Предварительные сведения
Объяснение названия: «церковное Богослужение» православной церкви
§ 1. Церковным Богослужением в нашей православвой церкви называются: «вечерни, утрени, обедни», так же: «молебны, панихиды» и другие различные священные, или церковные службы1, необходимые для спасительного освящения человека благодатию Духа Всесвятого, для возможного на земле удовлетворения высшим человеческим желаниям, стремлениям, и совершаемые не иначе, как священными, т. е. чрез Божественную благодать освященными и священной церковной властью на это служение избранными и утвержденными лицами.
Божественная важность и всеобщая необходимость «Богослужения православной церкви»
§ 2. Совершать в христианской церкви «священные службы» именно чрез «освященные» благодатию, а не чрез простые, «неосвященные», лица, установлено Самим Господом нашим, И. Христом2 следов. это установление, как Божественное, и само свято, неизменно, и определяемый им образ служения Господу Богу делает священным, в существе никогда неизменным. – С другой стороны, так как освящаться «благодатию» Духа Всесвятого есть первая, ничем не заменимая потребность немощного духа человеческого, равно как и всего существа нашего, и составляет положительное, даже единственное условие3, к приобретению права на вступление, как во временное, так и в вечное царство Христово, для блаженного соединения с Богом во Христе; а главнейшие пути к этому соединению и восприятию Божественной благодати представляются лишь в «церковном Богослужении»4, напр. в «обедне», в «таинстве крещения» и в подобных тому священнодействиях; то и должно быть, как и на самом деле есть, для каждого истинно-верующего человека очевидным и несомненым, что это Богослужение, в строжайшем смысле, обязательно и совершенно необходимо для каждого истинного члена церкви Христовой, как и для всякого ищущего спасения души и блаженного упокоения в Боге.
Истинное понятие о «Богослужении православной церкви»
§ 3. По божественной своей важности и совершенной необходимости для каждого истинно – верующего человека, «церковное Богослужение» православной церкви не может и не должно быть почитаемо каким нибудь дополнением, или прибавлением к «Богослужению частному», к личной молитве каждого верующего человека, как существа разумно-нравственно-религиозного, обязанного поклоняться Богу духом и истиною5; тем более оно не составляет одной внешней и поэтому уже не безусловной стороны «внутреннего Богопочтения»; а напротив, есть самостоятельная, самая существенная часть истинного Богопочтения, или лучше, есть его основа и самое верное, лучшее выполнение, для удовлетворения высшим стремлениям и потребностям духа человеческого.
Долг и цель науки о «церковном Богослужении»
§ 4. Изучить «церковное Богослужение“ во всей его полноте и обширности, и надлежащим образом постигнуть дух его – всего лучше чрез самоеж Богослужение, т. е. чрез живое и деятельное участие в нем, тем более, что это участие не только возможно, а и непременно обязательно для вас; «наукаж о Богослужении», в деле изучения Богослужения, должна быть только помощницей, лишь мудрой спутницей, подготовляя нас, так сказать, к знакомству с столь высоким и священным предметом нашего изучения, и руководя особенно в тех случаях, когда нашего собственного соображения и понимания бывает не достаточно, для надлежащего полного познания предмета.
Главный предмет науки
§ 5. Сообразно с нашим понятием о долге и цели нашей науки; с другой стороны, имея в виду не столько пытливые, притязательные требования разума, сколько сознательное возбуждение и поддержание благоговейного религиозного чувства, – будем, при нашем изложении церковного Богослужения православной церкви, главным образом вникать в существо и содержание этого Богослужения, вводя подробности его и различные изследования лишь на столько, на сколько этого потребуют наши собственные нужды и личное усмотрение.
Порядок изложения науки
§ 6. Главный порядок нашего изложения» будет порядок обыкновенного обозрения изучаемых предметов, т. е.
Сначала покажем источники церковного Богослужения и общий состав его (это будет часть «общая», или «предварительная»);
За тем изложим самое Богослужение, по частям и в различных его видах (часть «составительная», или существенная);
Наконец сделаем необходимые приложения к нашему «изложению», для пополнения и пояснения его (часть «прикладная», или добавочная).
* * *
В книгах церковных, «службы церковные» вообще называются: последованиями, иначе: «следованиями», или «возследованиями», так же – чином (церковным); некоторые же из них известны под именем: треб, молитвословий, молебных пений; а по-просту они называются: службой, молебствием, молебном и проч.
Смотр. Ефес. 4: 11, 12; снес. 1Кор. 4: 1; Деян. 20: 28
Помимо церковного Богослужения, других положительных, более надежных средств к получению спасительной «благодати» не представляет нам, ни св. писание, ни практика церкви Христовой, как современной нам, так и древней; то же самое подтверждается и догматом о божественном происхождении «церковной иерархии» (смотр примеч. 2-е) и о «непрерывном в ней преемстве» благодатных даров Духа Всесвятого.