Кафизма первая
Псалом Давида. Не надписан у евреев, 1.1
1 Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не вступил, и не сидел в сборище губителей;
2 Но в законе Господнем воля его, и закону Его будет поучаться он день и ночь.
3 И будет он словно древо, насажденное у источников вод, что принесет плод свой во время свое; и листва его не опадет, и во всем, что творит, преуспеет.
4 Не так будет с нечестивыми, не так! Но они, как прах, взметаемый ветром с лица земли.
5 Посему не воскреснут нечестивые на суд, и грешники – в совет праведных.
6 Ибо ведом Господу путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Псалом Давида, 2.2
13 Что возмутились народы и племена мыслили суетное?
24 Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его. Говорят они:
35 «Расторгнем узы, наложенные Ими, и свергнем иго Их!»
4 Но Живущий на Небесах посмеется над ними, Господь посрамит их;
56 Тогда изречет Он им в гневе волю Свою и яростью Своею ввергнет их в смятенье.
67 А Я поставлен Им Царем над Сионом, горою святою Его,
7 Возвещать повеление Господне. Господь сказал Мне: «Ты сын Мой, Ты ныне рожден Мною.
8 Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и во владение Тебе – пределы земли.
98 Пасти их будешь жезлом железным, как сосуды горшечника, сокрушишь их!»
10 И ныне, цари, разумейте, поучайтесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом!
129 Примите наставление, да не прогневается Господь и не погибнете вы, сойдя с пути праведного, ибо возгорится вскоре ярость Его! Блаженны все, надеющиеся на Него!
110 Псалом Давида, когда бежал он от Авессалома, сына своего, 3.
2 Господи, что так умножились гонители мои? Многие восстают на меня;
3 Многие говорят душе моей: «Нет спасения ему в Боге его!»
4 Но Ты, Господи, Заступник мой, слава моя, и возносишь Ты главу мою.
511 Воззвал я ко Господу моему, и услышал Он меня с горы святой Своей.
6 Я уснул и спал, но встал я, ибо Господь Защитник мой.
7 Не убоюсь тысяч людей, отовсюду нападающих на меня.
812 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты сразил всех, враждующих со мной неправедно, зубы грешников сокрушил.
9 Ты, Господи, даруешь спасение, и на народе Твоем благословение Твое.
Слава:
113 В конец, песнь, псалом Давида, 4.
2 Когда призывал я, услышал меня Бог, знающий правоту мою, в тесноте скорби дал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою!
3 Сыны человеческие, доколе будете вы жестокосерды? Что любите суету и что ищите лжи?
4 Познайте же: дивным соделал Господь праведника Своего. Господь услышит меня, когда воззову к Нему.
514 Гневаясь, не согрешайте; о том, что говорили вы днем в сердце вашем, на ложе вашем сожалейте!
615 Принесите жертву делами правды и уповайте на Господа! Многие говорят:
716 «Кто явит нам благо?» Запечатлелось на нас сияние лица Твоего, Господи.
817 Ты даровал веселие сердцу моему; они же от плода пшеницы, от вина и елея своего обогатились.
918 В мире усну и успокоюсь, ибо Ты, Господи, вселил в меня единого упование.
119 О наследствующей, псалом Давида, 5.
2 Слова мои услышь, Господи, прими зов мой!
3 Внемли молению моему, Царь мой и Бог мой; Тебе помолюсь я, Господи!
4 Поутру услышь голос мой; поутру предстану пред Тобою, и Ты узришь меня.
620 Ибо Тебе, Боже, не угодно беззаконие: не водворится у Тебя муж лукавый,
621 И не устоят беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззакония,
722 Погубишь Ты всех, говорящих ложь; мужа лукавого, проливающего кровь, гнушается Господь.
8 А я, по великой милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в страхе пред Тобою.
9 Господи, наставь меня правдою Твоею, пред лицом врагов моих направь к Тебе путь жизни моей!
10 Ибо в их устах нет истины, сердце их суетно, гроб отверстый гортань их, языком своим лукавствуют. Суди их, Боже!
11 Да отпадут от замыслов своих! За их великое нечестие низринь их, ибо прогневали они Тебя, Господи!
1223 И да возвеселятся все, кто уповает на Тебя! Возрадуются они вовеки, и Ты вселишься в них; и похвалятся Тобою любящие имя Твое.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, точно оружием, Ты оградил нас.
124 В конец, песнь о восьмом дне, псалом Давида, 6.
2 Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем!
3 Помилуй меня, Господи, ибо немощен я; исцели меня, Господи, ибо содрогнулись кости мои,
4 И душа моя в сильном смятенье... О, Господи, доколе?...
525 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей!
6 Ибо никто из умерших не поминает Тебя, и во аде кто исповедает величие Твое?
7 Изнемог я от воздыханий моих, омываю плачем всякую ночь ложе мое, слезами моими постель мою орошаю.
8 Помутились от горести очи мои, ослабел я среди врагов моих.
9 Отступите от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь плач мой!
1026 Услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою.
11 Да постыдятся и придут в смятенье враги мои, да обратятся вспять и посрамятся вскоре!
Слава:
127 Псалом Давида, воспетый им Господу после слов Хусия, сына Иемении, 7.
2 Господи Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня от гонителей моих, избавь меня!
3 Да не похитит враг, словно лев, душу мою, когда не будет избавителя и заступника!
4 Господи Боже мой, если сотворил я дурное, если осквернил неправдой руки мои,
5 Если отомстил я творящему мне зло, да повержен буду врагами моими!
6 Да преследует враг душу мою, и да настигнет меня, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою в прах низведет!
7 Восстань, Господи, в гневе Твоем, поднимись над пределами врагов твоих; вознесись, Господи Боже мой, да свершится заповеданное Тобою!
8 И сонм людей обступит Тебя, и возвеличься над ними!
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по незлобию моему!
10 Да иссякнет злоба грешников! Наставь праведника, Боже, Ты, испытующий праведно сердца и души!
11 Поможет мне Бог, спасающий всех, хранящих правду в сердце своем!
12 Бог Судия праведный, и могучий, и долготерпеливый, не всяк день являет Он гнев Свой.
13 Если не обратитесь к Нему, оружие Свое изострит; лук Свой напряг Он и держит его наготове.
14 И вложил Он в тетиву орудия смерти, стрелы Свои огненосными сделал.
15 Вот грешник заболел неправдою, зачал злобу и породил беззаконие.
16 Ископал ров и углубил его, но сам упадет в яму, вырытую им.
17 Обратится злоба его на голову его, и на темя его неправда его падет.
18 Прославлю Господа за правый суд Его и воспою имя Господа Всевышнего!
128 В конец, о точилах, псалом Давида, 8.
2 Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле! Ибо вознеслось величие Твое превыше небес!
329 Устами младенцев и грудных детей совершается хвала Тебе пред лицом врагов Твоих, дабы сокрушить врага и мстителя.
4 Вот смотрю на небеса, деяния рук Твоих, на луну и звезды, сотворенные Тобою!
5 Кто есть человек, что помнишь Ты его? Или сын человеческий, что посещаешь Ты его?
630 Умалил Ты его лишь немногим пред ангелами, славою и честью увенчал его;
731 И поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его:
832 Овец, и волов, и всякий скот полевой,
933 Птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими.
1034 Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле!
Слава:
* * *
Вынесенный в начало сборника псалом 1 служит зачином Псалтири. В нем показан контраст добра и зла, праведных и грешных и установлен критерий нравственности человека – его верность Божественному Закону. Св. отцы понимают этот псалом как развернутую метафору, видя в нем, с одной стороны, свидетельство о внутренней жизни человека, с другой – пророчество о Господе нашем Иисусе Христе. Свт. Василий Великий (IV в.) толкует слова совет нечестивых как возникающее в сердце сомнение, неверие, недоверие Богу, путь – как жизнь, которая все время движется к концу, сидел – как неподвижное, постоянное коснение в грехе, губителей – как тех, кто стремится свои пороки предать другим, и весь смысл первого стиха он разъясняет так: «Блаженное дело и не помышлять о зле; если же, уловленный врагом, принял ты в душу советы нечестия, не стой в грехе, а если тому подвергся, не утверждайся во зле (Свт. Василий Великий. Беседа на первую часть первого псалма). В отличие от свт. Василия свт. Афанасий Великий (IV в.) усматривает в псалме иносказание о Христе. Для него нечестивые, грешники, губители – это книжники, фарисеи, законники, которые восставали на Господа нашего Иисуса Христа, источники вод – это Божественное Писание, которое проповедует Господа, а древо – Сам Господь наш Иисус Христос.
Святые и учители Церкви истолковывают этот псалом как мессианский. В нем содержится пророчество о пришествии в мир Мессии – Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божиего, и о воцарении Его над всем миром; а также о восстании против Него царей, князей и древнееврейского народа, восстании суетном и тщетном.
Под народами и племенами в этом псалме св. отцы понимают древних евреев и римлян, под царями – Ирода и Пилата, под князьями – иудейских книжников, фарисеев, законников, под Помазанником – Господа нашего Иисуса Христа. «Помазанник» – человек, над которым совершено помазание елеем (т. е. возливание на голову оливкового масла) и который этим актом возведен на высшее ответственное служение – первосвященника, царя или пророка. В Библии говорится о том, как были помазаны на священство Аарон (см.: Исх. 29:7), на царство Саул и Давид (см.: 1Цар. 10:1; 16:13), как пророк Илия помазал себе в преемники своего ученика Елисея (см.: 3Цар. 19:16). Слова «мессия» (евр.) и «Христос» (греч.) в переводе на русский язык означают «помазанник».
Под народами и племенами в этом псалме св. отцы понимают древних евреев и римлян, под царями – Ирода и Пилата, под князьями – иудейских книжников, фарисеев, законников, под Помазанником – Господа нашего Иисуса Христа. «Помазанник» – человек, над которым совершено помазание елеем (т. е. возливание на голову оливкового масла) и который этим актом возведен на высшее ответственное служение – первосвященника, царя или пророка. В Библии говорится о том, как были помазаны на священство Аарон (см.: Исх. 29:7), на царство Саул и Давид (см.: 1Цар. 10:1; 16:13), как пророк Илия помазал себе в преемники своего ученика Елисея (см.: 3Цар. 19:16). Слова «мессия» (евр.) и «Христос» (греч.) в переводе на русский язык означают «помазанник».
Этот стих, по мнению свт. Афанасия Великого, произносится от лица упомянутых в ст. 2 врагов Господа нашего Иисуса Христа, которые отвергают Его учение и отказываются нести иго, о котором сказано: «Возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11:29).
Свт. Афанасий Великий видит в этих словах пророчество, которое сбылось в словах Господа нашего Иисуса Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи» (Мф. 23:13) и «Горе вам, законникам» (Лк. 11:52) и в разрушении Иерусалима римлянами.
Гора Сион – Иерусалим. Сион – гора на юго-западе Иерусалима, где возвышалась иерусалимская крепость. Эту крепость Давид отвоевал у иевусеев, назвал ее «городом Давидовым» и перенес туда главную святыню Израиля, Ковчег Божий (Ковчег Завета) – ящик, в котором хранились каменные доски с начертанными на них заповедями, данными Моисею Богом на горе Синай (см.: Исх. 24–27; 2Пар. 5). Св. отцы под Сионом понимают Церковь, над которой Господь наш Иисус Христос как Богочеловек поставлен от Бога Отца Царем, хотя по Божеству Господь наш Иисус Христос, как Бог, имеет Царство по самой природе (свт. Афанасий Великий).
Под жезлом железным св. отцы понимают Крест Христов.
Под наставлением свт. Афанасий Великий понимает евангельское учение.
Пророк Давид на опыте своего греховного поступка научает нас целомудренной жизни: никому не делать зла и соблюдать Закон Божий. Ст. 1. Услыхав о заговоре своего сына Авессалома, Давид с немногочисленной свитой покинул Иерусалим. Восстание сына против отца не увенчалось успехом. Принудив сторонников Давида принять бой, Авессалом погиб от их руки (см.: 2Цар. 15–18). В этом нападении сына на отца учители Церкви усматривают справедливое возмездие за совершенное Давидом преступление, когда сам он разбил чужую семью, послав на смерть Урию и взяв себе его жену Вирсавию (см.: 2Цар. 11). Ибо откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Псалом предвозвещает предстоящие нам от врага искушения, когда бываем гонимы своими и многие восстают на нас. В высшем пророческом смысле в псалме слышен глас Господа нашего Иисуса Христа к Богу Отцу во время Крестных страданий (свтт. Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Григорий Нисский).
...с горы святой Своей – подразумевается гора Сион в Иеруслиме; в переносном смысле – Небо.
...зубы грешников – в зубах животных их сила; зубы грешников (нечестивых, врагов) – вся «сила» их. Давид уверен в неизбежном поражении врагов.
В конец дословно соответствует греч. переводу Семидесяти толковников. Греч. вариант возник, возможно, из-за неправильного прочтения евр. слова. В зависимости от того, к какому корню евр. языка восходит это надписание, оно получает неодинаковый смысл. В конец может указывать на мелодию, которая повторяется, пробегая через различные строфы, может означать также, что псалмы с такого рода надписанием пелись по окончании субботы и других праздников. Евр. термин может быть понят и как «победитель, начальник» – отсюда возник перевод русской Синодальной Библии: «Начальнику хора»; в греч. переводах Акилы и Феодотиона и у блж. Иеронима читается: «Победителю». Свт. Афанасий Великий толкует псалом как восхваление победы Давида над Авессаломом и соответственно в ст. 2 видит упоминание о помощи, которую Давид получил во время бегства (см.: 2Цар. 16:1–2), а в ст. 3 под сынами человеческими подразумевает тех, кто надеялся на силу многочисленного войска в войне против праведника.
...на ложе – т. е. ночью. Отходя ко сну, сокрушайтесь о своих греховных помыслах.
Бог требует не ритуальных обрядов и жертвоприношений, а повелевает приносить жертвы добродетели духовные, внутренние: долготерпение, незлобие, милосердие, смиренномудрие (см.: Пс. 50:19; Ис. 1:10– 18).
Псалмопевец противопоставляет себя многим (т. е. толпе), которые ищут земных благ, сам же он ищет только общения с Богом; ...сияние лица Твоего, Господи – свидетельство о благословении человека Богом (см.: Чис. 6:25–26; Пс. 30:17).
Противопоставление продолжается: и сам Псалмопевец, и многие достигли искомого. Для Псалмопевца искомое заключено внутри него, в веселии сердца, для многих – в земных благах: ...от плода пшеницы... обогатились. Мотив сердечного веселия обычен для псалмов (ср.: Пс. 15:9). Веселие и утешение сердца подается Духом Святым от прилежания в молитве. Кто понуждает себя к постоянной молитве, тот как бы сопрягается с Богом таинственной святостью и неизреченным расположением сердца.
...единого – находящегося в одиночестве.
О наследствующей – перевод Семидесяти толковников. Более точно евр. надписание звучало бы: «О наследии». Соответствующее евр. слово может обозначать также духовой музыкальный инструмент или особый тон, прием пения. Святые отцы понимают под наследствующей Церковь Божию или человеческую душу, которая должна получить в наследие Царство Небесное. Содержание псалма – утренняя молитва, и он входит в чин утреннего богослужения Православной Церкви (первый псалом первого часа).
Это усиливающееся в своей резкости (не угодно...возненавидел...погубишь) обличение людей за их пороки перекликается с видением пророка Исаии (см.: Ис. 1:11–15).
Это усиливающееся в своей резкости (не угодно...возненавидел...погубишь) обличение людей за их пороки перекликается с видением пророка Исаии (см.: Ис. 1:11–15).
Это усиливающееся в своей резкости (не угодно...возненавидел...погубишь) обличение людей за их пороки перекликается с видением пророка Исаии (см.: Ис. 1:11–15).
Этой радостью о Боге можно хвалиться, радоваться и восхищаться, ибо она не нарушается никакими обстоятельствами, но еще более возвышается от препятствий. А кто хвалится вещами житейскими, тот подобен веселящемуся во сне (свт. Иоанн Златоуст).
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...о восьмом дне – под «восьмым днем» св. отцы понимают Жизнь Будущую, которая стоит за пределом седмеричной земной жизни настоящего века. Псалом построен как диалог человека и Бога: вопрос человека и ответ Бога. Человек в душевном отчаянии молит Бога вывести его из этого состояния, исцелить, спасти. Перед нами предстает вся тяжесть душевных мучений: ...содрогнулись кости...слезами постель мою орошаю... Помутились... очи. Эта наглядная картина завершается признанием своего бессилия: ...ослабел я. И вот, дойдя до крайнего самоуничижения, человек вдруг получает ответ от Бога: Господь слышит его, откликается на его молитву. Состояние молящегося человека сразу меняется: тот, кто за мгновение до этого признавал свою слабость, теперь гонит врагов прочь.
Преследуемый Саулом Давид имел возможность захватить и умертвить спящего Саула, но сознательно сохранил ему жизнь (см.: 1Цар. 26).
Бог смотрит не на внешность человека, а на его сердце (см.: 1Цар. 16:7; 1Пар. 28:9); ...сердца и души («утробы») – устойчивое словосочетание (ср.: Пс. 25:2; 72:21; Иер. 11:20; 17:10; 20:12).
Хусий, сын Иемении, – лицо неизвестное. В библейском повествовании упоминается друг царя Давида Хусий Архитянин, который во время восстания Авессалома против отца сумел своим советом отсрочить битву и тем спас Давида. Если именно этот эпизод подразумевается в псалме, то мы слышим тут тревогу и мольбу царя о помощи перед сражением с Авессаломом. Междоусобный конфликт выносится на суд Божий и тем приобретает одновременно и космический (ибо суд вершит Бог), и личный характер, потому что проверке подлежат глубины человеческого существа (Бог испытывает сердца и утробы человека, а на чаши весов ложатся, с одной стороны, незлобие Давида, с другой – коварство его врагов).
В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; точило – место для выдавливания виноградного сока; ...о точилах – псалом с таким надписанием пелся либо при топтании винограда, либо на мотив песни, под звуки которой шел сбор винограда. Пророк воспел этот псалом от лица верующих сердец, получающих таинственное вино христианского учения от духовных точил – Церквей Божиих.
Устами младенцев – в Евангелии эти слова приведены как пророчество о Господе нашем Иисусе Христе (см.: Мф. 21:15–16).
Слава и честь – это Крест; и Сам Господь наш Иисус Христос называет его славою, когда говорит: «Прииде час, да прославится Сын Человеческий» (Ин. 12:23).
При творении мира Бог дал человеку власть над всеми животными, чтобы каждому из них он нарек соответствующее имя (см.: Быт. 1:26; 2:19–20).
Так как этот псалом пророчествует о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа, а Сам Господь сошел на землю с Неба и потом снова взошел на Небо, то псалом этот в конце возвращается к своему началу: пророк Давид заканчивает его выражением удивления о величии имени Божия (свт. Иоанн Златоуст).