О.Д. Лада

Источник

Некоторые мысли о церковном пении. И. М. Т.

Церковное пение, как и всякое другое церковное искусство: святые иконы, архитектура или убранство наших православных храмов, своим исполнением должно вызвать благоговейные чувства у молящихся. Оно должно способствовать утишению страстей, душевному успокоению и искренней сердечной молитве. В отличие от светского пения оно должно быть совершенно бесстрастно; иными словами, оно должно быть лишено какой-либо эффектности, действующей эмоционально на молящихся, рассеивающей их внимание и отвлекающей ум от молитвы.

На Руси с самых давних времен песнопения на богослужениях исполнялись по строго установленному гласовому кругу. Распевы гласов с течением времени и в зависимости от того, где они пелись, видоизменялись и постепенно вылились в определенные формы, которые впоследствии были записаны на ноты и стали известны как распевы: греческий, большой и малый знаменный распевы, распев Киево-Печерской Лавры и ряд других. Св. Церковь установила для церковного обихода 8 определенных гласов, этим как бы оттеняя характер: торжественный, радостный, скорбный или покаянный – поющихся стихир, тропарей, прокимнов. Глас обычно составлен из 2-х, 3-х, 4-х коротких отдельных музыкальных фраз, повторяющихся по порядку столько раз, сколько потребует длина песнопения, и заключительной фразы. (Исключение составляет большой знаменный распев и некоторые другие распевы, где мелодия распространяется на все песнопение и представляет как бы целое законченное музыкальное произведение с более или менее ярко повторяющимися музыкальными фразами).

Такое построение гласа исключает возможность каких-либо эмоциональных эффектов в исполнении песнопений: молитва поется ровным речитативом, и этим достигается спокойное и строгое пение, а однообразие повторяющейся мелодии действует успокаивающе на душу и способствует сосредоточенности молитвы.

Можно ли сказать то же о вольных произведениях? Может ли их исполнение оказать то же действие, что и гласовое пение, то есть настроить молящихся на тихую сердечную молитву? Если вольное произведение выдержано в строго религиозном духе и лишено каких-либо музыкально-эмоциональных эффектов, оно несомненно подействует благотворно на сердце и ум молящихся и вызовет у них умиление и искреннюю молитву.

Но если композитор духовной музыки в процессе своего творчества увлечется внешней красотой форм и музыкальной эффектностью, то как бы талантливо и прекрасно ни было созданное им произведение, оно не будет отвечать своему назначению.

Оно помешает священнику сосредоточиться, рассеет внимание молящихся – у одних оно вызовет протест и раздражение и лишит их возможности молиться, другие же настолько увлекутся музыкальной стороной исполнения, что смысл самой молитвы до них и не дойдет. Поэтому выбор песнопений должен производиться регентом очень тщательно и, что чрезвычайно важно, с благословения отца настоятеля.

Рассмотрим теперь, каково должно быть само исполнение песнопений на церковных службах с точки зрения оттенков и музыкального ритма. Возьмем для примера воскресную всенощную:

Обычную всенощную следует начинать с простого «Благослови душе моя Господа». Чем проще будет музыкальный текст, тем лучше. К подготовке славословия Божия следует приступать со смирением и благоговейно.

«Блажен муж» следует петь просто на глас. Молитва эта покаянная, и речитативное ее исполнение наилучшим образом настроит сердца молящихся на дальнейшее последование службы.

Стихиры на «Господи, воззвах» следует всегда начинать торжественно и вдохновенно. В них изложена сущность празднуемого торжества. Подготовка к службе кончилась и начинается само славословие.

Особенно торжественно должно быть исполнение догматика, который следовало бы петь с канонархом. Этим усилится торжественность молитвы и, кроме того, смысл ее легче дойдет до сознания молящихся.

«Свете тихий» желательно исполнять просто и тихо, как сама молитва на то указывает, кроме разве больших праздников, когда можно себе позволить спеть «нотное», но опять такое, которое бы вдохновляло, а не отвлекало. Воскресный прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» – всегда торжественно и громко, и желательно на глас, а не на одной линейке. По своему смыслу он торжественен, стих прокимна взят из Ветхого Завета и означает победное пророчество. Сугубая и просительная ектений поются тихо, проникновенно, не затягивая, но и не спеша. Обращение к Господу должно звучать просительно и благоговейно. Стихиры на стиховне так же, как и стихиры на «Господи воззвах», – торжественно и громко. Этим снова подчеркивается торжество праздника.

«Ныне отпущаеши» – тихо, проникновенно, не спеша, как можно проще на шестой глас. Только под большие праздники можно было бы выбрать такую композицию, которая своей выдержанной строгостью соответствовала бы величию вспоминаемого события. Тропарь Пресвятой Богородице громко и радостно, второй раз можно тише, а в третий опять громко, и громко закончить вечернее «Буди имя Господне».

Если проверить теперь ритм оттенков вышеизложенной вечерни, то окажется, что составленная схема отвечает по своему духовному замыслу равномерному чередованию форте и пиано.

После торжественного конца вечерни большие огни гасятся и начинается тихое чтение Шестопсалмия.

Для молящихся наступает как бы пауза. Внимая бесстрастному чтению псалмов, душа успокаивается и сосредотачивается в молитве. После Шестопсалмия великая ектения исполняется ровно, как и на вечерне (подготовка к полиелею).

«Бог Господь» – торжественно и громогласно так же, как и Тропарь и Богородичен. Кафизмы – тихо, не торопясь, проникновенно прославляя Св. Троицу. «Хвалите имя Господне» – снова громко. По воскресеньям следует петь простое или, если непременно захочется спеть «нотное», то выбрать самое несложное. Не надо вообще стремиться петь как можно больше нотного, да посложнее, да и погромче. При выборе песнопений следует прежде всего учитывать как свои силы, так и настроение молящихся. Песнопения, даже самые прекрасные, но не под силу хору и посредственно спетые, нарушают благоговейное настроение молящихся и мешают молиться.

Тропари «Благословен еси Господи» – ровно и проникновенно. Прокимен – громко, как и за вечерней. После Евангелия – «Воскресение Христово видевше», псалом 50, «Слава и ныне» и проч.– ровно, и затем – чтение диаконом «Спаси, Боже, люди Твоя…» – пауза перед каноном. Ирмосы же следует петь бодро и не тягуче; они перемежаются ровным чтением тропарей и этим достигается строгая ритмика длинного канона. «Величит душа моя Господа» по 8-й песне канона должна петься всегда тихо, «смиренным» напевом. Слова молитвы Самой Богородицы должны повторяться тихо и коротко. Иное дело, когда «Величит душа моя» заменяется в великие праздники величанием, которое надо петь торжественно и громко.

После канона «Свят Господь Бог наш»-должно звучать особенно торжественно, а после чтения экзапостилария «Всякое дыхание» и стихиры – всегда вдохновенно и с подъемом. Особенно же торжественно и с воодушевлением: «Преблагословенна…». Далее «Великое славословие» следует петь совсем тихо, четко выговаривая слова и соблюдая строгий ритм – не ускоряя и не замедляя.

После тихого «Славословия» – громкие тропари, ровные ектении и умеренно громкий и скорый отпуст, но без торопливости.

Из этого следует, что и на утрени идет все время чередование форте с пиано, но в полиелее, как и подобает, преобладает форте. Таким образом, музыкальное исполнение будет соответствовать духовному смыслу всенощной, что создаст у молящихся мир душевный и расположенность к искренней сердечной молитве.

Скажем теперь несколько слов о технической стороне управления регентом хора на церковных службах и в частности о чередовании тональностей. Как правило, хору, отвечая на возгласы священнослужителей, следует петь либо в тонике (фа-фа), либо в кварте (возглас в басовом до, а хор: до-ля-фа), либо в квинте или октаве (возглас в соль или в теноровом до, а хор: до-соль-ми-до). Так, если диакон читает ектению в фа, то и петь ее следует в фа. Если ектения читается в до, можно петь либо в широком расположении голосов до-соль-ми-до, либо в узком, опять же в до-ля-фа. Нижнее до диакона приятно звучит квартой ниже тоники хора. При переходе из мажора в минор и обратно следует держаться ближайших ступеней. Так, например: если «аминь» великой ектений на вечерне был пропет в фа-мажор, то «Блажен муж» следует петь в соль-минор. Можно также при переходе пользоваться и соответствующим мажору минором; «аминь» в соль-мажор – «Святый Боже» в ми-минор и т. п.

При наличии небольшого хора следует петь почти все в узком расположении голосов. Широким расположением, где голоса отстоят друг от друга далеко, пользоваться можно лишь тогда, когда регент располагает достаточным числом голосов в каждой партии и когда он уверен в точности этих голосов.

Регент должен стремиться передавать песнопения как можно проще, обращая особое внимание на значение слов молитвы и требуя от певчих четкого и ясного произношения слов.

К церковному пению, в котором прославляется Святая Троица, Пресвятая Богородица, святые угодники, нужно приступать благоговейно и со страхом Божиим. Молитва есть устремление человеческой воли к Богу, и на регенте лежит большая ответственность не дать заглохнуть этому устремлению молящихся, а напротив – поддержать его. Это возможно лишь при условии, если регент будет чувствовать внутренний духовный ритм богослужения и поведет свой хор в этом ритме.

Если вышеизложенные мысли будут приняты регентом во внимание, то даже при самом небольшом хоре и без особых голосов желаемая цель будет достигнута – молящиеся обретут мир и тишину душевную и покинут храм утешенные и успокоенные.


Источник: О церковном пении. Сб. статей. Сост. О.В. Лада. М.: Талан, 1997

Комментарии для сайта Cackle