П.В. Безобразов

Источник

К. М. Базили от 12 августа 1852 г.

После тяжкой болезни, состоявшейся в нестерпимом колоте в животе и в расстройстве мочевых отправлений, я постепенно укрепляюсь в силах. Эта болезнь была причиной того, что я не отвечал вам на писание ваше об известной продаже некоторых книг. Теперь, будучи в состоянии держать в руках перо, уведомляю вас, что в настоящих тесных обстоятельствах моих (синод, неизвестно почему, не высылает мне жалованья с сентября прошлого года) нет никакой возможности издерживаться на приобретение книг.

Внутренние дела святогробские идут своим порядком123.

Приезжавший сюда посланец нашего патриарха Апостоли возвестил, что султан будто бы потребовал от его блаженства последний журнал о св. местах124. Видно, что французы сильно работают в Стамбуле. Посмотрим, что сделают наши, получив упомянутый фирман к сведению. Посмотрим! кто огонь, кто вода, и кто кого пересилит. Жалкая судьба Иерусалима! Но еще жальче все те, которые ведут нескончаемую прю между собой, и за что же? За бездушные камни, называемые священными гробами. Вся эта пря есть наказание Божие за почитание камней вместо духовного поклонения Существу всевышнему. Некоторым лицам следовало бы, сколько можно, быть холоднее к делу о здешних суверных поклонениях. Пусть грызутся одни попы, или остаются in statu quo. Доколе суеверие и ложь будут тяготеть над народами? Доколе трудовая и потовая копейка валаха, или грузина, или росса, или армянина, или обитателя Запада, будет служить поводом к достоплачевной тяжбе за такие предметы, о которых даже не помышляли ни апостолы, ни первые христиане до Константина полуязычника, полухристианина?

Около Назарета есть православная деревня Олма. В ней уже очень давно нет священника. Я уговаривал нового фаворского архиерея позаботиться о духовных чадах его и даже обещался содержать своим иждивением священника олмийского. Что же? Ни гласу, ни послушанья от наместника патриаршего! Каково! И после этого святогробцы еще смеют жаловаться на прозелитизм англичан! От всего сердца желаю этим островитянам успеха. Ибо они выведут арабское племя из тьмы духовной, в которой оно коснеет вместе с греческими попами, чтущими бога-мамону.

Есть у нас внешние дела.

Давненько из Англии прислан сюда архитектор. Пока он ничего не строит. Я предполагаю (если не ошибаюсь), что всесветные купцы затевают здесь водворить училище в больших размерах, дабы посредством воспитания молодых арабов действовать на все племена в Палестине, Сирии и Аравии, где торговля пойдет старым путем от Красного моря и Персидского залива к странам полунощным.

Один из чиновников здешнего французского консульства нашел себе постой в доме известного Абдаллы, заведывающего гаремом над храмом Воскресенским. Смотрите, как бы французы не очутились на крыше сего храма и в старой латинской патриархии, пристроенной к нему. Они успевают во всем, а мы? Почему оставлено нами дело о найме гарема у Абдаллы и шеха Юсефа? По равнодушию? По холодности? По неумению вести это дело? По бессилию нашего влияния на дела восточные? Жалкие же мы труженики!

* * *

123

Опускаем некоторые подробности, буквально повторенные в Кн. Бытия моего, ч. IV, стр. 283, 284. Прим. ред.

124

Сего фирмана не требовали назад, а решились не читать его в Иерусалиме. Прим. арх. Порф.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle