Г.С. Битбунов

Источник

Рождество Пресвятой БогородицыВведение во храм Пресвятой Богородицы

Глава II. Непереходящие двунадесятые праздники

Воздвижение Креста Господня

Событие праздника и его эортологическая динамика

Пожалуй, Воздвижение Креста Господня – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен.

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, Святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70-м году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование св. равноапостольного императора Константина Великого.

По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также Святой Крест, чудесное явление которого стало для св. Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об Обретении Креста Господня.

Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века – Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Иисус был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения.

Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию: Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.

Третий вариант предания, возникший, как и второй, в Сирии в V веке, сообщает: св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев. И в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Нужно сказать, что наибольшей популярностью в средне– и поздневизантийскую эпоху пользовалась последняя версия. Именно на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Точная дата Обретения Честного Креста неизвестна. По–видимому, оно имело место в 325-ом или 326-ом году. После Обретения Святого Креста Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День ее Обновления (т. е. Освящения), а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание Обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления29.

Уже в конце IV века праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года – наряду с Пасхой и Богоявлением.

Западная паломница Этерия чрезвычайно подробно описывает его в своих сообщениях30: Обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная Литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. Особо подчеркивается, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень. Кроме того, Этерия проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.

Выбор 13 или 14 сентября как эортологической даты Обновления, которую в настоящее время нельзя мотивировать бесспорно, мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. Обновление можно считать христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей – одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (см.: Лев. 23:39–43), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (данный месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время праздника Кущей. Дата праздника Обновления – 13 сентября – совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого. Не исключены соответствия между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того.

Церковный историк Созомен утверждает: со времени освящения Мартириума при Константине Великом Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно. На него преподается даже Таинство Крещения и церковные собрания продолжаются восемь дней31.

По свидетельству иерусалимского Лекционария (в армянском переводе) V века, на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу.

Иными словами, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления, – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI века, Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанном в VI столетии прп. Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения, то уже в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), есть следующие указания: она направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения, увидела большое стечение паломников, а самое главное – именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию.

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство также в жизни свт. Иоанна Златоуста, Евтихия, Патриарха Константинопольского († 582), Симеона юродивого († около 590).

При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой Пятнице.

Само слово «Воздвижение» (ὕψωσις) среди сохранившихся памятников впервые встречается у кипрского Александра Монаха (527–565)32, автора похвального слова Кресту (подробнее см. в приложении).

К VII веку тесная связь праздников Обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, когда Честной Крест был пленен, а архаичная иерусалимская литургическая традиция – разрушена.

Впоследствии эортологическая ситуация сложилась так, что именно Крестовоздвижение стало основным праздником. Празднование же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранилось в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделалось предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

Понятно, что сначала это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но достаточно скоро он распространяется и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Древа, например, в Константинополе.

Особенно широкое распространение и усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении иерусалимского Древа Креста из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году. Данное событие послужило временной точкой, от которой можно отсчитывать празднование Воздвижения на латинском Западе, в период понтификата папы Гонория I (625–638), с названием «День Обретения Креста». И отмечалось оно 3 мая: «Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь Св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался»33. Ср. зеркальную гипотезу: «В “Месяцеслове Востока” по этому поводу высказано такое соображение: “Вероятно, сие празднование перенесено с мая на сентябрь, кроме соединения с памятью освящения храма, еще и потому, что оно в мае приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовывалось с радостью сих дней»34.

Что касается поста в день Воздвижения, то замечание о нем впервые появляется в Уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. В соборных храмах постятся день, а в монастырях – два, включая 13 сентября. В Воздвижение дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы. Никон Черногорец свидетельствует: «Не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста, но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию Честного Креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня – праздник и предпразднство»35.

Праздник в православном богослужении

Продолжая разговор о литургическом становлении Воздвижения, необходимо отметить: в уже упомянутом армянском переводе иерусалимского Лекционария главным праздником остается Обновление. На второй день праздника (то есть в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме, и повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс.64; 1Тим.3:14–16; аллилуиарий со стихом из Пс.147; Ин.10:22–42), что и накануне.

Грузинская версия Лекционария (V-VII вв.) содержит такие сведения: праздник Обновления 13 сентября продолжается восемь дней. При этом 14 сентября уже имеет особое название – «день Воздвижения Креста». В третьем часу (9 часов утра – после утрени) совершается чин Воздвижения Святого Креста и поклонения ему, после которого следует Божественная Литургия. Для нее указываются тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс.27; чтения (Притч.3:18–23; Ис.65:22–24; Прем.14:1–7; Иез.9:2–6; 1Кор. 1:18–25; аллилуиарий со стихом из Пс.45; Ин.19:16–37), которые заимствованы из службы Великой Пятницы; тропари на умовение рук и на перенесение Даров – «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также приведен прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс.97). Примечательно, что праздник Обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия первого, второго т.д. по Обновлении.

В Иадгари (грузинском переводе иерусалимского Тропология – собрания гимнографических произведений), отражающем палестинскую литургическую практику VII– IX вв., праздник Воздвижения числится вторым днем восьмидневного торжества в честь Обновления иерусалимских церквей. Большое количество песнопений, посвященных Святому Кресту, свидетельствует о выделении Воздвижения в самостоятельный праздник.

После X века древняя иерусалимская традиция уступила место константинопольской.

В Царьграде праздник Обновления церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме – по вполне объективным причинам. Вместе с тем все возрастающее почитание Честного Древа Креста Господня сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления.

По различным спискам Типикона Великой Церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX-XII вв., праздник Обновления иерусалимских церквей 13 сентября – однодневный или даже вовсе не отмечен. Воздвижение, напротив, представляет из себя пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства – 10–13 сентября и день праздника – 14 сентября.

Поклонение Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября – женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем. 13 сентября, на утрене на Пс.50, на 3-м антифоне Литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, то есть 6-го, гласа: «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко».

В день праздника 14 сентября богослужение отличалось большой торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного и входного (на «Господи, воззвах»), отменены) с чтением трех паремий (Исх.15: 22–26; Притч.3:11–18; Ис.60:11–16; каждую из них предваряют прокимны – из Пс.92; Пс.59; Пс.73 соответственно); в конце вечерни положен тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя». Также служится паннихис – краткая вечерняя служба накануне праздников и особых дней. Утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); к Пс 50 припевали не один, а шесть тропарей. После великого славословия совершался чин Воздвижения Креста. По окончании Воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная Литургия. Антифоны Литургии отменялись – сразу пелся тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», заменявший собой Трисвятое. Чтения Литургии таковы: прокимен из Пс.98; 1Кор 1: 18–22; аллилуиарий со стихами из Пс.73; Ин.19:6, 9–11, 13–20, 25–28, 30–35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день Воздвижения пели прокимен из Пс.113.

Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память сщмч. Симеона, сродника Господня, со своим последованием.

Праздник Воздвижения получил свой окончательный вид в IX-XII вв., когда большое распространение в православном мире имели различные редакции Студийского Устава. Корпус песнопений Воздвижения в разных его редакциях в целом один и тот же. Праздник имеет пред- и попразднство. Литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижении заимствованы из Типикона Великой Церкви. Но наблюдаются и отличия. Так, 1-я паремия праздника на вечерне (Исх.15: 22–26) обычно увеличивается на два стиха (до Исх.16: 1). Евангелие субботы перед Воздвижением (Мф.10: 37–42) читается на один стих больше (вплоть до Мф.11: 1). Апостольское чтение Литургии Воздвижения, напротив, сокращено (1Кор.1:18–24). И, конечно, из константинопольской традиции заимствован и чин Воздвижения Креста на праздничной утрене.

Вслед за Типиконом Великой Церкви во многих рукописях и изданиях Иерусалимского Устава в неделю по Воздвижении отмечается память сщмч. Симеона. Обычно его последование сводится к прокимну и аллилуиарию на Литургии, но некоторые памятники, например, «Чиновник Московского Успенского собора» 30-х гг. XVII века, предписывают петь более полно последование священномученика.

Во многих Иерусалимских (и студийских) Типиконах 14 сентября указывается память кончины свт. Иоанна Златоуста. Но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять две торжественные службы. Так, в южно-итальянских редакциях Студийского Устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу.

В продолжение темы о Студийском Типиконе нужно отметить, что в многочисленных его вариантах богослужение Воздвижения совершается по праздничному чину. На вечерне бывает вход и читаются паремии, состав которых, как и литургийных чтений, совпадает с указаниями Устава Великой Церкви. На утрене полагается чтение из главы 12 Евангелия от Иоанна (Ин. 12), к которому прибавляется «Воскресение Христово видевше»36, чем подчеркивается связь Крестной смерти Иисуса Христа и Воскресения Христова.

На современном этапе праздник Воздвижения Креста Господня в Русской Православной Церкви причисляется к великим двунадесятым, является Господским, непереходящим. В день праздника установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу, то есть без разрешения рыбы. Эортологический цикл включает в себя также один день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства (с 15 по 21 сентября), отдание – 21 сентября.

Чин Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения

Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения.

После события Обретения Честного Креста в Иерусалиме скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память Освящения (Обновления) иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста.

Типикон знает большое число разнообразных вариантов этого чинопоследования – локальных и хронологических. Н.Д. Успенский полагает: «Многообразие чинов Воздвижения объясняется тем, что обряд Воздвижения Креста составлял непременную и общецерковноную особенность праздничного богослужения»37.

Так, уже в иерусалимском Лекционарии V века, сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися.

В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V-VII вв., чин Воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября в третем часу дня (считая от рассвета, т. е. после утрени) и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже три Креста и полагали их на Святом Престоле.

Сам чин включал в себя три Воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным «Господи, помилуй». После третьего Воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после Литургии, и все прикладывались ко Кресту. Затем его вновь полагали на Святой Престол и начинали Божественную Литургию.

По крайней мере к VI веку чин Воздвижения уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: так, Евагрий Схоластик сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской. Составитель «Пасхальной хроники» VII века, отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 614 году, говорит о «третьем Воздвижении», что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина38.

Согласно послеиконоборческому Типикону Великой Церкви, который встречается в позднейших славянских рукописях, в храме Св. Софии чин Воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне, возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: «Господи, помилуй»; это повторялось трижды.

В Типиконах студийской традиции чин Воздвижения основан на константинопольском кафедральном кодексе, но по сравнению с ним упрощен. Чин включен в состав утрени, в ее заключительную часть. Вместо трех циклов по пять воздвижений совершается лишь один (состоящий из пяти воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света)39.

В Иерусалимском Уставе, начиная с наиболее ранних его редакций и заканчивая печатными Типиконами, чин Воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по студийским памятникам: он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное «Господи, помилуй». Кроме того, согласно Иерусалимскому Уставу, прежде чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (приблизительно, на 20 сантиметров).

В ходе исправления богослужебных книг, в Русской Церкви во второй половине XVII века, был изменен порядок осенения сторон света во время чина40: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такая схема сохраняется до настоящего времени.

* * *

29

Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. – С. 272.

30

Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. – М.: Паломник, 1994. – С. 220–221.

31

Желтов М., диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Православная энциклопедия. – Том 9. М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 161.

32

Желтов М., диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Православная энциклопедия. – Том 9. М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 162.

33

Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. – Киев: Пролог, 2004. – С. 200.

34

Введенский В. Праздник Воздвижения Креста Господня (www.vozdvi-zhenie.paskha.ru).

35

Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. – Киев: Пролог, 2004. – С. 231.

36

Развернутый анализ указаний разных вариантов Студийского Типикона по поводу Крестовоздвижения см.: Желтов М., диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Православная энциклопедия. Том 9. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 164–166.

37

Успенский Н.Д. Чин Воздвижения Креста: историко-литургический очерк // Успенский Н.Д. Православная Литургия: историко-литургические исследования. Том III. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. – С. 257.

38

Желтов М., диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня// Православная энциклопедия. Том 9. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 167.

39

См. подробнее: Желтов М., диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня// Православная энциклопедия. Том 9. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 168.

40

Иные особенности чина Воздвижения Креста на Руси описаны Н.Д. Успенским: Успенский Н.Д. Чин Воздвижения Креста: историко-литургический очерк // Успенский Н.Д. Православная Литургия: историко-литургические исследования. Том III. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. – С. 258–260.


Источник: Двунадесятые праздники : (историко-литургическое описание) / Г.С. Битбунов. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. - 246 с.

Комментарии для сайта Cackle