Азбука веры Православная библиотека архимандрит Порфирий (Виноградов) Стихотворения об истинном счастье христианина (на Новый год) и о силе Божией совершающейся в немощи

Стихотворения об истинном счастье христианина (на Новый год) и о силе Божией совершающейся в немощи

Источник

Об истинном счастии христианина I II III О силе Божией в немощи совершающейся

 

 

Об истинном счастии христианина

 

Царствие Божие внутрь вас есть. Лук. 17:21.

Царствие Божие – правда и мир и радость о Дусе Святе. Рим. 14:12.

I

Тише, душа моя! Тише – порывы

Благоразумно умерь, –

Будешь ты истинно, верно счастливой,

Богу себя лишь доверь!

 

Счастье... В чем счастье? – О нем ведь гадали

Целые даже века,

Счастья же венного и не узнали, –

Тайна его от ума далека...

 

Только Христос Искупитель, явяся,

Ясно всем людям его указал, –

С верой в Христа во всей жизни трезвяся,

Христианин его в сердце стяжал.

 

Счастье дает благодать ведь Господня–

Дивны ея в том пути:

Нами она руководит свободно,

Чтобы могли мы то счастье найти.

 

Надо довериться лишь благодати,

Надо уверовать твердо в Христа,

Твердо всегда на Него уповати

И не унывать никогда.

 

Стропотны правда сначала

Сей благодати пути:

Так она всех обучала,

Чтобы ко счастью вести.

 

Если же дух твой смирится,

Терпению приобучен:

Мирно она с твоим духом сдружится,

И уж спокойнее жить будет он. (Ср. Сир. 4, 18–22).

 

Счастье тогда благодатное

Дух твой начнет познавать,

Прежде тебе непонятное

Счастье он будет внушать.

 

Ясно Господь указал нам пути

К счастью, как счастье найти!

Bepy всему положил Он основой, (Ин. 3:15; 6:47; Мк. 9:23; Евр. 11:6).

С верой созиждется дух в тебе новый. (Ин. 3:6, 2Кор. 5:17).

 

Узришь ты верой небесные тайны, (Евр. 11:1; 2Кор. 4:18).

Все же земное как призрак случайный. (Мф. 16:26; 1Кор. 7:29–31; 2Кор. 5:16)

С верою Он завещал упованье –

Жизни небесной себе ожиданье. (Мф. 5:3–12; 6:19–21; Ин. 14:2; 2Кор. 5:1–5).

 

Верхом всего и основой и сущностью

Он указал нам любовь –

К Богу и ближним. С любови присущностью

Кров нам небесный готов. (Мк. 12:27–31; Ин. 13:34, 35. Ин. 4:7–12; 16–8; Иак. 2:8; Рим. 13:10; Гал. 5: 14; Колос. 3: 14).

 

Счастье назвал Господь царствием Божием

Внутрь оно нас быть должно. (Лук. 17:21).

Сравнивать можешь ты что же

Если оно подано?

 

Должен стяжать добродетель смирения

Также в своей ты душе:

С ним ты получишь и силу терпения,

С ним ты и счастлив уже.

 

Нищих ведь духом есть царствие Божие,

Так Сам Спаситель сказал (Мф. 5: 1):

Здесь добродетелей верно подножиe (см. дал. 4–12 ст.),

Здесь ты уже царствие Божье стяжал.

II

Как смириться мне? – не знаю я;

От смиренья я далек:

Ибо многого желаю я,

Чего мне не судит рок.

 

Оттого успокоения

Не имею я в душе,

Что живут во мне стремление

К невозможному уже!

 

Как?! Ужели невозможное

Есть у Господа небес.

И душа твоя тревожная

Уж не ведает чудес?

 

Если те твои стремления

Не противны Богу сил,

Как не даст Он утешения,

Если ты Его молил?

 

Бог чудес есть, всемогущества

Его нету ведь конца,

И любовь Он есть по сущности

В Нем имеем мы Отца.

 

Дивно Он осуществление

Даст стремлениям твоим,

Если ты твои стремления

Ты повергнешь перед Ним.

 

Дивно то начнет сбываться,

Что как сгибло бы уже,

И начнет тогда раждатися

Счастье верное в душе!

 

Не робей-же, малодушием

Ты себя не утесняй,

Богу Сил ты с благодушием

Доверяйся, уповай!

 

Славой Божией вселенная,

Ведь ты ведаешь, полна:

Разве храмина душевная

Для неё была б тесна?

 

Бог в сей храмине вселяется (1Кор. 3:16)

И Он в ней чудотворит:

И она-то просветляется

И веселием горит.

 

Славу Божию поведают

Чудеса небес светил,

Тот-ли свет не исповедует,

Что в тебя Господь вселил?

 

Слава тех светил не вечная (Мф. 24:29); –

Нова неба чаем мы (2Петр. 3, 13):

Но для жизни бесконечные

Наши души созданы.

 

Свет наш – разум наш – в творениях

Чудо высшее ведь есть:

Только от грехопадения

Так померкла его честь! –

 

Но премудростью Господнею

И любовью Бога сил

Можешь ты своей свободою

Возжигать, что угасил.

 

Свет тогда опять является

В дивной славе ведь в душе,

И блаженством исполняется,

Не скорбит она уже!

 

Не скорби же! малодушием

Ты себя не утесняй,

В жизни все ты с благодушием

Что Господь пошлет встречай!

 

Не скорби же малодушием

Ты себя не утесняй,

Богу Сил ты с благодушием

Доверяйся, уповай!

III

Аще не обратитесь и будете яко дети, не внидете в царство небесное. (Мф. 18:3).

Бpaтиe! не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте, умы же совершены бывайте. (1Кор. 14:20).

 

Вы детям подобными будьте,

Господь наш Спаситель сказал,

То значит: вы гордость забудьте,

И каждый так думай, что беден ты, мал!

 

Смотри: вот как дети играют,

Поссорятся, плачут, потом –

По скорости злобу они забывают,

Мирятся, играют своим чередом.

 

Так будем и все мы скоры к примиренью:

Пусть спорить придется нам с кем,

Поспорим пожалуй о деле движенья,

Но ссору здесь делать зачем?!

 

Смотри ты как дети доверчивы к ласке –

Улыбка готова у них

Ответить приветом, и всякою сказкой

И басенкой можно забавить ведь их.

 

Так будем и мы на приветы приветом

Готовы всегда отвечать,

И скорым на дружбу ответом

Любови огонь возжигать.

 

Не будем и требовать с ближнего много, –

Какую нам может любовь оказать,

Довольны за то будем; ведь перед Богом

За скудость любви должен всяк отвечать.

 

Мы ж каждую малость оценим

Явленной нам ближним любви,

И малое в многое вменим,

За малое благословим!

 

Смотри ты как дети всегда беззаботны.

Не ищут имений каких,

Подарки они принимают охотно,

Но только не ищут усиленно их.

 

Так будем и мы об именьях беспечны,

Чтоб больше и больше нам их накоплять,

Чтоб страстью растущей тогда бесконечно

Нам душу свою не связать!

 

К чему нам пустая забота стяжаний?

У нас есть Небесный Отец,

Не сиры мы, слышит Он наши воззвания,

Готов у Него терпеливым венец!

 

Ну пусть еще плачут имущие нужду,

Ведь плачут и дети в нужде:

Ты душу имей сребролюбия чужду –

Пусть страсть эта не приразится тебе!

 

Смотри ты: какой добротою сияет

Дитяти лице иногда:

Любви полнотою дитя обладает,

Ты ясно то видишь тогда!

 

Он сил не имеет, чтоб дело какое

На пользу других совершать:

Ты ж можешь и словом и делом

Любови его подражать.

 

Сияй ты любовью, сияй же на деле:

Усердно на пользу других ты трудись,

Будь щедр и находчив в добре и умелый,

О помощи Богу молись!

 

Ты видишь как дети – они преступают

Родителей волю когда:

Наказаны ими бывают

И горько поплачут тогда.

 

Но вскоре, когда еще слезы заметны

На лицах бывают у них

Бегут они с лаской, приветом

Обычным к родителям их.

 

И смело опять предлагают

Вопросы и просьбы свои,

И веселы снова бывают,

Как были б ни в чем невиновны они.

 

Так, если и мы преступаем

Небесного волю Отца:

Поплачем: вину нашу ясно сознаем:

Но скорбь да не будет у нас без конца.

 

Но вскоре с доверием к Богу

Мы радостно дух обратим

Отложим мы духа тревогу

Молитвы обычны свои сотворим, –

 

О чем мы обыкли просити,

О чем есть пред Богом нужда,

И милостив Он сотворити

По нашей мольбе и тогда!

 

И радостно дух Он утешит,

Как тешат родители тоже детей,

Просивших прощенья, и благопоспешит

Он в нужде – насущной твоей!..

 

10 и 18 августа 1902 г.

Херсонский монастырь.

Архимандрит Порфирий

 

О силе Божией в немощи совершающейся

(2Кор. 12:9).

О, проснись, душа унылая,

Сон унынья отжени,

И как птичка легкокрылая

Ты от персти воспряни.

 

И пари ты по поднебесью,

Божью милость созерцай:

Ты ведь много, много веси ю, –

Только все припоминай, –

 

Как Господь давал целения

После горестей тебе,

Как давал Он утешения,

Подкрепления в борьбе.

 

Что ж ты скорбями смущаешься,

Что дивишься немощь зря? –

Ведь чрез скорби очищаешься,

Чтоб войти в чертог Царя.

 

Немощь свойственна созданию

Поврежденному грехом:

Но и при немощствованиях

Можно верх держать над злом!

 

Сила Божья совершатся

Будет в немощи твоей,

Если ты вооружаться

Будешь вкрою своей,

 

И молитвою прилежною

Будешь Господа молить,

Чтобы немощь неизбежную

Восхотел Он укрепить!..

 

13 июля 1902 г.

Архимандрит Порфирий


Источник: Владимир. Типо-Литография Губернского Правления. 1904. От Московского Духовно-Цензурн. Комитета печатать дозволяется. Москва, Февраля 26-го дня, 1904 года. Цензор Священник Александр Гиляревский. источник

Комментарии для сайта Cackle