П.В. Безобразов

Источник

Записка Базили, переданная арх. Порфирию в Константинополе в 1843 г. по распоряжению посланника Титова255

(Здесь набросано в беспорядке несколько сведений и замечаний единственно для памяти, прошу не делать из них никакого другого употребления, а полагаться совершенно на те из оных только можно, которые вам удастся проверить на месте собственным опытом).

Бейрут есть центр прозелитических происков латинского духовенства. Ревность латин усугубилась с того времени, как протестанты стали заводить училища в Бейруте и в соседних округах Ливана. Как здесь, так и во всей Сирии главным орудием прозелитизма служат училища, а средством – деньги. Православные с некоторых лет не обращаются ни в унию, ни в протестантство, но некоторые отдают детей на воспитание католическим и протестантским миссионерам. Иезуиты не ладят с лазаристами и мне жаловались, что они их преследуют тайно. Лазаристы получают значительные пособия из Франции, как от правительства, так и от частных лиц. Иезуиты располагают также большими суммами в Бейруте, но неизвестны в точности источники. Судя по связям их с сардинским консульством, можно полагать, что сардинский двор их поддерживает. Православные теперь стали бодрее прежнего по многим политическим причинам, и Россия благоприятствует им более других племён, но к несчастью нет между ними людей способных и с влиянием.

Митрополит Вениамин человек весьма добродетельный. Он прост в обращении и с первого раза покажется легковерным человеком. Но в нём здравый смысл, опыт и благонамеренность заменяют подобающие званию его учёность и обращение, а мягкость характера и добродушная и бескорыстная заботливость о пастве привлекают к нему все сердца и правоверных и иноверцев. Об училище и типографии он заботится, но не довольно деятельно. Самая трудная часть его обязанностей есть укрощение злоупотреблений сельского духовенства, а если и успевает он в том, то надо приписать это высокому мнению в народе о его святости.

Митрополит птолемаидский (в Акре) – человек нрава откровенного; если с ним сблизиться, то можно от него получить много сведений о духовенстве Гроба Господня; но не худо заметить, что он слишком мнительный и всегда воображает, что его не терпят наместники, хотя я уверен, что в Иерусалиме искренно его уважают. Народ также его любит и уважает, но суждения его о делах и его проекты большею частью неосновательны. Между прочим, он пламенно желает построить монастырь на Кармиле, что не только встретит непреодолимые препятствия, но вовлечёт ещё в бесконечные споры с латинами.

В Иерусалиме никогда нет прочного мира между архиереями. Члены синода досадуют, что наместники захватили всю власть, но если наместники станут действовать иначе, то все дела остановятся. Члены синода или вовсе неспособны и безграмотны, или ленивы, или болезненны. Притом один из младших членов архимандрит (не помню имени) – человек нрава беспокойного и часто затевает грубую оппозицию. Решительно из нынешних членов синода нет ни одного даже с умеренными способностями, чтобы можно было заменить нынешних наместников. Главное лицо в Иерусалимском синоде – простой монах Анфим, секретарь при наместниках. Этот человек весьма тонкого и живого ума и в существе он всем управляет, но он уже слишком состарился; притом вспыльчив и упрям; не знает никакого порядка для хранения бумаг и документов, а это часто путает его и вредит делам.

Наместник Мелетий весьма ленив и никогда своего мнения не имеет. Его укоряют в том, что он принимает приватно подарки от поклонников, даже вещи, назначенные в соборное присутствие. Наместник Кирилл необыкновенно деятелен, но тратит свою деятельность и своё время на пустяки, ибо хочет сам всё делать по монастырю. Он вообще любим за своё бескорыстие и за полезные услуги, оказанные им как по внутреннему устройству монастыря, цветущего ныне в сравнении с тем, что было с 21 по 30-й год, так и по разным процессам. Он по виду характера мягкого, но в существе упрям. Он не любит патриарха, да и никто патриарха не любит в Иерусалиме. Из остальных в монастыре примечателен архимандрит Иоиль по своим познаниям и тихому нраву; к несчастью, он одержим тяжкой хронической болезнью. Игумену св. Феодора можно посоветовать, чтобы он не слишком братался с нашими поклонниками, а держал бы себя посуровее для того, чтобы его уважали, а старой игумение Иулите, – чтобы она обходилась помягче с поклонницами. Между тем нужно заметить, что в женском монастыре всегдашние сплетни, и что в нём управление гораздо труднее, чем в Феодоровском.

Мною было сделано распоряжение, чтобы священник или иеромонах из русских постоянно служил литургии в Екатерининском монастыре. Не знаю, соблюдается ли это в нынешнем году, потому что в Иерусалиме на ничьи обещания слишком нельзя полагаться. В ожидании, чтобы правительством были утверждены правила о поклонниках, я в каждом письме прошу наместников, чтобы они наблюдали за точным по возможности исполнением этих правил. Из изложения этих правил объясняются и многие обстоятельства моральные и материальные относительно Иерусалимского монастырского быта. Весьма полезно просмотреть на месте эти правила, хотя ещё по утверждению оных правительством не сделаны в них нужные изменения, представленные мною года два тому назад. Крестовый монастырь отдан патриархом пожизненно какому-то беглому грузинскому архимандриту, который стал набирать туда других беглых единоземцев. Об этом я писал своевременно Фаворскому, но видно Фаворский не имеет влияния для искоренения бесчисленных злоупотреблений по патриаршему управлению.

От агента нашего Марабути можно узнать много подробностей о делах и лицах в Иерусалиме. Кроме официальной рекомендации, прилагаю сюда записочку для него. Можно вручить секретно, когда покороче ознакомитесь, и на скромность его и на преданность его к нам можно вполне надеяться. Но, не объясняя цели ваших наблюдений, лучше всего обращаться с вопросами к нему обо всём нужном. Он человек честный и имеет много опытности по мелочным вещам, но не слишком проницателен и недальновиден. Когда он будет в Иерусалиме, то через него можно познакомиться с армянским духовенством и даже с протестантами. Между протестантами самый деятельный и способный есть Николайсон, давно пребывающий в Иерусалиме и уже обративший нескольких евреев. Он ужасно говорлив и пронырлив, познания его ограниченны, но мелочная его деятельность – самое нужное качество в его обстоятельствах и для достижения предположенной цели. Он был кальвинист, теперь вступил в общение с англиканской церковью. Остальные миссионеры ничтожны; это большей частью евреи, обращённые за деньги. Сам епископ Александр – человек ума ограниченного и с познаниями совершенно поверхностными.

В Иерусалиме, как только сблизитесь с духовенством, станут жаловаться одни на других и приписывать неуспехи по делам один другому. Всего лучше никому не верить на слово и держать себя совершенно в стороне от всяких внутренних дел по монастырю.

Прилично, кажется, поместиться в Федоровском монастыре, а не в патриархии. Прилично также исполнить поклоннический обряд записания имён в синодальном присутствии и внесением в казну умеренной суммы от 50 до 100 руб. асс. Менее или более с первого раза будет или неприлично, или подаст повод к толкам.

О Вифлеемском митрополите Дионисии не худо заметить, что он человек беспокойный и корыстолюбивый; впрочем, строгих нравов и со способностями.

Он перессорился там со всеми года два тому назад, и доселе длится вражда.

Чем короче знакомишься с Иерусалимскими делами, тем более представляется затруднений во всём, и потому не надо удивляться, что во многом господствует величайший беспорядок, а всё вообще подвигается ужасно медленно и вяло.

Главное достоинство секретаря Анфима не есть его учёность (ограниченная, впрочем, церковными писателями), но его ум тонкий и проницательный. К тому же он самый ревностный и бескорыстный слуга св. Гроба.

* * *

255

Рукопись Порфирия III А10 = 78.


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle