Источник

Иудея

Иудея (אֶרֶץ יְהוּדָה ,יְהוּדָה; Ἰούδα, ἡ γῆ Ἰούδα; Iuda, terra Iuda; Juda, das Land Iuda, das Iudische Land; Іуда, Іудея, земля Іудина): Нав.15:1 и дал. Нав.19:1–9. Суд.15:9, 11. Руф. 1:1, 2, 7. 1Цар.17:1, 22:5, 23:3, 23, 27:10, 30:14, 16. 2Цар.2:1, 6:2, 24:7. 3Цар.12:17, 13:1, 14:21, 15:17, 4Цар.9:29, 15:37, 22:13, 23:17, . 25:22. 2Пар.2:7, 9:11, 10:17, 11:5, 12:4, 13:18, 15:8, 16:1, 19:5, 20:4, 21:11, 23:2, 25:21, 27:4, 28:18–19, 25, 29:8, 31:1, 32:1, 36:4, 1Ездр.1:2, 2:1, 4:6. Неем.1:2, 6:18, 7:6, 11:2,. 12:31, 13:15. 2Ездр.1:32, 37, 2:12, 4:45, 6:1, 8:12, 78. Тов.1:18. Иуд.1:12, 4:1, 8:21. и др. Мф.2:1, 5–6, 22, 3:1, 5, 24:16. Мк.1:39, 2:4, 3:1. Ин.3:22, 4:3, 47. Деян.1:8, 2:9, 8:1, 9:31, 11:29, 15:1, 21:39, 22:3, 25:20. и пр. и пр. и пр. – Слово «Иудея» иногда принимается в обширнейшем смысле, и под нею разумеется вся Палестина. Так особенно понималось слово это по возвращении иудеев из плена. Как имя иудеев означало весь народ иудейский, не живущих только в уделе Иудином, но и в других городах Палестины, так и имя «Иудея» означало всю обетованную землю, всю Палестину, все земли, по которым расселялись иудеи по возвращении своем из плена (см. напр. Агг.1:1, 14, 2:2. 21. Зах.1:21. Мак.2:11–12). Когда Иуда Маккавей вел войны, защищая свое отечество от иноплеменников, к нему обращались с просьбой о защите не иудеи только иерусалимские, но и из Галилеи, и Самарии, и Галаада (1Мак.5 гл.). Но собственно под Иудеей разумеется только южная часть Палестины. Около времен И. Хр. обетованная земля׳ разделялась на четыре главные части: на Иудею, Самарию и Галилею, и к ним присоединялась четвертая часть за Иорданом. Такое разделение можно примечать еще во времена И. Навина (Нав.20:7–8). То же видно из книг Маккавейских (1Мак.10:30). То же видим у Флавия, который подробно описывает границы этих земель (о Войн. Иуд. III, 3). Это же видим из Нового Завета (Мф.2:1, 3:1, 4:12–16, 23–25. Мк.3:7–8. Лк.1:65, 2:4, 3:1. Ин.4:3–4, 7:1. Деян.1:8, 8:1, 9:31). К Иудее собственно принадлежали: колена – Иудино, Вениаминово, Симеоново, Даново и часть Ефремова (сн. 2Пар.15:8–9). Иудеей называется эта часть, потому что большей частью принадлежит Иудину колену, иудеям, а не израильтянам. Границы ее на севере – горы Ефремовы и Самария, на юге – Аравия и пустыня Дин (Вади-Муррег), отделяющая Иудею от Идумеи, на западе – Средиземное море, на востоке – Мертвое море и Иордан. По Флавию, к ней принадлежали также и приморские земли на Западе – до Птолемаиды (Herz. XI. р. 2 и 31). Понимая Иудею в этом объеме, мы, согласно указаниям Св. Писания, различаем в ней пять главных частей: 1., Полуденную, 2., Нагорную Иудею, 3., пустыню Иудейскую, 4., низменные места Иудеи и 5., прибрежные равнины (Быт.13:3, 20:1, 24:62. Втор.34:3. Нав.10:40, 11:16).

1., Полуденная или южная Иудея. При первом разделе земли, при И. Навине, полоса эта вся выпала колену Иудину; при втором же разделении многие города ее отошли к колену Симеонову (Нав.15:21–32, 19:1–9). Полоса эта простирается от горы Иудиной на ют до пустыни Фаран. Нижнюю ступень ее составляет Вади-Муррег, в В. Зав. называемая пустыня Син или Цин (סִין) (Чис.13:22. 34:3 и дал. Нав.15:1 и дал.). Пустыня эта есть широкая и глубокая долина, окаймленная голыми горами, и в восточном конце своем разделяющаяся на две ветви, из коих южная, по направлению к востоку, простирается до Араба, а северная, под именем Вади-Фиркег, идет к северо-востоку, чрез Гор или Хор (el-Ghor), до Мертвого моря (см. карт. Менке № VIII и III). На севере возвышается древняя гора аморрейская, составляющая самый южный конец горной Палестины. Возвышенная эта плоскость представляет собой, по свидетельству путешественников, настоящий сад: разные роды цветов, тюльпаны, гиацинты и другие разные цветы, превосходные пастбища с пасущимися на них стадами овец и коз, зеленеющие луга, поля, посевы, возбуждают самое приятное чувство, после длинного пути по пустыне. Пение птиц и многочисленные стада разных животных оживляют страну; множество аистов тихим полетом пролетает мимо путешественников. На юг от горы аморрейской снова открываются хлебные поля, нивы, посевы; бальзамический воздух веет на пригорках; нет никаких диких, произведений, никаких пустынных кустарников, никаких колючих растений; земля покрыта европейской растительностию, только в других видах. О великой населенности этой части можно судить и по тому уже, что здесь по кн. Навина значится 29-ть городов с их селениями (Нав.15:21–32).

2., К северо-западу от городов Молады, Арада и Кериофа возвышается Нагорная страна Иудеи, которая отсюда простирается до Иерусалима. Она в длину около 16-ти часов пути, в ширину – около четырех. Поверхность ее представляет собой то плоские и выпуклые равнины; то крутые утесы и горные хребты. В средине этой горной полосы, в долине, лежит древний, патриархальных времен город Хеврон. Долина эта, проходя с юга к северу, разделяет гору на две ветви, и принимает в себя несколько небольших ручьев с левой и с правой стороны. Гора особенно неприступна на западе, и служит естественной крепостью для воинственного колена Иудина и твердым ограждением от нападении филистимлян. К северу от Вифлеема до гор Ефремовых образование почвы другое. Здесь не только с востока, но и с запада множество протекает рек, образующих собой открытые ворота, чрез которые горная страна эта с ее царственным городом делается удободоступной. Река Рубин (Вади- Сарар) разделяется здесь как дерево на разные ветви, которые к югу простираются до долины Теревинфовой, и к северу – до долины Аиалонской. Здесь – поле сражений иудеев с филистимлянами. Вся площадь горной цепи этой покрыта возделанными полями, масличными лесами и виноградными деревьями. На склонах горы можно видеть следы столь известных в этой земле террас. Но ныне всюду встречаешься здесь с развалинами и запустением, которые свидетельствуют о бывшей некогда великой населенности этих мест; и при всем, однако же, запустении, здесь всегда носится пред глазами путешественника древнее время, как настоящее, и разные события патриархальной жизни развертываются пред взором его в самых живых картинах. Zell. 1. р. 747.

3., Пустыня Иудейская (Нав.15:61. 2Пар.26:10). Это широкая пустынная площадь, лежащая между горой Иудиной и Мертвым морем, простирающаяся на север до потока Кедрона. Границу между горой Иудиной и пустыней составляет линия, идущая от Маона и Кармила, мимо Зиф, к Фекое и Иродиуму. Здесь Иродом устроен великолепный город с дворцом, назначенный им для своего погребения. К востоку пустыни грунт земли быстро понижается и наконец круто опускается в Мертвое море. Местность эта прорезана множеством ручьев, которые получая начало свое в горных высотах Иудейских, параллельно между собою текут к юго-востоку и впадают в Мертвое море. Поверхность земли покрыта кремнеземом или голым известняком, и потому не способна к возделованию. Впрочем, по западной стороне есть большие пастбища, и отсюда эти места издревле служили местопребыванием для пастухов со стадами. Таковы: Маон, Зиф, Фекое. От Кармила к Ен-Гедди сначала почва земли также представляется удобною для стад и бедуинов; есть в ней и цистерны; всегда, впрочем, она более удерживает вид пустыни. Далее же потом идет грунт известковый, перемешанный с кремнеземом и мелом, и потом со всех сторон поднимаются конусообразные горы, сначала покрытые кустарником, но который сменяется потом бедной растительностью. Затем идет морской утесистый берег с многими ущельями. Область на юге, непосредственно прилегающая к Мертвому морю, называется Араба. Она содержит только шесть городов, кои, подобно Ен-Гедди, лежали на покатости утесов. Здесь город Ир-Мелах. Тут на самом юге спускаемся мы нак. в глубокое утесистое ущелье Вади-ель Гор, жилище шакалов и козерогов. В этом-то месте, в пустыне Ен-Гедди и ее окрестностях ·укрывался Давид от Саула, и сюда-το с тремя тысячами отборных воинов приходил Саул искать Давида (1Цар.24 гл.). Особенно замечательная в этой пустыне долина на севере есть долина Кедронская. Zell. 1 р. 748.

4., Низменные места Иудеи (Нав.10:40, 11:2, 16, 15, 33). Низменные эти места лежат между равниной Сефела к Западу и Иудейской нагорной страной к востоку. Здесь, спустившись с сухой голой нагорной страны, путешественник ощутительно замечает оплодотворяющее влияние моря. Окруженный зеленеющими долинами и плодоносными возвышенностями, покрытыми кустарниками, и часто обильно орошаемыми протекающими среди них реками, он находит себя в· самой благодатнейшей стране Палестины, наполненной множеством селений, в которых нередко можно узнавать древние места ветхозаветных времен. В историческом отношении она главным образом замечательна как пограничная земля между Филистимлянами и иудеями, в которой в течении целого столетие филистимляне вели войны против колена Иудина. Здесь место единоборства Давида с Голиафом; здесь· древняя теревинфовая или дубовая долина (1Цар.17:2, 19); здесь в истории Самсона встречающиеся места: Заноах, Сараа, Ештаол, Фамнафа, Вефсамис, Иармуф, Сохо, Геф и др. И здесь доселе удерживаются древние нравы, патриархальные. Zell. 1. р. 748.

5., Прибрежная долина Иудеи. Она лежит между упомянутой низменностью с восточной стороны и Средиземным морем на западе, и простирается от южной границы земли до северного конца Кармила. При подошве Кармила она очень узка, но к югу постепенно идет шире. Она разделяется на две части: одна идет от Газы до Иоппии; другая – от Иоппии до Кармила. Первая называется Сефела (Нав.10:40, 11:16. 1Мак.3:24, 40, 4:6, 14, 21, 12:38); впрочем, словом Сефела переведена только однажды (1Мак.12:38); вторая называется Саровской (Песн.2:1. Ис.35:2. 1Пар.27:29). См. Саров и Сефела. Zell. 1. р. 746–749.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle