прот. Василий Знаменский

Великопостное богослужение. Великое повечерие

Источник

Благовест церковный зовет нас в храм Божий и в вечернее время дня, при склонении солнца к западу. Обыкновенно совершается в это время вечерня, а к вечерне прибавляется особая служба, которая называется малым повечерием. Но в будничные дни великого поста бывает иначе. Вечерня в эти дни служится вместе с часами в первую половину дня. Поэтому вечером её уже и не бывает. Вместо же вечерни служится повечерие, но не малое, какое прибавляется к вечерне в обыкновенные, не постовые дни, а особое, называемое великим повечерием.

Слово „повечерие» показывает, что служба с таким названием совершается по вечери, или после вечери, т.е. после ужина. Значит, великое повечерие такая служба церковная, которую положено совершать после принятия пищи вечером, перед отходом ко сну. В книге церковной, называемой служебником, говорится, что, совершая молитвы повечерия, должны мы вспоминать о том, как Пресвятая душа Спасителя, с Божеством соединенная, сошедши во ад, пленила там князя тьмы – дьявола, души праведных от мучительства Его освободила и отверзла для них райские двери. Этим воспоминанием св. Церковь побуждает нас благодарить Господа за Его неизреченные к нам благодеяния, а вместе и молить Его об очищении нас от грехов и сподоблении царства небесного. При этом Св. Церковь особенно внушает нам прилежно молить Пресвятую Богородицу, чтобы Она была Предстательницею и Заступницею нашею во все дни нашей жизни, а особенно в день исхода души нашей из тела. Кроме сего в службе повечерия выражаются и такие вообще чувствования, которые должны быть в душе христианина пред отходом ко сну. С помощью Божьею и при свете Евангелия день прожит; а всякий новый день жизни нашей есть новый знак милости к нам Господа, дающего нам время для покаяния и исправления греховной нашей жизни. Посему сердце наше преисполняется чувствами благодарения к милосердому и долготерпеливому Владыке дней наших. Вечер же дня – наиболее удобное время и для того, чтобы оглянуться на свое прошлое и исповедать пред Богом свои вольные и невольные прегрешения. А наступление ночи побуждает нас молить Господа и о том, чтобы Он и в ночи был нашим Хранителем, как не оставлял Своею помощью в течение дня. Сообразно с такими мыслями и воспоминаниями и определены для повечерия молитвословия и песнопения.

Великое повечерие втрое более обыкновенного – малого. Состав великого повечерия таков, что его удобно разделить на три части, которые мы и рассмотрим порознь.

Первая часть, повечерия несколько подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием. После того, как священник благословит начало службы, читаются обыкновенные начальные молитвы, т. е. „Царю Небесный”, „Трисвятое”, „Отче наш”, „Придите, поклонимся”. За молитвами этими следует чтение шести избранных псалмов (4, 6, 12, 24, 30 и 90). Как на утрени псалмы шестопсалмия приспособляются к утреннему времени, так шесть псалмов великого повечерия приспособлены ко времени отхода ко сну. В них мы прежде всего благодарим Господа за прошедший день, молим Его и уповаем, что Он дарует безмятежный сон в наступающую ночь, сподобит нас и после сна смертного почить с праведными: „Яви нам свет лица Твоего, Господи! – взываем мы со св. Псалмопевцем, – Ты исполнил сердце мое веселием. Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, один даешь мне жить в безопасности” (Пс. 4, 8. 9). Сон есть подобие смерти. Посему, отходя ко сну, вспоминаем мы и о смерти, ожидающей каждого из нас. Возносим мы теплую молитву Господу, чтобы Он помиловал, спас нашу душу, пока не постигла нас смерть, так как после смерти поздно уже просить помилования: „Помилуй меня, Господи ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена. Обратись, Господи, избавь душу мой, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя? Утомлен я воздыханиями моими; каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочу постель мою... Доколи, Господи, будешь скрывать лице Твое от меня?.. Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным, да не скажет враг мой: я одолел его... Я уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня и буду петь имени Господа Всевышнего” (Пс. 6, 3–7; 12, 2. 4–6). Веруем мы, что долготерпелив Господь и многомилостив и взываем к Нему с крепкою надеждою на Его помощь и заступление: „Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, Господи! Благ и праведен! Господь, посему наставляет грешников на путь... Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его... Сохрани душу кою, и избавь меня, да не постыжусь, что на Тебя я уповаю (Пс. 24:6. 7. 8. 10. 20). Приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. В руки Твои предаю дух мой (Пс. 30:3. 4. 6). Эти последние слова – те священные слова, которые изрек и Господь Спаситель наш на кресте, когда предавал дух Свой Богу Отцу... Но в особенности полны крепкой веры и живой надежды на Господа слова псалма 90-го: „Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится. Говорит Господу: прибежище мое и защита моя, Бог мой, на которого я уповаю! Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы... Не убоишься ужасов в ночи, стрелы летящей днем, язвы, ходящей, во мраке, заразы, опустошающей в полденъ.., ибо Ты сказал: Господь упование мое... Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу Твоему, ибо Ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих” (Пс. 90:1–6, 9–11).

Когда из шести псалмов прочитываются первые три псалма, то, как и на, утреннем шестопсалмии, воссылаем мы славословие Пресвятой Троице; ,,Слава Отцу и Сыну и Святому Духу... Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже” (трижды). Это славословие возносим мы Господу и по прочтении остальных трех псалмов. По прочтении всех шести псалмов читается или поется песнь: С нами Бог, разумейте язы́цы (народы) и покоряйтесь яко (потому что) с нами Бог. Это бывает подобно тому как и на утрене после шестопсалмия, поется: ,,Бог Господь явися нам”... Слова „С нами Бог” выражают нашу радость, что не напрасна наша надежда на Господа, не напрасна и усердная к Нему молитва: Господь с нами, Он близок к нам, Он слышит нас, и помощь Его нам не замедлит. Слова эти взяты из книги св. пророка Исаии, который, просвещенный Духом Божьим, за много веков предвидел и другим предсказывал о пришествии Иисуса Христа на землю и о рождении Его от Пресвятой Девы.

Веруя и надеясь, что Господь Заступник наш – с нами, мы снова обращаемся к Нему с мольбою, чтобы Он послал нам, без греха провести наступивший вечер и наступающую ночь: День пришед благодарю Тя, Господи, вечер прошу с нощию, без греха подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День пришед славословлю Тя, Владыко, вечер прошу с нощию безсоблазнтво подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День пришед песнословлю Тя, Святый, вечер прошу с нощию ненавитен подаждь ми, Спасе, и спаси мя. Проведши при Божьей помощи день, мы в этих трех тропарях обращаемся ко всем трем лицам Пресвятой Троицы и просим Господа, чтобы он сохранил нас и в наступающие вечер с ночью, даровал нам провести их без соблазнов и без наветов от духа злобы. Но Господь помощником бывает только право в Него верующим, в таком только случае молитва наша услышана будет Господом. Посему, среди возносимых Господу молений, положено читать на сон грядущий и символ веры: „Bеpyю во единого Бога”... Исповедуя свою веру в Господа, мы тем самым предаем себя в Его Святую волю и ограждаем себя от всяких напастей твердою своею верою в Господа Всемогущего и Милосердного, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и претерпевшего крестные страдания и смерть. К Нему затем мы снова обращаем моления свои. В подкрепление своих молитв прибегаем мы к ходатайству Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, святых ангелов и всех святых: Пресвятая Владычице, Богородице, моли о нас грешных! Вся небесные силы святых ангел и архангел, молите о нас грешных! Святой Иоанне пророче, и Предтече, и Крестителю Господа, нашего Иucyca Христа, моли о нас грешных. Святые славные апостолы, пророки и мученицы, и вся святые, молите о нас грешных! Преподобные и богоносные отцы наши – пастыри и учители вселенныя, молите о нас грешных! Непобедимая и непостижимая, и Божественная сило честнаго и животворящего Креста, не остави нас грешных! Боже очисти нас. грешных и помилуй нас!

Далее следуют такие молитвословия, которыми заканчивается первая часть повечерия. Читаются „Трисвятое”, ,,Пресвятая Троице” и „Отче наш”. После молитвы Господней мы в двух тропарях просим Господа: ,,Просвети мои очи, Христе Боже, чтобы не уснуть мне сном смертным и чтобы не сказал мне когда враг мой: я укрепился на него. Боже! будь заступником души моей, потому что я хожу посреди многих сетей, избавь меня от них и спаси меня, Благий и Человеколюбец”. В следующей затем песни к Пресвятой Богородице мы высказываем, что ,,много может моление матернее ко благосердию Владыки” и потому взываем к Матери Божьей: ,,Всечистая! не отвергни молений нас грешных, ибо Владыка наш милостив, и спасти нас может, пострадав за нас”. Произносится затем „Господи помилуй” 40 раз и славословие Пресв. Богородице: Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим... сущую Богородицу Тя величаем. Чтец испрашивает у священника благословение на окончание первой части повечерия словами: именем Господними благослови отче. Получив благословение, он читает заключительную молитву. Начинается она так: Господи,. Господи, избавляй нас от всякой стрелы, летящей во дни, избави нас и от всякой вещи во тьме преходящей... В ней мы просим Господа: „Сподоби нас и ночное время провести без греха. Даруй душам нашим умиление... Отъими от нас всякое неподобное мечтание и похоть вредную, восставь нас на время молитвы утвержденными в вере и преуспевающими в исполнении Твоих заповедей”. За сим следует вторая часть повечерия.

Вторая часть великого повечерия начинается троекратным молитвенным воззванием: Прuдите, поклонимся Цареви нашему Богу. Затем сначала следуют чтения, взятые из Священного Писания, а потом тропари и молитвы. Все эти чтения содержанием своим призывают вас к покаянию в грехах наших, так что вторая часть великого повечерия вообще может быть названа покаянною. Из Св. Писания, прежде всего читается особенно близкий и дорогой верующему сердцу псалом 50-й. Псалом этот есть молитвенно – покаянный вопль; излившийся из сокрушенного сердца св. пророка Давида, после того как он сознал всю тяжесть сделанного им беззакония. Вместе с св. псалмопевцем взываем Господу и мы под тяжестью грехов своих: „Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои! Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисть меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе единому coгрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Ты возлюбил истину и внутрь меня явил мне премудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня... Господи, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою»! Подобный же молитвенный вопль кающегося сердца содержится и в псалме 101-м, который читается вслед за псалмом 50-м. „Господи! услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да придет! – так начинается псалом 101-й. „Не скрывай лица Твоего от меня,–взываем мы далее словами св. Псалмопевца, – в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое... Сердце мое поражено и изсохло, как трава, так что я забываю, есть хлеб мой. От голоса стенания моего кости мои прилъпнули к плоти моей... Не сплю я и сижу, как одинокая птица на кровле... Я ем пепел, как хлеб, и питие мое растворяю слезами, от гнева Твоего и негодования Твоего; ибо Ты вознес меня и низверг меня. Боже мой! не восхить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, ты переменишь их и изменятся. Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся».

Следует затем третье, взятое из Св. Писания чтение, именно – молитва Манассии, царя Иудейского. Этот царь быль очень нечестивый и ,,много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогнивать Его”. Он забыл истинного Бога, сам покланялся и других учил кланяться идолам; отличался кроме того кровожадною жестокостью и пролил много невинной крови. От его кровожадной руки умер мученическою смертью и св. пророк Исаия (за 700 л. до P. Хр.). Но настал предел долготерпению Божию царь Ассйро-Вавилонский осадил Иерусалим, взял Манассию в плен и в оковах увел его в Вавилон. Там Манассия был заключен в темницу, где обращались с ним очень сурово. Тогда-то наконец одумался нечестивый царь; в его загрубелом сердце пробудилось раскаяние, и он выразил свои покаянные чувства в молитве ко Господу, записанной в Библии (в конце 2-й кн. Паралипом). Вот эту то молитву и установлено читать на великом повечерии. Установлено потому, что не чужда и нам эта молитва: велики и наши грехи пред Господом, и мы забываем часто Господа, и у нас бывают свои кумиры и идолы – разны наши греховные наклонности, привычки и гибельные страсти: пьянство, распутство, гордость, злоба, ненависть и многие другие; и нас Господь нередко вразумляет тяжкими бедствиями и напастями, чтобы пробудить нашу уснувшую совесть. Как и нам поэтому не воззвать с Манассией Царем: „Господи Вседержителю, Боже отец наших! Ты не положил покаяние праведным не согрешившим Тебе, но мне грешному, потому что грехи мои более числа песка морского. Умножились беззакония мои, и я недостоин возвести очей своих на небо от множества неправд моих. Согрешил я, Господи, и знаю свои беззакония, но молю Тебя: прости и не погуби меня... Яви на мне благость Твою, – и восхвалю Тебя во все дни своей жизни”.

Молитвою Манассии оканчиваются чтения из Св. Писания. Затем во 2-й части повечерия следуют: „Трисвятое» и „Отче наш», а за ними Церковь снова выражает сознание нашей греховности и просит помилования, от лица самих молящихся, в покаянных тропарях: „Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Безответны мы пред Тобою, и одну только Тебе Владыке, молитву приносим: помилуй нас! Господи! помилуй нас, ибо на Тебя мы надеялись; не прогневайся много на нас и не помяни беззаконий наших, но призри на нас и ныне по Своему благоутробию, и избавь нас от врагов наших, ибо Ты Бог наш, а мы – Твои люди, все мы – дело рук Твоих и имя Твое призываем”. „Благословенная Богородица! открой нам двери милосердия Божия, чтобы, надеясь на Тебя, мы не погибли, но; избавились Тобою от бед, ибо Ты–спасение рода христианского. После этих молений к Господу и Его пречистой Матери 2-я часть повечерия оканчивается таким же порядком, как и первая. Иная только заключительная молитва; в ней мы просим Господа: помилуй мя грешного имиже веси (какими знаешь) судьбами спаси мя, недостойного раба Твоего.

3-я и последняя часть великого повечерия представляет собою повечерие малое, то самое, которое совершается отдельно в дни не постовые. Только на малом повечерии прибавляется еще из первой части великого повечерия – символ веры, а из второй его части– псалом 50-й покаянный. Если 2-я часть великого повечерия, как видели мы, заключает в себе чтения и песнопения покаянного характера, то третья часть – иного свойства: она состоит главным образом из славословий и хвалений Господу и святым угодникам Божьим. Потому она подобна той части утрени, которая начинается пением канона. Начинается она, как и вторая часть воззванием: ,,Придите, поклонимся”. Затем читаются псалмы – 69-й: Боже, в помощь мою вонми и 142-й: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во uсmине Твоей. Эти псалмы содержанием своим представляют как-бы переход от службы покаянной к службе более торжественной. Так, в первом из этих псалмов св. Церковь, словами, псалмопевца Давида, призывает к радости духовной всех верных рабов Божьих, ищущих Господа и творящих святую волю Его: „Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя и любящие спасение Твое; да говорят непрестанно: велик Бог!” А во втором псалме, указывая на множество врагов нашего спасения мы просим Господа, чтобы Он, изведший из темницы, ада души праведников, и нас не оставил в напастях наших; „Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших... Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.

Укрепив молитвою св. Псалмопевца надежду на Господа, мы затем восхваляем его величие и неизреченное к нам милосердие в славословии: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Чтение славословия начинается тою песнью, которую воспели св. ангелы при рождении Спасителя. Мы прославляем здесь Господа, пославшего в Mиp, Единородного Сына Своего; прославляем Сына Божия, как Агнца Божия взявшего на Себя грехи мира. Но не можем мы только славословить Господа. Немолчно прославляют Господа только св. ангелы. Мы же грешные чувствуем, что нечисто наше сердце, нечисты и уста наши. Посему к славословию присоединяем мы и усердные моления к Господу, которые приспособляем ко времени суток – к ночи: Господи! – взываем мы – Ты прибежище наше на все времена... Помилуй меня и исцели душу мою грешную. К Тебе я прибегаю: научи меня творить волю Твою; Ты – Бог мой и у Тебя источник жизни. В Твоем свете мы узрим свет; продолжи Свои милости людям, Тебя знающим. На праздничных утренях, когда славословие поется, здесь оно и кончается трисвятою песнью. Но на утрени постовой, как и вообще на будничной, славословие не поётсяг а читается и продолжено бывает еще следующими молениями: „Сподоби, Господи, в ночь эту сохраниться нам без греха... Научи меня, вразуми и просвети Своими Божественными заповедями, ведущими к оправданию пред судом Божьим. Господи! милость Твоя во век, не презри дела рук Твоих; Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает”...

По прочтении славословия поется особое песнопение, называемое каноном.1 В каноне прославляются Матерь Господа и Святые угодники Божии, которые в жизни земной искали Бога, и теперь возрадовались и возвеселились о Господе, которых оживил Господь и правдою Своею извел от печали. За каноном поется ,,велегласно и косно” (медленно) тропарь: Господи сил с нами буди… и псалом 150-ый: Хвалите Бога во святых Его.., тот самый псалом, который поется и на утрени перед великим славословием. Тропарь: „Господи сил с нами буди” поется на великом повечерии пред стихами этого псалма и служит к ним припевом. ,,Господи сил! – молимся мы в тропаре, – будь с нами; иного, кроме Тебя, помощника в скорбях своих мы не имеем; Господи сил помилуй нас”. Это моление продолжаем мы затем в ряде других тропарей, обращаясь к Господу и Его Пречистой Матери: „Господи! если бы мы не имели святых Твоих молитвенников и Твою, милующую нас благость, как мы осмелились бы, Спасе, воспевать Тебя, Которого непрестанно славословят ангелы? Сердцеведец, пощади наши души!” „Многое множество у меня, Богородице, прегрешений; к Тебе, чистая, я прибегаю, ища спасения; посети мою душу немощствующую и моли Сына Своего и Бога нашего дать мне оставление лютых моих беззаконий, Едина Благословенная!”. „Всесвятая Богородица! не оставь меня в дни моей жизни, не вверяй меня помощи человеческой, но Сама заступи и помилуй меня. Все упование мое на Тебя, Матерь Божия, возлагаю: сохрани меня под кровом Твоим!”

За этими тропарями следуют те молитвословия, которые находятся в конце полуношницы и часов, именно: „Господи помилуй» 40 раз, молитва, приличная каждому часу суток: Иже на всякое время и на всякий час2, славословие Пресвятой Троице и Божьей Матери и испрашивается, наконец благословение на окончание службы словами: „Именем Господним благослови, отче.” Ответив на это особым возгласом священник выходить к царским вратам и произносит молитву св. Ефрема Сирина „Господи и Владыко живота моего”... с 16 поклонами3,

После поклонов следуют заключительные моления службы. В них воедино сведены все прошения, возносимые Господу и Его Пречистой Матери во время всего повечерия. Сначала читается молитва Приснодеве Mapии: Нескверная, неблазная,.. чистая Дева... В ней мы просим Богоматерь: „Не гнушайся меня грешного.., но, как Мать человеколюбивого Бога, прими мое, от скверных уст приносимое Тебе, моление; моля Твоего Сына и нашего Владыку и Господа, чтобы Он обратил меня к покаянию; будь мне теплой предстательницей и помощницей в настоящей моей жизни, отгоняя нашествие вражеское, соблюди мою окаянную душу и во время исхода моего из сей жизни, далеко отгоняя от меня темные зраки бесов лукавых; в страшный день суда избавь меня вечной муки и сделай меня наследником неизреченной славы Сына Твоего и Бога нашего.”

Обращаясь затем к Господу Иисусу Христу, мы, отходя ко сну, молим Его: И даждъ нам, Владыко, на сон грядущий покой тела и души… „Сохрани нас от мрачного греховного сна.., укроти стремление страстей наших;.. даруй нам бодрый ум, целомудренный помысел, трезвящееся сердце, сон легкий и чуждый всякого сатанинского мечтания; восставь нас на время молитвы утвержденными в заповедях Твоих и имеющими в себе твердую память о правых судьбах Твоих.”

Но, сознавая опять свое недостоинство пред лицом Всесвятого Господа, мы снова прибегаем к предстательству и заступлению Богоматери: „Преславная Приснодева, Матерь Христа Бога! Принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, чтобы спас Он, по молитвам Твоим, души наши”.

В заключение обращаемся мы с славословием к Пресвятой Троице: Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый; Троице Святая, слава Тебе.”

Отпустом на постовом повечерии служит особая молитва, которую священник читает, вышедши из алтаря и обратившись к народу. Молитва начинается словами: „Владыко многомилостиве, Господи Иucyce Христе Боже наш... В ней священник молит Господа, чтобы Он, молитвами Пречистой Матери Своей, силою, честного и животворящего, креста и предстательством всех святых, сотворил благоприятною молитву нашу, даровал нам оставление прегрешений наших, покрыл нас кровом крил Своих, отгнал от нас всякого врага и супостата, усмирил нашу жизнь, помиловал нас и мир Свой и спас нас, как благий и человеколюбец. При чтении этой молитвы уставом церковным заповедано всем молящимся в храме преклониться до земли. Этим выражается глубокое смирение наше пред величием Божьим и полная преданность Его святой о нас воле.

По отпусте священник произносит ектению, туже, что и в конце полунощницы. В ней возносятся моления о всех живущих, не только любящих, но и ненавидящих насг а также и об отшедших отцах и братьях наших. Ектения заканчивается возгласом священника: ,,Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”. Певцы отвечают: „Аминь” и тем повечерие заканчивается. Выходя за тем из храма Божия и отходя ко сну; мы должны хранить тот благодатный душевный мир, который ниспослан нам по молитвам св. Церкви. Не должно быть в сердце нашем места злобе, вражде, недоброжелательству. Всех ненавидящих, обидящих нас должны мы простить от искреннего сердца. В монастырях поэтому и бывает после повечерия особый обряд взаимного прощения: предстоятель, сотворив поклон на землю, просит у стоящих в храме прощения себе: „Благословите, отцы святые простите ми грешному». И братия отвечает: „Бог простит ти, отче святый.”

Великое повечерие в первые четыре дня первой недели поста совершается с особенным прибавлением. Псалом 69-й „Боже в помощь мою вонми» читается тогда не в третьей части повечерия, а в самом начале, после возгласа священника. Вслед же за этим псалмом положено чтение великого канона святого Андрея Критского, который и прочитывается по частям за указанные четыре дня.

Святой Андрей, живший в 7-мъ веке по Рождестве Христовом, сначала обнаружил славу своих подвигов благочестия в пустыни палестинской, потом показал себя ревнителем веры на 6-мъ соборе Вселенском и наконец подвизался на архипастырской кафедре острова Крита. В тиши уединения своего он и сложил умилительный канон покаяния, который с любовью приняла св. церковь. Она узаконила читать его, как верное выражение чувств всякого кающегося христианина, дважды во время поста: на великом повечерии первых четырех дней его и весь сполна – на утрене в четверг пятой недели.

Из всех канонов – это самый пространный и замечательный. Содержанием своим он обнимает оба завета – ветхий и новый; с особенною живостью представляет пред нами некоторые из важнейших лиц свящ. истории; находит поучительные для нас уроки даже в греховных их падениях, и плач их о грехах растворяет собственными слезами. Каждая песнь начинается молитвенным воззванием. Выступают пред нами потом праотцы, пророки, судии и цари ветхозаветные. Ищет св. писатель достойного выражения порывов души своей к Богу и в Евангельских изречениях. Вся же девятая песнь, как венец канона, посвящена воспоминанию деяний Спасителя.

„Откуда начать мне оплакивать деяния окаянного моего жития? Какое положу начало, Христе, нынешнему рыданию. Но, как Благоутробный, дай мне, Господи, оставление прегрешений”. „Иди, окаянная моя душа, с плотыо своею, покайся пред Создателем всех, устранись от прежнего безсловесия и принеси Богу в покаяние слезы».

Так начинает св. Андрей покаянный плач свой. И текут затем из его уст горькие, но вместе и высокие по духу, обличения: „Мы поревновали преступление праотца нашего Адама, и, подобно ему, познали себя обнаженными от Бога. Вместо Евы чувственной, Евою мысленной был для нас страстный, нечистый помысел плоти, показующий сладкое, но напояющий горьким. Мы превзошли Каина убийством, сделавшись убийцами совести душевной, и не принесли Богу, подобно Авелю, ни жертвы чистой, ни жития непорочного”. „Душа моя! ты одна разверзла все хляби гнева Божия и потопила ими тело и жизнь, как некогда потоплена земля и все, остававшееся вне спасительного ковчега”. После страшной картины потопа наших страстей зовет пастырь Критский окаянную душу от земли языческой, от грехов её, в обетованную землю нетления; велит ей быть вольным пришельцем в мире, подобно Аврааму; велит бегать от возгорающейся чувственной похоти, как от пламени содомского, и не озираться назад. „Приближается, душа, конец, приближается, а ты нерадишь, не готовишься; время сокращается; близ, при дверях, Судия; как сон, как цвет, течет время жизни; что напрасно мятемся?” Является на обличение души и великое лицо Моисея. Душа грешная не убила, подобно ему, египтянина, т. е. не умертвила в себе чувственного помысла, от которого страждет и изнемогает ум духовный, как же она вселится в пустыню оставления страстей, чтобы быть в созерцании Бога, которого видел Моисей в купине неопалимой? Цари и пророки Израиля, один за другим, сходят со ступеней престолов своих, или выходят из глубины своих пустынь, чтобы, по зову пастыря Критского, поучать душу нераскаянную или поражать ее своими деяниями. „Давид, избранный на царство, царски помазался Божественным миром; и ты, душа, если хочешь царствия вышнего, помажься слезами, как миром”. Страшными примерами представляются ей Саул и Авессалом, Соломон, утратившие премудрость и Ахав нечестивый. „Если, подражая ему (Ахаву), не покоришься словам пророка Илии, то и тебе, душа, затворится небо, и тебя постигнет глад; но уподобись вдовице Сарептской и напитай пророчью душу”. „Дни мои исчезли, как сновидения пробуждающегося, и я плачу на ложе моем, как царь Езекия, дабы приложились мои лета жизни; но какой Исаия предстанет тебе, душа, если не всех Бог?”

И к сему Жизнодавцу, Спасителю душ, восходит наконец св. проповедник покаяния, прошедши все ветхозаветное. Он, внушает нам взывать, подобно разбойнику: „Помяни мя, Господи», подобно мытарю: „Боже, милостив, буди мне грешному, подражать в неотступности мольбы Хананеянке и слепцам на распутье: „Помилуй мя, Сыне Давидов», источать слезы, вместо мира, на главу и ноги Христовы, подобно блуднице, и горько плакать над собою, как плакали Мария и Марфа над Лазарем. „Закон изнемог, торжествует Евангелие, Христос вочеловечился, призвав к покаянию разбойников и блудниц; покайся, душа! отверзта уже дверь царствия, и прежде тебя входят в него и мытари, и фарисеи, и грешники кающиеся».

Когда же пастырь Критский, умиляясь над каждым подвигом земной жизни Спасителя, доходит наконец и до страшных Голгофских событий, то оскудевает крепость сердца его, и он, вместе со всею тварью, умолкает у подножия креста Христова и в последний раз восклицает: „Судия мой и Ведче мой; хотяй паки приити со Ангелы, судити миру всему, милостивым Твоим оком тогда видев мя, пощади, ущедри мя, Иисусе, паче всякого естества человека согрешивша.”

Певцы, от лица молящихся, в ответ на каждый стих канона из глубины сокрушенного сердца взывают к Господу: „Помилуй мя, Боже, помилуй мя!”

* * *

1

Подробнее о каноне см. в книжке нашей под заглавием: Утреня.

2

Подробнее о ней см. в нашей книжке под заглавием: Утреня.

3

Подробнее об этой молитве см. в книжке нашей под заглавием: Часы


Источник: Великопостное богослужение. Великое повечерие / прот. Василий Знаменский – Москва: Печатня А.И. Снегиревой, 1897. – 36 с.

Комментарии для сайта Cackle