П.В. Безобразов

Источник

Е. П. Эйлер от 7 апреля 1860 г.

Друг мой! За два дня до получения вашего письма от 3 февраля мне снилось, будто мне подали запечатанный пакет из сената. Я не хотел распечатать его и положил на стол. Это сновидение оправдалось. Вы в своем письме прислали мне листок из смежного с сенатом желтого здания. Этот приказный, подъяческий листок испачкал ваше письмо и произвел во мне неприятное впечатление. Охота вам связываться с сиятельными чиновниками! Они учтивы с вами, но меня едва ли простят за то, что мои вопли раздались в великокняжеских чертогах. Ваша большая доброта причинила мне маленькое зло. Но я прощаю вас. Будьте спокойны, только впредь не показывайте моих писем ни фарисеям, ни книжникам. Вам ли помочь мне своим ходатайством перед ними, когда мне суждено служить ближним моим страданиями? Пусть ни вас, ни меня не огорчают вот такие слова их: «la bureaucratie est une grande puissance en Russie, et il nʼest pas facile de satisfaire tous les désirs du pauvre archimandrite»233. Наше чиновничество, как баба Яга, костяная нога, в ступе сидит, пестом погоняет, метлой заметает. Скажите-ка вы этой бабе, что на пути вашего друга набросано ею слишком много терний: она в угодность вам метлой своей подметет частицу дороги, а его самого пестом погонит, да так далеко, что вы и не отыщете его.

Переменяю речь свою. Ваши сердобольные старания о призрении и успокоении бедных страдальцев еще более возвысили вас в моем мнении. Теперь вы живой стих Евангелия, гласящий: блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Да поможет вам Бог продолжать с успехом начатое вами дело милосердия и да сподобит меня видеть вашу Вифезду и говорить собранным в ней убогим слово утешения и спасения.

Переменяю речь свою, понижая тон и усмехаясь не лукаво, а дружески. Вам пришла охота надеть на свою голову колпак ученого экономиста. Носите его на здоровье. Вам, красоткам, все к лицу. Но позвольте узнать основы и выводы той политической экономии, которая преподается вам. К которому из двух нижеследующих разрядов принадлежат они?

I. Основы и выводы западно-европейской политической экономии.

1) Признание права на одну работу, производящее бобылей (пролетариев).

2) Qui a du plomb, a du pain234.

3) Личное неограниченное владение землей по праву наследства, или купли.

4) Управа помещиков и чиновников.

5) Признание необходимости разгульной жизни в миру и даже детоубийства в зародышах для уравнения народонаселения с количеством народной земли.

6) Учреждение городских банков и проч.

II. Основы и выводы восточно-русской и мужицкой экономии.

1) Признание права каждого на землю, производящее хозяев.

2) У кого есть хлеб, тому не нужны пули.

3) Общинное владение землей по праву рождения на ней и обработывание ее по распоряжениям общины без права наследования обработываемых участков.

4) Мирская сходка для управления делами общины.

5) Признание необходимости святой жизни в монастырях для убыли излишка народонаселения и призывание Божия благословения на чадорождение для наполнения народом малолюдной России.

6) Учреждение сельских банков и проч.

Теперь вы спросите меня: каких же экономических начал держитесь вы сами? Друг мой! Экономическая наука моя вот какая:

«Святая душа – экономка во всем. Она хранит веру, надежду, любовь и благодать Господню, умножает вверенные ей Богом таланты, сберегает время для молитвы, благоделания и духовных наслаждений, ко всем добрым делам присоединяет смирение, как ноль к единицам, бережет копейку на черный день и на нужды ближних; скупится питать и лелеять свои страсти; не расточает притворных похвал; не утрачивает искренней дружбы; платит за любовь любовью и за доверие доверием; покрывает любовью множество чужих грехов, дабы самой получить от Бога оставление долгов своих».

«Святая душа – экономка во всем. Она не чересчур снисходительна и не очень строга, не слишком ласкова и не надолго грозна; воздает каждому свое, а превосходство своей личности прикрывает смирением для пощады чужого самолюбия».

Я продолжил бы уроки моей святой экономии, да гости мешают мне говорить вашему сердцу. Что делать? Замолчим.

Пока прощайте и на здоровье носите колпак Адама Смита, или Роберта Пиля и Гускинсона, или Каррея, либо Бланки. А придет время, когда захотите узнать и мою святую экономию, за изучение которой дается в награду лучезарное сияние святой праведной Елисаветы.

* * *

233

Бюрократия большая сила в России и нелегко удовлетворить всем желаниям бедного архимандрита. Перев. ред.

234

У кого пули, у того и хлеб. Пер. ред.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle