Источник

Иаков

Иаков (יַעֲקֹב = запинатель; Ἰακώβ; Iacob; Iаковъ; L: Iakob):

a., Иаков патриарх, родоначальник народа израильского. Быт.25:26–34, 27:6–11 и далее 36 и далее. Быт.28:10–22. гл. Быт.29 – 35, 37, 42:1–4, 46:26–28, 47:1–10. гл. Быт.48–50. Чис.23:7, 10, 23, 24:5, 17. 1Цар.12:8. 4Цар.17:34. 1Пар.29:18. Пс.19:2, 80:2. и др. Ис.2:3, 6, 41:8, 14, 42:24, 43:1, 44:1. Мал.1:2. 3Ездр.3:16... Сир.44:25, 45:6 и др. Mф.1:2, 8:11. Лк.13:28. Деян.7:8, 12, 14–15. Рим.9:13. Евр.11:20–21. и др. – Он был младший сын Исаака, и иначе назывался Израиль. История его жизни подробно излагается в кн. Бытия, в гл. Быт.25, и потом Быт.27–50. Вот краткий очерк ее. Имя свое «Иаков», что значит запинатель, получил он оттого, что при рождении держался рукою своею за пяту брата своего Исава (Быт.25:24–26). Впоследствии открылись различные свойства этих братьев, и оказалось, что не первенец Исав, а Иаков достоин был быть родоначальником благословенного племени. Исав слишком мало ценил достоинство своего первородства, и по своему легкомыслию и жадности продал его брату своему за кушанье из чечевицы (Быт.25:29–34). Не дорожил он и благословением родительским, вопреки желаниям родителей, самовольно вступив в брак с дочерями ханаанскими, которые были в тягость и Исааку и Ревекке (Быт.26:34–35, 27:46). Посему Промысл, допустивший хитрость Ревекки, при слепоте Исаака, лишил Исава благословение отеческого, несмотря на его первородство, и оно досталось достойнейшему (Быт.27:1–40). Но отселе начинаются тяжкие испытание для Иакова. Исав возненавидел его и намеревался убить, ожидая только смерти отца (Быт.27:41). Узнав о сем, Ревекка уговорила Иакова удалиться на время на ее родину, пока утолится гнев на него брата его, и Исаака – отпустить его в Месопотамию, в дом отца ее, чтобы там избрал себе невесту из дочерей Павана, брата ее (Быт.27:42–46). Напутствованный благословением родительским, Иаков отправился и на пути ободрен был от Бога видением таинственной лестницы, соединяющей небо с землею, и обещанием ему благословение Божия, данного Аврааму и особенного покровительства Божие в жизни (Быт.28:1–5, 10–22). Но, прибывши в дом Павана и условившись служить у него семь лет, чтобы получить в замужество себе меньшую дочь его – Рахиль, он обманом получил старшую дочь – Лию, и за Рахиль должен был служить у пего еще семь лет, и потом еще оставался жить у него за условленную плату, и весьма разбогател (Быт.29, 30, 31, 41). Наконец чрез 20 лет по вступлении своем в Месопотамию, имея уже большое семейство и многочисленные стада, и не видя расположение к себе в доме Лавана, Иаков решился возвратиться в землю Ханаанскую, и опасаясь Лавана, ушел из дома его с семейством своим и со всем, что у него было, тайно, в отсутствие Лавана. Узнав об этом, Лаван, в гневе, пустился догонять его, и догнал на горе Галаад, но, получив предостережение от Бога, и видя невинность Иакова, примирился наконец, с ним и мирно простился с дочерьми своими и своими внучатами (Быт. 31). Расставшись с Лаваном и продолжая далее путь свой, Иаков боялся встречи с братом своим, но Бог ободрил его (Быт.32) и Исав с братскою любовью встретил брата своего, и потом они мирно расстались, Исав возвратился в землю Сеир, а Иаков поселился близ Сихема (Быт. 33). Но, возвратившись в землю Ханаанскую, Иаков и здесь не имел постоянного и спокойного жилища, и терпел многие огорчения семейные. Таковы: бесчестие, нанесенное его дочери, Дине, князем Сихемским, и жестокое отмщение, произведенное за это сихемлянам братьями Дины, Симеоном и Левием (Быт. 34). После сего Иаков переселился в Вефиль, получив от Бога имя Израиля и новое повторение великих обетований ему Божиих; но вскоре лишился любимой супруги своей Рахили, умершей после родов близь Ефрафы или Вифлеема, и вскоре потом лишился и отца своего Исаака, пришедши, наконец, к нему в Мамрф или Хеврон из Месопотамии (Быт. 35); но всего более огорчила его потеря любимого сына его Иосифа, по ненависти к нему братьев его проданного ими в Египет (Быт. 37). Потеря эта, впрочем, по премудрому усмотрению Промысла Божия, послужила потом призыванием к переселению его и всего потомства его в Египет (Быт. 42–45). По случаю голода, посылая детей своих в Египет для покупки хлеба, он узнал от них, наконец, что Иосиф жив, что он начальником земли Египетской, и потому будучи побуждаем и собств. желанием, и Иосифом, и частью и продолжающимся голодом в земле Ханаанской, решился отправиться к нему, и переселился туда со всем своим родом, в числе 70-ти душ; представлялся потом фараону, и когда фараон спросил о летах его, Иаков отвечал: «Дней странствования моего 130 лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих. Фараон велел избрать лучшую часть в земле египетской для их поселения, и они поселились в земле Гесем в нижнем Египте, и Иосиф доставлял им все необходимое для жизни (Быт.46, 47:1–12). Здесь сто тридцатилетний старец жил еще 17 лет; потом незадолго до смерти своей завещал Иосифу похоронить его вместе с отцами его в земле обетованной, усыновил потом себе внуков своих, детей Иосифа, Ефрема и Манассию, подарил в собственность Иосифу землю Сихемскую, приобретенную им от аморреев, и наконец, созвав всех сынов своих, благословил их, предсказав судьбу каждого из них, и в особенности предсказав Иуде о происхождении от его потомства Божественного Примирителя – Христа, и скончался с твердостью праведника, повторив завещание похоронить тело свое вместе с Авраамом и Исааком, в земле обетованной, где, по обетованию Божию, надлежало явиться Спасителю мира, и там и похоронен был (Быт.47:27–31. гл. Быт.48, 49, 50:1–13).

Из предложенной истории Иакова нельзя не видеть, что он был из величайших патриархов ветхозаветных. Вся жизнь его наполнена была испытаниями и бедствиями, и везде мы видим в нем твердую и непоколебимую верность Богу, терпение и преданность Его Промыслу и неизменное упование на Него во всех обстоятельствах жизни. Глубокое прозрение его в отдаленнейшие судьбы потомства и живая вера в обетования Божии и в имеющего прийти обещанного Примирителя особенно живо и ясно выражаются в его завещании и благословении детей своих пред своею смертью (Быт.47:27–31 и гл. Быт.48, 49). За его благочестие, твердую веру, неизменную верность и постоянное упование на Бога и преданность Его промыслу и Бог особенно благоволил к нему (Быт.28:23–15, 31:3, 13, 24, 32:24–30, 35:9–14, 46:1–4), подобно Аврааму и Исааку, повторяя ему свои заветы и обетования, и в Св. Писании Бог преимущественно называется Богом сих патриархов (Исх.2:24, 3:6, 15–10. Лев.26:42–45. Ис.41:8–10, 43:1–3. Мф.22:32. Деян.3:13. и др.). Сн. Авр., Исаак и Иаков. Сн. Св. Ист. В. 3. Богосл. Яцк. и Благов. Слов. Т. 2 Zell. 1. р. 649–657. Herz. VI. р. 373–378. Сн. Св. Лет. Власт. T. 1. на Быт.25 и далее до 50-й. – Заметим здесь о детях Иакова. Имея двух жен с их служанками, Патр. Иаков имел многочисленное семейство (Быт.29:31–35, 30:1–24, 35:16–18, 23–26, 46:8–27. гл. Быт.29:48, 49. Исх.1:2–5. Чис.1:26. 1Пар.2:1–2. и др.). Дети его от Лии: первенец его Рувим, потом Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон; от Рахили: Иосиф и Вениамин; от служанки Рахилиной, Валлы: Дан и Неффалим; от служанки Лииной, Зелфы: Гад и Асир. Сверх сего Иаков усыновил себе двух сынов Иосифа: Ефрема и Манассию (Быт.48:5). Все они были патриархами, родоначальниками народа еврейского (Деян.7:8); по числу их народ Божий разделялся на 12 колен или племен (Быт.49:28. Исх.1:1–4), и по числу сих колен и земля обетованная разделялась на двенадцать частей (Чис.33:54, 34:13–15). Колено Левия, имея особенное назначение (Чис.1:48–54. и гл. Чис.3, 4), не получило особенного удела, а уделы отведены были для него в каждом колене отдельно (Чис.35:2–8). Дети Иосифа составили два колена и подобно прочим сынам Иакова получили каждый свой особый удел (Сн. Быт.48:6. Чис.1:32–35, 34:13–15. Нав.16:17). В высшем, духовном смысле, Израиль и сыны Израиля с их уделами, подобно как в видениях пророка Иезекииля новый Храм с его устройством и служением в нем (гл. Быт.40–48), означают духовного Израиля, истинных сынов Израиля, сынов веры и благодати, церковь Божию, благодатное царство Христово, утверждающееся на основании пророков и апостолов и имеющее краеугольным камнем своим самого Иисуса Христа (Сн. Ис.49:3–6. Ос.8:2. Рим.2:28–29, 9:4–8. Еф.2:20–22. Евр.12:22–24. Откр.21:10–14). Сн. Израиль.

2., Иаков Зеведеев (Мф.4:21, 10:2, 17:1. 20:20. Мк.1:19, 29, 10:35, 41. Лк.5:10, 6:14. Ин.21:2. Деян.12:2). – апостол, старший брат св. евангелиста Иоанна Богослова, родом из Галилеи, живший вместе с отцом и матерью и братом своим близ озера Геннисаретского, может быть в Капернауме (сн. Мк.1:16–23, 29. Мф.4:13, 18, 21), и занимавшийся вместе с отцом и братом своим рыболовством (Мф.4:21–22). Семейство это отличалось своим благочестием и имело свою известность. Иоанн знаком был первосвященнику, что показывает близкое отношение дома их к дому первосвященника (Ин.18:15). Иоанн, вероятно, был в числе учеников Иоанна Крестителя и, м. б., и Иаков также (Ин.1:35, 40). Мать их, Саломия, была также из благочестивых жен. По преданиям древних, она была дочь обручника Иосифа от первой жены его, по другим – даже жена его, а по иным – племянница священника Захарии, отца Иоанна Крестителя. Herz. VI. р. 413. XIII. р. 332. Впрочем, из Евангельской истории этого невидно. Из Евангельской же истории видим мы, что Иаков и Иоанн, дети ее, были из первых последователей Христовых. Однажды, когда они, сидя в лодке с отцом своим, починивали сети свои, Господь, проходя мимо них, призвал их к последованию за Собою, и оба сына, вышедши на берег, оставили все и последовали за Ним, и отец их не препятствовал сему (Мф.4:21–22. Мк.1:19–20); а впоследствии и, может быть, даже вскоре и мать их присоединилась к женам, сопровождавшим Господа во время земной Его жизни (Лк.8:13. Мф.27:56. Мк.15:40–41). История призвание сих апостолов к последованию за Христом несколько подробнее излагается у Евангелиста Луки. Здесь говорится, что Господь, бывший у озера Геннисаретского, и теснимый народом, желавшим слышать Его учение, взошедши на одну из стоявших здесь рыбачьих лодок, принадлежавшую Симону, учил отсюда народ, и когда перестал учить, сказал Симону, чтобы, отплывши на глубину, закинули сети для лова. Ловля сверх всякого чаяния так была счастлива, что сеть прорывалась от множества пойманной рыбы; тогда рыбаки призвали в помощь товарищей с другою лодкою, и обе лодки наполнили рыбою, так что начинали тонуть. Все бывшие сильно поражены были этим чудом; и после этого-то чуда, призванные Господом, Симон и Иаков и Иоанн, товарищи его, вытащив лодки на берег, оставили все и последовали за. Христом (Лк.5:1–11). Сн. Ар. Мих. Толк. Ев. от Луки, стр. 308–309. В последствии времени, когда с умножением учеников Господь избрал 12 апостолов, в числе их были и Иаков с братом своим, и при этом Господь дал им имена: Воанергес, т. е. сыны грома, конечно, по высоте и величию их характера и по их особенной ревности по Господе (Мк.3:17). Они вместе с Петром апостолом особенно приближены были к Господу. Они были свидетелями исцеления тещи Симона Петра (Мк.1:29–31). Они были свидетелями воскресение дочери Иаировой (Мк.5:37. Лк.8:51) и преображения Господня на Фаворе (Мф.17:1–9. Мк.9:2–10. Лк.9:28–36). Однажды, когда самаряне не позволили Господу пройти чрез их пределы в Иерусалим, Иаков и Иоанн, по особенной любви своей к Господу и своей ревности по Господе, хотели низвести огонь с неба для истребление их; но Господь кротко заметил им, что Он пришел не погублять души человеческие, а спасать их (Лк.9:51–56). В другое время, когда Господь предсказывал ученикам Своим о предстоящих Ему страданиях в Иерусалиме, и о последующей за сим славе Его, они, имея еще земные понятие о царстве Его, просили, вместе со своею матерью, первых себе достоинств в Его царстве, и когда Господь заметил им, что они не знают, чего просят, что не о наградах теперь помышлять надобно, а о предстоящих подвигах и страданиях, они, в жару ревности, свидетельствовали о себе, что они готовы и страдание разделять с Ним в Его царстве (Мф.20:20–23. Мк.10:32–40). Из последующей истории видно, что они, вместе с ап. Петром и Андреем Первозванным, в уединенной беседе своей с Господом на горе Масличной в виду Иерусалима, спрашивали Его о времени разрушения Иерусалима и Храма и о втором пришествии Его и кончине мира, и им предложена была великая беседа Его об этих великих мировых и страшных событиях (Мк.13. сн. Мф.24, 25. Лк.21:7–36). Впоследствии они вместе с Петром были свидетелями молитвы Господа пред Его страданиями и самых страданий в саду Гефсиманском (Мф.26:37–46. Мк.14:33–42). По воскресении Господа, им, вместе с Петром и другими учениками, было явление Господа при море Тивериадском (Ин.21:1–14). По вознесении Господа, они, вместе с прочими апостолами и благочестивыми женами и братьями Господа, пребывали в Иерусалимской горнице в непрестанной молитве до дня Пятидесятницы, ожидая сошествие на них обещанного Св. Духа (Деян.1:13, 2:1). Особенное, о чем еще повествует нам св. История об апостоле Иакове, есть его мученическая кончина. На него первого царь Ирод Агриппа, внук Ирода Великого, обратил внимание во время гонение своего на Христиан. Это обстоятельство показывает, что ап. Иаков был во главе христианского общества в Иерусалиме. Иаков со спокойствием и непоколебимой твердостью принял мученическую кончину (Деян.12:1–2. Сн. Евс. Церк. Ист. к. 2. гл. 9). Климент Александрийский передает об этом следующее предание. Человек, приведший Иакова в судилище, видя, как непоколебимо исповедует он веру, глубоко тронут был этим и объявил себя самого христианином. Тогда повели обоих их на казнь. На пути он испросил у апостола прощение себе, и им обоим отсечены были главы (Евс. Ц. Ист. 2, 9). ап. Иаков умер в 44-м году по Р. Хр., и был погребен в Иерусалиме. Память его празднуется 30-го апреля. Сн. Herz. VI. р. 413–414. Сн. Зеведей и Саломия.

3., Иаков меньший (Мф.10:3, 27:56. Мк.3:18. Лк.6:15. Мк.15:40, 16:1. Деян.12:17, 15:13. 21:18. Гал.1:19, 2:9, 12. Иуд.1. Иак.1:1). – Апостол, сын Алфеев, брат Господень, писатель Соборного послания, епископ Иерусалимской Церкви. Касательно сего апостола существует множество недоразумений. Спрашивается: Иаков Алфеев одно ли лицо с Иаковом братом Господним? В каком смысле он называется братом Господним, и как понимать выражение Писания: брат Господень и братья Господни? Были ли братья Господни в числе 12-ти апостолов? Иаков, 1-й епископ Иерусалимский, из числа ли 12-ти апостолов, или из 70-ти? Одно ли он лицо с Иаковом, писателем Соборного послание Иакова? и пр. Некоторые различают Иакова Алфеева от Иакова, брата Господня; и в церковном предании, и у некоторых отцов Церкви, и в Постан. ап. (К. 2. гл. 55. Кн. 6. гл. 12 и 14 и Кн. 8. гл. 23 и 35), и по Месяцесловам и Святцам они различаются (сн. 9 Окт. и 23 Окт). Последний причисляется к 70-ти ап., а первый – к 12-ти. Но ап. Павел соединяет их в одном лице (Гал.1:19. Сн. Гал.2:9). И из древних: у Егезиппа, у Климента Александрийского, и у других, различаются только два Иакова: Иаков старший Зеведеев, и Иаков Младший, и последний называется и праведным, и братом Господним, и первым еписк. Иерусалимским и причисляется к 12-ти, отличаясь от 70-ти. Herz. VI. р. 407–408. Meth. Twerens. L. Hist. 1805 г. p. 122–123. Сн. Иерон. прот. Гелвидия. Сн. Церк. Библ. Ист. М. Филар. о сем апост. Сн. Иван. рук. к чт. Ап. посл. и Апок. 1875 г. стр. 7–8. Оставив спорные стороны, мы, следуя указаниям Писания и более общему мнению древних и новейших писателей, принимаем здесь их за одно. Иаков Алфеев мог называться братом Господним, как двоюродный брат Господа, по своей матери, Марии Клеоповой, или Алфеевой, которая есть сестра матери Господа (Ин.19:25. сн. Братья Христовы). В истории сего апостола мы можем различать сказание о нем в Евангелии, сведение о нем из его послание и др. кн. Пис., и наконец сведение о нем из предания Церкви. Древнейшее повествование о братьях Христа представляет нам Евангелист Иоанн (Ин.2:12), повествуя, что Господь, оставивши Назарет, прибыл в Капернаум, Он, и матерь Его, и братья Его, и ученики Его. Из этого можно заключать, что есть различие между кругом Его братьев и Его учеников. В другое время, когда Он снова прибыл в Назарет, братьями его называются: Иаков, Иосия, Симон и Иуда; при сем упоминаются сестры Его, кои жили в Назарете, из чего следует, что братья Его уже не жили более в Назарете, вероятно, следуя за Христом (Мф.13:55–56. сн. Мк.6:3). Около этого времени, или несколько после, когда Он избрал 12 апостолов, в числе их мы видим имена: Иакова Алфеева и Иуду Иаковлева (Лк.6:15–16), что ясно указывает на Его братьев (Мф.13:55–56. Мк.6:3), только вместо Иуды Иаковлева при Иакове Алфееве у Мф. стоит Леввей, прозванный Фаддеем (Мф.10:3–4. Сн. Мк.3:18). Но вначале братья эти, подобно другим апостолам, не имели еще полной веры, и возмущались при виде дел Его и слышании Его учения, не понимая их. См. наприм. Мф.12:22–49. и Мк.3:20–35. При другом случае у ев. Иоанна прямо высказывается недостаток веры их в Него (Ин.7:1–13). Но другое мы видим в них, по воскресении Господа, когда они уверились в Его воскресении и сами видели Его. Иаков, подобно Петру, удостоился даже особенного явление Господа (1Кор.15:7). В дальнейшей истории о нем говорится, что когда Савл или Павел, по своем обращении, в первый раз прибыл в Иерусалим для свидание с Петром, то он никого другого из апостолов не видел здесь, кроме Иакова, брата Господня (Гал.1:19). Здесь Иаков, брат Господень, прямо причисляется к лику апостолов, и отселе в ряду их он представляется занимающим высокий пост. Предание говорит, что Господь, по воскресении своем, сообщил особенный дар ведения Иакову Праведному, Иоанну и Петру; а они передали его прочим апостолам, прочие же – семидесяти ученикам, и что Иаков, по повелению самого Господа, поставлен был апостолами в епископа Иерусалимской Церкви (Евс. Ц. Ист. к.. 2. гл. 1). И из Деяний ап. видно, что, когда по смерти Иакова Зеведеева, ап. Петр, чудесно спасенный от смерти, пришедши в общество верующих, рассказал им об этом спасении своем, то просил их известить об этом Иакова и братьев (Деян.12:17). Очевидно, что Иаков был теперь во главе общества верующих. На Соборе Апостольском, после Петра и потом Варнавы и Савла, Иаков решает спорное дело касательно обрядового закона Моисеева (Деян.15:13–21. Сн. ст. Деян.15:28–29). По возвращении ап. Павла из третьего своего путешествия, к Иакову, как главному лицу, собираются пресвитеры Церкви Иерусалимской (Деян.21:18 и далее). Ап. Павел в послании к Галатам прямо пишет, что он почитался столпом Церкви, наравне с Петром и Иоанном (Гал.2:9). Все время апостольского служения своего он провел в Иерусалиме и по своему высокому нравственному характеру и святости жизни пользовался всеобщим уважением не только у христиан, но и у иудеев. Его высокий нравственный характер, всецело проникнутый духом Евангелия, ясно открывается как на Соборе Апостольском (Деян.15:13–21), так и в собственном его послании к рассеянным иудеям; везде мы видим в нем великого апостола Христова. Как в своей жизни, так и в своем учении, обличая пороки, вкравшиеся в христианское общество, он представляет христианство, как закон новый, высший и совершеннейший, как закон свободы от внешнего рабства, но свободы Христовой (Иак.1:25), как закон веры, но веры живой יнаписанный в сердцах и выражающийся в делах (Иак.2:14–26), как закон любви, единый в его духе и истине и обнимающий все заповеди (Иак.2:8–10), как высшую мудрость, чистую, мирную, нелицемерную, исполненную милосердие и добрых плодов (Иак.3:13–18), как повое творение Божие, порожденное словом истины (Иак.1:18) к возвышению над миром и земными вожделениями к высшей жизни, к истинному благочестию и человеколюбию, к терпению и благодушному перенесению страданий, к незлобию, смирению и неосуждению других, к взаимной молитве и взаимному попечению об исправлении жизни (см. Иак.2–5). О его высокой и строгой нравственной жизни Егезипп, один из ближайших преемников апостольских, пишет, что он от рождение был свят, не пил вина и сикера, не вкушал мяса животных, не стриг волос, не помазывал головы своей елеем, не знал употребления бани. Ему одному дозволен был вход в святилище Храма. В Храм входил он один, и его находили там стоящим на коленях и молящимся об отпущении грехов народу. И за эту-то его святость и благочестие его называли праведным (Евс. Ц. Ист. к. 2. гл. 23). Судя по такой строгой и святой его жизни и по общему к нему уважению, надобно полагать, что он имел большое влияние на успехи христианства в Иерусалиме; и это-то было причиной и мученической его кончины. Когда многие из начальников иудейских стали обращаться ко Христу, и когда ап. Павел отправлен был Фестом в Рим, враждебные христианам иудеи, лишившись надежды погубить Павла, обратили всю злость свою на Иакова. Смерть Феста и неприбытие еще Албина, преемника его, представляли им самый благоприятный случай к исполнению их замысла. Младший Анан, жестокий, дерзкий и несправедливый первосвященник, принадлежавший к секте саддукеев, созвал Синедрион, и, представив на суд Иакова и некоторых других, сделал на них донос в нарушении закона, и решено было побить их камнями (Флав. Древн. 20, 9, 1). Егезипп описывает это подробнее. По его сказанию, когда многие, вследствие проповеди Иакова, стали обращаться ко Христу, и многие даже из старейшин уверовали в Него, то неверующие иудеи, книжники и фарисеи, пришедши к Иакову, сказали ему: просим тебя, удержи народ; он в заблуждении, Иисуса признает Христом; просим тебя, вразуми их, мы доверяем тебе, тебя все послушают, и в праздник Пасхи, поставивши его на кровлю Храма, просили его возвестить им об Иисусе распятом, кто он. Когда же Иаков, уступая их желанию, громогласно отвечал: «Что вы спрашиваете меня об Иисусе? Он седит на небесах, одесную великой силы Божией, и опять приидет на землю на облаках небесных»: тогда фарисеи и книжники сказали друг другу: о, и праведный заблудил, и, взошедши, свергли его с кровли Храма и начали побивать камнями; и как он, будучи еще жив, молился за них, чтобы Бог простил их, потому что они не знают, что делают, то некто из священников, сынов Рихава, сказал им: что вы делаете? Праведник за вас молится; но один суконщик, взявши белильничный кол, ударил по голове праведника, и он умер, и на том же месте и похоронен, близ Храма (Евс. Ист. К. 2. гл. 23). По свидетельству Флавия, благоразумнейшие из самых иудеев крайне негодовали на такое своеволие первосвященника и жаловались на него Албину, и Анан царем Агриппою лишен был первосвященства, носив на себе этот сан только три месяца (Древн. 20. 9, 1). По свидетельству Оригена, заимствованному у того же Флавия, которого, впрочем, ныне в рукописях и изданиях Флавия не читается, смерть Иакова праведного, случившаяся незадолго до войны Иудейской, произвела такое впечатление на иудеев, что следовавшие за нею бедствия войны и разрушение Иерусалима почитались наказанием Божиим за убиение этого праведника (Contra Cels. 1, 25). Кроме Соборного послания ап. Иаков оставил нам еще Литургию (6-го Всел. Соб. в Трулл. пр. 32); но она не может принадлежать ему во всех частях своих, потому что содержит указание на послания Павловы, писанные по смерти Иакова, и на обряды, свойственные последующим временам. Церк. Пет. Евс. К. 2. гл. 1 и 23. Св. Пет. H. 3. Богосл. об Иакове Алфееве. Иван. Рук. к чт. Ап. посл. и Апок. сн. Herz. VI. р. 415–420. Zell. 1. р. 657.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle