Подлинность пророчества Исаии о моавитянах

Источник

Ис. 15, Ис. 16

В 15–16 гл. своей книги пророк Исайя предсказывает внезапное, разрушение Моавитских крепостей: Ар-Моава и Кир-Моава. Он уже слышит и видит рыдания, стоны и траур жителей разных Моавитских городов (15, 1–4). Печали Моавитян соболезнует и сам пророк, он также рыдает об опустошении и ограблении Моавитской страны (5–7). Кровью убитых наполнены Моавитские реки (8–9). Для облегчения их участи пророк предлагает Моавитянам снарядить посольство к Сиону с просьбой принять Моавитских беглецов (16, 1–5). Но Сион отвергает это гордое и неискреннее посольство (6 ст.), чем опять вызывает общий Моавитский плач (7 – 8). Снова пророк выражает свое участие в плаче по опустошенным Моавитским виноградникам (9 – 11). Боги, которым Моавитяне напрасно молятся, не помогут им (12). Изложенную речь пророк признает пророчеством, изреченным издавна. Ныне же, заключает пророк, через три наемничьих года, Господь унизит величие Моава и оставит от него небольшой остаток (13–14 ст.).

Из содержания пророчества о Моавитянах вид­ны основания, по которым отрицательная критика сомневается в принадлежности его Исайе. Они зак­лючаются в 13–14 стихах XVI главы1. Эти сти­хи, по общему мнению, принадлежат Исайе. Но в них он ясно говорит, что все предыдущее проро­чество о Моаве принадлежит не ему, оно изречено издавна, и отличается от его собственного пророче­ства, заключающегося в 14 стихе.

Представители отрицательной критики опреде­лили время жизни и имя пророка, произнесшего «древнее» пророчество на Моавитян. Гитциг приписал это пророчество современнику Иеровоама II, Израильского царя, пророку Ионе, из Геохавера. По свидетельству 4-й кн. Царств, согласно пророчеству Ионы, Иеровоам восстановил пределы Израильского царства от входа в Эмао до моря пустыни (14, 25). Никаких оснований в пользу своего предположения Гитциг не представляет.

Однако, несмотря на видимое отсутствие всякой связи2 между Ионой книги Царств и пророчеством о Моаве, были богословы, принимавшие гипотезу Гитцига, напр. Маурер, Кнобель, а в последнее время: Рейс, Брюстон и другие. Но нельзя сказать, что в этом случае, было единодушие между критиками. Фюрст, напр., относил произнесение этого пророчества к царствованию Иороама, Израильского царя; Эйхгорн и Бертольд – к веку Иеремии и Навуходоносора. Дей­ствительно, трудно согласиться с мнением Гитцига. По свидетельству книги Царств, у Ионы не было никакого пророчества о Моавитянах, подобного раз­бираемому. Если бы и было, то оно исполнено Иepoвоамом, а пророчество Исайи еще при нем, гораздо позже Иеровоама, не исполнилось. У Исаии не упоми­нается об отношении Моавитян к Израильскому царству, чего естественно ожидать от всякого про­рока из Израильского царства. Напротив, в гл. 16, 5 Исайя упоминает об отношении Моавитян к Сиону, чем указывает, вопреки Гитцигу и Фюрсту, на свое служение в Иудейском царстве. Единственным основанием, в подтверждение мнения о происхождении пророчества о Моавитянах от про­рока Израильского царства, считались случаи частных столкновений Израильского царства с Моавитянами. Но при пророке Исайе бывали подобные столкновения Иудейского царства с Моавитянами, которые давали Исайе повод произносить грозные речи на Моавитян (Ис. 10:14, 25:10–12).

Оставляя не решенным вопрос о личности писателя3, отрицательная критика, тем не менее, старалась в пророчестве о Моавитянах найти признаки не подлинности. Эвальд, напр., в языке этого пророчества находил черты особенной древности, чуждой веку Исайи и его произведениям. Рейс находил черты языка Израильского царства, хотя дока­зательств не приводил.

Но наряду с признаками мнимой не подлинности, в пророчестве о Моавитянах есть много указаний на принадлежность его Исайе. Пророчество о Моавитянах помещено после пророчества о Филистимлянах (14, 23–32), как подробное раскрытие Ис. 11, 14, где упоминаются оба народа.

Са­мими представителями отрицательного направления сознавалось сходство пророчества о Моавитя­нах с речами Исайи. Например, Гитциг, придумавший гипотезу об Ионе, находил отражение характера Исаии в сочувствии пророка бедствиям Моавитян. Плач о Моавитянах (15:5, 16:9, 11) напоминал ему плач Исаии о Самарии (22:4, 28:1). «Элегию о Моавитянах пророк предваряет эле­гию о Самарии», – говорит Гитциг. Из пророче­ства о Моавитинах в 16-й гл. Фюрст выделяет первые 6 стихов, не объясняя причины этого. По­следнее, кажется, можно найти у Эвальда. Он признал первые шесть стихов 16-й главы «под­делкой» под дух и характер речей Исайи, так как они сходны с Ис. 29, 20. Из дальнейших примеров увидим, что такие «подделки» нуж­но признать почти в каждом стихе пророчества о Моавитянах. А потому, вместо подделок, сходст­во нужно объяснить принадлежностью Исайи проро­честву о Моавитянах.

Что же значит выражение пророка о «давнем» пророчестве? Оно, действительно, указывает на «дав­нее» пророчество, только не Ионы или другого «не­известного» пророка, а пророка Моисея. Как в 12 главе Исаия повторяет песнь, находящуюся в 15 гл. книги Исход, так здесь повторяется пророчество, находящееся в 21 и 24 гл. книги Чисел. На это сходство двух пророчеств указывают и имена Мо­авитских городов Беер-Элим Ис. 15, 8 = Чис. 21, 26, Есевон Ис. 15, 4. = Чис. 21, 28, Ар-Моав Ис. 15, 1 = Чис. 21, 28. Тоже подтверждают и черты древности языка рассматриваемого пророче­ства, замеченные Эвальдом. Пророк вспоминает древнее пророчество о падении Моавитской земли и определяет время исполнения его. Вот значение замечания пророка в 16, 13–14. ст.

Подлинность пророчества Исаии о Моавитянах подтверждается и сходством содержания и выраже­ний, встречающихся в 15–16 главах с неоспоримо-подлинными речами Исайи. Так в 15 главе:

а) Пророк подробно перечисляет города Моавитские, которые будут опустошены и будут рыдать (Ис. 14:1–2, 4–5). Подобный обычай, по замечанию Клейнерта, свойственен Иcaйе, и часто встречается в его речах (Ис.10:9, 28–32).

б) Жители всех этих городов будут горько плакать от тяжкого бедствия, настигнувшего их. Радость и веселие исчезнут (Ис. 15:2–1, 8, 16:7,10). Также точно пророк описывает будущее бедствие Иудеев и Филистимлян (Ис. 13:25, 10, 30:14, 31).

в) Сердце самого пророка, подобно гуслям, отзывается сочувствием плачу Моавитян. Пророк рыдает о Моавитянах (Ис. 15:5, 16:9, 11), подобно тому, как он оплакивал Самарию и Иерусалим. (Ис. 22:4, 28:1). На это сходство и отрицательная критика обращает внимание. Гитциг говорит, что плачем о Моавитянах Исайя начинает элегию о Самарии.

Опустошение вражеское соединено будет с бедствием засухи: реки и поля Моавитские высохнут, (15, 6), этим же угрожал пророк Египтянам (19, 5–7).

В этих стихах встречаются следующие вы­ражения:

а) 15,1 – ночь = 21, 11. 30, 29.

б) 15, 10 – 29, 19.

в) 15, 6 ст. – 19, 7 – исчезновение зелени.

Точно также в 16 главе:

а) Для спасения от врагов, пророк предлагает Моавитянам снарядить посольство в Сион (16, 1) – мера, которую Иcaйя предлагает Филистимлянам (14, 32).

б) Моавитское посольство уподобляет своих соотечественников блуждающей птице, лишенной своего гнезда (16,2). В такое же положение намерен был привести разные народы (а в том числе может быть и Моавитян) Ассирийский царь (10, 11).

в) Моавитяне будут просить у Иудеев защиты и освещения от зноя и непогоды (16, 3). Такою сенью и покровом пророк Исайя считает отрасль Иеговы, египетскую силу и Иудейских князей (Ис. 4:5–6, 30:2, 32:2).

г) Потомок Давида, имеющий воссесть на царском престоле для милостивого и истинного суда (16, 5), без сомнения есть Эммануил и Отрасль Иессея(Ис.9:7, 11:1–6).

На основании указанного сходства, первые шесть стихов 16 главы Эвальд счел произведением Исайи.

В этих стихах встречаются следующие выражения:

а) 16, 3 =5, 19 =11, 12.

б) 16, 5–1, 17 ­­ 9,6.

В 12 ст. 16 гл. пророк говорит, что Моави­тяне напрасно будут утомлять себя молитвою, на своих высотах и святилищах своим богам (16,12). Подобным образом пророк Исайя описывает тщет­ность молитв к языческим богам Иудеев и Египтян (2, 20–21. 19, 3).

16, 12­ =l, 12 – являться перед Богом.

При несостоятельности возражений и при существовании положительных доказательств подлинности есть полная возможность признать пророчество Исаии о Моавитянах подлинным.

* * *

1

Ис. 16, 13–14 читаются так: вот слово, которое изрек Господь о Моаве издавна. Ныне же так говорить Господь: чрез три года величие Моава будет унижено со всем великим многолюдством и остаток будет очень малый и незначительный.

2

Связь может быть только в том отношении, что Моавитская земля могла входить в покоренные Иеровоамом страны от входа в Эмао до моря пустыни. Но так как св. историк прямо не говорит об этом, то с одинаковым правом можно думать, что Моавитяне не были подчинены Иеровоаму.

3

Так думают например Гезениус, Де-Ветте, Эвальд.


Источник: Юнгеров П.А. Подлинность пророчества Исаии о моавитянах. // Православный собеседник, 1886, Ч. 1. С. 339-344.

Комментарии для сайта Cackle