П.В. Безобразов

Источник

Отчёт о деловых, учёных и художественных занятиях архимандрита Порфирия с 1855 по 1863 год248

В конце апреля месяца 1855 года действия нашей духовной миссии иерусалимской, находившейся тогда в С.-Петербурге, прекращены были по причине продолжения войны Турции с Россией. Однако бывший начальник этой миссии архимандрит Порфирий непрерывно продолжал свои деловые, учёные и художественные занятия, по поручениям от высших начальств, находясь в С.-Петербурге и за границей России на Востоке. Будучи обязан дать отчёт в этих занятиях Святейшему Синоду, он благоговейно представляет его на рассмотрение.

А. Деловые занятия архимандрита были следующие:

1) В январе месяце 1855 года им написан и представлен был в Министерство иностранных Дел подробный отчёт о действиях нашей духовной миссии в Иерусалиме с 1848 года по 8 мая 1854 года. Её действия были одобрены.

2) В 27 день декабря месяца 1857 года Его императорское Высочество Генерал-Адмирал и Великий Князь Константин Николаевич при письме своём препроводил к архимандриту Порфирию печатную записку о посещении святых мест палестинских русскими поклонниками и просил его сообщить ему с полной откровенностью мысли по всем заключающимся в ней предметам и указать те меры, кои правительство наше должно бы принять, дабы сколь возможно облегчить православным русским исполнение благочестивого подвига в Палестине и дабы возбудить в бо́льшем числе народа желание поклониться святыням Господним. Эта просьба Его Высочества была исполнена немедленно. Архимандрит Порфирий 6 января 1858 года представил ему подробную записку под названием: Ответ на недавние известия с Сиона249. В состав её вошли следующие статьи:

1. о русских поклонниках гробу Господню,

2. о водворении консула в Иерусалиме,

3. о независимости русских от греческого духовенства,

4. о прежнем проявлении сил наших на Востоке,

5. и 6. о первой и второй духовной миссии нашей в Иерусалиме,

7. о пропаганде римской и протестантской в Палестине,

8. о тамошних евреях,

9. о мерах к поддержанию всей православной церкви на Востоке и к приготовлению торжества её,

10. о наших сёстрах милосердия в Иерусалиме,

11. о нашем пароходном обществе торговли на Востоке,

12. о денежных пособиях к поддержанию и возвеличению православия,

13. о мерах к увеличению числа наших поклонников гробу Господню.

Эта многосложная записка, в которой был предложен сбор доброхотных подаяний в церковные кружки по всей нашей империи для улучшения быта наших поклонников, принята была во внимание. Таким образом, архимандриту Порфирию суждено было ещё раз послужить нашему благотворному делу в Палестине.

3) В апреле месяце 1858 года Святейший Синод отпустил сего архимандрита за границу России на Восток для посещения тамошних священных мест с набожной и учёной целью и поручил ему «возобновить свои сношения с коптским духовенством в Египте, которого внимание к церкви нашей привлёк он в прошедшую свою поездку туда (в 1850 г.)». Это поручение было исполнено им в начале 1861 года, а подробная записка о поездке его в Египет, о свиданиях с коптским архиепископом Кириллом и о смерти сего иерарха отправлена была из Константинополя 17 марта того же года к бывшему обер-прокурору Святейшего Синода графу Александру Петровичу Толстому. Она находится у высшего духовенства, и потому нет нужды излагать здесь содержание её.

4) Тот же обер-прокурор при письме своём от 15 февраля 1862 года за № 845 препроводил к архимандриту Порфирию несколько деловых записок об Абиссинии, доставленных ему из нашего Министерства иностранных Дел, и просил его изложить своё мнение об их содержании. По этому случаю архимандритом написана была церковно-дипломатическая записка под названием «Участие России в судьбе Абиссинии»250, и представлена новому обер-прокурору Святейшего Синода Алексею Петровичу Ахматову 30 мая 1862 года. Содержание её должно быть известно Святейшему Синоду. В ней выражены начала православия, дающие правильный ход церковному управлению и церковной дипломатии.

Таковы деловые записки архимандрита Порфирия. Что касается до учёных трудов его, обязательных и добровольных, то одни из них кончены, а другие продолжаются.

В. Вот учёные труды его конченные:

1) По желанию благоверной Государыни и Великой Княгини Елены Павловны, основательницы Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия, архимандрит написал на церковно-славянском языке молитвы для этих сестёр, именно: пять молитв ежедневных, семь молитв во время служения недужным и восемь молитв в дни военной брани, всего 20 молитв. Этот труд его кончен был 12 ноября 1855 года.

2) В следующем году он издал в свет сочинения свои: Первое и второе путешествие на Синай с топографическими картами. Второе путешествие по Египту, Вероучение, богослужение и чиноположение египетских христиан-коптов и Египет и Синай в картинах. А в первой трети 1857 года им напечатано и издано сочинение под заглавием: Письмена Кинея Манафы на Синайских утёсах.

3) В начале 1858 года Августейшая председательница нашей Академии Художеств Великая Княгиня Мария Николаевна просила сего архимандрита доставить ей сведения о зодчестве и живописи на св. горе Афонской, и он написал и поднёс Её Высочеству своё сочинение об этих предметах, под названием: Указания русским художникам при посещении святой горы Афонской. Этот учёный труд его, которым пользовался известный Святейшему Синоду древлеслов Севастьянов, был кончен 16 марта того же года.

Вскоре после сего архимандрит Порфирий отправился на Восток, где и пробыл до половины августа месяца 1861 года, занимаясь там исполнением данных ему поручений Святейшего Синода. Во время путешествия по Востоку им написаны два сочинения, именно: Церковная статистика Фессалии и Взгляд на плавание наших торговых пароходов к берегам святой горы Афонской.

4) В состав сказанной статистики вошли следующие статьи:

1. воздушные явления в Фессалии;

2. надписи в тамошних городах: Димитриаде, Лариссе, Зарке, Трикке, Стагоне и Елассоне;

3. каталог митрополитов города Лариссы и подведомых ему епископов в городах: Гардики, Димитриаде, Литце, Стагоне, Лидорики, Фавмаке, Зитуне, Радовизди, Скиафе, Фанари, Трикке;

4. церковное управление в Фессалии;

5. тамошние училища;

6. доходы и расходы приходских церквей;

7. надписи во всех Метеорских монастырях;

8. разные дееписания (acta et documenta) о Стагонском ските;

9. царские хрисовулы и приказы, патриаршие грамоты и другие дееписания в Метеорских монастырях и в Фессалийских обителях св. Георгия Корбовского и Пресвятой Богородицы Ликусадской;

10. надписи в Икономийском монастыре св. Димитрия на горе Оссе и в Олимпийских обителях, Дионисийской, Каналонской и Елассонской;

11. царские хрисовулы, патриаршие грамоты и другие дееписания в этих обителях;

12. фессалийские живописцы и произведения кисти их;

13. каталог замечательных рукописей, хранящихся в монастырях метеорских и оссо-олимпийских;

14. выписки из толкований триккского епископа Икумения. Этот статистический сборник, в котором помещено много списков с подлинных актов на языках греческом и латинском, послужит богатым материалом для церковной истории. Архимандрит Порфирий намерен напечатать его по частям при описании путешествия его по Фессалии и при церковно-гражданской истории этой страны.

5) Взгляд на плавание наших торговых пароходов к берегам святой горы Афонской напечатан в одесской газете, называемой «Листок Русского общества пароходства и торговли». Эта статья, которую архимандрит писал volens-nolens, прилагается к сему отчёту.

В течение 1862 года учёные труды отца Порфирия были по большей части обязательные.

6) Приглашённый обер-прокурором Святейшего Синода дать мнение об абиссинских делах, он по этому случаю написал большое сочинение под названием: Состояние Абиссинии с древнейших времён до наших дней. В состав его вошли следующие статьи:

1. народонаселение, состоящее из галлаев и абиссинов, и образчики разных языков, которыми говорят они;

2. вероисповедание и литургия в славянском переводе;

3. иерархия;

4. толки о вере;

5. искусства и науки;

6. земледелие, промышленность и торговля;

7. политическая история Абиссинии;

8. такая же история соседнего с нею государства Шойского;

9. современные политические события в Абиссинии;

10. быт тамошних царей, правительство, судопроизводство и армия;

11. дипломатические сношения Абиссинии с Португалией, Францией, Англией и с папой римским;

12. духовные миссии, римско-католические, православные и протестантские в Абиссинии и Шое. Это сочинение, начатое 19 февраля и конченное 6 апреля, представлено г. обер-прокурору Святейшего Синода Алексею Петровичу Ахматову. Архимандрит Порфирий желает напечатать его с картами Абиссинии и Шои и со многими рисунками.

7) По предложению того же обер-прокурора написано им мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет не полный и весь Новый Завет с посланием апостола Варнавы и книгой Ермы. Это сочинение, начатое 27 апреля и конченное 7 мая, напечатано.

8) Благочестивейшая Государыня императрица Мария Александровна 13 апреля 1862 года препроводила к архимандриту Порфирию рукописное четвероевангелие на греческом языке 1272 года для подробного рассмотрения его. Эту драгоценную рукопись он рассмотрел внимательно, сличил с не печатными общецерковными евангелиями 8 века и 835 года и с евангелием славяно-российским и в июле месяце написал критическое сочинение о ней под названием: Библейская редкость у Благочестивейшей Государыни императрицы Марии Александровны. В этом сочинении описан внешний вид и состав оной рукописи, определено время и место появления её, оценено достоинство содержащегося в ней текста и показаны особые достопримечательности её. Архимандрит желает напечатать это сочинение вместе с присоединённым к нему другим произведением пера его.

9) Под этим произведением разумеется поднесённое Её Величеству сочинение под заглавием: Священное писание у христианских женщин. Тут изложено христианское учение о женщине и воскрешена память всех жён и девиц, читавших Священное писание, начиная с апостольского века до наших дней.

10) С особенным усердием и рвением архимандрит Порфирий в течение 8 месяцев 1862 года занимался сличением принадлежащего ему греческого профитолога 1054 года с таким же профитологом X века, который сам он отыскал в библиотеке Влантион-Чаушского монастыря в Солуне и получил сроком на один год через посредство нашего посланника в Константинополе князя Лобанова-Ростовского. На собственном профитологе его отмечены все варианты священного текста. Архимандрит намеревается издать его в свет с переводами славянским и русским и с краткими примечаниями в четыре столбца, потому что профитолог, содержащий в себе слово Божие, слово богодухновенное, слово, читаемое накануне великих праздников вслух всего христоименитого народа, есть основание веры нашей церкви, источник догматического учения её и вместе проба для оценки рукописных и печатных библий.

11) В последнюю треть 1862 года архимандрит составил сборник греческих и славянских надписей на зданиях, иконах, стенных изображениях, утварях и ризах во всех монастырях, скитах и знаменитых кельях святой горы Афонской. Надписи греческие переведены им на русский язык и пояснены критическими примечаниями. Этот сборник 488 надписей есть богатый материал для верной истории Афона и тамошнего зодчества, иконописания, чекана и вышивания золотом и шелками. Архимандрит желает напечатать его.

12) В течение 1862 года и наипаче в последнюю треть его он в 12 письмах к А... А... (архимандриту Антонину) критически доказал, что пресловутый Афонский живописец Мануил Панселин, которого стенные изображения отподоблены известным Святейшему Синоду Севастьяновым и хранятся в иконописном отделении нашей Академии Художеств, работал на Афоне с 1534 или 1535 года по 1570. Предполагается напечатать эти письма при живописном обозрении Афона.

В. Учёные труды архимандрита Порфирия не конченные суть следующие:

1) Он по указу из Святейшего Правительствующего Синода от 15 мая 1858 года за № 4274 перевёл на Афоне с новогреческого языка сочинение тамошнего живописца Дионисия Фурноаграфиота под заглавием «Руководство к церковной живописи», но ещё не успел написать предисловия, в котором необходимо нужно дать понятие как о самом Дионисии, так и о достоинстве его сочинения. Этот труд, при помощи Божией, будет кончен им в непродолжительное время.

2) По окончании его архимандрит немедленно займётся составлением критических примечаний к четырём беседам знаменитого патриарха Фотия, кои он в 1858 году нашёл в библиотеке Афоно-иверского монастыря и уже перевёл на русский язык, переписав подлинники для печати. Эти беседы, до сей поры никому не известные, и особенно те две, кои Фотий говорил по случаю осады Константинополя россами, чрезвычайно важны в историческом отношении.

3) Когда Бог поможет архимандриту издать в свет эти четыре перла Фотия, тогда он постарается кончить начатый им критический разбор вышеупомянутого влантионского профитолога. В этом сочинении он уже объяснил значение читательно-певческих нот, поставленных над строками священного текста, между ними и под ними и называемых кафистэ, кремастэ, сирматики, параклитики и проч. и проч., и написал краткую историю профитологийных чтений до 8 века, но ещё не успел окончательно решить вопрос: когда именно и кем введены в церковное употребление оные знаки? Мнение его об этом никем не исследованном предмете ещё двоится. Он думает, что сии знаки придуманы и введены либо святым Иоанном Златоустым, либо монахами Студийского монастыря, которые с большой охотой занимались церковным пением. Этот учёный труд его, дополняющий библейскую критику, прерван, потому что ещё не собраны им все палеографические сведения о профитологах.

4) Известно, что архимандрит Порфирий, по благословению Святейшего Синода, совершил путешествие в 1859 году в Метеорские и Олимпийские монастыри в Фессалии. Описание этого путешествия со многими, так называемыми, политипажными рисунками ещё не кончены им. Отделаны только следующие зачала:

1. путь от Афона до Солуня;

2. пребывание в этом городе и описание древностей его;

3. поездка в село Перистери и описание тамошних древностей;

4. плавание от Солуня до Воло и пребывание в Новой Димитриаде;

5. путь оттуда до Лариссы и пребывание в этом главном городе Фессалии;

6. путь от Лариссы до Метеорских монастырей;

7. пребывание в монастыре св. Стефана на горе Кукле;

8. судьба сего монастыря и настоящее состояние его;

9. посещение монастыря Святой Троицы на той же горе, прошедшая судьба его и настоящее состояние оного;

10. поездка в Метеоро-Преображенский монастырь; вознесение туда в сетке; прошедшая судьба и настоящее состояние его;

11. обозрение развалин Метеорских монастырей, Сретенского и Димитриевского; судьба их и вознесение во Всесвятский монастырь на столпе Варлаама;

12. прошедшая судьба сего монастыря и настоящее состояние его (не кончено). Всего написано 80 листов. Архимандрит питает надежду кончить это большое сочинение, к которому будет присоединена уже отделанная им статистика Фессалии.

5) Огромное количество афонских актов на греческом языке, переписанных ещё в бытность о. Порфирия в Иерусалиме, пополнено в 1862 году перепиской 34 актов на славянском языке. Этот сборник, который даст богатые выводы для науки, будет продолжаем постепенно, благодаря вниманию Святейшего Синода, который в прошлом июле месяце учинил распоряжение о выдаче сему архимандриту 500 рублей серебром до окончания учёных трудов его и таким образом дал ему возможность держать при себе писца и вместе рисовальщика, того же г. Благовещенского, который сопровождал его в путешествиях по Востоку.

С помощью сего даровитого и усердного сотрудника в 1858, 59, 60 и 62 годах произведены следующие

Г. Художественные работы

(Краской и тушью)


I. По части палеографии нарисовано:
а) заглавных букв из греческих и славянских рукописей разного вида, разной величины и разных веков 148 букв
б) снимков с греческих, славянских и халдейских рукописей, больших и малых, разных веков 30 снимков
178
II. По части пейзажной, разных видов:
афонских 13
метеоро-фессалийских 20
палестинских 13
Всего: 46
III. По части архитектуры:
планов церквей 5
их фасадов 8
монастырских зданий 4
Всего: 17
IV. По части ваяния и резьбы:
разных колонн 8
дверей 4
мозаичных полов 1
водосвятных фиалов 3
иконостасов 1
аналоев с резьбой 2
гробниц языческих времён 4
барельефов языческих времён 26
статуй 1
древних печатей 5
Всего: 55
V. По части иконописания:
копий с икон 8
копий с диптихов 2
Всего: 10
VI. По части стенной и мозаической живописи:
копий со стенных изображений 18
Всего: 18
VII. По части книжной живописи:
снимков с книжных картин и рисунков 70
политипажей в описании путешествия арх. Порфирия по Фессалии 30
Всего: 100
Итого: 424

При сем прилагается подробный список всех художественных работ, произведённых по указаниям арх. Порфирия.

1863 года 5 января.

Александро-невская лавра.

* * *

248

Рукопись Порфирия I Аа/5 = 16.

249

Записка эта напечатана выше. Ред. (электронная версия – сноска № 142).

250

Напечатана в Трудах Киевской духовной академии 1866 г. № 8. Ред.


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle