священник Никифор Востоков

Краткое объяснение на Божественную Литургию в вопросах и ответах, составленное священником Никифором Востоковым

Источник

Содержание

Беседа первая (вступительная). О Божественной Литургии или Обедне вообще Беседа вторая. О начале божественной литургии или обедни Беседа третья. О выходе диакона из алтаря на амвон, о великой эктении и о священнических возгласах Беседа четвертая. О малом выходе со Святым Евангелием Беседа пятая. О Трисвятой песни Беседа шестая. О чтении Святого Апостола и Святого Евангелия Беседа седьмая. О сугубой эктении и об изведении оглашенных из церкви Беседа восьмая. О Великом входе со Святыми Дарами Беседа девятая. Об эктении после Великого входа, или об Ангеле Хранителе Беседа десятая. О снятии воздуха или большого покрова с Честных Даров, и о колебании этим воздухом во время пения верую Беседа одиннадцатая. О воспоминании Тайной Вечери, и о совершении таинства Святого Причащения Беседа двенадцатая. О величании Божьей Матери, о молитве за живых и умерших и о приготовлении к принятию Святых Тайн Беседа тринадцатая. О появлении Святых Даров предстоящим и о принятии Св. Тайн Беседа четырнадцатая. О перенесении Святых Даров с престола на жертвенник Беседа пятнадцатая. О конце Божественной Литургии или о выходе из церкви Заключение  

 

Беседа первая (вступительная). О Божественной Литургии или Обедне вообще

Православные христиане!

Многие из вас почти неупустительно ходят к Службе Божией, – и Господь наградил вас за это; но много ли из вас найдётся таких, которые бы хорошо понимали слова и действия священника или диакона, например, во время Обедни? Кажется не многие. А потому я намерен, при помощи Божьей, объяснить вам Божественную Литургию или, как вы называете её, Обедню, дабы вы могли стоять и молиться в церкви Божьей с большим благоговением и с большей пользой. Понимать хорошее всегда полезно, а тем более понимать Службу Божью. Поясняя Обедню, мы будем извлекать из неё для себя и назидание.

Но прежде, чем мы примемся за объяснение, я нужным считаю сказать вам о Божественной Литургии или Обедне вообще.

И Вечерня и Утреня, так же как и Обедня называются Службой Божьей; но Обедня отличается от этих Служб Божьих тем, что во время её совершается Великое Таинство Святого Причастия, то есть, хлеб и вино пресуществляются Духом Божьим в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы.

Божественную Литургию или Обедню установил Сам Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечери. Иисус Христос, перед страданиями Своими, взошёл в пространную и убранную горницу, воздал хвалу Богу, взявши хлеб, преломил его, и подавая его ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Моё. – Потом, подавая им чашу с вином, сказал: пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за

многия изливаемая, во оставление грехов (Мф.26:26–28). Причастив Апостолов, Иисус Христос повелел им тоже самое делать в Его воспоминание: сие творите в Моё воспоминание, сказал Он им. Эту первую Литургию, которая называется Тайною Вечерию, Иисус Христос с Апостолами окончил проповедью пением и молитвой (Ин.13; Мф.26:3).

Как совершил Господь наш первую Литургию, и как Он повелел совершать её Апостолам, так она и совершается в нашей Православной Церкви неизменно до сего времени. Вникните попристальнее. Иисус Христос совершил Литургию в пространной и убранной горнице. Стало быть, для совершения Божественной Литургии, нужен пространный и украшенный дом: этот дом мы называем церковью, которую украшаем

священными изображениями или иконами.

Иисус Христос, перед совершением Святого Таинства воздал хвалу Богу. В нашей Церкви так и делается: священник во время Литургии прославляет и благодарит Бога хвалебными возгласами и тайными молитвами.

Иисус Христос совершил Таинство Святого Причащения на хлебе и вине. У нас так и делается: хлеб этот у нас называется просфорою, вино же бывает лучшее виноградное. Тайная Вечеря была окончена проповедью, пением и молитвой, и у нас при Литургии молятся, поют и сказывают проповедь.

Иисус Христос, при совершении Литургии, повелел совершать её Апостолам в Его воспоминание. Это повеление Спасителя у нас исполняется в самой точности: каждое действие, каждый обряд и каждый стих напоминают нам, во время Литургии, об Иисусе Христе.

При этом должно ещё помнить, что Литургию никто не может совершать, как только одни избранные и посвящённые на то мужи: именно, Архиереи и посвящённые от них священники, как имеющие на то законную власть, которая передаётся им от самих Апостолов, а стало быть и от Самого Бога. Как это? спросите вы. А вот как: Апостолы избрали вместо себя достойных мужей (2Тим.2) и посвятили их, – кого в Архиерея, кого во священника, и передали им власть совершать Таинства; а эти достойные мужи передали эту власть другим достойным. И таким образом эта власть совершать Таинства с тех пор передаётся в нашей Православной Церкви друг от друга, то есть, от одних Архиереев на других, а от них и на священников, – передается до сего времени и будет передаваться до скончания века.

Видите, братия, как наша Православная, Церковь свято и нерушимо исполняет установление и повеление своего Господа и Спасителя! Поэтому Литургия Православной Церкви и называется святейшей.

Скажу вам ещё: мы не будем говорить с вами о той части Литургии, в которой приготовляется хлеб и вино для совершения Таинства Св. Причащения. Она совершается тайно – невидимо для глаз ваших. А мы будем говорить большею частью о том, что вы видите и слышите, и говорить будем в вопросах и ответах так, как будто бы я кого-нибудь из вас‚ спрашиваю, а он отвечает на мой вопрос. Такое объяснение, кажется, будет легче для вашего понятия.

И так мы начнём, испросив Божие благословение.

Беседа вторая. О начале божественной литургии или обедни

Как начинается Литургия или Обедня?

Когда прочитают часы, тогда открывается церковная завеса и диакон, покадивши алтарь, выходит на амвон, молится перед Царскими дверьми и громко возглашает: Благослови Владыко!

Но что ты видишь в алтаре ещё прежде диаконского выхода?

Когда откроется церковная завеса, тогда в алтаре видно, что священнике и диакон кланяются пред престолом, и при этом священник целует Евангелие и престол.

Не знаешь ли ты, что говорит в это время священник?

Прочитавши молитву, Царю небесный, священник два раза говорит: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лк.2:14). И потом: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Что он воспоминает этими словами?

Священник воспоминает и прославляет этими словами Рождество Господа нашего Иисуса Христа; потому что эти слова пели Св. Ангелы в ту самую ночь, когда родился Иисус Христос.

Что означает престол и Евангелие на престол в то время, когда священник кланяется перед ним и говорит: Слава в вышних Богу?

Престол означает в это время те ясли, в которых лежал Иисус Христос повитый пеленами; а Евангелие на престоле означает Самого Иисуса Христа, принявшего на Себя плоть человеческую. Потому-то священник и целует в это время прежде Евангелие, как Самого Христа, а потом уже и престол, как ясли, из благоговения к Тому, Кто в них лежал.

И так, когда открывается церковная завеса и священник кланяется перед престолом, что ты должен тогда вспомнить?

Я должен тогда вспомнить, как Сын Божий сходил для нашего спасения на землю, облекался в плоть нашу, был младенцем; должен вспоминать это, и благодарить Его от всего сердца за такую любовь Его к нам грешникам. Без Иисуса Христа мы все погибли бы навеки.

Прежде, чем диакон выходит из алтаря на амвон, что он делает?

Диакон, для начатия Обедни, прежде всего просит у священника благословения.

Этим действием диакона чему научает тебя Св. Церковь?

Этим действием диакона Святая Церковь научает меня тому, что каждое дело я должен начинать с благословения Божьего, напр.: пахать ли я хочу, или сеять; учиться ли чему хочу; в дорогу ли собираюсь, или другое что хочу делать, исключая, разумеется, худого дела; я должен прежде перекреститься и сказать: Господи благослови! Без благословения Божьего никогда не бывает хорошего успеха.

Беседа третья. О выходе диакона из алтаря на амвон, о великой эктении и о священнических возгласах

Кого напоминает тебе диакон, когда он выходит из алтаря и громко возглашает: Благослови Владыко!

Диакон, напоминает мне Вифлеемских пастухов, которые, поклонившись Младенцу Иисусу, вышли из пещеры, хваля и благодаря Бога (Лк.2:20), и рассказывали о Рождестве Христовом всем своим знакомым. Так и диакон, подражая им, выходить из алтаря как из пещеры, и перед всеми прославляет Господа, громко возглашая: Благослови, Владыко! то есть прославь, восхвали Господа.

Что на это отвечает диакону священник?

Священник также громко прославляет Бога хвалебным возгласом: Благословенно, то есть, славно царство Отца и Сына и Святого Духа‚ ныне и присно, и во веки веков!

Что отвечают на этот и на всякий хвалебный возглас священника предстоящие христиане?

На этот и на все хвалебные возгласы священника предстоящие христиане отвечают словом: Аминь, то есть, правда!

После сего что начинает диакон?

После сего диакон начинает великую эктению: Миром Господу помолимся.

Что значит великая эктения?

Великая эктения есть продолжительная молитва, разделённая на несколько прошений.

Что значит: миром Господу‚ помолимся?

Миром Господу молиться значит то, что мы, во время молитвы, не должны думать ни о чём постороннем, что может развлечь благочестивые мысли наши; а в особенности миром Господу молиться значит то, что мы, приступая к молитве, должны помириться со всеми, которые чем-либо обидели нас, или кого мы обидели сами; потому что без мира и согласия Господь не примет молитвы нашей. Сам Иисус Христос говорит нам: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши. Если же вы не простите, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших (Мк.11:25–26

Какие прошения ты запомнил в великой эктении?

В великой эктении есть прошения: о Государе Императоре и всей Царской Фамилии, о всей Палате, то есть, обо всех начальниках, и о воинстве; – есть также прошения о святом храме; и о тех, которые стоять в нём с благоговением и страхом Божьим; – о Святейшем Синоде – об Архиерее, о священниках и диаконах, о всём причте и обо всех людях, – также о плавающих, путешествующих, о больных и пленённых на войне или другим каким-либо образом.

Кто нам велел так молиться?

Так молиться нам велели сами Апостолы, которые были научены тому от Самого Иисуса Христа. Апостол Павел пишет в одном месте к христианам: «Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения, за вся человеки: за царя, и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем. (1Тим.2:1–2)"

Что поют предстоящие христиане после каждого прошения?

После каждого прошения предстоящие христиане поют: Господи помилуй, то есть: Господи, прости нас грешных и услышь молитвы наши!

Чем оканчивает диакон великую эктению?

В конце великой эктении диакон вспоминает или призывает в помощь Пресвятую Богородицу, как самую сильную ходатаицу за нас у Бога, а с Ней вместе призывает в помощь и всех Святых, которые как друзья Божьи, могут также ходатайствовать за нас у Бога; а призвавши в помощь Богородицу и всех Святых, диакон‚ убеждает нас предать Христу Богу самих себя и друг друга и весь живот наш, то есть, все прошения наши и всю жизнь нашу.

Что значит предаваться Христу Богу?

Предаваться Христу Богу значит во всём положиться на волю Божью, – то есть, при молитве о земных благах, мы должны думать так: если Ты, Господи, хочешь исполнить наши прошения, то исполни; а если не хочешь, то не исполняй, – как Тебе угодно!

Почему при молитве о земных благах нужно полагаться на волю Божью?

Потому что мы, по-неведению, иногда просим того, что может повредить нам; а Бог лучше нас знает, что нам должно получить, и чего не должно: Он всеведущ, и вперёд знает, что с нами может случиться. Стало быть, что Бог делает с нами, то все для нас хорошо; потому что Он милосерд, и желает нам одного только добра. А потому я должен с певцами сказать: Тебе Господи! то есть: да будет со мною воля Твоя, Господи! Ты лучше меня знаешь, что для меня будет полезно; а потому и телом и душею предаюсь в волю Твою!

Чем оканчивает великую эктению, да и вообще все молитвы священник?

Великую эктению и вообще все молитвы священник оканчивает хвалебным возгласом, или славословием Отцу и Сыну и Святому Духу.

Чему научает тебя Святая Церковь хвалебными возгласами?

Хвалебными возгласами Святая Церковь научает меня тому, что я, по окончании каждого доброго дела, должен воздать хвалу и благодарение Господу Богу; без Его помощи я ничего, не мог бы сделать; мы Богом движемся и существуем, говорит слово Божье. А потому, после каждого дела, я должен перекреститься и сказать: слава Богу, – или слава Тебе, Господи!

Беседа четвертая. О малом выходе со Святым Евангелием

Почему вход со Св. Евангелием называется малым?

Вход со Св. Евангелием называется Малым для отличия от Великого входа со Св. Дарами, который бывает во время пения Херувимской песни.

Расскажи мне, как бывает Малый вход со Св. Евангелием?

Малый вход бывает так: отворяются Царские двери, на клиросе читают учение Иисуса Христа о девяти блаженствах, то есть, о том, кто, будет блажен в будущей жизни, также и приличные дню стихиры; потом диакон идёт боковыми дверьми со Святым Евангелием, впереди его несётся светильник; диакон с Евангелием останавливается в Царских дверях и, поднимая его несколько вверх, возглашает: премудрость! ‒ прости! а предстоящие поют: приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси нас Сыне Божий.

Что напоминает нам Малый вход со Св. Евангелием?

Малый вход со Святым Евангелием, напоминает нам о том, как Иисус Христос, вскоре после крещения, начал всенародно проповедовать Своё спасительное учение.

Что означает при Малом входе выносимое Евангелие?

Евангелие при Малом входе означает Самого Иисуса Христа, который ходил по городам и сёлам Галилеи, Самарии, Иудеи, и учил там народ, говоря: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк.1:15).

Что означает при Малом входе светильник, который несётся вперед Евангелия?

Светильник при Малом входе напоминает нам великого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, который шёл впереди Иисуса Христа и свидетельствовал о Нём, как о Сыне Божьем. Сам Иисус Христос назвал Пророка светильником горящим и светящим (Ин.5:3З).

Почему Иоанн Креститель называется светильником?

Потому что при Иоанне Крестителе, как при светильнике, Иудеи должны были видеть в Иисусе Христе не простого человека, но Сына Божьего. Иоанн говорил об Иисусе Христе как о Сыне Божьем, Которому он недостоин развязать и ремень у сапогов его; но Иоанн был Великий Пророк Божий, как и все Иудеи признавали его; поэтому они должны были поверить ему: потому что Пророк, как посланник Божий, не может лгать. Сам Иисус Христос ссылался на Иоанна, как на такой светильник, при котором Иудеи должны были видеть истину. Он сказал Иудеям: вы посылали ко Иоанну, и он засвидетельствовал о Истине, то есть о том, что Я Тот Самый, Которого вы ждете.

Ещё что означает светильник перед Евангелием?

Светильник перед Евангелием означает ещё то, что Евангельское учение есть свет всему миру. Как светильник прогоняет тьму и освещает то место, где он находится так и Евангельское учение просвещает те страны, где оно проповедуется. Без Евангельского учения, как без светильника, мы не могли бы видеть истины, то есть узнать истинного Бога.

Что означает возглашение диакона в Царских дверях: премудрость! – прости?

Диакон, поднимая в Царских дверях Евангелие, как бы так, говорит: «Вот, христиане, та Книга, в которой находится Божественная‚ премудрость, указывающая нам путь ко дверям Царства Небесного, а потому, будьте прости! – то есть, правы, отбросьте от себя грешные мысли и суетные желания ваши, а обратите всё ваше внимание на Службу Божью, и с благоговением поклонитесь Господу; Который дал нам Святое Евангелие…» Поэтому предстоящие христиане, в знак благодарности и покорности Евангельскому учению, и поют: приидите поклонимся и припадем ко Христу.

И так что ты должен подумать во время Малого входа со Св. Евангелием?

Смотря на Св. Евангелие, как на Самого Иисуса Христа – проповедующего я должен вспомнить что-нибудь из проповеди его, – в особенности же я должен вспомнить, каков, по учению Иисуса Христа, должен быть христианин, и что он должен делать, чтобы получить вечное блаженство. А для этого, смотря на Евангелие, я должен представить себе, что и мне Иисус Христос говорит так: «если ты ничем не гордишься и терпишь несчастья твои с надеждой на Бога, и сокрушаешься о грехах твоих; если будешь удерживаться от гнева, – будешь со смирением переносить обиды и без ропота повиноваться начальству; если будешь дорожить Моим учением и с охотою будешь исполнять закон Мой; если будешь помогать в беде несчастному; если не будешь замышлять ничего зловредного в сердце твоём; если будешь стараться не только сам жить в мире с ближними, но, по-возможности, и других мирить поссорившихся между собою; если будешь терпеть притеснения за честность и за высказанную тобою правду, – и если что-либо будешь терпеть за Меня: то, будь уверен, Я дам тебе такой приятный покой и такие сокровища, каких не было и не будет во всём мире, и этими сокровищами ты будешь наслаждаться, вечно!»

Беседа пятая. О Трисвятой песни

Что делают священник, и диакон прежде начатия Трисвятой песни?

Приготовляясь к пению Трисвятой песни, священник прежде сам прославляет святость Господа хвалебным возгласом: яко свят еси Боже наш.., а диакон, ставши перед иконой Спасителя, громко возглашает: Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны! то есть: Господи, сохрани от всякой беды Благочестивейшего Государя нашего и весь царствующий дом Его, и всех православных христиан, и услышь молитвы наши, дабы мы, в тишине и спокойствии, могли достойно петь Тебе Трисвятую Ангельскую песнь до скончания века! И в знак этого диакон, делая рукою как бы круг, который означает вечность (потому что круг не имеет ни начала, ни конца), громко произносит: и во веки веков!

Как поётся Трисвятая песнь?

Трисвятая песнь поётся так: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!

Почему Трисвятая песнь называется Ангельской песнью?

Потому что эта песнь взята с неба от самих Ангелов, которые поют её перед престолом Святого всемогущего и бессмертного Царя славы.

Когда и как Трисвятая песнь взята с неба?

Во время благочестивого Царя Феодосия и сестры его Царевны Пульхерии, случилось в Греции страшное землетрясение, так что во многих местах села и малые города провалились в землю, и некоторые источники и реки вдруг высохли, а на сухих и безводных местах потекли воды. И когда в самом Цареграде попадали многие строения; тогда Царь Феодосий и Царевна Пульхерия упросили Святого Патриарха Прокла помолебствовать в поле. И когда весь народ с Царём и Патриархом умоляли Господа в поле, чтобы Он умилостивился над ними и утишил землетрясение; тогда вдруг, из середины народа, перед глазами всех, поднялся один мальчик вверх и поднимался всё выше и выше. Все смотрели с великим удивлением на это чудо до тех пор, пока совсем не видно стало мальчика. Но через несколько времени мальчик опять опустился на землю. Когда стали спрашивать его: что он видел или слышал на небе? Мальчик‚ отвечал: я слышал, пение Ангелов, которые пели: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас (в житии Святого Патриарха Прокла, месяц Ноябрь, 20 день) и мальчик, тотчас умер. Тогда весь народ начал петь эту Ангельскую песнь и Господь скоро умилостивился над ними, и тотчас утишил землетрясение. С тех пор эта Ангельская песнь поётся, христианами до сего времени и будет петься до скончания века.

Чему научает тебя история о Трисвятой песни?

Из истории о Трисвятой песни видно: во 1-х, что молебствия в поле начались с самых древних времён; поэтому и мы, во время бедствий или насланий Божьих, должны молебствовать не только в церкви, но и под открытым небом – в поле. Во 2-х, из истории о Трисвятой песни видно, что молебствия в поле бывают приятны Богу, и скоро умилостивляют Его, когда, знатный и низкий, богатый и убогий, все вместе молятся Ему с сокрушённым и смиренным сердцем.

Что ты должен подумать в то время, когда поют Трисвятую песнь?

Слушая пение Трисвятой песни, я должен представить себе, как Святые Ангелы с благоговением и трепетом поют эту песнь перед Святейшим и Всемогущим Богом, и при этой мысли должен сам также с благоговением поклониться Святому, Крепкому и Бессмертному Господу Богу.

Беседа шестая. О чтении Святого Апостола и Святого Евангелия

Что напоминает нам чтение Святого Апостола?

Чтение Апостола напоминает нам, что Иисус Христос, проповедуя Сам, послал и учеников Своих на проповедь. Он послал их перед лицом Своим по два во всякий город, и место, куда Сам хотел идти (Лк.9:1–6, 10:1). Но Апостолы, проповедуя словесно, проповедовали, по вознесении Господнем, и письменно: они посылали к христианам такие письма или послания, в которых они учат нас, как мы должны веровать в Бога, как жить и что должны делать, чтобы получить вечное блаженство.

Как, мы должны слушать чтение Апостольских посланий?

Чтение Апостольских посланий мы должны слушать с вниманием, как самих Апостолов. Это внушает нам и диакон, когда он, перед чтением, Апостола, произносит: вонмем! – то есть, будем слушать с вниманием Божественную премудрость; потому что Апостолы написали нам то, что передал им Сам Господь наш Иисус Христос, и что внушал им Дух Святой.

А когда ты не понимаешь чтения Апостола, тогда ты что должен подумать во время чтения его?

Когда я не понимаю чтения Апостола, тогда я должен вспомнить хотя одно или два наставления; например, я должен подумать так: «Вот мне читают учение Апостола, – он приказывает мне бояться Бога, почитать Царя, повиноваться начальству, платить исправно подати, любить ближнего, то есть, всякого человека, и не пьянствовать... (Пет.2:17; Рим.13:1–2,7–8; Ефес.5:18). Господи, помоги мне всё это исполнить, чтобы Апостолы заступились за меня тогда, когда мы все явимся на суд Твой».

Что означает чтение Святого Евангелия?

Чтение Святого Евангелия означает то, что Иисус Христос посылая наперёд Апостолов, и Сам вскоре шёл за ними в те города и сёла, в которые Он посылал их. Поэтому, чтение Апостола бывает прежде, а потом уже и чтение Св. Евангелия, которое означает Самого Иисуса Христа, и потому-то, по окончании Апостола, перед чтением Евангелия, поётся песнь Аллилуия, которая значит в это время Господь идёт, – хвалите Его (Нов. Скр. Св. Герм.).

Что напоминает тебе диакон, когда он перед чтением Евангелия кадит?

Этим каждением диакон‚ напоминает мне, что от Евангельского учения распространяется благодать Святого Духа по всему миру также, как благовонный дым от кадила, распространяется по всей церкви.

Почему перед чтением и после чтения Евангелия предстоящие христиане поют: слава Тебе Господи, слава Тебе?

Во 1-х, потому, что в Евангелии находятся самые лучшие и радостные для нас вести; а когда мы слышим какую-либо радостную для нас весть, тогда мы, обыкновенно, говорим: слава Богу! – или: слава Тебе, Господи!

Во 2-х, потому, что из Евангелия мы узнаём, что Господь наш Иисус Христос есть Самый величайший благодетель наш, каких никогда не было и не будет, а благодетелей мы всегда должны хвалить и благодарить.

Какая самая радостная для нас весть находится в Евангелии?

Самая радостная для нас весть во Святом Евангелии есть та, что Иисус, Христос Сын Божий, сошёл для нас на землю, принял на Себя наше естество, то есть душу и тело, пострадал и умер за грехи наши, и спасает всех кающихся грешников, не исключая и самых величайших; а потому, перед чтением и после чтения Святого Евангелия, я от всего сердца должен сказать: слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Беседа седьмая. О сугубой эктении и об изведении оглашенных из церкви

Что произносит диакон после чтения Святого Евангелия?

После чтения Святого Евангелия, диакон произносит сугубую, то есть, прилежнейшую эктению: рцем вси от всея души...

Почему эта эктения называется сугубою, или прилежнейшей?

Потому что, после каждого прошения этой эктении, Господи помилуй поётся‚ трижды (усугубляется).

Какие прошения находятся в этой эктении?

В сугубой эктении находятся почти все те прошения, какие находятся и в начальной Великой эктении, и прошение о создателях храма, – о плодоносящих и добродеющих в храме, то есть, о жертвующих что-либо на пользу церкви и старающихся об украшении её, о труждающихся, поющих и о всех людях, находящихся в церкви.

Что произносит диакон после сугубой эктении?

После сугубой эктении диакон произносить эктению об оглашенных, побуждая прежде их самих молиться о себе: помолитеся оглашеннии Господеви, говорит он им.

Кто такие оглашенные?

В древние времена оглашенными назывались все те верующие, которые приготовлялись ещё только к крещению. До крещения их учили Закону Божьему, то есть тому, как они должны веровать, и как жить после крещения; что и называлось оглашением. Эти люди, после диаконского возглашения: елицы оглашеннии изыдите, выходили все из церкви, как недостойные быть при совершении великого таинства Святого Причащения.

Зачем же в нынешнее время диакон повелевает оглашенным выйти из Церкви, когда их нет у нас?

Хотя у нас весьма редко бывают такие оглашенные, как были в древние времена; но те христиане, которые не повинуются правилам Святой церкви и живут так, как им самим выдумается, – эти христиане должны почитать себя оглашенными, то есть, недостойными быть при совершении таинства Святого Причащения. Как мать отгоняет от себя непослушного и непокорного ей сына, а иногда предаёт его и суду, так и Святая Православная Церковь, как мать наша, отлучает от себя и предаёт праведному суду Божьему всех тех, которые не хотят покоряться Ей...

Какие ещё люди могут почитаться оглашенными?

Оглашенными могут почитаться ещё те, которых священник или духовный отец отлучил или не допустил до Святого Причащения, как недостойных. Этому мы видим пример и в древних временах. «Преподобный Венедикт однажды отлучил от Святого Причащения двух благородных и честных девиц за то, что они осуждали и злословили всякого, кто только попадался им на глаза или приходил на память, и ни за что не хотели отстать от этого большого порока, несмотря на то, что Святой Венедикт грозил им, что он отлучит их от Святого Причащения, если они не отстанут от злословия. Господь их наказал за их дерзкое ослушание. Через несколько времени они умерли, не испросив разрешения, и похоронены были, как благородные, по тогдашнему обыкновению, в церкви. Но когда стали совершать в этой церкви Божественную Литургию и диакон, повелевал оглашенным выйти из церкви, тогда многие видели, как эти девицы выходили из гроба своего и из самой церкви вместе с оглашенными. Это видение повторялось несколько раз. Наконец об этом сказали преподобному Венедикту. Узнав об этом, он сжалился над девицами, и в ту церковь, где они были похоронены, отослал просфору и велел вынуть из неё частицу о душах отлучённых им девиц. После сего никто уже не видел этих девиц, и все убедились, что Господь принял молитву о душах их». Из этого видно, что отлучённые от Святого Причащения должны почитать себя оглашенными, а потому должны со смирением просить у духовного отца своего разрешения, обещаясь отстать от того порока, за который были отлучены от Святого Причащения.

И так что ты должен подумать при диаконском восклицании: елицы оглашеннии изыдите?

В это время я должен спросить‚ самого себя: не принадлежу ли и я к числу оглашенных? – достоин ли я остаться в церкви и находиться при совершении страшного Таинства? И‚ потом сказать: Господи! не исключай меня из числа верных рабов Твоих! Хотя я и недостоин; но, надеясь на Твоё милосердие, остаюсь здесь и, как смиренный мытарь, которого Ты Сам похвалил, из глубины сердца взываю к Тебе: Боже милостив буди мне грешному! Я постараюсь теперь исправиться; потому что страшусь быть в числе оглашенных, – страшусь, чтобы и на Страшном суде Твоём не быть отлучённым от верных Твоих, – когда Ты скажешь оглашенным грешникам: отыдите от Меня проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (Мф.25:41).

Беседа восьмая. О Великом входе со Святыми Дарами

Как бывает Великий вход со Святыми Дарами?

А Великий вход со Святыми Дарами бывает так: отворяются Царские двери, на клиросе начинают петь Иже Херувимы, а священник читает тайную молитву; потом диакон и священник идут к жертвеннику; там священник кладёт на левое плечо диакона большой покров, который называется воздухом, а на главу его ставит приготовленный для священнодействия хлеб, который, называется Агнцем; священник же берёт чашу с вином, и оба выходят со Святыми Дарами на амвон, – впереди их светильник. Остановившись против Царских дверей, перед народом, они поминают Государя Императора, Государыню Императрицу, Наследника и весь Царский дом, Святейший Синод, Архиерея и всех православных христиан, чтобы Господь Бог помянул их во Царствии Своём. После этого они уходят в алтарь Царскими дверьми, священник ставит Святые Дары на престол, снимает с них малые покровы и, вместо них, накрывает Дары большим покровом – воздухом, а Царские двери опять затворяются, и завеса церковная‚ задёргивается.

Что напоминает нам Великий вход со Святыми Дарами?

Великий вход со Святыми Дарами‚ напоминает нам то, как Иисус Христос Сын Божий, по зависти и злобе иудеев, был распят ими на кресте, и умер за грехи наши, и как Он был погребён благочестивыми мужами Иосифом и Никодимом, во гробе Иосифа.

Что означает, во время Великого входа, жертвенник, к которому идут священник и диакон?

Во время Великого входа со Святыми Дарами, жертвенник означает ту гору Голгофу, на которой был распят и умер Господь наш Иисус Христос.

Кого напоминают нам в это время священник и диакон?

Священник в это время напоминает нам собой Иосифа Аримафейского, а диакон напоминает нам собой Никодима, которые шли погребать тело Иисуса Христа.

Что означает в это время воздух, который священник кладёт на левое плечо диакона?

Воздух или большой покров означает в это время то полотно или плащаницу, которую Иосиф принёс для того, чтобы обвить тело Иисусово.

Что означают в это время малые покровы на Святых Дарах?

Один покров означает Иудейский Сударь, которым обвили голову Иисуса; а другой покров означает погребальные пелены.

Что означает в это время дымящееся кадило, которое висит на пальце диакона?

Кадило означает в это время смирну и алой, которые принёс Никодим для того, чтобы помазать тело Иисусово.

Что означают в это время Святые Дары, которые несут священник и диакон?

Св. Дары означают в это время Самого Иисуса Христа, Которого Иосиф и Никодим несли с Голгофы для погребения в гробнице Иосифовой.

Что означает в это время поставление Святых Даров на Престол?

Поставление Святых Даров на престол означает в это время уже самое положение во гроб пречистого Тела Господа нашего Иисуса Христа; потому самому священник в это время с благоговением говорит: Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив благоуханми во гробе нове закрыв положи.

А что означает уже в это время воздух, которым священник покрывает Св. Дары?

Воздух вместе с завесой в это‚ время означает уже тот великий камень, который Иосиф и Никодим привалили ко дверям гроба.

Скажи мне по-русски песнь Иже Херувимы, которая поётся во время Великого входа?

«Мы, тайно изображая Херувимов, и с ними воспевая Трисвятую песнь (то есть Аллилуйя) Животворящей Троице, отложим ныне все житейские попечения, дабы мы благоговейно могли подъять, то есть, принять к себе Царя всех тварей, земных и небесных, Которого‚ невидимо дориносят, то есть сопровождают, чины Ангельские.»

И так, что ты должен подумать во время Великого входа со Святыми Дарами?

Как скоро отворятся Царские двери для Великого входа, я должен вспомнить, как страдал, и какое терпел унижение и позор Сын Божий, чтобы тем заплатить правосудию Божию за грехи наши; должен также вспомнить, как во время крестного страдания нашего Спасителя вся природа содрогнулась от ужаса; а смотря на священника и диакона, как на Иосифа и Никодима, погребавших тело Господа, я должен припомнить всю историю смерти и погребения Иисуса Христа, и как Херувимы перед престолом Божьим, так и я, с благоговением и страхом, должен поклониться перед Святыми Дарами, как перед Телом Самого умершего Спасителя, и наклонивши голову, должен из глубины сердца говорить: помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем!

Беседа девятая. Об эктении после Великого входа, или об Ангеле Хранителе

О чём мы молимся в эктении после Великого входа?

В эктении после Великого входа, мы молимся о перенесённых, на престоле честных Дарах, чтобы Господь освятил их; молимся ещё о том, чтобы Господь дал нам весь настоящий день провести в мире, то есть в согласии, и без греха, и чтобы дал нам Ангела мирна, верна наставника и хранителя, душ и телес наших; чтобы простил согрешения наши и дал нам христианскую кончину живота‚ нашего, то есть жизни нашей, дабы мы хорошо могли ответить на страшном суде Господнем.

О каком Ангеле мирном и верном наставнике мы просим в этой эктении?

Каждый человек имеет при себе Ангела Хранителя. Как скоро крестится человек, так Господь приставляет к нему Ангела, доброго бесплотного духа, который находится при христианине во всю жизнь его, – часто невидимо избавляет от разных бедствий, иногда даже от смерти (Жит. Св. м. Февр. день 23, в житии Св. муч. Поликарпа); внушает ему хорошие мысли и наставляет его на добрые дела. Если человек слушается своего Ангела и живёт по-христиански, тогда Ангел Хранитель охраняет его от различных опасностей и ходатайствует за него у Бога, а если человек не слушается своего Ангела и живёт не по-христиански, тогда Ангел удаляется от него, и вместо него окружают того человека злые демоны. Эти демоны, при кончине жизни его, берут душу его в ад, и Ангел Хранитель уже не заступается за него, но из Ангела мирна делается грозным обличителем беззаконных его дел перед судом Божьим. Потому мы и просим у Господа Ангела мирна, то есть, чтобы Господь не прогневался за грехи наши, и не велел удалиться от нас Ангелу Хранителю нашему, и чтобы, при кончине жизни нашей, не демоны, а наш Ангел взял душу нашу и представил её на небо к лику святых душ.

Не знаешь ли ты примера тому как Ангел Хранитель бывает грозен при кончине беззаконника?

Святой Андрей Юродивый видел однажды около умирающего беззаконника такого грозного Ангела, вид которого был как пламень. Ангел, который был невидим другими, держал в руке своей огненную палку. Он подошёл к больному и начал бить его этою палкою, приговаривая: «ещё ли ты хочешь беззаконничать и осквернять различные лица? Ты притворялся, что ходишь к утрени, а между тем ходил на диавольские дела.» И в это время беззаконик испустил дух свой, и душа его досталась в руки демонов (В житии Святого Андрея Юродивого м. Октября день 2-й).

А скажи мне пример: чему в особенности Ангел Хранитель научает человека?

Однажды Святой Антоний Великий был в унынии, и ему стали приходить разные худые мысли, и он, испугавшись этого, воскликнул: «Господи! я хочу спастись; но сам не знаю, что развлекает меня... Покажи мне средство, как избегнуть от худых помыслов, научи меня спастись!» (Училище Благоч. Т. 2, часть 3, стр. 9, издание 6-е.) Через несколько времени Святой Антоний вышел из своей кельи, и увидел незнакомого человека, который сначала сидел за рукоделием, потом встал и молился; потом опять садился и плёл корзинку, после того опять вставал молиться. Это был ангел в виде инока (монаха). Между тем, как Святой Антоний смотрел на него, Ангел Хранитель сказал ему: «так поступай и спасён будешь!», то есть: трудись и молись, молись и трудись! И Ангел вдруг стал невидим. Стало быть Ангел научает человека в особенности трудолюбию и молитве. А из этого видно, что кто много трудится и усердно молится, тот слушается своего Ангела Хранителя и живёт с ним мирно.

И так что ты должен подумать при прошении об Ангеле Хранителе!

Я должен вспомнить, как Ангел Хранитель бывает грозен для нас в страшный час смерти нашей, если мы в продолжение жизни не слушаемся его советов, которые он нам внушает; должен также вспомнить, чему в особенности Ангел Хранитель научает человека, и вместе с тем – усердно попросить Господа, чтобы Он дал мне Ангела мирна, который бы, при кончине жизни моей, явился мне с миром и любовью, и был мирным проводником души моей в Царство Небесное.

Беседа десятая. О снятии воздуха или большого покрова с Честных Даров, и о колебании этим воздухом во время пения верую

Что внушают предстоящим христианам священник и диакон перед пением Верую?

Без веры невозможно угодить Богу; но и вера без дел, то есть, без любви к ближнему, мертва. А потому священник и диакон, перед пением Верую, внушают прежде всего иметь согласие и любовь. Священник обращаясь к предстоящим произносит: мир всем! а диакон говорит: возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы, то есть единодушно все прославим Отца, и Сына, и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную.

Какое событие воспоминают священник и диакон перед пением Верую?

Перед пением Верую, они воспоминают воскресение Господа и Бога нашего Иисуса Христа в третий день по смерти Его.

В какое же именно время воспоминается воскресение Иисуса Христа?

Воскресение Иисуса Христа воспоминается в то самое время, когда отдергивается церковная завеса, и диакон возглашает: двери, двери! – премудростию вонмем! а священник снимает с честных Даров воздух и колеблет им над Дарами, читая про себя Верую... что самое в это время поётся и на клиросе.

Что означает возглашение диакона: двери, двери?

Диакон, воспоминая воскресение Господа, как бы так говорит: двери, двери отворились, которыми был заперт Иисус Христос: Он восстал из мёртвых, камень и печать не удержали Его, и стражи-воины разбежались все от страха!

Что напоминает нам в это время отнятие завесы и снятие воздуха с честных Даров?

Так как воздух и церковная завеса, с окончанием Великого входа, означали до сего времени тот камень, который был привален ко гробу Господню; то и отнятие завесы и снятие воздуха напоминают нам ту самую минуту, когда Ангел Господень отвалил камень от дверей гроба.

Что напоминает нам в это время колебание воздуха?

Колебание воздуха напоминает нам о том землетрясении, которое было при воскресении Иисуса Христа. Колебание воздуха ещё означает и веяние Святого Духа над Дарами.

Почему, при воспоминании воскресения Господня, поётся Верую?

Потому что Иисус Христос воскресением Своим вполне утвердил нашу веру в Него как в Сына Божьего, а также и веру в Его Таинства, без которых невозможно спастись человеку. Воскресение Иисуса Христа есть самое сильнейшее доказательство веры нашей.

Что значат слова: премудростию вонмем, которые диакон произносит тотчас же после слов – двери, двери?

Премудростью в это время называется Сам воскресший Иисус Христос; а потому слова премудростию вонмем можно перевести так: через воскресшего Сына Своего, как через Свою великую премудрость Бог Отец ясно показал нам, как и в кого мы должны верить; и эту веру святые отцы изложили нам письменно в Символе веры; а потому вонмем! то есть, будем слушать с вниманием Символ Веры нашей, который сейчас будут петь на клиросе.

Что ты должен делать во время пения Верую?

И я также должен прочитать про себя весь Символ Веры, поклониться воскресшему Господу Иисусу, и сказать: Утверди мя, Господи, в истинней сей вере, и даждь мне до конца пребывати в ней, чтобы и я, в день всеобщего воскресения явился перед Тобою в числе истинно верующих.

Беседа одиннадцатая. О воспоминании Тайной Вечери, и о совершении таинства Святого Причащения

Что делают священник и предстоящие перед воспоминанием Тайной Вечери и перед совершением Таинства Святого Причащения?

Священник и диакон перед воспоминанием Тайной Вечери и перед совершением таинства Святого Причащения, убеждают предстоящих стоять добре, стоять со страхом, – вниманием и христианской любовью; – чтобы они сердца свои устремили горе, то есть к небу, и благодарили Господа так, как благодарят и хвалят Его на небе Херувимы и Серафимы, победную, то есть, хвалебную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. А предстоящие словами, имамы ко Господу, обещавшись быть на это готовыми, поют: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней; и потом поют Херувимскую песнь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполн (то есть полны) небо и земля славы Твоея! – и к этой Херувимской песни прибавляют хвалебную песнь Еврейских отроков: Осанна в вышних (слава Всевышнему). Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних! А священник в это время воздаёт хвалу благодарение Богу тайными молитвами.

Как воспоминается Тайная Вечеря?

Тайная Вечеря воспоминается так: священник, в тайной молитве к Богу Отцу, – воспомянув все благодеяния Божьи, указывает на святой хлеб, и возглашает словами Самого Иисуса Христа: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов и потом, указывая на чашу с вином, продолжает: пиите от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов; а предстоящие, в знак веры своей в эти слова Господни, поют Аминь!

После сего священник начинает совершать самое Таинство.

Как священник совершает Таинство Святого Причащения?

Священник, втайне воспомянув крест, гроб, тридневное воскресение Иисуса Христа, одесную Бога Отца седение Его, второе и славное паки пришествие Его на землю, указуя на Святые дары, громко возглашает: Твоя от Твоих, Тебе, приносяще о всех и за вся! то есть священник как бы так говорит: «Отче небесный! вот Твои Дары. Твой хлеб и вино, которые избраны и заповеданы нам Единородным Сыном Твоим, – мы приносим их Тебе в жертву о всех и за все благодеяния Твои, которые Ты оказал нам через возлюбленного Сына Твоего...». Потом священник, воздевая руки свои к небу, молится о ниспослании Святого Духа, и три раза произносит молитву: Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися. После сего он, благословляя хлеб, говорит: и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего! – потом совершает благословение над чашей и говорит: а еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, и наконец, благословляя вместе обоих, говорит: преложив Духом Твоим Святым! В эту самую минуту, действием Святого Духа, хлеб пресуществляется в Тело Христово, а вино в Кровь Христову.

Что в это время поют на клиросе?

В это время на клиросе доканчивают благодарственную Богу песнь: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, и молимтися Боже наш.

Когда ты слышишь пение и молимтися Боже наш, тогда что ты должен делать?

Когда поют: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, тогда и я должен говорить про себя ту же молитву, какую говорит и священник: Господи, иже Пресвятого Твоего Духа... а когда поют уже и молимтися Боже наш, тогда я должен с благоговением поклониться до земли; потому что в это время, на престоле находится уже под видом хлеба истинное Тело Христово, а под видом вина истинная Кровь Христова. Сам священник в это время кланяется перед Телом и Кровью Христовой до земли.

Для чего перед совершением таинства Святого Причащения бывает благовест, который называется к ‒ достойно?

Этот благовест к ‒ достойно бывает в особенности для того, чтобы, те, которых нет в церкви, услыхав его, знали, что в это время совершается страшное и великое Таинство, и благоговели перед Богом; а потому они должны в это время, если сидят‚ встать, – а если идут, остановиться и, с благоговением сделав крестное знамение, прочитать какую-нибудь молитву, и благодарить Господа за Его великие милости к нам грешникам.

Беседа двенадцатая. О величании Божьей Матери, о молитве за живых и умерших и о приготовлении к принятию Святых Тайн

Что делают священник и предстоящие после совершения Святого Таинства?

Священник после совершения Св. Таинства, втайне благодарит Бога за всех Святых, которых Он удостоил быть при Себе и ходатайствовать за нас у престола Его; Изрядно же, то есть отлично от всех Святых, священник благодарит Бога за Пресвятую Богородицу, как самую величайшую за нас ходатайцу перед Богом. Для такого отличия, священник уже не втаине, но громко возглашает: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице, и Приснодеве Марии! А предстоящие величают Её похвальной песней: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего! Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем!

Кого поминает священник во время пения Достойно есть?

Во время пения этой похвальной песни Пресвятой Богородице, священник поминает всех усопших, которые умерли с верой в Иисуса Христа и с надеждой на будущую жизнь; потом поминает и всех живых, – поминая при этом Государя Императора и весь Царствующий Дом поимённо, и продолжая поминовение, возглашает: помяни Господи Святейший Правительствующий Синод... а предстоящие поют: и всех и вся! то есть: помяни, Господи, всех мужчин и всех женщин, дабы мы все могли едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа... эти слова произносит уже от лица всех сам священник.

Что ты должен делать тогда, когда священник, поминает живых и умерших?

Тогда и я должен помолиться о Государе о родителях и родственниках – живых и умерших, о духовном отце, о наставниках и благодетелях моих, о христолюбивом воинстве, и вообще о всех православных христианах, дабы Господь излил на них милости Свои.

Как бывает приготовление к принятию Святых Тайн?

Перед принятием Святых Тайн, диакон произносит эктению, в которой, мы молимся прежде всего о пренесённых и освящённых честных Дарах, то есть, о том, чтобы Господь, через священные Дары, освятил и нас, и ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа. А после эктении священник просит Бога, чтобы Он сподобил нас смело называть Его Отцом Небесным, – и сподоби нас, Владыко, возглашает священник, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе Небесного Бога Отца и глаголати, то есть, Отче наш! и предстоящие поют молитву Господню Отче наш.

Для чего Отче наш поётся перед принятием Св. Тайн?

Отче наш, поётся перед принятием Святых Тайн для того, чтобы напомнить христианам, что Тело и Кровь Христовы могут принимать одни только истинные дети Отца Небесного; а истинными детьми Отца Небесного могут назваться только те христиане, которые охотно стараются исполнить Святую волю Его и живут, между собою в мире и согласии, как дети одного отца, – как братья, потому священник, по окончании молитвы Господней, и говорит предстоящим: мир всем! а диакон говорит: главы ваша Господеви приклоните! Какъ бы так говорят они: «Христиане! будьте мирны, как братья, будьте смиренны умом и сердцем, будьте покорны Отцу вашему Небесному, чтобы достойно принимать величайший дар Божий ‒ Святые Тайны».

Что означает в это время возглашение диакона вонмем?

Диакон, возглашая вонмем, как бы так говорит: «Христиане! будьте осторожны, и со вниманием послушайте, что скажет вам сейчас священник.

Что в это время говорит священник?

Священник громко возглашает: Святая святым! то есть, он как бы так говорить: «Христиане! я такой же подобострастный человек, как и вы, и не знаю мыслей ваших; но говорю вам: будьте святы! потому что Христос, Которого вы хотите принять в себя, в Теле и Крови Его, есть Бог свят и обитает только во святых». Святая святым!

Что отвечают на это возглашение предстоящие?

По возглашении: Святая святым, предстоящие смиренно сознаются в своём недостоинстве и поют: Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь; – то есть один свят только Сын Божий Иисус Христос, и через Него только одного мы можем сделаться святыми.

Что ты должен подумать в это время?

Я должен в это время припомнить грехи мои и, сознавая своё недостоинство перед Богом, должен с сокрушённым сердцем говорить: Верую, Господи, и исповедую яко Ты еси воистинну Христос Сын Бога живого, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз!... молюся убо Тебе помилуй мя.

Беседа тринадцатая. О появлении Святых Даров предстоящим и о принятии Св. Тайн

Как бывает появление Святых Даров предстоящим?

Когда отворяются Царские двери, тогда диакон с благоговением берёт чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы и, показывая её в Царских дверях народу, громко возглашает: со страхом Божьим и верою приступите! А на клиросе поют: благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам!

Что означает в это время появление Святых Даров предстоящим христианам?

Появление Святых Даров в это время означает явление Иисуса Христа ученикам Своим по воскресении.

А потому что ты должен вспомнить при появлении Святых Даров народу?

Смотря на Святую чашу, я должен‚ припомнить, как Иисус Христос, по воскресении Своём являлся ученикам Своим, и с благоговением должен поклониться перед чашей до земли, как перед Самим воскресшим Христом, и должен вместе с поющими сказать: Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам! потому что в Святой чаше находится в это время Сам Господь, истинным Телом и истинной Кровью Своей.

Что означает возглашение диакона: со страхом Божьим и верою приступите?

Диакон, возглашая: со страхом Божьим и верою приступите, как бы так говорит: «христиане! почувствуйте ваше недостоинство перед правосудным и всеведущим Богом, и твёрдо веруйте, что в этом священном сосуде сокрыты пречистое Тело Христово и святейшая Кровь Его! а потому приступайте к сей чаше с глубоким смирением и страхом Божьим!

Не знаешь ли ты примера тому, как вид хлеба и вина изменялся в вид настоящего Тела и Крови Христовых?

Во время жизни Святого Григория, Двоеслова, одна женщина принесла в церковь просфоры для совершения на них Божественной Литургии. В это время совершал Литургию сам Григорий Двоеслов. Когда он стал причащать народ, тогда подошла и эта женщина, чтобы причаститься Святых Тайн. Но услышав, что Святой Григорий, причащая каждого, говорит: Животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа преподаётся (в житии Святого Григория Двоеслова мес. Март, 12 день) (такому-то), эта женщина улыбнулась. Святой Григорий, остановившись, спросил женщину: «что ты смеёшься?» Женщина отвечала ему: «для меня кажется странным, Владыко, что хлеб, который я испекла собственными моими руками, ты называешь Телом Христовым». Святой Григорий, видя её неверие, помолился Богу, и вдруг вид хлеба изменился в вид настоящего человеческого тела. Все стоявшие в церкви, увидя вместо хлеба, кровавое человеческое тело, вполне убедились, что под видом хлеба и вина, им преподаётся Тело и Кровь Христовы, и все прославляли и благодарили Господа. Святой же Григорий опять помолился Богу, и вид тела человеческого изменился опять в вид хлеба. Тогда женщина со страхом и несомненной верой приняла хлеб и вино, как истинное Тело и как истинную Кровь Христовы.

Для чего христиане причащаются Тела и Крови Христовых?

Христиане причащаются Тела и Крови Христовых для того, чтобы соединиться с Господом Иисусом Христом, Который очищает все грехи наши. Он Сам сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во мне пребывает, и Я в нём» (Ин.6:56). Поэтому, кто неосуждённо причащается Святых Тайн, тот твёрдо должен надеяться на благость Божью. Он и на земле пребывает с милосердым Господом, и на небе будет вечно находиться с Ним, если ещё на земле сам не удалится от Него.

Как ты должен принимать Тело и Кровь Христовы?

Подходя ко Святой чаше, я должен, в знак любви и благоговения к Богу, крестообразно приложить руки свои к груди; а принявши в себя Тело и Кровь Христовы, я должен поцеловать край чаши, как самое ребро Христово, из которого истекла кровь и вода, и потом сделав ( простой) поклон, принять теплоту и антидор.

Что говорит священник по принятии предстоящими Святых Тайн, и что ему отвечают предстоящие в церкви?

По принятии Св. Тайн, священник обращается к предстоящим и, как бы поздравляя их с получением Святых Даров, благословляет их и возглашает: спаси, Боже, люди твоя и благослови достояние Твое! А предстоящие, в знак благодарности к Богу, исчисляют благодеяния, которые они получили от Нераздельной Троицы: видехом свете истинный, поют они, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную, Нераздельной Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть!

Беседа четырнадцатая. О перенесении Святых Даров с престола на жертвенник

Как бывает перенесение Св. Даров с престола на жертвенник?

Священник берёт чашу с остатками Святых Даров, обращается с ней к предстоящим и, показывая им в последний раз Дары, возглашает: всегда, ныне и присно и во веки веков! и относит их на жертвенник, где встречает их диакон и кадит.

Что означает перенесение Св. Даров с престола на жертвенник?

Перенесение Святых Даров с престола на жертвенник означает то, что Иисус Христос в сороковой день по воскресении Своем в последний раз являлся ученикам Своим и перед глазами их вознесся на небо.

Что означает возглашение священника при показании Святых Даров: всегда, ныне и присно и во веки веков?

Священник этими словами напоминает предстоящим христианам о том обещании Иисуса Христа, которое Он дал перед вознесением; именно, что Иисус Христос будет невидимо находиться с христианами до скончания века, и в будущей жизни – во веки веков.

Что означает в это время престол?

Престол в это время означает ту Елеонскую гору, с которой вознесся Иисус Христос на небо.

А что означает в это время жертвенник?

Жертвенник, на который относят Святые Дары, означает в это время самое небо, куда вознесся Иисус Христос; а поставление на него Святых Даров должно напомнить нам о славном сидении Иисуса Христа одесную Бога Отца.

Что означает в это время каждение?

Курение фимиама у жертвенника напоминает нам сошествие Святого Духа на Апостолов.

Для чего во время перенесения Святых Даров христиане поют: да исполнятся уста наши хваления Твоего, Господи?

Так как перенесение Святых Даров означает вознесение Иисуса Христа; а Апостолы по вознесении Его беспрестанно хвалили и прославляли Бога: то и мы, при воспоминании вознесения Господня подражая Апостолам, желаем, чтобы и наши уста сделались способными хвалить и прославлять Бога, – в особенности за то, что Он удостоивает нас причащаться Святым, Божественным, Бессмертным и Животворящим Тайнам Своим.

Итак, что ты должен подумать, во время перенесения Святых Даров с престола на жертвенник?

Я должен привести себе на память вознесение Господа нашего Иисуса Христа, и, поклонясь Святым Дарам, как Самому вознесшемуся Спасителю, должен вспомнить, при вознесении Господнем, слова Ангелов о будущем пришествии Господнем на землю, и спросить самого себя: «Готовъ ли я на праведный суд Божий? Достойны ли уста мои воспевать на небе славу Божью? – что если нынешнюю ночь, а может быть, и нынешний день нечаянная смерть заградит мне путь к покаянию? – С чем и как тогда явлюсь я к праведному Судье, когда Он приидет судить живых и мёртвых».

Беседа пятнадцатая. О конце Божественной Литургии или о выходе из церкви

Что говорит священник в конце Божественной Литургии или Обедни?

Священник, извещая предстоящих, что Божественная Литургия кончилась, возглашает: с миром изыдем! то есть, в любви и согласии будем выходить из церкви; а предстоящие поют: о имени Господнем! то есть, мы не иначе будем выходить из церкви, как во Имя Господне. Потом священник выходит из алтаря и читает окончательную молитву: Благословляяй благословлящия Тя Господи, которая называется за-амвонной молитвой, потому что она читается за амвоном.

О чём священник молится, в за-амвонной молитве?

Священник в за-амвонной молитве просит Бога, чтобы Он сохранил невредимо православную церковь, освятил любящих украшать дом Господень; чтобы даровал мир всему миру, церквам, Священникам, Государю Императору, воинству и всем людям, потому что всякое даяние благое и всяк дар совершенный исходит от Бога; а в конце молитвы, от лица всех воздаёт славу и благодарение и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу.

Что делает священник перед выходом из церкви?

Священник, благословляя предстоящих от имени Самого Бога, возглашает: Благословение Господне на нас, Того благодатию и человеколюбием; то есть, по Своей милости и человеколюбию, Сам Бог благословляет вас, христиане, и вы теперь выходите из церкви с благословением Божьим.

Чему ты можешь научиться из этого?

Из этого я могу научиться тому, что если я выйду из церкви, без уважительной причины, до окончания службы Божьей; то я выйду без благословения Святой церкви и без благословения Божьего.

А как священник отпускает предстоящих?

Священник, отпуская из церкви предстоящих христиан, прежде обращается к Иисусу Христу и возглашает: слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе! – а потом уже обращается к предстоящим, которые также воссылают славу Отцу и Сыну и Святому Духу, и уверяет их, что по молитвам Пречистой Богоматери, Апостолов и всех Святых, Христос истинный Бог наш помилует и спасёт нас, потому что Он благ и человеколюбец. А выходящие из церкви, в надежде на молитвы Пречистой Богородицы и всех Святых, просят Бога, чтобы Он сохранил на многая лета Благочестивейшего Государя Императора и весь Царствующий дом Его, Святейший Синод, Архиерея и всех православных христиан. После сего Царские двери затворяются совсем и христиане выходят из церкви.

Что ты должен подумать тогда, когда Царские двери затворяются совсем?

Когда, по окончании Литургии, Царские двери затворяются совсем, да я должен вспомнить, что по кончине мира, кончится на земле и Божественная Литургия, и никакие молитвы не могут уже тогда помочь нам; потому что двери Царствия Небесного затворятся навсегда для нераскаянных грешников.

Заключение

Видите, братья! Сколько находится для нас назидательного и спасительного в Божественной Литургии или Обедни! Постарайтесь же запомнить всё, что вам говорено; а грамотные из вас пусть читают это толкование каждое Воскресенье, в особенности до Обедни: а во время Обедни постарайтесь замечать то, о чём вы читали или слушали, да и другим – незнающим, постарайтесь передать то, что вы поняли. Кто сам любит и делает добро и других учит добру, тот велий наречётся в Царствии Небесном, по слову Спасителя.


Источник: Краткое объяснение на божественную литургию для сельских грамотных прихожан, в вопросах и ответах, составленное священником Никифором Востоковым. - Изд. 3-е. - Москва : Синод. тип., 1864. - 63 с.

Комментарии для сайта Cackle