сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук

Источник

Заключение

«Покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак.2:18)

Благодатная тишина опустилась в предзакатный час на Волоколамскую землю. Неожиданно вспорхнувший ветерок встревожил метелки камыша, что густо опоясал большой Иосифовский пруд, пробежался мелкой рябью по его водной глади и затих, запутавшись в камышовых зарослях.

Всполох последнего луча закатившегося за монастырскую стену солнца зажег золотом купола Успенского собора и храма Богоявления Господня, и они ярко высветились на фоне потемневшего неба. Но вот исчезла последняя багровая полоска за западной стеной Иосифо-Волоцкого монастыря, и сумерки мягко окутали обитель, пруды и всю Волоколамскую землю. Наступило время умиротворения. В эти минуты так и хочется отрешиться от суетности жизни и прислушаться к себе, подумать о душе своей. Вот и в монастыре внешняя сторона жизни замерла, но усилилось напряжение жизни внутренней. Возносятся ко Господу молитвы о спасении душ грешных, заблудших, потерявшихся, отчаявшихся, молитвы о возрождении Отечества в былом величии его национального духа.

С восстановлением Иосифо-Волоцкой обители – святыни русского Православия – неразрывно связаны последние годы жизни митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, ставшего с момента возвращения монастыря Церкви 15 мая 1989 года его игуменом. На закате архипастырского пути он принял на себя еще одно трудное послушание. «Когда меня постригали в монашество в Лавре, – вспоминал Владыка, – у мощей преподобного Сергия стоял старый монах, который вскоре умер. И только когда я был назначен епископом Волоколамским, кто-то вспомнил, что он был из Иосифо-Волоцкого монастыря».46 Почти тридцать лет мечтал митрополит Питирим о возрождении обители. Глубоко почитая преподобного Иосифа, он, по свидетельству очевидцев, постоянно призывал его в своих молитвах, а будучи профессором Московской духовной академии, в день Преподобного приглашал семинарский хор, студентов и преподавателей на богослужение в село Спирово, где находился ближайший от монастыря действующий храм. Именем преподобного Иосифа Волоцкого Владыка назвал основанный им домовый храм в Издательском отделе. Под его наблюдением велись строительные и реставрационные работы в возрождающейся обители, при нем произошло великое событие – обретение мощей Преподобного, ранее находившихся под спудом. 12 июня 2003 года мощи были торжественно положены в раку, и теперь каждый день в монастыре начинается с братского молебна у мощей. Так сбылись слова преподобного Иосифа, который в последнем обращении к братии сказал: «Вот вам знамение: если я получу некое дерзновение и милость у Господа – место сие не оскудеет». Всей своей жизнью митрополит Питирим совершал завещанный преподобным Иосифом Волоцким нераздельный подвиг молитвы и общественного служения, невзирая на все тяготы, сложности, непонимание...

Мое знакомство с Владыкой началось с чтения его проповедей «Верую...», напечатанных в «Журнале Московской Патриархии» (№ 8, 9, 11 за 1989 год). Осмысление прочитанного перевернуло мое сознание.

Не касаясь всех важнейших вопросов, досконально проанализированных и раскрытых Владыкой в статье, невозможно не поразиться тому, как актуально и ново звучат в его освещении, казалось бы, давно известные, часто повторяемые мысли.

Кажется, так ясно: сущность человека проявляется в чувстве нравственной ответственности. Но как же далек человек от осмысления своего бытия в повседневности. «Не просто жить, не просто существовать, не просто занимать место под солнцем во Вселенной, но быть носителем глубокой, духовной, нравственной силы – вот в чем высшее призвание человека», – писал Владыка.

Легко ли сделать мерой всех жизненных ценностей нравственную ответственность?! Нет, конечно. Но ведь «Господь сказал: Входите тесными вратами... потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф.7:13,14)», – читаем в статье Владыки.

Ограниченность нашего рационального познания не позволяет нам найти точные определения и доказательства многих истин, но то, что очевидно, не требует доказательств. И главное то, что одна из важнейших нравственных истин – это преображение души, соблюдение чистоты совести, неустанной работы над просветлением духа.

Митрополит Питирим писал это в период коренного перелома в жизни страны. Власти постепенно отказывались от прежней советской идеологии. Начались бурные перемены. Крушение огромного советского государства повлекло за собой крах жизненных и нравственных устоев многих людей. На обломках системы вспыхнул пожар кровавых межнациональных разборок, междоусобных войн. Общественные катаклизмы привели к экономическому развалу – обанкротившимся заводам с замолчавшими, опустевшими цехами, производственным катастрофам, происходящим с пугающей регулярностью, опустошению сельского хозяйства. Начались «лихие 90-е» – годы разгула преступности, безработицы, нищеты, голода. Россия теряла свой облик великой страны в глазах всего мира.

Время, в которое мы жили и живем, определяли по-разному. Его называли смутным, называли аморальным, криминальным, называли переходным периодом, временем накопления капитала и временем решительных перемен. Но как бы ни называли его, надо признать, что это было время, когда грех часто становился нормой жизни, а порок возводился в добродетель. Захлебнувшись свободой слова, общество презрело общественную мораль, которую во все времена составляли вероуставные заповеди. Была отвергнута и забыта та истина, что только через претворение в практике жизни нравственных норм можно достичь того желанного благополучия, о котором так долго и болезненно стенает до сих пор наше общество.

Позже Владыка Питирим отмечал, что даже в парадоксальные времена советской действительности, «несмотря на все тяжкие испытания... сохранялись и даже культивировались какие-то глубинные основы нашего национального духа: общинность, отзывчивость, бескорыстие. В последнее время удару подверглись именно эти стороны и стали насаждаться противоположные качества: индивидуализм, эгоизм, расчетливость».47

О масштабах нравственной деградации общества с душевной болью, но и с надеждой на возрождение говорил митрополит Питирим: «Масштабы угрожающие, но не катастрофические. .. Положение с духовностью сегодня действительно тяжелое, но Россия велика, и не стоит всё мерить одним аршином. Есть много хорошего и в наши дни».48

Вера в Россию у Владыки была непоколебима. Поднять достоинство русского человека – вот первостепенная задача на пути к нравственному преображению общества, – неоднократно подчеркивал архиерей. Настала пора серьезно задуматься о наших корнях, потому что народ, который бережет собственные корни, всегда способен к возрождению.

Митрополит говорил, что общество должно осознать необходимость обратиться к Церкви, к ее неисчерпаемому духовному и культурному наследию, к ее помощи и участию в разрешении многих назревших проблем. Однако долгие годы безбожия, массовой религиозной невежественности, сатирическое изображение священников в некоторых произведениях искусства как вечно пьяных, недалекого ума корыстолюбивых чревоугодников сформировали у народа недоверчивое и негативное отношение к священнослужителям.

В такой ситуации уже только само появление Владыки Питирима, его величественный образ поражали воображение. Его благородная осанка, внушительный вид библейского старца, убеленного сединами, мгновенно рождали почтительное уважение к нему. Общение же с ним просто ошеломляло: так глубоки и широки были его знания в различных областях науки, культуры и искусства. Он мог находить верные слова для людей любого социального круга и интеллекта, был прост и доступен для людей. Внешне необыкновенно легкий в контактах с людьми, тонкий интеллектуал, глубокий богослов, мыслитель, человек, принявший на себя духовный подвиг: каждодневную углубленную молитву – настоящую внутреннюю глубочайшую духовную работу. Доктор богословия, профессор, он умел о сложном говорить просто, о непонятном

– понятно. И всегда интересно. Определения митрополита Питирима точны, емки и неординарны.

– Дух есть не что иное, как свойство ответственности.

– Достоинство человека не в талантах, а прежде всего – в мере его ответственности.

Великий пост – это вскрытие истоков собственной нравственности.

Свобода – это свойство личности, обладающей духовными ценностями. Чем выше духовная культура человека – тем более он свободен в своем самосознании и деятельности.

Свобода духа, свобода от порабощения материальным миром в огрубленном до предела понимании – это культура.

– Путь к счастью – это путь к достижению гармоничного состояния духа... гармония на высоком напряжении духовных сил.

Но как же достичь гармонии духа?.. Ведь человек слаб... Сколько искушений преследуют его на жизненном пути!.. Как бороться с ними?..

«Человек, – говорил Владыка Питирим, – наделен крайне неудобным для себя свойством

– нравственной свободой. Один из глубочайших христианских богословов архиепископ Александрийский Афанасий сказал: «Бог может всё, но не может спасти человека без самого человека"».49

В интервью корреспонденту газеты «Советская культура» архиерей на вопрос «Что радует и что печалит Вас в людях?» ответил: «Печалит безответственность. Радует сознание человека, хотя бы иногда в нем пробуждающееся, что он должен быть лучше». «У французов есть поговорка: нравственность, которую нужно охранять, недостойна того, чтобы ее охраняли»,50 – говорил митрополит. Создание приоритета ценностей – главная церковная и мирская воспитательная методика.

Одной из наиглавнейших ценностей народа является национальный язык. «Связывает нас со своей нацией больше всего язык», – писал известный русский писатель И. А. Гончаров. Связь языка с национальным характером, с национальным самосознанием и его выражением – очевидная истина.

«Великий и могучий» русский язык в последние десятилетия онемел от ужасающей безнравственности общества, которое, не стесняемое более цензурой, выплеснуло на простор грязный поток бранной речи, захлестнувшей улицы, транспорт, учреждения, СМИ. Искусство как зеркало действительности отразило и едва ли не узаконило это положение: герои литературных, а также теле– и кинопроизведений заговорили блатным языком, диалоги заполнил тюремный жаргон, даже величайшая сцена России – MX AT – содрогнулась от «черных» слов.

Владыка Питирим не раз предостерегал общество от употребления грязного слова. Еще в 1982 году появилась его статья «Слово злое и слово доброе», в которой Владыка разъяснял: «Дорогие во Христе братья и сестры! В стремлении к душевной чистоте и христианскому совершенству мы часто обращаем преимущественное внимание на свои действия и поступки, забывая об одном очень важном явлении нашей нравственной жизни. Это явление – наша речь, как словесное выражение мыслей, поступков и намерений. Это наши слова, которые мы постоянно произносим, употребляя их обдуманно и необдуманно, с доброй или с дурной целью, уместно и неуместно. Священное Писание многократно предупреждает, что есть слова добрые и слова злые, слова благодатные и греховные, слова утешающие, ласковые и слова возмущающие, жестокие... И вот, чтобы люди не предавались злоречию, не произносили злых, бранных и оскорбительных слов, Священное Писание заповедует словесное воздержание, удерживает от согрешений словом»... Владыка вспоминал об отношении к «черному» слову в его семье: «Мне в детстве говорили, что от такого слова сотрясается земля, и я всегда боялся, что рядом со мной появится трещина, в которую я провалюсь».51

Сам он всегда был очень внимателен к слову и осторожен в речи, особенно в письменной. «Лишняя соль портит стол, а лишнее слово – речь», – приводил Владыка в пример русскую пословицу.

Его внимание к словам позволяло видеть их скрытые смысловые связи и исконные значения. Так, он пояснял, что изначальный смысл слова «счастье» в стремлении человека стать частью некоего целого (таковы же однокоренные слова – «участие, причастие, соучастие»). Следовательно, счастье в любви – соединение любящих людей. А смысл слова «вера» Владыка раскрывал через родственное ему слово «доверие», «верность». Простое внимание к слову помогает понять глубокие исторические связи, различия межнациональные и многое другое. (Например, русское слово «гражданин» – от слова «град», «город»; а немецкое «бюргер» родственно со словом «буржуа».)

Следить за развитием мысли митрополита Питирима всегда необыкновенно интересно. Вот он рассуждает на тему соотношения христианской морали и бизнеса: казалось бы, какая в последнем нравственность?.. Но Владыка убежден, что «любая деятельность – интеллектуальная, производственная, коммерческая – должна быть окрашена в нравственные тона. В Писании сказано: возделывать и сохранять райский сад. Нарушив Божию заповедь, человек был изгнан из рая и получил суровый приговор: в поте лица добывать свой хлеб, и земля выращивала ему сорняки вместе с плодами его труда. С тех пор вся жизнь человеческая сопряжена с добродетелью и грехопадением. И несмотря на те условия, в которые поставлен человек, несмотря на постоянную необходимость борьбы со своими греховными побуждениями, перед ним остается начертанным светлый образ нравственной деятельности, которая формирует его как личность и которая делает его труд положительным».52

Владыка Питирим вспоминает слова апостола Иакова, который сказал: вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак.2:17). «Неверно благотворительность понимать только как подаяние милостыни, – говорит далее митрополит, – это средство, способное облегчить жизнь людей во всех ее формах... Очень важно поддержать человека в трудную минуту, но гораздо важнее поддержать его достоинство».53 «Эгоизм, корыстный расчет, алчное накопление, стяжательство всегда осуждались христианской моралью... Собственность должна быть средством служения окружающим людям, а не средством личного обогащения».

«Понимания этой закономерности пока нет в нашем обществе, – говорил Владыка, – поэтому российское предпринимательство преимущественно формируется на крайнем участке нравственного поля».54

Что же делать?! Архипастырь подчеркивал, что необходимо создать препятствующую росту бездуховности атмосферу. Такую атмосферу, которая императивно обязала бы новое поколение российских предпринимателей заботиться не только о накоплении личных материальных благ, но и о создании общественного – и духовного в том числе – богатства. Ибо сказано в Писании: никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1Кор.10:24).

Говоря о благотворительности, Владыка отмечал: «Степень жертвенности определяется моральным обликом. Когда человек пресыщен... и не знает, куда ему деть деньги, и поэтому «кидает» какую-то сумму, как милостыню... это не говорит о его нравственности. Любая благотворительность должна быть окрашена в нравственные тона».55

Каждая мысль, любая тема, которую обсуждал Владыка, в его изложении становилась остро злободневной, а высказывания – прицельно точными, он словно направлял общественную мысль на профилактическое решение тех проблем, которые уже завтра могут иметь жизненно важное значение. В начале 1990-х годов, когда митрополит Питирим говорил о нравственной стороне милосердия, шел только поиск путей благотворительности, поиск трудный, часто ошибочный. И разъяснения, данные Владыкой, оказали свое влияние на развитие милосердия в следующем десятилетии.

Сегодня, после долгого пути проб, ошибок и прямого надувательства, можно увидеть примеры той благотворительности, о которой мечтал митрополит Питирим. Это и помощь в восстановлении старых храмов и монастырей, в возведении новых церквей, перечисление денежных средств на содержание детских домов, благотворительные акции по оказанию помощи больным детям, инвалидам, наконец, содействие возвращению на родину утраченных ранее произведений искусства, раритетов, выкупленных на аукционах или у их собственников богатыми российскими предпринимателями-меценатами, без помпезности, без афиширования личности – спокойно и достойно.

Истинная благотворительность – «это та соль, без которой нация деградирует», – определял значение милосердия Владыка Питирим. И подчеркивал: «Рука дающего не оскудевает, и Бог всё возвращает сторицей».56

О чем бы ни говорил Владыка Питирим: о взаимоотношении Церкви и власти, о духовном возрождении России, о состоянии культуры и факторах, влияющих на ее развитие, о взаимодействии искусства и духовности, – всегда ощущался его редкий талант полемиста, просветителя, проповедника, церковного историка и богослова. Он понимал мир как единую систему осуществления творческого замысла Создателя, который во взаимодействии со свободной волей человека становится направляющей силой мирового процесса.

Многогранно одаренный, обладающий блестящим интеллектом, широчайшей эрудицией Владыка занимался научными исследованиями в области православной антропологии и аскетического пути богопознания. Его работы были изданы в Италии, Германии, Швейцарии на русском и иностранных языках.

Большое значение Владыка придавал возрождению и популяризации русского православного пения. Ведь недаром говорят, что песня – душа народа. По его инициативе было создано несколько церковных хоров, выступавших с концертными программами в России и за рубежом. Он понимал и ценил хорошее исполнение вокальных и инструментальных произведений, сам имел музыкальное образование и играл на виолончели, инструменте, предполагающем вдумчивое, философское осмысление и прочувствование игры, как называл ее митрополит, «задумчивая виолончель».

Удивительный духовный мир Владыки так искренне располагал к себе людей, что каждому казалось, что это именно ему дарится расположение архиерея, часть его щедрой души. Вокруг него сформировался в храме Воскресения словущего на Успенском Вражке большой круг интеллигенции, среди которой были известные ученые, артисты, художники, военные. Общаясь с огромным количеством людей, Владыка Питирим был всегда естественен, в нем не было ничего показного, и в людях он ценил прежде всего простоту и непринужденность. В одном из интервью он говорил: «Я очень открыт и ни от кого не скрываюсь... Мой рабочий день длится 18 часов, иногда и 20». Он не терпел лжи в людях, особенно когда дело касалось духовной жизни. Владыка поражал обширностью круга своего общения и бездной своих интересов. В 1989 году он был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры и представлял Русскую Православную Церковь в таких общественных организациях, как Фонд Славянской письменности и культуры, Славянский фонд России, Международный фонд за выживание и развитие человечества. Именно через последний митрополит Питирим был связан с широкими кругами ученых, которые при обсуждении сложнейших глобальных проблем, стоящих перед человечеством, испытали глубокое влияние его личности, целостности его взглядов.

Конечно, такая яркая одаренная личность вызывала у разных людей разные эмоции и разные впечатления. В печати порой появлялись статьи критического характера, высказывались различные предположения о Владыке. Это естественно, потому что человеческая греховность (зависть, тщеславие, честолюбие, а иногда просто недальновидность или недостаток ума) располагает людей на поиски темных сторон у других. Однако это приводит к возникновению непонимания, недоразумения между людьми, к зарождению взаимных подозрений в грехах или предательстве, что основательно мешает общему делу. Ради блага Православной Церкви и Отечества митрополит Питирим шел на широкие контакты с людьми, имеющими разные, подчас противоположные, мировоззрения, вел с ними и с многочисленными организациями диалоги, оставаясь истинно православным человеком в своей жизни, Архиереем с большой буквы.

За выдержанным поведением Владыки, поддерживаемым твердостью духа, не многие видели, как ему тяжело. Спасение, поддержку и отраду находил он в богослужении и черпал в нем новые силы, подчас уезжая в самые глухие приходы Волоколамского района и служа там иерейским чином. В этих приходах он был своим для простых прихожан, находил для каждого старичка или бабушки много теплых и добрых слов. Староста одного из самых отдаленных приходов Волоколамского благочиния, пожилая женщина, трогательно рассказывала о встречах с Владыкой. Как по расхлябанным российским дорогам на грузовике добрался он в первый раз до этого прихода и осветил глухой забытый уголок земли русской удивительным светом доброты и любви. Трепетно сохраняют здесь люди память о Владыке, берегут в неприкосновенном виде его келью, где он отдыхал и молился во время своих приездов, его фотографии и смотрят на позолоченные при нем купола своего храма, вспоминая со светлой грустью искреннюю радость, с которой архиерей любовался ярким завораживающим огнем, каким вспыхивали эти купола под солнечными лучами. «За все годы это был первый Владыка, посетивший нас, – печально говорила староста. – Даже в царское время сюда никто не приезжал. Грустно нам будет без Владыки. Ох, как грустно!».

24 января 2002 года митрополит Питирим принял участие в «Совместном молении за мир» на городской площади в итальянском городе Ассизи. Это мероприятие трудно было назвать молением, по свидетельству самого Владыки, но в нем участвовали 300 представителей 12-ти различных религий и всех их объединял «дух единства и братской любви». Некоторые за это осудили архиерея. А ведь жизнь Церкви – это жизнь народов, потому что Церковь не только молится о спасении душ верующих, но и влияет на гуманизацию общества и его социальной жизни. И на этом пути необходимы дипломатические усилия и мудрость.

Земной путь митрополита Питирима был предопределен всеми предшествующими поколениями его семьи. Как известно, Владыка стал священнослужителем в девятом «колене». Он с детства был носителем подлинно русского благочестия, знатоком многих традиций церковного богослужения и сам прошел школу подлинного старческого послушания.

На всю жизнь он запомнил слова ректора Богословского института протоиерея Николая Чепурина: «Вас здесь учат многим наукам и по ним вы сдаете экзамены. Но есть одна, по которой вы сдадите экзамен однажды в жизни и навсегда – это наука жертвовать собой». Митрополит Питирим всю свою земную жизнь руководствовался этой наукой.

Наверное, были такие минуты в жизни Владыки, когда он задавал себе вопрос: «Правильно ли я поступаю?» Ведь он был пострижен в монашество, мог бы удалиться от мира, стать богословом-затворником, уединясь в своей келье для созидания самого себя... Но он избрал тяжелейший путь духовного подвига и всегда помнил слова апостола Павла: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор.9:22).

И Владыка спасал. Он изменил жизнь многим людям, указав им истинный путь к Богу. И многих благословил на служение Господу. Он сознательно избрал для себя путь действенной любви и деятельного служения Богу, Православной Церкви и Отечеству, путь, освященный преподобным Иосифом Волоцким, путь социального служения во имя преобразования мира.

Владыка был личностью крупного масштаба, поразительно цельной, сочетающей в себе несомненную внешнюю красоту и глубокую духовность, достигнутую самоограничением и молитвой. Он говорил, что человек создан по образу и подобию Божию, и образ – это то, что заложено в человеке: свобода, совесть, «начатки» вечной жизни; а подобие – это задача человека, это тот духовный мир, к которому человек должен стремиться. Первый этап восхождения к Богу – наслаждение красотой окружающего мира; следующий – видение красоты духовной, прежде всего красоты человеческой души. «Душа, – говорил Владыка, – не измерима никакими ценностями. Когда мы придем на суд к Богу... мы обязаны будем ответить на вопрос: «Что ты сделал со своей совестью?.. Сколько раз ты ею пренебрегал?«»57

Нельзя начать путь духовного преобразования, не признав своих ошибок и не отказавшись от них. Это значит, что необходимо пройти путь от раскаяния к покаянию. В последние годы много разговоров идет о покаянии на уровне политиков, журналистов, деятелей искусства. ..

Покаяние – это возвращение к беспорочному состоянию. А это предполагает, что отказ от своих ошибок должен быть искренним. Владыка говорил: «Кто награбил, должен раскаяться и отказаться от награбленного, кто обманывал – честно в этом сознаться: «Дорогие мои товарищи, граждане России!.. Я украл у вас столько-то миллионов... Прошу извинить меня, увлекся. Прошу оставить мне на прожитие, остальное пусть вернется государству»». Этот нравственный аспект кажется фантастическим, «но на самом деле это та реальность, без которой нам нельзя идти вперед».58

Как трудно осознать реальную опасность зла!.. В каждом человеке заложено доброе начало и злое, т. е. «в каждом человеке сидит маленький антихрист (как говорил Владыка): если дать ему волю, он вырастет в большого»... И если мы вовремя не тормознем себя на пути моральной деградации, то ускорим мировую катастрофу. В целом ряде своих проповедей митрополит Питирим предостерегал людей от беспечности. «Во всяком усыплении таится опасность проспать что-то важное, главное. Бодрствуйте, ибо не знаете, в какой час и день воры подкапывают ваш дом для того, чтобы украсть у вас духовное ценное сокровище» (Проповедь в день празднования Введения во Храм Пресвятой Богородицы). На этом пути не надо бояться трудностей. Житейские скорби только укрепляют наш дух. Ибо прекрасно сказал апостол Павел: когда я немощен, тогда силен (2Кор.12:10).

Искренне и глубоко радея о судьбе Отечества, о русских людях, Владыка, выступая однажды на съезде народных депутатов СССР, обратился к М. С. Горбачеву, тогда еще Президенту страны: «Люди доверили Вам свою надежду, не дайте потерять ее».

Как-то, находясь в Италии, Владыка зашел в музей, где были выставлены карандашные рисунки и офорты Рембрандта. Техника рисунка поразила Владыку: стереть неправильную черту художник не мог, ведь ластиков для свинцовых карандашей не существовало. Какой же точности должен быть рисунок и какой силы талант, не имеющий права на ошибку!

В переломный момент встав во главе страны, политик тоже должен обладать политическим даром такой силы, который не имеет права на ошибку. Тогда надежды людей не будут обмануты.

Несмотря на все потрясения, происходившие в стране, политические просчеты властей, несмотря на тяжелейшее положение людей, как материальное, так и духовное, Владыка Питирим всегда верил в Россию. «У России непременно будет будущее, и будущее великое, – как мы глубоко исповедуем на основании того исторического опыта, которое прошло наше Отечество», – говорил он. – Потому что, «несмотря на катаклизмы, остается некая таинственная глубина национального достоинства, внутренней силы нации, способной в любых потрясениях сохранить свои истоки».59

«Нет такой силы, которая одолела бы русскую силу», – часто повторял Владыка слова Н. В. Гоголя. Он был постоянен в этой своей уверенности и считал, что необходимо напоминать людям о самоуважении, которое всегда было свойственно русскому народу. Он так говорил: «Вообще достоинство в нашем русском обществе всегда хранили свято – Боже упаси уронить его хотя бы в какой-то детали поведения: в манерах, в осанке – согнуть перед кем-то спину».60 И приводил в пример пословицу, услышанную в молодости от старого солдата: «Ешь солому, а вида не теряй».61

Служение Отечеству Владыка считал честью, российской национальной традицией. Он говорил: «Священник не принадлежит самому себе, как и солдат... Все работают, только духовенство и военные служат».62 И добавлял, подчеркивая особое отношение русского народа к солдату: «Каждый русский человек в душе солдат».63

Возродить достоинство русского человека невозможно без знания истории своего народа. Пока жива в народе память, уважение к прошлому, есть надежда и на будущее.

В истории России много героических страниц, но есть и особенные события, такие, как Куликовская битва, когда стойкость и сила народного духа определяли дальнейший ход истории. Это отмечал Владыка Питирим.

Как величайшее судьбоносное событие в истории России определял Владыка и Великую Отечественную войну.

Он вспоминал, что настрой народа тогда был особенный. «Сразу появился замечательный гимн «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой», – рассказывал Владыка Питирим. – Мы до сих пор его поем».64 И, как когда-то перед Куликовской битвой, вместе с воинством, вместе со всем народом была Православная Церковь. В первый день войны, 22 июня 1941 года, Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Сергий, митрополит Московский и Коломенский, обратился к верующим с посланием, в котором призвал всех православных встать «на защиту священных границ нашей Родины». «Кровь мирных граждан уже орошает мирную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием, принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству»65... «Голос Русской Православной Церкви прозвучал совершенно легально через московское центральное радио»66 и вселил уверенность в победе, вспоминал Владыка. Праздник Победы был действительно всенародным праздником – торжеством единства, торжеством русского национального духа, а Великая Отечественная война стала тем оселком, тем критерием, которым было проверено национальное самосознание.

Пройдя в юношеские годы через суровые испытания военного времени, Владыка через всю свою жизнь пронес чувство благодарности и уважения к памяти погибших за спасение Отечества.

Митрополита Питирима всегда волновала судьба молодого поколения. Какой путь изберут молодые: сохранение духовных национальных традиций или вновь разрушение народных истоков, идеалов предыдущих поколений и приобщение к западным образцам поведения. Вот и стремился Владыка Питирим в первую очередь спасти юные души, прививая им христианские добродетели. Именно такую цель преследовал митрополит, когда открывал кафедру теологии в МИИТе. Хочется верить, что эта цель не будет со временем затерта и скрыта в тумане житейских будней, суеты и проблем.

В одном из выступлений архиерея перед молодежной аудиторией как наказ всем православным людям России прозвучали такие слова: «Россия вступила в новое тысячелетие, новое столетие, новую эру поиска своего исторического пути. Мы имеем глубокие корни, славное величественное Отечество. Мы должны быть идентичны с нашей былой славой и взять из нее всё то лучшее, что можно пронести вперед, и это прежде всего делать вам. Помните, что наша Земля, наша атмосфера, наши просторы рождают совершенно особый характер – творческий, воодушевленный, радостный. Вы должны сохранить себя и свою природу. Сберегите себя для будущего и смелее идите на этот благородный и важный вдохновенный труд. Бог вам в помощь».67

Понять и оценить масштаб личности Владыки Питирима можно будет только со временем. Но сколько бы ни пронеслось дней, месяцев, лет, наполненных делами, страстями, взлетами и падениями, невозможно стереть из памяти его слова: «Вдыхайте дух России, который невредим, стоек и способен выдержать любые нагрузки».68

Митрополит Питирим не писал мемуаров. Каждый его день был заполнен до предела, он с полной отдачей своих сил участвовал в стремительном потоке современной ему жизни, при этом его духовная жизнь не прекращалась ни на мгновение. Но если бы он оставил для нас свои воспоминания, то это была бы удивительная книга ярчайшей жизни, отданной Русской Православной Церкви. И чего это стоило – знал только он один.

К счастью, Владыка был прекрасным рассказчиком и по его рассказам издана книга «Русь уходящая», позволяющая нам прикоснуться к его живому слову, ярким впечатлениям, образному видению мира, отношению к окружающим людям.

В настоящей книге воспоминаний образ архиерея коллективно воссоздается людьми, которые знали его, работали с ним, дружили или просто встречались в разные периоды жизни. О нем рассказывают церковнослужители, политики, люди искусства, военные, журналисты, общественные деятели, бизнесмены, простые прихожане. И неважно, длилось ли их общение с Владыкой продолжительное время или очень недолгое – это были запоминающиеся страницы жизни людей. Можно сказать, что все они имели счастье знать его, такой неизгладимый след оставили у всех встречи с митрополитом! В одном из рассказов А. П. Чехова дается такая характеристика таланту героя: «Есть таланты писательские, сценические, художнические, у него же особый талант – человеческий». Это в полной мере относится и к митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму.

* * *

Есть в природе такая пора в году, когда кажется, что даже земля светится. Посмотришь вокруг – думаешь: играет солнце, а это клены в золотом сиянии. И горят багрянцем, как трепетные сердечки, листья осин, и обжигает огонь рябин, и воздух становится прозрачнее день ото дня, и небеса лучезарнее. А уж если солнце проглянет, свет умножается в тысячу раз, и радость наполняет душу, и хочется разделить с природой ее праздник. Но всегда в русской осени есть щемящая грусть. Светлая грусть, без которой невозможна и большая любовь. Осенью освобождаются дали и кажется, что и видишь яснее, и слышишь лучше, и чувствуешь тоньше. Всё устоялось, притихло и замерло, чтобы можно было собраться с мыслями, заглянуть поглубже в себя и увидеть в отстоявшейся синей воде свое лицо. В такие дни особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит этот мир. Увидишь однажды такую картину осени и помнить будешь всю жизнь.

Шуршат под ногами опавшие листья. Так же шуршали они под ногами Владыки Питирима в дни последней в его земной жизни осени, когда тихо бродил он по аллеям госпитального парка, похудевший, измученный тяжелейшим физическим недугом, но с той же присущей ему естественной величественностью осанки и твердостью духа. Всматривался в себя с обычной своей беспристрастностью, продолжая и завершая свой тяжелейший духовный подвиг, готовясь к переходу в другую жизнь. И, может быть, губы его шептали слова последнего стихотворения, написанного чуть раньше и оставленного нам, людям, продолжающим свой земной путь, как наказ беречь и ценить жизнь – священный дар, ниспосланный Господом.

Не собирай сухие листья,

Они хрупки, в них жизни нет.

Живую красоту родного разнолесья

Хранит лишь в позолоте желтый цвет.

Они лишь хороши, когда хрустальным днем

Сгребаешь их неспешною стопою

И слушаешь их шорох о былом

Или следишь полет над головою...

Но есть иной листок,

вдруг найденный в пыли,

Среди томов в потертых переплетах.

Коснись его. Он цвет еще хранит.

А в нем и прошлое, и радость, и невзгоды,

И что-то тайное, понятное без слов,

И что звучит, как песни тихий голос...

Он всё еще живет. И вновь весна грядет,

И вновь бушует лес,

И вновь в дверях любовь,

И клонится к земле согретый

солнцем колос...

Надежда Балабанова,

член Союза писателей России,

советник генерального директора Фонда

«Наследие митрополита Питирима»

Фонд «Наследие митрополита Питирима»

Некоммерческая организация «Фонд «Наследие митрополита Питирима» учреждена на основании решения общего собрания учредителей, протокол № 1 от 24 февраля 2004 года.

Председателем Правления Фонда избран доктор технических наук профессор Борис Алексеевич Левин, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа), генеральным директором назначен доктор военных наук профессор Виктор Павлович Егоров, советник ректора и заведующий кафедрой социально-политической истории этого университета. В Попечительский Совет Фонда вошли известные общественные и государственные деятели, иерархи Русской Православной Церкви, бизнесмены, представители генералитета Вооружённых сил Российской Федерации, среди которых архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, игумен Ново-Спасского монастыря; Дмитрий Владимирович Гаев, генеральный директор государственного предприятия «Московский метрополитен»; Игорь Евгеньевич Левитин, министр транспорта Российской Федерации; Людмила Петровна Яирова, советник министра культуры Российской Федерации; Виктор Николаевич Захаров, генерал-полковник, начальник УФСБ по Москве и Московской области; Филиппов Анатолий Иванович, генеральный директор компании ООО «Тунайча» и Трифонов Сергей Владимирович, генеральный директор ЗАО «Бецема».

Продолжая дело, начатое митрополитом Питиримом, Фонд направляет свою деятельность на нравственное воспитание молодёжи, укрепление духовного единства и сотрудничества общественных и церковных организаций, на возрождение Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря.

Фонд духовно, идеологически и топографически связан с Московским государственным университетом путей сообщения (МИИТом), который гордится тем, что в его стенах учился, а затем и работал выдающийся Иерарх Русской Православной Церкви, общественный и государственный деятель, гражданин России митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

Бережно храня память о Владыке Питириме, о его духовном наследии, Фонд ежегодно проводит Рождественские Питиримовские чтения, в которых принимают участие учёные, общественные деятели, военные, священнослужители, каждый, кто желает поделиться своими воспоминаниями о митрополите, рассказать о продолжении начатых им дел, о развитии и воплощении в жизнь его идей и планов. По инициативе Фонда и с его участием выпущены два кинофильма о Владыке Питириме («Архиерей» и «Душа с душою говорит...»), памятные буклет, медали и значки. В декабре 2007 года с благословения Святейшего Патриарха Алексия II Фондом проведена благотворительная Рождественская Православная выставка-ярмарка на ВВЦ в павильоне «Москва», в которой приняли участие более 100 монастырей и храмов России. Следуя завету митрополита о необходимости постоянной заботы о подрастающем поколении, Фонд оказывает помощь детским домам и школам-интернатам, организуя сбор средств, вещей, мебели, книг и школьных пособий. Осуществляя постоянную связь с Иосифо-Волоцким монастырем, Фонд заботится об укреплении и дальнейшем развитии святой обители, внося свой вклад в дело, начатое Владыкой Питиримом.

Фонд открыт для сотрудничества со всеми организациями и учреждениями, сохраняющими память о митрополите Питириме.

Фонд «Наследие митрополита Питирима» выражает свою признательность и благодарность всем, кто принял участие в подготовке и выпуске данного издания – книги воспоминаний о Владыке Питириме.

Адрес Фонда:

127994, г. Москва, ул. Образцова, 15

Тел.:(495)684 2176

E-mail: fnpitirim@mail.ru

* * *

46

Русь уходящая... С. 316.

47

Там же. С. 42–43.

48

Митрополит Питирим: «Масштабы угрожающие, но не катастрофические». Беседы митрополита Питирима с журналистом В. Дунаевым. Информ – ОПК №4.

49

Нравственность – вектор бытия // Советская культура. 15 июня 1989 года.

50

Религия – это связь. Интервью А. В. Знатнова с митрополитом Питиримом. Декабрь 1997 год.

51

Русь уходящая... С. 59.

52

Милосердие должно быть нравственным. Беседы митрополита Питирима с А. Стаховым. «Мирянин» (издание фонда «Русский мир») март 1993 год.

53

Там же.

54

Там же.

55

Там же.

56

Там же.

57

Русь уходящая... С. 507–508.

58

Там же. С. 559.

59

Там же. С. 560.

60

Там же. С. 57.

61

Там же. С. 58.

62

Там же. С. 526.

63

Там же. С. 66.

64

Там же. С. 65.

65

ЖМП. 1994. №5. С. 122–123.

66

Русь уходящая... С. 66.

67

Подвижник, праведник, ученый // Десятина. 2003. № 11 (86).

68

Речь митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима перед слушателями Академии пограничной службы 28 мая 2004 года // Воинское Братство. 2005 (спецвыпуск). С. 59.


Источник: Преданный служитель Церкви: О церковной и общественной деятельности митрополита Питирима (Нечаева): [Сборник трудов и воспоминаний]. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. — 552 с.

Комментарии для сайта Cackle