иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. Феодору Студиту216

(Ноября 11-го).

Кондак, глас 2-й. Подоб. Выдают ища...

Постническое и равноангельское житие свое ты прославил (ἐφαίδρυνας) страдальческими, подвигами, и явился сожителем ангелов, богоблаженне Феодоре: с ними Христу Богу непрестанно молися за всех нас217

Икосы:

(Τῶν ἀσκητῶν) Прославим ныне Феодора, сию светозарную красоту подвижников, утвержденье Церкви Христовой; ибо он явился новым столпом, пожигающим мненья (δόξας) еретиков и световодящим (δαδουχῶν) к правой вере души верующих, которых, как другаго Израиля, он привел в горний божественный град. К нему согласно возопием: «Отче преблаженне, не остави непрестанно молитися за всех нас».

(῾´Οντως) Ты, преблаженне, поистине, от всего сердца возлюбив Бога, усердно подъяв крест свой, последовал Христу, возненавидев мир и яже в мире (1Ин. 2:15); и, очисстив ум свой от всякаго плотскаго пристрастья (προσπάθειας), скоро явил себя, отче, божественным вместилищем Святаго Духа, сияющим добродетелями, паче же всего смирением; отсюда, преисполнившись любовью к добродителям, ты получил превеликую силу (κράτος ἐκράτεις), моляся непрестанно Богу за всех нас.

(῾´Υψωσας) Ты возвысил жизнь монашествующих, соединенных общежитьем (τῶν ἐν τῶς καινοβίοις), явив себя высочайшим нравственным примером для подражанья. Неленостно подчинив себя во всем пастырю своему, ты по достоинству приемлешь от Бога, в награду за сие, как плод благопослушанья, начальствованье над собратьями своими. Ибо, просияв чрезвычайною праведностью (φανεὶς γὰρ δεξιὸς πάνυ), ты был избран от славнаго отца твоего, как твердыня и образ иноческаю правила, для вопиющих к тебе, отче: «Не остави непрестанно молитися Христу Богу за всех нас».

(Τῷ νομοθέτῃ) Быв наиревностнейшим последователем божественнаго законоположника Церкви Христовой, Василия, ты, муж мудрый, удалил от монашествующих всякий соблазн, воспретив иметь какого-либо раба, или животное млеком питающее (θῆλυ κτῆνος), во всей жизни своей являя точное исполнение его (св. Василия) уставов. Почему все мы, монашествующие, чтим тебя как другаго Василия и в слове и в деле, и воптем: «Не остави непрестанно молитися Христу Богу за всех нас».

(˜῾Αθλον ἐν πρώτοις) Прежде всего ты совершил подвиг любомудрия, устранив от монашескаго тройственнаго положения (τριάδος)218 обычаи подобные мирским (κοσμότροπα). Почему, хотя и встречал ты, отче, какого либо себе противника и врага (в сем деле): но, при содействии Божием, ты препобеждал их (ἐκνικήσας) своими трудами и скорбями; божественный постановления святых отцев, преблаженне, ты возстановил в прежнем прекрасном их виде, соделав древнее новым и чрез то явив себя светлым подобием Божества (ἐκμαγεῖον θεοείκέλον). Не остави молитися непрестанно Христу Богу за всех нас.

* * *

216

Переведено из Anal, sacra к. Питры, которым заимствовано из корзинск. кодекса. Творение неизвестного песнописца; акростих неполный:. Τοῦ τα (πεινο͂υ). В Афон. кондакарии помещены кондак и 1-й икос (См. кондакар. арх. Амфилохия, стр. 211–212). Св Феодор был сыном благородных и благочестивых граждан в Константинополе, родился в царствование греч. императора Константина Копронима (741–775 г.). Обучившись в современной Еллинской школе, как прекрасный ритор и философ он еще с юных лет показывал необыкновенные успехи в знании божественных писаний и догматов Веры христианской, так что всякий неверующий, или еретик, после религиозных взаимных состязаний, всегда отходил от него побежденным. В то время Церковь Христова обуреваема была внутренними бедствтями, со стороны еретиков – иконоборцев, по каковой причине, и для устранения и ниспровержения всех других отступлений от единства веры, был созван в Никее VII–й Вселенский собор (в 787 г., 11-го октября, по месяц, Востока) из 360-ти св. отцев, между которыми находился, преподобный Платон, спасавшейся в горе Олимпийской, родной дядя св. Феодора Студита по матери. По окончании заседаний собора, св. Платон, как еще юношу, взял его под руководство к себе – Под отеческим попечением сего св. мужа, Феодор достиг величайшей степени совершенства на суровом поприще иночества, так что, впоследствии, по желанию изнемогавшего силами св. Платона, единогласно всеми собраниям и своими был избран во игумена. Сделавшись вождем словесного Христова стада, преподобный Феодор, как муж благочестивийший и просвещенный, в особенности светом божественных и свято – отеческих писаний, приобрел всеобщее к себе уважение и славу не только со стороны руководимых им иноков, но и далеко за пределами своего пребывания. Он сделался особенно известным Вселенскому святейшему патриарху Никифору и императрице, св. Ирине. По избранию их, он был поставлен), игуменом Студийского монастыря, от чего и получиль себе проименованёе Cmyдита, Студийским монастырь сей первоначально был назван по имени первого основателя его, именитого и благочестивого Римского гражданина Студия. Св. преподоб. Феодор, как муж, обладавший особенною твердостию и постоянством на поприще иночества, и притом, как расположенный к чтению божественных писании преимущественно из творений Василия Великого, – и сам, так сказать, весь проникнутым соделался духом сего знаменитого учителя Церкви, – и вот причина, почему, при сотавлении устава для своей обители, он строго и неуклонно держался всех правил указанных этим великим светил он Церкви. Уставь обители Студитовой, как известно, остается действующим и доселе в нашей православной Церкви. Св. Феодор Студит известен, кроме того, как один из великих исповедников, претерпев множество страданий и заточений в продолженья 5-ти лет – от нечестивого императора Константина Копронима, которого, кроме ереси иконоборства, обличал еще в беззаконном сожитии со сродницею отца своего, после насильственного пострижения законной его супруги, Марии (внуки св. Флларета Милостиваго); и потом от царей – иконоборцев Никифора и Льва Армянина, так что, согласно повествованью славянской минеи, всего времени подвигов страдальческого его исповедничества полагается около 12 лет.

217

Ὑπερ πάντων ἡμών; в Аф. кондакаре: τοὔ σωθῆναι ἡμᾶς.Разночтений с Афон. кондакарием в 1.м икосе нет.

218

По замечанию Питры, словом: τρίας здесь называется троякий род монашеской жизни: отшельников, находящихся в общежитии и средних между теми и другими (mixtorum seu μιγάδων); или, по его же примечанию, под сим словом подразумевается ответная форма (formula ἀποδεικτικη) монашеского обета, тройственного по главному содержанию своему, как обета нестяжательности, воздержания и всецелого послушания игумену.


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle