Глава II. Непереходящие двунадесятые праздники
Преображение Господне
Событие праздника и его эортологическая динамика
Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.
В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих Страданий начал открывать ученикам то, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16: 28).
Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна – и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: Петр же и бывшие с ним отягчены были сном (Лк. 9: 32).
Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих Страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: Наставник! Хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – тебе, одну – Моисею и одну – Илии (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показывает ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. Когда он еще говорил, – повествует св. евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17: 5).
При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: Встаньте, не бойтесь (Мф. 17: 7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет Страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.
Считается, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, однако отмечается оно в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого Поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы Страсти и Его страдание на Кресте. В связи с этим прот. Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник (выделено автором. – Г.Б.), воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: «..да егда Тя узрят распинаема»66.
Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 г. его празднуют в Византии как... Преображение Спасителя»67.
Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке – в это время равноап. Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия торжество получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
Праздник в православном богослужении
Отдельные сведения, связанные с диахронической специфичностью празднования Преображения Господня в Палестине, можно почерпнуть из труда А.А. Дмитриевского «Праздник Преображения Господня на Фаворе». Он, в частности, пишет: «К 6 августу, ко дню праздника Преображения Господня, жизнь на Фаворской горе принимает не только характер оживленный, но даже излишне игривый, чуждый совершенно царящему здесь в обычное время спокойствию и полному безмолвию... Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает со своей свитой или Назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов-синодалов»68.
Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным – с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем, когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».
Утреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует Литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем, священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи, после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».
За Литургией, а равно и на утрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы. И читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и славянском.
В конце Литургии положены молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.
Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко Крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд Крещения. В самый день праздника на Литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и крестообразно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святого Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.
На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.
Чин освящения плодов на Преображение Господне
В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба эти торжества освящение плодов.
На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения Таинства Евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.
По установившейся в настоящее время богослужебной практике после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей» – «Владыко Господи Боже наш». После он окропляет плоды святой водой, произнося: «Благословляются и окропляются плоды сия, окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына, и Святаго Духа». Затем хор поет величание праздника, далее следует обычное окончание Литургии.
* * *
Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. – СПб.: Библиополис, 2006. – С. 151
Кунцлер М. Литургия Церкви. Книга III. – М.: Христианская Россия, 2001.-С. 201.
Здесь и далее цит. по: Дмитриевский А.А. Праздник Преображения Господня на Фаворе (www.rusdm.ru)