Источник

Иисус сын Навин

а., Иисус сын Навин (Исх.17:9, 24:13, 15. Чис.13:9, 17, 14:30, 26:65, 27:18–23, 32:12, 34:17. Втор.1:38, 3:28. Нав.1:1, 10, 2:1 и пр. и пр. 1Пар.7:27. 3Цар.16:34. Неем.8:17. Сир.40:1 и др.). – Преемник Моисея, вождь израильский, введший евреев в землю обетованную. Он происходил из колена Ефремова, и назывался Осиею. Моисей переименовал его Иисусом, в предзнаменование спасения, какое доставит он израильтянам от врагов их (Чис.13:8, 17). В первый раз И. Навин упоминается в св. истории пред сражением израильтян с амаликитянами. Моисей повелел ему выбрать самых храбрых мужей и сразиться с амаликитянами, а сам возшедши на гору, простерши руки свои к небу, молился, и по его молитве одержана была решительная победа (Исх.17:9–16). При горе Синайской И. Навин сопровождал Моисея на гору, куда Моисей воззван был Богом для получение от Него скрижалей Закона (Исх.24:12–18, 31:18), и при возвращении с горы сопровождал его (Исх.32:17–18). Впоследствии он был в числе соглядатаев, посланных Моисеем для осмотра земли Ханаанской (Чис.13:17–18), и когда, по возвращении, десять из них распространяли худую молву в народе о земле той, Он с Халевом, напротив, отзывались о ней с великою похвалою и успокаивали народ надеждой на помощь Божию. Но народ не слушал их и хотел побить камнями. Тогда Господь осудил весь народ на сорокалетнее странствование в пустыне и виновники возмущение поражены смертью, и только И. Навин и Халев остались живы из соглядатаев, и им только обещано, что войдут в землю обетованную, а прочие все должны были погибнуть в пустыне, и дети уже их имели наследовать землю, им обещанную (гл. Чис.13, 14). В конце сорокалетнего странствования, так как и самому Моисею определено умереть вне земли обетованной, Иисус Навин назначен был Богом в преемника ему и Моисей в виду всего народа, поставив Иисуса пред первосвященником Елеазаром, возложил на него руки свои, и т. обр. передал ему свое звание (Чис.27:12 –23. Втор.3:21–28). По смерти Моисея, И. Навин подкреплен от Бога особенным наставлением и обещанием ему помощи Божией и получил повеление о вступлении в землю Ханаанскую. По чудесном переходе чрез Иордан и совершении обряда обрезания и празднования Пасхи (гл. Нав.3:4), первый взят был город Иерихон, которого укрепленные стены пали сами собою пред евреями и все в нем предано было огню и мечу (гл. Нав.6). Затем взят был город Гай (гл. Нав.8:1–29). Потом, после мирного союза с гаваонитянами (гл. Нав.9), одержана была знаменитая победа над союзным войском пяти царей ханаанских, напавших на гаваонитян, и в тоже время завоевана была вся южная сторона земли Ханаанской до Кадис-Варни (гл. Нав. 10). Тогда прочие цари ханаанские соединились против евреев на севере при озере Мером; но И. Навин быстро и неожиданно напал на них, разбил и преследовал их до Сидона, разрушил город Хацор и завладел прочими укрепленными городами их. Впрочем, войны продолжались шесть лет, и истреблены 31 царь, и наконец поражены енакимы на всей горе Израильской и города их разрушены, и т. обр. вся земля очищена для евреев – от пустыни Аравийской до Ливана (гл. Нав.11:12). Наконец, наступил седьмой год по вступлении в землю обетованную, и И. Навин разделил завоеванные земли девяти с половиной коленам по жребию; прочие получили уделы свои еще при Моисее; самому И. Навину дали израильтяне город Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой, согласно его желанию; потом назначены были города для левитов и отведены города для убежища (гл. Нав.13–21), и что особенно замечательно, при разделе земли все колена получили свои участки, как задолго до сего предсказывал патриарх Иаков, благословляя детей своих (гл. Быт.49). Пред смертью своею И. Навин два раза собирал народ и, напомнив ему о благодеяниях к нему Божиих, увещевал его быть верным Богу, исполнять все заповеди Его и не уклоняться от Него к чуждым божествам, к идолам тех народов, которых истребил Господь Бог пред лицом его (гл. Нав.23:24). Наконец, скончался 110-ти лет и погребен в его уделе, в городе Фамнаф-Сараи, в колене Ефремовом. Сн. Библ. Ист. М. Филар; Библ. Слов. Яцк. и Благ, и Св. Ист. В. 3. Богосл. изд. 4. 1871 г. стр. 159 – 175.

б., Иисус – житель города Бефсамиса (1Цар.6:14, 18). – На его поле остановился ковчег Завета, по возвращении его филистимлянами, и отсюда потом перенесен был в Кириаф-Иарим, и здесь оставался до времен Давида (1Цар.6:14–21, 7:1–2. сн. 1Пар.13 гл.).

в., Градоначальник Иерусалима (4Цар.23:8). – Во дни заблуждений дома Иудина и уклонение его от Бога к идолам, пред воротами этого градоначальника воздвигнуты были высоты и жрецы совершали курение в честь идолов. Благочестивый царь Иосия, изгоняя всех жрецов из городов иудейских и истребляя всюду идолов, разрушил и ту высоту, которая находилась над воротами градоначальника Иисуса. Сн. ворота Иерусалима.

г., Иисус, сын Иоседеков, первосвященник иудейский (1Ездр.2:2, 36, 3:8, 9, 5:2, 10:18. Неем.7:7, 12:1, 7, 10, 26. 2Ездр.5:5, 8, 54, 56, 67, 6:2, 9:19. Сир.49:12. Агг.1:1, 12, 14, 2:2, 4. Зах.3:1, 3, 6, 8, 9, 6:11 и далее). – Отец его в молодых еще летах отведен был в плен Навуходоносором (сн. Keil и Del. на Пар. р. 85). Теперь, со вступлением на престол Кира, иудеям дано было право возвратиться в свое отечество (гл. 1Ездр.1, 2), и Иисус, сын Иоседеков, был первым у них первосвященником по возвращении (Агг.1:1). Первым делом его по возвращении было сооружение жертвенника Богу и восстановление Богослужения по закону Моисееву; потом празднована была Пасха, а во втором месяце второго года по возвращении положено основание новому Храму (гл. 1Ездр.3). С этого времени вся последующая жизнь Иисуса посвящена была неутомимым заботам и трудам при построении Храма и восстановлении порядка общественного среди множества препятствий, особенно со стороны враждебных иудеям самарян. Усилие врагов так были велики, что строение остановлено было военною рукою до второго года Дария Истаспа (гл. 1Ездр.4). В это, наконец, время, по возбуждению пророков (1Ездр.5:1, 6:14. Агг.1:1, 12, 14, 2:1–9. Зах.1–8 гл.), строители снова принялись за свое дело, а потом строение подтверждено указом Дария, который подтвердил указ о сем Кира и повелел давать помощь иудеям из своих доходов за Евфратом. Таким образом строение продолжалось успешно, и в 6-м году Дария Храм был кончен и торжественно освящен при многочисленных жертвоприношениях и радостном ликовании всего народа (гл. 1Ездр.5, 6). После сего об·Иисусе первосвященнике ничего более неизвестно. Вероятно, он вскоре· скончался. Он был одним из великих первосвященников, и имя его прославлялось в потомстве (Сир.49:14). В пророчестве Захарии он представляется прообразом Христа Спасителя, который как·Отрасль имел произрасти некогда от корня своего и устроить церковь Божию на земле, и принять славу свою и владычествовать на престоле своем, соединяя в себе достоинство царя и первосвященника, подобно Мельхиседеку (гл. Зах.6). Zell. 1 p. 689.

д., Израильтянин, из рода Пахаф-Моава (1Ездр.2:6. Неем.7:11. 2Ездр.5:11). – Его сыновья значатся в числе возвратившихся из плена с Зоровавелем.

е) Из левитов (1Ездр.2:40. Неем.7:43. 2Ездр.5:26). – Сыновья его значатся в числе возвратившихся из плена с Зоровавелем.

ж., Из левитов во дни Ездры и Неемии (Неем.8:7, 9:4–5, 12:8. 2Ездр.9:48). – Когда с наступлением 7-го месяца народ·израильский собрался пред храмом Божиим для поучения в законе Божием и Ездра читал им из закона Моисеева, левиты эти помогали ему, вразумляя народ и объясняя ему читанное, и в 24-ый день после общих молитв и исповедание в грехах громогласно прославляли Бога и всех призывали к прославлению Его.

3., Отец Езера (Неем.3:19). – Езер был начальник Мицфы,. и во дни Неемии чинил стену Иерусалимскую на втором участке. Сн. Keil и Del. на Неем. р. 518.

и., Из левитов, сын Азании (Неем.10:9). – Он был из числа имевших жен иноплеменных и давших обязательство быть верными Богу и не вступать в родственные связи с иноверными.

и., Из левитов певцов (Неем.12:24). Он был из глав левитов, поставленных для славословия, во дни первосвященника. Иоакима, сына Иисусова.

к., Иисус, сын Сирахов (Сир.50:25). – Под именем Иисуса, сына Сирахова, известны два лица.־ писатель известной священной книги, и другой, вероятно, переводчик ее на греческий язык. Первый жил в Иерусалиме, и был, вероятно, современником первосвященника Симона праведного (сына Онии 1-го, сына первосвященника Адуя), жившего почти за триста лет до Р. Хр. (Свящ. Ист. Ветх. Зав. Богосл. Хронол. стр. 14). Писал свою книгу на еврейском языке; но подробностей о его жизни история нам не сообщает. Из самой книги его мы видим, что он, еще будучи юношею, просил у Бога мудрости и стремился к ней от всего сердца своего. «Будучи еще юношею, – пишет он, – прежде нежели пошел я странствовать, открыто искал я мудрости в молитве моей; ... понемногу наклонял я ухо мое, и принимал ее, и находил в ней много наставлений для себя... Я решился следовать ей... и при чистоте достиг ее... и приобрел доброе приобретение... немного потрудился, и нашел себе великое успокоение (Сир.51:18–29, 35). И я трудился не для себя одного, но для всех, ищущих наставления» (Сир.24:37, 33:17). И действительно, книга его заключает в себе превосходнейшие правила для всех сословий на разные случаи жизни. Содержащаяся в ней похвала премудрости Божией (гл. Сир.24) и воспоминание дел творения Господня (гл. Сир.42:15–26 и гл. Сир.43) напоминают возвышенный язык пророков. Похвала святым мужам древности, царям и пророкам (гл. 44–50) содержит в себе характеристические очерки их благочестия и достойных подражание дел (св. Ист. В. 3. Богосл. 1871 г. стр. 527). Не находят иные в книге его никаких указаний на высшую надежду Израиля, на Мессию, обетованного Избавителя; но эти указание есть, хотя они не для всякого глаза равно ясны. См. наприм. Сир.1:4–7 (сн. Притч.8:22. Кол.1:15); Сир.2:6–11, 4:15, 11:5, 10:12–17, 37:25–29, 45:25–30 (сн. Пс.88:4–5), и др. И что значит эта верная надежда, которой, по словам его, пророки утешали и спасали Израиля, как не та надежда спасения, которая была главным и общим предметом предсказаний пророческих и в которой сосредоточивались все высшие надежды человечества (Сир.49:12)? Или какая это вечная слава, для которой предназначен храм Божий, восстановленный Зоровавелем и Иисусом, как не та, о которой говорили в то время пророки (Сир.49:13–14. сн. Агг.2:6–9. Зах.6:12–13, 8:22–23. и др.?... Не находят также указаний на будущую жизнь, на будущее воскресение и воздаяние по смерти, видя во всем только правила мудрости и благоразумие касательно одного настоящего, земного; но и на будущую жизнь и воздаяние по смерти есть довольно указаний. См. наприм. Сир.1:13, 2:8–9, 7:36, 39, 11:26–28, 14:12, 16–17, 28:6, 40:1–2, 41:1–6, 46:23, 48:9–10, 14–15, 49:16 и др. И если иного недостает в ней, то она имеет свое преимущество, будучи преисполнена опытами практической мудрости и полезными уроками в жизни – не для неопытного только юношества, но и для всякого человека (сн. Сир.34:9–12). Книга эта переведена с еврейского на греческий язык внуком Иисуса, сына Сирахова, носящим на себе то же имя, во времена Птоломея Евергета в Египте. И вот что пишет он о ней в своем предисловии к ней: «Так как чрез Закон и Пророков и прочих последовавших за ними мужей, предано нам многое и великое, о чем надобно восхвалять Израиля за его знание и мудрость, и так как читающие не только сами необходимо становятся чрез то сведущими, но и для других любознательных могут быть полезными и учением и писанием: то ·дед мой Иисус, весьма много занимавшийся чтением закона и пророков и других отеческих книг и снискавший чрез то довольную опытность, и сам предпринял написать нечто, относящееся к знанию и мудрости, чтобы любознательные, поучаясь из сего, более и более утверждались в жизни согласной с законом. Итак, прошу вас, с благосклонностью и вниманием читайте книгу сию, и будьте снисходительны к нам, если мы, при всем старании о точности перевода, в некоторых речениях окажемся неравносильными: ибо не равную имеет силу одно и то же, читаемое на еврейском, и переведенное на другой язык; так даже и самый закон и пророчества и прочие книги немало имеют отличия, читаемые в подлиннике. Бывши в Египте при царе Евергете и поживши там, я немало нашел в учении несогласного, и потому счел необходимым приложить свое старание и труд перевести эту книгу, и я много употребил бдения и знания, чтобы привести ее к концу и предложить любознательности живущих в переселении, если желают знать, как сообразовать жизнь свою с законом» (см. Предисл. к сей кн. у LXX). Под именем Птоломея Евергета разумеют одни Птоломея Евергета 1-го, царствовавшего от 246 по 221 г. до Р. Хр.; другие – Птоломея Евергета 2-го, царствовавшего от 146 по 117 г. до Р. Хр. См. Евергет. Сн. Библ. Слов. Яцк. и Благ, о И. с. Сирах. Herz. VI. p. 616–618.

л., Иисус, по прозванию Иуст (Кол.4:11). – См. Иуст.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle