Г.С. Битбунов

Источник

Сретение ГосподнеПреображение Господне

Приложение 2. Праздники, причисляемые Русской Православной Церковью к двунадесятым, в дохалкидонской и западной традициях

Благовещение Пресвятой Богородицы

В римской традиции Благовещение прежде всего праздник Божией Матери и только потом – Воплощения Спасителя (в противовес христианскому Востоку)115. Только с 1895 года «Annuntiatio beatae Mariae Virginis» – Благовещение Блаженной Девы Марии – официально включено в число первостепенных, а до этого оно считалось праздником второго класса.

Богослужение праздника в латинском обряде совершается 25 марта. Если Благовещение попадает на Страстную седмицу либо октаву Пасхи (Светлую седмицу), то его служба поется в понедельник второй недели по Пасхе.

Песнопения и молитвы праздника построены главным образом на парафразах евангельского рассказа о Благовещении и пророчества Исайи (Ис. 7:10–15). Последние вместе с Ис.11:1–5, 35:1–7, частью второго слова свт. Льва Великого о Рождестве Христовом; Лк.1:26–38; отрывком второй книги толкования свт. Амвросия Медиоланского на Евангелие от Луки полагались на nocturnae до реформ II Ватиканского Собора. На мессе тогда же предписывался входной стих из Пс. 44; чтения: Ис.7:10–15 и Лк.1:26–38. Трансформированный формуляр требует прибавления чтения Евр.10:4–10, а градуал и тракт взяты уже не из Пс. 44, а из Пс. 39. Все три изменяемые молитвы мессы (secreta, praefatio, postcommunio) – особые.

Благовещение Блаженной Девы Марии вспоминается в широко распространенном на Западе гимне «Ave Maria», в молитве Angellus, в Розарии.

* * *

115

Кунцлер М. Литургия Церкви. Книга III. – M.: Христианская Россия, 2001.-С. 219.


Источник: Двунадесятые праздники : (историко-литургическое описание) / Г.С. Битбунов. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. - 246 с.

Комментарии для сайта Cackle