мир, как это видится в настоящее время ученым, не является полностью детерминистским миром. Что же касается мира мысли и выбора, то он еще менее предсказуем. (Мы вернемся к этому вопросу в главе 5).
Бог – всемогущая, всеведущая и совершенно свободная личность. Теизм утверждает, что Бог вечен. Есть два различных способа понимания «вечен». Мы можем понимать «вечность» в том же смысле, что и библейские авторы. «Вечносущий» Бог вечен в том смысле, что он существовал в каждое мгновение прошлого времени, существует сейчас и будет существовать в каждое мгновение будущего времени. Другой способ заключается в том, чтобы понимать «вечный» как «вневременной». Бог вечен в том смысле, что он существует вне времени. Так понимали вечность Бога великие философские теологи с IV по XIV вв. н. э. (Августин, Фома Аквинский, к примеру). Строго говоря, при таком подходе Бог не существует сегодня, вчера или завтра – он просто есть. В некое одно вневременное «мгновение» он «одновременно» обусловливает события 1995 г. н. э. и 587 г. до н. э. В некое одно вневременное мгновение он также одновременно знает, что происходит в 1995 г. н. э. и в 587 г. до н. э.
Я не очень понимаю такой подход, причем в силу целого ряда причин. К примеру, я не вижу смысла в словах, что Бог знает события 1995 г. н. э. и 587 г. до н. э. если это не означает, что он существует в 1995 г. н. э. и знает в 1995 г., что происходит в данное время. Но тогда он не может знать в этом же акте знания события, происходящие в 587 г. до н. э. Ведь 1995 г. н. э. и 587 г. до н. э. – разные годы. Поэтому я предпочитаю понимать «вечный» как вечносущий, а не как вневременной. Бог существует в каждое мгновение бесконечного времени.
Все другие сущностные свойства, которыми теизм наделяет Бога в каждое мгновение времени, следуют из трех свойств всемогущества, всеведения и совершенной свободы. Так, Бог бестелесен. Для человека обладать телом означает быть сгустком материи, благодаря чему он присутствует и осуществляет изменения в физическом мире и приобретает истинные верования относительно него. Всемогущий Бог в состоянии присутствовать и осуществлять изменения в мире, не будучи зависимым от этого обстоятельства – телесности. У Бога нет тела, ему не нужна материя для того, чтобы воздействовать на мир или узнавать мир. Он движет звездами, как мы движем руками, – это базисное действие.
Из всемогущества следует и то, что Бог вездесущ, т. е. присутствует везде. Это значит, что он может воздействовать на вещи повсюду и знать, что происходит повсюду. Для этого ему не нужны руки, органы чувств или действие световых лучей. Но, несмотря на то, что он присутствует везде, он не имеет пространственного протяжения. Он не занимает какого-либо пространственного объема, поскольку у него нет тела. У него нет поэтому и каких-либо пространственных частей: он весь присутствует всюду в том же смысле, в каком он присутствует в каком-то месте. Дело не обстоит так, что часть его в Англии, а другая часть – в Соединенных Штатах.
Как всемогущий, Бог мог воспрепятствовать существованию Вселенной, если бы таким был его выбор. Она существует только потому, что он допускает ее существование. Он либо выступает как причина существования Вселенной, либо заставляет или допускает, чтобы какой-то другой агент выступал в качестве причины существования Вселенной. В этом смысле Бог есть Творец Вселенной. Если использовать эту же аргументацию, можно сказать, что Бог несет ответственность за продолжение ее существования, он есть хранитель Вселенной. Он несет ответственность за существование Вселенной (и всякого объекта в ней) столь долго, сколько она существует. Это может быть ограниченное время – ведь Вселенная, возможно, начала существовать определенное количество лет тому назад. В соответствии с сегодняшними данными науки Вселенная начала существовать вместе с «Большим Взрывом» приблизительно 15 млрд. лет тому назад. Возможно, Вселенная существовала всегда. Теист не обязан придерживаться какой-либо из этих позиций. Теист утверждает, что даже если Вселенная существовала всегда, своим существованием в каждое мгновение она обязана хранящему действию Бога.
Бог несет ответственность не только за существование всех объектов, но и за то, чтобы они обладали теми способностями и возможностями, которыми они обладают. Одушевленные вещи обладают определенными способностями, например, двигаться определенным образом, притягивать или отталкивать друг друга. Это не «базисные способности» в том значении, о котором я говорил выше. Базисная способность – это способность довершать что-то намеренно, исходя из выбора. Способности неодушевленных вещей – это способности вызывать следствия, но не посредством выбора или для достижения какой-либо цели. Вообще неодушевленные вещи должны действовать так, как они действуют, должны реализовывать свои способности при определенных обстоятельствах – порох должен взрываться, если его поджигают при нужной температуре и давлении. Вот что я имею в виду, когда говорю, что у пороха есть возможность реализовать свои способности при определенных обстоятельствах. (Совсем в незначительной степени мир является не полностью детерминистским. Например, атомы и малые частицы обладают только вероятностной возможностью, предрасположенностью действовать так, а не иначе. Возможность реализовать свои способности предстает у них лишь как предрасположенность. Однако такая неопределенность их поведения не есть дело выбора, и потому их действия не являются намеренными).
Бог, утверждает теизм, наделяет неодушевленные вещи теми способностями и предрасположенностями, которыми они обладают, причем в каждое мгновение. Бог постоянно наделяет порох способностью взрываться, а также возможностью реализовать эту предрасположенность, если порох поджигают при нужной температуре и давлении. Сходным образом, утверждает теизм, Бог наделяет растения и животные, а также человеческие тела (в той мере, в какой они действуют ненамеренно, например, когда кровь прокачивается по нашим артериям и венам) теми способностями и предрасположенностями, которыми они обладают. И Бог также несет ответственность за существование людей. Он мог сделать так, чтобы мы действовали в соответствии с физической необходимостью. Но с учетом того, что у нас есть ограниченная свободная воля, Бог не обусловливает формирование тех целей, которые мы формируем. Это наше дело. Но Бог каждое мгновение хранит в нас наши базисные способности действовать и тем самым гарантирует, что формируемые нами цели значимы для мира. Бог позволяет нам выбирать между целью сделать движение рукой и целью не делать движения рукой. И Бог гарантирует, что (обычно) если мы формируем такую цель, она реализуется: если мы пытаемся двинуть рукой – она движется.
Когда Бог действует, чтобы добиться какого-то результата посредством сохранения существования каких-то объектов, а также сохранения их способностей и предрасположенностей действовать, он достигает этого результата не-базисным способом. Когда Бог заставляет порох взрываться благодаря тому, что сохраняет способность пороха взрываться, а также сохраняет возможность реализовать данную способность при поджигании, то вызывает взрыв не-базисным способом – подобно тому, как я заставляю дверь открыться, потянув ее на себя. Обычно Бог таким не-базисным образом вызывает стандартные исторические события – заставляя одни события вызывать другие. Однако он мог бы вызвать любое событие посредством базисного действия. Лишь иногда, по утверждению теиста, он достигает нужных результатов базисным образом. Временами Бог вмешивается в ход природного мира, чтобы напрямую достичь результата, который не будет получен посредством нормальных процессов, например, для излечения кого-либо от рака. (О таких божественных действиях я скажу подробнее в главе 7).
Бог совершенно благ. Его совершенная благость следует из его совершенной свободы и всеведения. Совершенно свободная личность неизбежно будет совершать то, что считает лучшим действием, и никогда не будет совершать то, что считает худшим действием. В любой ситуации выбор цели и попытка достичь ее предполагают, что данная цель рассматривается как определенное благо. Для того чтобы стремиться поехать в Лондон, я должен рассматривать свое пребывание в Лондоне как определенное благо – или потому, что пребывание там доставляет мне удовольствие, или потому, что это позволит избежать какого-то неприятного события, или потому, что я обязан быть в Лондоне. Рассмотрение какого-то момента моего пребывания в Лондоне как блага означает, что у меня есть причина ехать в Лондон. Если бы у меня вообще не было причины ехать в Лондон, то моя поездка туда не была бы намеренным действием (не была бы чем-то, что я намеревался предпринять). Намеренные действия личности должны быть поэтому хотя бы частично рациональными, и личность должна хотя бы отчасти руководствоваться рациональными соображениями. Но мы, люди, как отмечалось выше, не являемся полностью рациональными существами, поскольку подвержены желаниям. (Называя желания нерациональными, я не хочу сказать, что с ними что-то не так и что мы не должны им поддаваться. Я имею в виду лишь то, что они представляют собой склонности, которые мы обнаруживаем в себе. Эти склонности не находятся полностью под контролем соображений разума). Свободная от желаний личность, которая сформировала свои цели исключительно на основе рациональных соображений, неизбежно совершает действие, которое считает лучшим, или (если нет, как считает личность, самого лучшего действия, а только ряд равно лучших действий) одно из равно лучших действий.
И если есть моральные истины – истины относительно того, что хорошо или плохо в моральном плане, – то всеведущая личность будет знать их. Если, к примеру, кто-то лжет (это всегда морально плохо), то Бог знает это. В то же время, если лгать плохо только в определенных обстоятельствах, то Бог знает и это. Несмотря на сомнения закоренелых скептиков, практически все мы почти всегда знаем, что есть морально благие (а среди них и морально обязательные) и морально плохие (а среди них и морально вредные) действия. Морально благим делом является давать деньги (по крайней мере, какие-то иногда) умирающим от голода людям. И морально Обязательным делом является кормить наших детей, если они умирают от голода. Морально предосудительно и вредно мучить детей для развлечения. Кто может всерьез отрицать это? Моральное благо – это всеобъемлющее благо. Сказать, что морально благим делом является накормить умирающих от голода, не значит сказать, что это благое дело во всех отношениях. Отдав деньги умирающим от голода людям, мы можем лишить себя каких-то удовольствий в будущем, и поэтому даяние не является благим во всех отношениях. Но все же, это деяние есть благо в более важном отношении, поскольку спасает человеческие жизни и тем самым предоставляет людям шанс на будущее благополучие. Таким образом, в целом – это благое деяние. По крайней мере, так утверждает тот, кто утверждает, что речь идет о морально благом деянии. Бог, будучи всеведущим, обладает истинными верованиями о морально благом, и, как совершенно свободный, он будет совершать то, что считает (в целом) наилучшим. Он всегда совершает в целом наилучшее и никогда то, что в целом плохо. Поэтому Бог совершенно благ.
Некоторые моральные истины являются очевидными моральными истинами независимо от того, есть Бог или нет: определенно плохо мучить детей независимо от того, есть Бог или нет. С другой стороны, если теизм истинен, то мы обязаны своим существованием в каждое мгновение хранящему действию Бога. И он дает нам этот чудесный мир для наслаждения. (Конечно, не все аспекты этого мира чудесны, и мы рассмотрим его негативные аспекты в главе 6).
Бог – щедрый благодетель. Одна из основных человеческих обязанностей – доставлять (в определенных пределах) удовольствие нашим главным благодетелям. Это означает доставлять им какие-то небольшие удовольствия в обмен на те великие блага, которые они дали нам. Если теизм истинен, то, несомненно, самый великий наш благодетель – Бог, поскольку все другие благодетели в самой возможности благодетельствовать нам зависят от хранящей силы Божьей. Мы многое должны Богу. Поэтому (в определенных пределах) если Бог велит нам сделать что-то, то наш долг – сделать это. Подобно тому, как будучи детьми, мы должны делать то, что велят нам наши родители (в известных пределах), а также подобно тому, как мы должны подчиняться воле государства (в более широких пределах), точно так же мы должны делать то, что велит нам Бог. Например, мы не обязаны были бы отправлять богослужения именно по воскресеньям, если бы Бог не повелел нам поступать так. Но если Бог велит поклоняться ему именно в воскресенье, то это становится нашим долгом. (А если его повеление относилось бы, напротив, к субботам или пятницам, то тогда наш долг поклоняться ему в эти дни). И если Бог велит нам сделать то, что мы должны сделать в силу нашего долга, а также и в силу других причин (например, позаботиться о том, чтобы наши дети были сыты и получили образование), то тем более мы обязаны сделать это. Бог, таким образом, есть источник моральных обязательств – ведь именно его заповеди созидают моральные обязательства. Однако Бог не может сделать нашим долгом то, что не может быть нашим долгом: он не может заставить быть благом мучить детей ради удовольствия. Из его совершенной благости следует, что он не повелит нам поступать так – ведь неправедно велеть делать неправедное.
Некоторых современных читателей может удивить то обстоятельство, что теист допускает существование определенных моральных истин, являющихся моральными истинами совершенно независимо от воли Бога. Речь идет, однако, о проблеме, которая расколола христианскую философскую традицию. Я стал на сторону двух ее величайших представителей – св. Фомы Аквинского и шотландского философа XIV в. Дунса Скота, поскольку считаю, что есть моральные истины, независимые от воли Бога. Бог может лишь принудить нас к ним, но не изменить их. Но если есть моральные истины, такие как «плохо – мучить детей ради удовольствия», которые правомерны независимо от Божьей воли, то они будут подобны утверждению «никакая форма не может быть круглой и квадратной в одно и то же время». Такие истины должны быть правомерными, каким бы ни был мир, поскольку, в конечном счете, нет смысла считать их неправомерными.
Благие действия бывают двух видов. Это обязательства (т. е. долг) и благие действия за пределами обязательств – их называют благими действиями, превышающими требования долга (сверхдолжными). Мы заслуживаем осуждения, если не исполняем свои обязательства, но обычно не удостаиваемся похвалы, если выполняем их. И наоборот, мы не подвергаемся осуждению, если оказываемся не в состоянии осуществить какое-то благое действие, превышающее требование долга, но заслуживаем похвалу, если совершаем его. Не всегда очевидно, где проходит разделительная черта. Но ясно, что такая черта есть. Если я беру в долг деньги, то у меня есть обязательство вернуть их. Если я не возвращаю взятые в долг деньги, я заслуживаю осуждения. Однако обычно я не удостаиваюсь похвалы за возврат денег. И наоборот, у меня нет обязательства броситься на готовую взорваться гранату для того, чтобы спасти стоящего рядом друга. Но если я совершил такое действие, то заслуживаю высшей похвалы.
Обязательства большей частью проистекают из тех выгод, которые я принимаю добровольно, или из тех начинаний, которые я предпринимаю добровольно. У меня нет обязательства вступить в брак и иметь детей. Однако если у меня есть дети, у меня есть и обязательство кормить их и дать им образование. Все это наталкивает на мысль, что Бог перед тем, как он сотворит какие-то иные личности, не имеет каких-либо обязательств. Однако сотворение многих других личностей, включая людей, является благим делом, превышающим требование долга. И если он их сотворит, то возьмет на себя определенные обязательства по отношению к ним. Можно спорить по поводу того, в чем они заключаются, но в христианской традиции принято считать, к примеру, что если Бог дает нам какие-то обещания, то обязан сдержать их.
Невыполнение своих обязательств – это всегда в целом плохое действие, но обязательства по своему характеру ограниченны. Бог легко может (а в силу его совершенной благости ему это легко сделать) выполнить все свои обязательства. Но нет пределов возможным сверхдолжным благим действиям для личности – за исключением тех, что налагаются возможностями этой личности. Мы, люди, обладаем ограниченными возможностями и в состоянии совершить лишь несколько ограниченных благих действий, превышающих требования долга. Я могу отдать свои сбережения какой-то благотворительной организации, но тогда я буду не в состоянии отдать что-либо другой благотворительной организации. Если я посвящаю свою жизнь заботе о какой-то группе детей в Англии, то не смогу позаботиться о другой группе детей из какой-нибудь далекой страны.
Возможности же Бога неограниченны. Однако даже Бог, как мы видели, не в состоянии совершать то, что логически невозможно. А логически невозможно совершить всякое возможное благое действие, превышающее требования долга. Это благо, что Бог творит личности, включая людей. Но сколь бы многих он ни сотворил, было бы еще лучше, если бы он сотворил больше (вероятно, хорошо разместив их в бесконечно большой Вселенной). Если учесть, что человеческая жизнь – это в общем благо, то чем больше человеческих жизней, тем лучше. Бог не может сотворить лучший из всех возможных миров, поскольку такого мира быть не может – ведь всякий мир можно улучшить, больше наполнив его личностями, а также, несомненно, и многими другими способами. Итак, в чем же выражается совершенная благость Бога? Она не в том, чтобы совершать все возможные благие действия – это логически невозможно. Предположительно, она заключается в том, что он выполняет свои обязательства, не совершает плохих действий и совершает очень много благих действий.
Таким образом совершенная благость Бога налагает очень незначительные ограничения на то, какие действия он совершит. Ограничение, связанное с тем, что он не должен совершать какие-либо плохие действия и тем самым должен выполнять все свои обязательства, может в известной мере сужать возможности его действий по отношению к его созданиям, пока он сохраняет их бытие. Но это, как я полагаю, не налагает на него обязательство вечно сохранять их бытие (хотя в некоторых случаях было бы хорошо, если бы он поступил таким образом), не говоря уже вообще об обязательстве сотворить их. Но для Бога открыта возможность бесконечного числа благих дел: он мог бы сотворить бесконечно много универсумов и совершить при этом с ними бесконечно многое. И все это было бы выражением его творящей избыточной любви. Однако, несмотря на то, что он мог бы сотворить бесконечно много различных универсумов, есть, вероятно, лишь очень небольшое число видов универсумов, которые он мог бы сотворить. Он мог сотворить универсумы, содержащие какие-то личности с ограниченными возможностями, – людей, к примеру, а мог бы сотворить универсумы без таких личностей. И очевидная благость, по меньшей мере, одного из универсумов первого вида делает очень вероятным сотворение такого универсума. И нет предела возможному числу личностей, которые этот универсум мог бы содержать, а также нет ограничений в отношении того, какими они будут. Бог должен выбирать, какие из бесконечно многих благих дел совершить, ведь для совершения каждого из них у него есть основания. Таким образом, подобно нам в ситуациях, когда у нас есть выбор между действиями, для совершения которых имеются равные основания. Бог должен предпринять «подбрасывание монетки». Он должен решить, на каком основании действовать в ситуациях, когда действие не детерминируется ни его природой, ни чем-либо еще. Мы способны понять осуществление такого недетерминированного рационального выбора, поскольку мы сами иногда находимся в такой же ситуации.
Итак, Бог вечен, всемогущ, всеведущ и совершенно свободен. Из этого следует, что он вечен, бестелесен, вездесущ, творец и хранитель Вселенной, совершенно благ и является источником моральных обязательств. Но теизм не просто утверждает, что Бог обладает этими свойствами вечности, всемогущества, всеведения и совершенной свободы. Теизм утверждает, что Бог необходимо обладает этими свойствами – это сущностные свойства Бога. Позвольте объяснить, что это значит. Всякий объект обладает определенными сущностными свойствами и некоторыми акцидентальными (т. е. не-сущностными) свойствами. Сущностные свойства объекта – это такие свойства, которые объект не может утратить, не перестав при этом существовать. Одно из сущностных свойств моего письменного стола, например, заключается в том, что он занимает какое-то пространство. Он не мог бы перестать занимать какое-то пространство (лишиться своей массы) и при этом продолжать существовать. В отличие от этого, одно из акцидентальных свойств стола состоит в том, что он коричневого цвета. Он мог бы продолжить существовать, если бы я покрасил его в красный цвет и он перестал быть коричневым.
Личности – это по существу объекты, обладающие потенциалом интенциональных способностей, целей и верований. Я могу оказаться временно парализованным и без сознания, а потому оказаться временно утратившим способность думать или шевелиться. Но если я утрачиваю потенциал обладания этими способностями (если я их утрачиваю в такой мере, что никакая медицинская или иная помощь не сможет их восстановить), то в таком случае я перестаю существовать. С другой стороны, мои способности могут возрастать или уменьшаться, а мои верования – меняться (я могу забыть вещи, которые когда-то знал, и приобрести знания в новых областях), но одно и то же мое «я» будет продолжать существовать при всех указанных изменениях.
Теизм утверждает, что такое личностное существо, как Бог, в отличие от человека, не может утрачивать какие-либо из своих способностей и знаний или оказаться подверженным влиянию со стороны желаний. Если бы Бог утратил какие-либо из своих способностей, он перестал бы существовать – точно так же, как перестал бы существовать мой письменный стол, если бы перестал занимать какое- то пространство. А так как вечность (т. е. вечная длительность) также является сущностным свойством Бога, то никакой индивид, который приобрел существование или мог бы прекратить существовать, не есть Бог.
Если, как считает теизм, есть Бог, который сущностным образом вечно всемогущ, всеведущ и совершенно свободен, то Бог – это последнее фактическое основание, которое объясняет все прочее. Бог ответственен за существование всего, чем он не является, и за бытие его таким, каково оно есть, со всеми способностями и предрасположенностями всякого сущего. При его беспрерывном действии в каждое мгновение времени собственное существование Бога – единственное существование, которое не может быть объяснено действием Бога. У этого нет объяснения. В этом смысле Бог – необходимое бытие, существующее в силу самого себя, независимо от чего-либо.
Таков Бог, существование которого утверждают теисты (христиане, иудеи и мусульмане в числе прочих). Почему нам следует верить им? Для ответа на данный вопрос мы должны рассмотреть те критерии, которыми пользуются ученые и другие люди при разработке своих теорий для объяснения причин того, что они наблюдают.