П.В. Безобразов

Источник

Записка о постройке дома для иерусалимской духовной миссии, представленная 16 апреля 1852 года поверенному в делах А.И. Озерову127

Блаженнейший патриарх иерусалимский Кирилл в самом начале водворения нашей духовной миссии в святом Граде изъявил своё внимание и усердие к ней и обещался позаботиться об удобном и приличном помещении её. Затруднительные обстоятельства церкви палестинской препятствовали ему поныне исполнить сие обещание. По минованию их его блаженство в настоящее время предначал дело о постройке нового дома для помянутой миссии переговорами с российской миссией в Константинополе и с архимандритом Порфирием. Совещаясь с сим последним в 9, 10, 11 дни текущего месяца, он решительно объявил и предложил ему следующее:

1. Им уже предписано наместнику его в Иерусалиме заготовлять камень и известь для нового здания, о котором идёт речь.

2. Он исходатайствует в Порте надлежащее позволение построить новый двухэтажный дом на пустопорожнем месте, подле Архангельского монастыря с северной стороны его, и построить для мусафиров, т. е. для лиц временно пребывающих в святом Граде по побуждениям их веры.

3. Никак нельзя строить сей дом с южной стороны упомянутого монастыря вдоль улицы, разделяющей его от патриаршего сада и дома, даже отступив немного от уличного монастырского строения, из предосторожности, как бы турецкая власть не отказала в требуемом позволении по подозрению, будто новое здание впоследствии будет соединено с древним монастырём и, следовательно, придаст ему иной вид, что противно турецкому законоположению о церковных зданиях христиан.

4. На вышеупомянутом ограждённом пустопорожье, что с северной стороны Архангельского монастыря, новый дом должен быть сооружен, сколько можно далее от старого монастырского здания, во избежание подозрений турецкой власти.

5. Нет нужды, что новый дом на этом месте будет стоять против французского монастыря Спасителя. Ибо по турецким законам всякий обыватель волен строиться в своём владении, несмотря ни на чьё соседство. Притом новый дом не заменит сего монастыря, стоя гораздо ниже его и отделяясь от него большим огородом францисканцев.

6. Нашей духовной миссии предоставляется по-прежнему совершать богослужение в древнем храме Архангельского монастыря и пользоваться его плодоносным садом, цистернами и погребами.

7. В случае увеличения числа лиц при сей миссии можно посещать их в монастырских кельях, ближайших к новому дому.

Архимандрит Порфирий согласился на все сии предложения патриарха тем охотнее, что они точь в точь соответствовали его собственным предположениям о постройке нового дома для нашей духовной миссии. А в предположениях своих он имел ввиду уютность места, чистоту воздуха, сад Архангельского монастыря, обилие воды в готовых цистернах его, уклонение от неприятных случаев, какие были и могут быть в чужом придворье, наполняемом разноплеменными поклонниками разных сословий, совершенную отдельность от сего монастыря, кроме церкви, покой домашний, выгоды казны св. Гроба от помещения поклонников в кельях, занимаемых теперь нашей миссией; а паче всего архимандрит утешался мыслью и надеждой, что в св. Граде, на месте, избранном как им, так и патриархом, будет устроена отдельная русская обитель общежительная, которая в отдалённое, благоприятнейшее время может расшириться и украситься собственной особой церковью, по сломке ближних домов, принадлежащих Святогробскому монастырю. (Предполагается, что такой взгляд в будущность не был сообщён патриарху).

По обоюдному согласию его блаженство потребовал от его высокопреподобия плана и фасада нового дома. Архимандрит Порфирий с помощью известного зодчего г. Фассати изготовил требуемые чертежи. Патриарх одобрил их.

Дом, имеющий быть построенным для нашей духовной миссии в Иерусалиме, сообразно с местностью будет иметь два фасада, один на полдень в двадцать пять аршин длины включительно со стенами, а другой на восток в шестьдесят аршин длины, кроме стен и простенков. В верхнем жилье поместятся два студента в четырёх комнатах, иеромонах в трёх кельях и архимандрит в четырёх; тут же будет и общая столовая комната. Нижнее жилье, равное верхнему, будут занимать диакон, переводчик и слуги; тут же назначена одна комната для библиотеки, а другая для кухни под столовой.

Патриарх обязывается выстроить сей дом по данному ему плану без всякого вознаграждения за издержки казны святогробской, почитая архимандрита Порфирия и сподвижников его своими, а не чужими, как он выражается. Но такая любовь и щедрость его вызывает любовь и щедрость нашу. Несмотря на сие взаимообщение, требуется акт, которым было бы упрочено постоянное пребывание российского духовенства в ново-созданном доме. По мнению архимандрита Порфирия, этот акт должен быть подписан не одним патриархом иерусалимским, а и синодом его, дабы он получил вековечную действительность. А если надобно испросить акт синодальный, то сделать сие, кажется, следовало бы по окончательному устройству дома. Ибо ранее сего архимандрит по опытности своей и по дознанию образа мыслей членов иерусалимского синода предвидит разногласия между ними и даже внушение иерусалимскому паше о водворении российского духовенства в новом доме, внушение, которое может совсем остановить постройку оного или отдалить её на неопределённое время к великой грусти нашей миссии духовной.

* * *

127

Рукопись Порфирия I Аа/3 = 13. Записка представлена при следующем письме Озерову: По делу о постройке нового дома для нашей духовной миссии в Иерусалиме я имел совещание с блаженнейшим патриархом св. Града Кириллом. Решение его и вместе мои соображения о сем деле излагаются в особой записке, которая при сем представляется на ваше благоусмотрение.


Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с.

Комментарии для сайта Cackle