Источник

Киттим, Киттийский, Хиттимский

Киттим, Киттийский, Хиттимский, (כִּתִּיִּים ,כִּתִּים; Κήτιοι, Κίτιοι, Χετιέιμ, Χεττειείμ, Κητιαίων, Κιτιέων; Cethim, Italia, Romani, Ceteorum rex; Китійстіи, Кітіейскій, Хеттимъ, Кітіи, Хеттíмъ, Хеттіимъ, Кітяне; L: Kithim, Chitim): Быт.10:4. Чис.24:24. 1Пар.1:7. Ис.23:1, 12. Иер.2:10. Иез.27:6. Дан.11:30. 1Мак.1:1, 8:5. – Киттим – из сынов Иавана, сына Иафетова (Быт.10:4. 1Пар.1:7), и отсюда народ, от него происходящий – Киттеи или Киттийцы. Под ними, во-первых, разумеется Тирская колония на острове Кипре (Ис.23:1, 12), и потом и весь остров Кипр (1Мак.15:23. 2Мак.4:29, 10:13, 12:2). А потом имени Киттим дают и более обширное значение, разумея под ним и другие острова и прибрежные земли Средиземного и Егейского морей, особенно северные. Так, у пророков имя это поставляется вместе с другими родственными землями или островами, и говорится не об одном острове, а о многих островах Киттийских (Иер.2:10. Иез.27:6); и Иосиф Флавий, Иероним и Епифаний, еп. Кипрский, под Киттийцами разумеют и жителей Кипра и жителей других прибрежных земель и островов (Ges. р. 509–2.,). Наконец, разумеют Македонию, Италию и Рим. Так Персей, сын Филиппа III-го, царя Македонского, в книгах Маккавейских называется царем Киттийским (1Мак.8:5); так и Александр Македонский называется вышедшим из земли Киттийцев (χεττείμ, χεττειέιμ: 1Мак.1:1). Так и пророчество Валаама о кораблях от Киттима, которые смирят Ассура и Евера, и которым и самим будет конец (Чис.24:24), по объяснению лучших толкователей, надобно понимать не о Македонском только царстве времен Александра, но и о последующих земных царствах (Keil и Del. на Чис. р. 343 и дал.). Равн. образом в пророчестве Даниила (Дан.11:30) под кораблями Киттийскими разумеются не вообще только соединенные морские силы, но и в особенности корабли из Италии, от римлян. Так понимали это Иероним и Вульгата. Так и Бохарт понимал это место Даниила, равно как и пророчество Валаамово, разумея здесь римлян, и в самом слове Latium, понимая перевод арабского слова Кетим (М. Фил. Зап. на кн. Быт.10:4). Самое слово Киттим, по финикийским источникам, производят от כֵּת или כַּיִת, כֵּית (Κίτιον, Citium), собственного имени древнейшего финикийского города на острове Кипр, от которого потом название распространено и на весь остров и на всю область (Фюрст. 1, р. 639. сн. р. 452–453). Ges. р. 509. Фюрст. 1. р. 640. Zell. 1, р. 199. Herz. 111. p. 215. Keil и Del. на указ. места Быт., Чис., Прор. и Мак. Сн. Толк. на Иер.2:10. в Хр. Чт. 1879 г. янв. и февр.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle