П.В. Безобразов

Источник

Проект секретного отношения к посланнику Титову в Константинополе

Вашему превосходительству известно по долголетнему служению вашему в Константинополе, что положение православной церкви в Палестине постоянно обращало на себя благочестивое внимание Государя Императора. По воле Его Величества миссия наша в Константинополе неоднократно имела поручение заботиться о доставлении православному духовенству законной защиты и об охранении принадлежащих оному прав. При настоящих обстоятельствах оно до некоторой степени ограждено от своевольных и притеснительных распоряжений местных турецких властей. Но, к сожалению, не одно лишь мусульманское владычество составляет источник бедствий для православной церкви в Палестине. Они имеют также причиной:

1) стремление католиков и протестантских миссионеров к распространению своих вероисповеданий;

2) недостаток нравственных и материальных средств православного духовенства для предупреждения пагубного их прозелитизма;

3) несчастные раздоры и взаимная зависть, нередко существующие между самим православным духовенством.

Обсуждение мер, какие могли бы действительным образом содействовать к отстранению обстоятельств, клонящихся к вреду православия, привели к мысли о постоянном пребывании в Иерусалиме благонадёжного и образованного лица из российского духовенства.

Мысль эта основана была на том соображении, что, во-первых, духовное лицо по самому сану своему могло бы удобнее, нежели светский чиновник, вникать в положение церковных дел в Палестине; что, во-вторых, будучи ближайшим посредником между российским Св. Синодом и Иерусалимским духовенством, оно могло бы передавать сему последнему советы и внушения для пользы православия; что, наконец, в-третьих, православное восточное духовенство через таковое оказанное оному соучастие единоверной российской церкви получило бы ободрение и нравственную опору.

Несмотря, однако же, на всю благонамеренность сего предположения, приведение оного в исполнение представляет тоже весьма важные неудобства, кои проистекают частью от разных политических соображений, частью от известной мнительности турецкого правительства, частью от недоверчивости и личных видов самого греческого высшего духовенства. А потому на первый случай признано необходимым ограничиться мерой, так сказать, испытательной. Она состоит в отправлении туда благоразумного и надёжного лица духовного сословия в качестве поклонника и с исключительным негласным поручением собрать на месте достоверные о настоящем положении православной церкви сведения. По соизволению Государя императора Св. Синод избрал для сего поручения архимандрита Порфирия, который отправился ещё в начале лета в Одессу, где должен исходатайствовать себе заграничный паспорт в качестве поклонника гробу Господню. В этом качестве он прибудет в течение октября месяца в Константинополь, откуда в своё время должен отправиться в Иерусалим. Архимандрит Порфирий не снабжается от правительства никакими письменными инструкциями; но перед отъездом его из С.-Петербурга объяснена ему в подробности исключительная цель его отправления в Иерусалим, состоящая, как выше сказано, в том, чтобы на месте приобрести все нужные сведения, могущие впоследствии послужить благонадёжным основанием при обсуждении мер, какие признано будет полезным принять для упрочения православной церкви на Востоке.

Вашему превосходительству вполне известны словесные наставления, преподанные здесь архимандриту Порфирию, так как в бытность вашу в С.-Петербурге вы принимали сами деятельное участие во всех соображениях и объяснениях по сему предмету. А потому ограничиваюсь кратким лишь изложением тех наставлений. Они заключаются в нижеследующем:

1) Исполнять в строгости все обязанности, сопряжённые с характером поклонника, и отнюдь не обнаруживать, что он послан от правительства.

2) Для сего избегать всего, могущего обратить на его поступки напрасное внимание, чуждаться равным образом излишней таинственности и обходиться простодушно и ласково со всеми. Таков наилучший способ убедить самых недоверчивых людей, что если он и в самом деле имеет поручения, то под ними не кроется ничего опасного или недружелюбного к кому бы то ни было.

3) Стараться исподволь побеждать природную недоверчивость палестинского духовенства и по возможности снискивать его доверие.

4) Вникать постепенно в положение св. церкви, приветливо слушая рассказы или сознания туземцев, но, не тревожа ничьей совести слишком настойчивыми расспросами.

5) Собрать на месте сведения о действительности притеснений, терпимых православной церковью, и беспристрастно сообразить, до какой степени основательны взаимные жалобы духовенства разных вероисповеданий, кто при каком случае главный виновник, и не представляется ли возможность прекращать споры мирным путём?

6) Стараться удостовериться о степени распространения влияния чужеземных миссионеров и обдумать, какие меры при местных обстоятельствах могли бы повести к упрочению православия на Востоке вопреки влиянию чужеземцев.

7) В беседах с палестинским духовенством воздерживаться от слишком настойчивых внушений, а ограничивать свои речи самыми простыми и доступными истинами. В приличных случаях удостоверять, в виде собственного убеждения, восточных отцов и собратий в живом к ним участии Св. Синода или главнейших российских иерархов, называя их по имени, как особ, которых образ мыслей лично и непосредственно известен архимандриту Порфирию. Вообще, говорить не столько о России, сколько о церкви, единой апостольской, дабы не подать повода думать, что под предлогом религиозного соучастия скрываются виды политические.

Негласно наблюдать образ жизни тамошнего православного духовенства и собственным примером ободрять наших единоверцев в строгом соблюдении постановлений св. церкви, для чего во всех своих поступках и соображениях одушевляться постоянно двумя чувствами, смирением и терпимостью, дабы ослеплённые на счёт своих пороков палестинские единоверные иноки находили в русском архимандрите доброжелательного брата, а не строгого судью и почерпали благие уроки, сколько в его примере, столько и в снисходительном духе его речей и увещаний.

9) Обнаруживая христианскую любовь к своим единоверцам, простирать её и к лицам чужих исповеданий. Не входя в особенную короткость с армянскими и католическими священниками, с англиканским епископом и т. д., изъявлять, однако же, сим лицам, если встретится благоприятный случай, вежливость, происходящую от сердца, и тем доказать, что наше духовенство умеет быть твёрдым в своей вере без ненависти к чужим.

10) Собирать незаметным образом сведения о ходе образования духовного юношества и об употреблении сумм, пересылаемых из России в пользу Иерусалимской церкви гроба Господня, удерживаясь, однако же, по обоим предметам от всякого прямого вмешательства, которое было бы вовсе не согласно с характером частного лица, прибывшего для поклонения гробу Господню, и которое, несомненно, возбудило бы тотчас недоверчивость местного духовенства.

Таковы суть главные статьи наставлений, преподанных здесь словесно архимандриту Порфирию; он сверх того допущен был в Азиатском департаменте к чтению некоторых бумаг, относящихся до духовных дел. Но при проезде его через Константинополь вы не оставите снабдить его словесными же дополнительными объяснениями и внушениями, дабы он в точности исполнил ожидания правительства, не выходил из пределов данного ему поручения и не увлекался собственными соображениями, кои могут быть неудобоисполнимы и бесполезны при неизвестных ему политических обстоятельствах. Срок пребывания архимандрита Порфирия в Иерусалиме не определяется; а должен некоторым образом зависеть от большего или меньшего успеха, с коим он будет приобретать сведения, требуемые от его наблюдения. А так как сведения сии будут им собираемы исподволь и для большей их достоверности должны быть поверяемы из разных источников, то признано более удобным, чтобы он представил их не иначе как разом по возвращении из Иерусалима. Для сего предоставляется ему при обратном проезде через Константинополь остановиться там для приведения в порядок своих замечаний, а составления подробного отчёта в возлагаемом на него поручении. Отчёт тот должен быть передан им миссии, которая препроводит оный сюда с присовокуплением своих заключений. Сообщая вам всё вышеизложенное к надлежащему исполнению, я буду ожидать вашего уведомления о распоряжениях, какие вами будут сделаны по предмету отправления архимандрита Порфирия в Иерусалим.


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle