П.В. Безобразов

Источник

А. С. Стурдзе от 15 апреля 1851 г.

С севера и юга, путями Цареграда и Каира доставлены мне ваши письма (от 20 июня, 9 ноября 1850 г. и 20 марта 1851 г.), то своевременно, то довольно поздно. Я отвечал бы вам, друже, гораздо скорее, если бы тяжкий недуг, развившийся в последние дни прошлого ноября от сырости моих келий, не свалил меня с ног. В ночь под новый год после нервического удара последовало такое расслабление тела, что я по-христиански уже приготовился к смерти. Но Господь помиловал меня. Бесплодная смоковница оставлена расти еще на время, или полвремени, гадаю, по молитвам моей матери. Я хотя поправился, однако зародыш болезни в левой полости живота поныне обнаруживается ежедневными сотрясениями нерв, хотя и мгновенными, но приводящими меня в задумчивость. Не знаю, друже, что делать, продолжать ли службу, или проситься на покой? Дух мой бодр, а плоть немощна. В простоте сердца поручаю себя Провидению Божию. Как и куда оно направит челн мой, туда ему и идти. Пусть сила Божия совершается в немощах моих!

Живя у матери церквей христианских, я сетую вместе с ней и чаю от одного Бога лучших для нее дней. Ибо первый пастырь ее ушел на страну далече и там проводит жизнь свою в лени и неге под нежным надзором двух жен к общему соблазну. Да и вразумляющего его нет! Латины с помощью Галлии надеются овладеть здесь всеми св. местами и хозяйствовать на них. Бывший французский посланник при Порте Опик, на основании давнего договора Франции с Турцией, протестовал против всех фирманов, которыми грекам предоставлены известные права в Иерусалиме и Вифлееме. А султанский врач Карафеодори, ученый и ревностный к вере, пишет книжицу в защиту православных. Время покажет, чем кончится это дело. Английский епископ Гоба совратил с пути истины всех единоверцев наших, живущих в древнем Сихеме (Набулусе). Два года с небольшим они отщепенствовали и посылали детей своих учиться в английскую школу, учрежденную в этом городке. Но в минувший великий пост Сам Господь, против чаяния нашего, возвратил их в ограду матери церкви. Ангелы на небе радуются о раскаянии сих заблудших. Предстоятели же Гроба Господня хотя и заботятся о них, но без умения и без жара св. усердия; и я боюсь, как бы не последовало новое безвозвратное отпадение сихемцев. Английский епископ дуется на меня за это дело. А мне что до него? Незваный, непрошеный не ходи он в наши вертограды и не топчи наши крины. Весьма трудно здесь сделать что-либо доброе. Вот уже несколько месяцев я умоляю владык св. Земли учредить в Иерусалиме девичье училище и даже внес денежное пожертвование для этой цели; но они приняли мои деньги, а училища нет. Еще раз внесу им избытки свои; авось настойчивость моя не с пустыми руками подвигнет их на дело благое. Ибо долголетний опыт убедил меня, что только одни добрые примеры могут разогреть их. Это убеждение заставляет меня предпринять и другое доброе дело, именно, ежегодно жертвовать в казну святогробскую 100 руб. сер. с тем, чтобы ученики здешнего арабского духовного училища по окончании учения получали из этой суммы по 30 руб. сер. на первое обзаведение свое. Это крайне нужно здесь; и я надеюсь склонить владык отчислить сумму на этот же предмет из всемирной милостыни, хотя они вовсе не помышляют о сем. Отсутствие патриарха Кирилла есть одно из препятствий к преуспеянию здесь дел добрых. Бог ему судия.

Страшные и горестные события, совершившиеся в прошлом году в Алеппе и в селении Малуле, что близ Дамаска, будут внесены кровавыми чертами в историю многострадальной церкви сирийской. В Малуле православный монастырь Иоанна Предтечи ограблен дочиста турецкими солдатами; имущество православных и униатских жителей сей слободы расхищено; наш архиепископ, маститый старец Захария пронзен был пулей при спасении одной женщины от бесчестия и скончался мучеником на пути в Дамаск. Это было в начале прошлого октября. В Алеппе же наш митрополит Кирилл спасся от душегубцев в одном подряснике и лишился всего как в своем доме, так и в храме, и без того бедном. А об избиении христиан алеппских, поругании их жен и дев и расхищении их имущества и говорить страшно. Пишу эти строки и плачу. Причины всех этих злодейств три: 1) отвращение арабских племен от рекрутского набора, сопровождавшееся злостью на христиан, не хотевших принять участия в их бунте против законного правительства; 2) глупая гордость униатского патриарха Максима, который, проживая в Алеппе, непомерно величался на стогнах и торжищах и за насмешки мусульман мстит заключением их в тюрьму, и 3) уравнение прав христиан с правами мусульман. Малульским страдальцам в утешение и облегчение я послал благовременную помощь, а владык святогробских убедил (впрочем, не я один, но и консул Базили) пожертвовать в Алепп и Малулу утварь и ризницу, что уже и исполнено. Теперь я хлопочу о водворении одного иеромонаха из арабов в Тире, дабы он служил там в церкви св. апостола Фомы и среди униатов был бы той закваской, которой уподобляется возрастающее царствие Божие. Он от меня будет получать содержание. Не думайте, что я богач какой; нет, я принадлежу к числу тех нищих, о которых сказано: нищие вся богатяще. Антиохийский патриарх Иерофей прибыл в Дамаск в 30-й день марта и встречен был паствой велелепно. Но уже достиг до меня оттуда отголосок, что христианам он кажется сух; и я убедил друга моего о. Спиридона, добре учительствующего в здешней арабской школе, писать к дамаскинцам, что сухость его происходит не от гордости, а от привычки к домоседству и монашескому уединению. Что делать? Manus manum lavat (рука руку моет). Не так ли, друже?

Спешу известить вас, что для Сайданайской женской обители куплены два участка земли с посаженными на них масличиями и виноградниками, в соседстве с городом Триполи, на деньги, собранные в Петербурге и Одессе вашей десницей. Архиепископ триполийский Иоанникий прислал мне копии с купчих крепостей на эти участки. Итак, сие доброе дело закончено. Слава Богу!

Известные вам поклонники вручили мне от лица вашего устав вновь учрежденной в Одессе больницы, в которую введены сестры милосердия, и отчет о ней. Прочитав их, я возрадовался духом о появлении у вас служебниц недугующей братии Христовой, хотя и без имени диаконисс. Женщины, эти матери живущих, гораздо способнее нас мужчин ухаживать за болящими. Ибо у них больше сострадания и терпения, и бдение их сердца во время самого сна сильнее, чем у нас. Есть и на св. Сионе сердобольные инокини из православных, отряжаемые на служение больным. За мной, когда я лежал на одре болезненном, ухаживала одна из них. Только у нас нет ни особой больницы, ни устава, ни особых сумм для сего дела, ни гласности о нем. Слава Богу, что ваша Одесса уподобилась нашему Сиону, соорудив свою Вифезду! И его всесильная благодать да врачует души всех немощных, водворяемых в сем доме милосердия. Споспешникам же сего доброго дела честь, хвала и спасение вечное!

О. Михаил, занимаясь преподаванием логики, должен любить логическую последовательность во всем; и, ежели друг писал к нему письмо, то ему следует отвечать на оное тем более, что в логике есть силлогизмы разделительные, а ленивых нет. Призываю благословение Божие на вас и на всех близких к вашему сердцу.


Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2 / П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г.

Комментарии для сайта Cackle