Святой Прокл Константинопольский: терпеливый епископ

Источник

Величайший дар Церкви миру – святые. Если Церковь признает святых, значит, она живет и процветает. Святые делают таинство веры осязаемым.

Своей праведной жизнью они показывают путь спасения. Они могут отличаться друг от друга, но их объединяет Божественная благодать. Святые в конкретном месте и периоде времени представляют нам живое Евангелие Христово. Находясь на земле, они словно живут на небе, поскольку их вдохновителем, руководителем, заступником и помощником является Живодавец Христос.

20 ноября (3 декабря) вместе с другими святыми Церковь чтит память святого Прокла, Патриарха Константинопольского. Этот святой мало известен, но жизнь его достойна восхищения. Несмотря на свой ум и образование, он отличался безграничным смирением и был заинтересован не в своем преуспеянии, но в сохранении мира внутри Церкви. Четыре раза святой становился кандидатом на патриарший престол и лишь на четвертый раз был назначен Патриархом.

В синаксаре написано: «Во святых отец наш Прокл возвысился в период правления императора Феодосия II в 408 году. Показав себя благочестивым и добродетельным, он был рукоположен святым Сисинием, Патриархом Константинопольским, в епископа Кизикского. По прибытии в Кизик он не был принят клириками своей епархии, которые избрали другого епископа, по имени Далмат. Оставшись без епархии, Прокл возвратился в Константинополь».

В Константинополе святой Прокл приносит огромную пользу, уча прихожан православной вере. Когда патриарх Сисиний скончался, его место было предложено занять Проклу. Однако он не был избран и продолжил свое церковное служение. Когда появилась ересь Нестория, добродетельный и всепримиряюший епископ Прокл с готовностью встал на защиту православного вероучения. После победы над несторианством Прокл, внесший в эту победу огромный вклад, вновь оттесняется от патриаршего престола. На сей раз Патриархом Константинопольским был избран Максимиан. Прокл со смирением и преданностью служит новому Патриарху. После его смерти Прокл наконец занимает патриарший престол.

Приверженность Прокла основам христианской жизни, его терпеливое отношение к притеснениям, в конце концов, сделали его важнейшим духовным лицом своего времени. Продолжатель церковной традиции, заложенной святым Иоанном Златоустом, его соратник, святой Прокл терпеливо старался вернуть в лоно Церкви как сторонников несторианской ереси, так и тех, кто покинул Церковь в связи с изгнанием Иоанна Златоуста. Незлобивый и кроткий, он внес существенный вклад в формирование христологической догмы, дал Церкви мир, а его удивительные речи, посвященные деве Марии, закрепили за Ней именования «Богоматерь» и «Приснодева».

Святой Прокл называет Богородицу «мастерской, где объединились две природы» вочеловечившегося Сына Слова Божия. Равно как светильник не является причиной света, а лишь его проводником, так и Богоматерь не является Богом, но храмом Бога. Святой Прокл поддерживает «приснодевство» Богоматери и имя «Богородица». Божественное посещение, которое Прокл именует «неописуемым входом и необъяснимым выходом», делает Деву Марию Богородицей.

Помимо внесения ясности в догмат о вочеловечении святой Прокл в период разрушительных константинопольских землетрясений ввел в церковное служение Трисвятую песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Кроме того он позаботился о том, чтобы мощи святого Иоанна Златоуста были перенесены из Коман в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов – это прославило память святого.


Источник: Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия

Комментарии для сайта Cackle