свящ. Николай Оглоблин

Источник

Отделение первое: о храмах

Внешность храмов Христианских

§ 123. Храмы Христианские, по внешнему своему виду и устройству, разнообразны,смотря по условию месте, местности, времени и других обстоятельств; впрочем, в древности, по преимуществу, придавали «храмам», или вид плывущего корабля, как знамения церкви Христовой, на земле воинствующей и стремящейся к небу – своему единственному безопасному пристанищу; или расположение Креста, на котором храмы и основываются и которым венчаются, как победным знаменем и главным выражением Христианского духа деятельности. – В наши времена, при устроении храмов, удерживается, главным образом, это последнее расположение, т. е крестообразное.

Главные части храмов

§ 129. При полном устройстве, храм непременно имеет три части: притвор, собственно храм и алтарь225.

Притвор

§ 130. Притвор в древности назначался преимущественно для оглашенных, кающихся и для иноверцев, которые на обедне могли оставаться в нем до известного возглашения: оглашенные изыдите! И в наше время могут помещаться в нем все лица этих разрядов; больше же помещаются сами верующие. Сверх того, в притворе отпраляются различные Христиавские требы.

Собственно храм

§ 131. В самый храм, кроме западных врат, как главных, вводят верующих еще двое: южные и северные. Внутренность «храма» назначается собственно для верующих. Посреди его, для чтения «Евавгелий» (иногда и «Апостолов») и для сказывания «поучений», возвышаетея амвон226; по сторонам, для поющих, устрояются клиросы227, с хоругвями228, иногда же и хоры229 вверху западной стены; а самая передняя часть храма, весьма часто, делается несколькими ступенями возвышеннее прочих частей храма230, и на этом то возвышении устроивается иконостас231, за которым помещается «алтарь».

Иконостас

§ 132. Иконостас имеет: а) Царские врата, б) двое боковых дверей: южные и северные, и в) в нижнем «ярусе», никак не меньше232 трех икон, так называемых местных,233 именно: Спасителя, Богоматери и праздничной, или храмовой, т. е. иконы в честь того праздника, или святого, которому храм, или в храме тот, или другой «придел»234 нарочито посвящен. – Над «царскими вратами непременно помещается икона: или нерукотворенный образ, или тайная Вечеря. Выше, над первым ярусом икон, в иконостасе, помещаются другие ярусы с иконами, по крайней мере несколько икон, или священных «изваяний», напр. Евангелия, чаши и проч., над всем же возвышается Крест, или Распятие.

Алтарь

§ 133. Главная святыня в алтаре – престол, на котором, между прочим, совершается величайшее из таинств – великая безкровная Жертва новозаветная. Необходимые принадлежности престола суть: св. антиминс, Евангелие с крестом и Дарохранительница235. – По левую сторону «престола» бывает жертвенник, с патиром, дискосом, копием и проч.,236 для совершения «проскомидии»; а место за престолом к востоку называется горним.

* * *

225

Алтарь – латинское слово и значит: возвышенный жертвенник, место особенно посвященное Богу, для принесения молитвы, или «жертвы».

226

Амвон с греческого: место восхождения, куда т. е. нужно входить для «благовествования», чтоб, некоторым образом, представлять Ангела, сидевшего, у гроба Господня, на камне и благовествовавшего о Воскресении Господнем, и проч.

227

Клиросы – отделения, или места для поющих, разделяющихся, по церковному чину, на два «хора».

228

Хоругвь – отличительный знак чего нибудь, или коко нибудь, знамя, «символ».

229

Хоры меcmo для хоров, т е поющих, ликующих, или составляющих какие нибудь лики, отделения.

230

Эта возвышенность в храме, по церковному называется: солея.

231

Иконостас по-русски: иконо-ставление, иконо-постановление, т. е. такое место, где по преимуществу иконы ставятся.

232

Больше же, и, при этом, в большем, или меньшем количестве, всегда могут быть.

233

Т. е. имеющих в иконостасе непременно определенные места.

234

Приделы в храме тο же, что второй, третий и т. д. престолы, или алтари, после главного.

235

Дарохранительница иначе называется: гробница, Хлебоносец.

236

Здесь же и частью на престоле, вместе с свящ. сосудами, употребляются: тарелочки, ковшечек, или стаканчик, и губка. – К свящ. сосудам причисляются и те, в которых а) хранится св. миро, б) разносятся запасные Дары, в) освящается вода, и на которых благословляются хлебы, на всенощных бдениях. – При архиерейских служениях употребляются: ди-и три-кирии, рипиды, лампада, кувшин и проч.


Источник: Пособие к повторению уроков о церковном богослужении православной церкви, читанныз старшим воспитанницам Киевского института законоучителем, священником Николаем Оглоблиным. - Киев: Унив. тип., 1862. - 166 с.

Комментарии для сайта Cackle