Источник

Лука

Лука (Λουκᾶς; V. и L: Lucas; Лука): Кол.4:14. 2Тим.4:11. Флм.1:23. – Писатель Евангелия, известного под его именем и книги Деяний апостольских (Деян.1:1. сн. Лк.1:3). По Евсевию (Церк. Ист. к. 3. гл. 4), Иерониму (о Церк. Писат) и другим, родом из Антиохии Сирской, и, кажется, был не из евреев, а из греков, как то можно заключать и из указаний ап. Павла к Колоссянам (Кол.4:14. сн. ст. Кол.4:10, 11), и из чистого и правильного языка греческого, какой видим в его Евангелии. Предполагают, что до обращения в христианство, он был прозелитом, иноплеменником, принявшим иудейскую веру, основываясь на хорошем знакомстве его с тогдашним положением иудейского народа и местностями Палестины, и обычаями и нравами иудейскими. По свидетельству древних (Оригена Dialog·, de recta fide, Ипполита о 70 апост., Епифан., Евфим. Зигаб. в толк. Еванг. Луки, Феофил. Введ. на Ев. Лк. и друг.), принадлежал к числу LXX апостолов, и поэтому сам был очевидцем некоторых событий из евангельской истории, и он один только и упоминает о 70־ти апостолах (Лк.10:1, 17). Думают, что в повествовании его о явлении И. Христа по воскресении двум ученикам на пути их в Еммаус, под другим учеником, имя которого не упомянуто, разумеется сам Лука (гл. Лк.24). Такое мнение иные находят несогласным с указанием самого евангелиста в начале своего Евангелия (Лк.1:2), но, по точном соображении, несогласие здесь не видно, а видно только, что Лука не с самого начала и не постоянно следовал за Христом и был очевидцем дел Его. Что Лука был врач, об этом упоминает и ап. Павел (Кол.4:14), и свидетельствуют древние, как напр. Евсевий (Цер. Ист. к. 3. гл. 4), Иерон. (de vir. illustr), и др. А что он был вместе и живописец, об этом свидетельствует древнее предание, приписывающее ему написание иконы Спасителя и Божией Матери (см. Извлеч. из Ист. Феодора чтеца 6-го в., Иоан. Дамаск. посл. к импер. Феофилу, Никиф. Калл. и Метафраста). Феодор чтец пишет, что имп. Пульхерия (414–450 г), при Феодосии 2-м, торжественно переносила икону Божией Матери, писанную Ев. Лкою, в новоустроенную ею церковь в Константинополе. Когда Лука присоединился к ап. Павлу, и сделался его спутником и сотрудником, достоверно не известно. Может быть, это было в 43 или 44 году, когда Павел и Варнава, будучи в Антиохии, целый год собирались в церкви, поучая верующих (Деян.11:26); по крайней мере в одном древнем греческом кодексе Деяний апостольских читается: «Когда же мы собрались, один из этих пророков, именем Агав, предвозвестил, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при Кесаре Клавдии». Так же читал это и Августин. «Мы собрались», – читается здесь: значит, здесь был и Лука (сн. Порфирия Восток Хр. 1877 г. стр. 303–304). Ходил ли он с ап. Павлом в Иерусалим, для раздачи милостыни по случаю голода, из Деяний апостольских не видно (11:30). Но на основании первых двух стихов Евангелия, можно полагать, что после 44 года он немалое время (с 44 по 50 г) жил в Иерусалиме, видел там первоначальных самовидцев и служителей Слова, т. е. Петра, Иакова, Иоанна и других, слушал устные их предания о Христе и о начале основанных ими Церквей в Иудее и Самарии (сн. Евсев. Ц. Ист. к. 3. гл. 4). После Собора Апостольского, бывшего в 50-м г. по P. X., во время второго апостольского путешествия Павла (в 51 и 52-м году) Лука сопутствовал уже Павлу (Деян.16:10), сопровождая его до Македонского города Филипп, и после этого он, по-видимому, долго оставался в Филиппах; потому что упоминает о себе уже в конце третьего путешествие апостола, в 58-м году, на обратном пути его чрез Македонию в Иудею (Деян.20:5 и дал. и гл. Деян 21). В это время, по случаю собирания милостыни и благотворений для христиан Иерусалимских, апостол из Македонии послал к Коринфянам Тита, и с ним послал туда еще одного из братий, и об этом втором отзывается с особенной похвалой, называя его братом, похваляемым по всем Церквам за Евангелие, которого верность и усердие испытаны во многом, который избран от Церквей сопутствовать для этого благотворительного дела, и есть посланник Церквей, слава Христова (2Кор.8:16–24). Здесь большей частью разумеют Луку (Zell. 2. р. 61–62). Лука сопровождал потом апостола в Рим, в первое его там заключение (Деян.27:1 и дал) и там при нем оставался (Кол.4:14. Флм.1:23); и во время вторых уз апостола, незадолго до его смерти, он также был при нем, тогда как все тогда оставили апостола (2Тим.4:11). Называя Луку своим сотрудником (Флм.1:23), подобно как Марка и других, апостол, конечно, дает чрез это видеть, что Лука трудился и в благовестии Евангелия, и долгое пребывание его в Македонии, путешествие его по Греции для собрания милостыни, и двоекратное пребывание его при апостоле в Риме, открывало ему много случаев для такого великого дела. Но, по смерти апостола, о последующей жизни Луки ничего не известно из Писания. По Епифанию, по смерти апостола, он проповедовал Евангелие в Италии, предальпийской Галлии, Далматии, Македонии и Греции. По Экумению – из Рима путешествовал даже в Африку и там проповедовал Евангелие, и наконец мирно скончался, будучи 80-ти лет; но, по другим, он скончался мученической смертью, и именно, пострадал в гонение Домициана и в Ахаии за недостатком креста повешен был на оливковом дереве (Никиф. Калл). После, при императоре Констанцие, во второй половине 4-го века, мощи его перенесены в Константинополь. См. Четьи-Мин. из Метафраста и других. Слов. Яцк. и Благовещ. Еп. Порфир. Вост. Христ. 1877 г. стр. 302 и дал. – Св. Лука, оставил нам две священные книги: Евангелие и книгу Деяний апостольских. Побуждением к составлению их, по собственным словам его, служил пример многих предшествовавших повествователей о Евангельских событиях и желание утвердить в истинной вере некоего мужа Феофила посредством точного и вполне достоверного изложения Евангельской истории и событий Христовой Церкви. Повествование Луки объемлет происшествия Нового Завета от рождения Предтечи до вознесения И. Христа на небо, и от вознесения И. Христа на небо до конца первого заключения ап. Павла в Риме. Евангелие־ написано прежде книги Деяний ап. (Деян.1:1); но за сколько времени прежде, неизвестно. Книга Деяний написана около 63 или 64 года по Р. Хр., в конце двухлетнего пребывание апостола в Риме, в первое его заключение – не раньше и не позже; не раньше, иначе Лука не мог бы сказать «и жил Павел...». (Деян.28:30), и не позже, потому что иначе он описал бы обстоятельства и последующей жизни апостола. Таким образом написание Евангелия надобно полагать ранее 63 и 64 года, и это подтверждается и тем, что в нем вовсе не упоминается о разрушении Иерусалима, которое было в 70-м году. Написание его полагают между 48 и 60-м годами. Что св. Лука именно писал это Евангелие и кн. Деяний ап., об этом согласно свидетельствует вся христианская древность. Так свидетельствуют: Иринеи (Haer. 3, 1. и др.), Ориген (у Евсев. Церк. Ист. 6, 25), Климент Александрийский (у Евсев. 6. 14), Тертулиан (прот. Марк. IV. 2. 5), Евсевий (Ц. Ист. 3, 24), Иероним (на Исаию, посл. к Павлину, Катал.), и другие. Евсевий об этом пишет: «Лука, родом из Антиохии, художеством врач, большей частью находился при Павле, и ревностно обращался с прочими апостолами. Переняв от них искусство врачевать души, он оставил нам доказательства этого в двух боговдохновенных книгах: во 1-х, в Евангелии, которое начертал, говорит, «яко же предаша ему иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе» (Лк.1:2), и в котором следовал всем им с самого начала; во 2-х, в апостольских Деяниях, которые написал уже не по слуху, но как самовидец» (Ц. Ист. к. 3. гл. 4). «Начиная свою историю, – пишет Евсевий о Луке в другом месте, – он сам указывает на повод к ее написанию. Так как многие, говорит, опрометчиво брались повествовать о тех событиях, которые ему вполне известны; то, считая нужным предохранить нас от сомнительных мнений, он передал в собственном Евангелии несомненное сказание обо всем, чего справедливость достаточно узнал – частью чрез сожитие и обращение с Павлом, а частью чрез собеседование с прочими апостолами» (Ц. Ист. к. 3. гл. 24). Блаж. Иероним о книге Деяний ап. пишет: «Actus Apostolorum nudam quidem sonare videntur historiam et nascentis Ecclesiae infantiam texere: sed si noverimus scriptorem eorum esse Lucam Medicum, cuius lavs est in Evagelio, animadvertemus pariter, omnia verba illius animae langventis esse medicinam“ (Epist. ad Paulin). Св. Иоанн Златоуст о книге Деяний ап. подробнее пишет: «Книга эта может принести нам пользы не меньше самого Евангелия: такого исполнена она любомудрия, такой чистоты догматов, и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым! Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, которые Христос возвещает в Евангелиях, истину, сияющую в самых событиях, и великую в учениках перемену к лучшему, совершенную Духом Святым. Христос сказал ученикам: верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин.14:12), и предсказал им, что их поведут к правителям и царям, что их будут бить в синагогах (Мф.10:17–18), что они подвергнутся жесточайшим мукам, и над всем восторжествуют, и что Евангелие будет проповедано во всем мире (Мф.24:14): все это, равно как и еще многое другое, что Он говорил, обращаясь с учениками, представляется в этой книге исполнившимся со всею точностью. Здесь же увидишь и то, как сами апостолы как бы на крыльях обтекали землю и море, как они, некогда боязливые и немудрые, вдруг сделались другими людьми... Теперь им прежде всего нужно было удостоверить в том, что Господь воскрес и вознесся на небо. Посему, как сам Христос преимущественно старался показать, что Он пришел от Отца, так и Лука в особенности доказывает, что Он воскрес и вознесся, и отшел к Отцу, и от Него пришел... И настоящая книга действительно содержит в себе по преимуществу доказательства воскресения, так как уверовавшему в это уже легко было принять и все прочее»... (из первой беседы на кн. Деяний). Присоединим ко всему этому о писаниях св. Луки вообще, что Евангелие его, согласно собственномуго указанию (Лк.1:1–3), отличается особенной полнотой содержания и последовательностью в изложении как истории жизни Спасителя, так и Его учения, и что оно, как составленное под особ. влиянием ап. Павла, представляет полное соответствие с учением, раскрываемым сим апостолом в его посланиях, даже в иных местах и в самом слоге и образе выражений (напр. Лк.22:19–20. Сн. 1Кор.11:23–25. Лк.24:34. 1Кор.15:5. Деян.20:35. Лк.6:30, 11, 41, 18:22); книга же Деяний служит продолжением его Евангелию, представляя историю постепенного распространение Церкви Христовой на земле по Его вознесении, как она сначала распространялась между природными наследниками древних обетований Божиих – иудеями, и как потом, согласно предсказаниям Господа, перешла в мир языческий и постепенно распространялась в образованнейших тогда странах его, покоряя души верующих игу Христову, и из иудеев и язычников образуя единое стадо под управлением Единого Пастыря. См. Арх. Мих. Толк. Ев. и Толк. Ап. на Ев. Лки и Деян. ап.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle