Источник

Вефсамис

Вефсамис (בֵּית־שֶׁמֶשׁ ,עִיר־שֶׁמֶשׁ = дом или город солнца; πόλις ἡλίου, Βεθσαμύς, Βαιθσαμύς; Bethsames, Bethsemes; градъ солнечный, Веѳсамѵ́съ, Веѳсамíсъ, Веѳсмасъ, Ѳасмусъ):

а) Нав.15:10, 21:16. 1Цар.6:9, 12–13, 14, 15, 18. 3Цар.4:9, 4Цар.14:11. 1Пар.6:59. 2Пар.25:21, 23, 28:18. – Город колена Иудина, на границе к колену Данову и земле Филистимской, ниже Кириаф-Иарима, близ Фимны или Фамнафы (Нав.15:10), в низменной местности (2Пар.28:18. сн. 1Цар.6:13). Он отдан был левитам (Нав.21:8–9, 16. 1Пар.6:59). Сюда возвращен был филистимлянами ковчег Завета, во время войны с израильтянами при первосвященнике Илие, взятый ими в плен, и во время пребывания в их земле причинивший им множество бедствий, и отсюда перенесен в Кириаф-Иарим (1Цар.5, 6, 7:1–2). Во времена Соломона Вефсамис принадлежал к одному из 12-ти округов, помесячно доставлявших продовольствие ко двору (3Цар.4:9). Здесь во дни Амасии и Иоаса иудеи разбиты были израильтянами (4Цар.14:11–13). При Ахазе Вефсамис вместе с другими городами взят был филистимлянами, которые и поселились там (2Пар.28:18). Ныне развалины этого города находят в селении Айн Шемс в расстоянии 5 или 6 часов пути от Иерусалима к Аскалону, в Вади: эс-Сарар, недалеко от Тибнех. См. Herz. XIV. р. 736. Zell. 1. р. 162. В русск. город этот у Нав.21:16, согласно с еврейским читается: Беф-Шемеш, а в Нав.19:41: Ир-Шемеш (сн. Нав.19:41–43; и 3Цар.4:9). Ир-Шемеш в еврейском стоит и в ст. Нав.15:10.

б) Нав.19:22. – Из городов колена Иссахарова, на северо-восточной границе его, к востоку от Фавора, в долине Иорданской. Робинсон указывает развалины его в селении Бессум (Bessum). Keil и Del. на Нав. р. 155. Сн. Атл. Менке VIII.

в) Нав.19:38. Суд.1:33. – Из укрепленных городов колена Неффалимова. Но неффалимляне не изгнали из Вефсамиса и Бефанафа прежних их жителей и жили среди хананеев, имея их своими данниками (Суд.1:33). Город этот неизвестен и доселе не найден.

г) Иер.43:13. – Вефсамис – город египетский. Имя это есть еврейское переложение египетского имени Pe-Ra (Пе-Pa или Фра), т. е. дом солнца, – священное имя города, коего народное название есть «Он» (Быт.41:45: по евр. тексту), у LXX в указанном месте Иеремии –«Ἡλιόυπολις» город солнца. Город этот лежал к северо-востоку от Каира, при теперешнем селении Матариех. Обличая здесь иудеев за своевольное удаление их в противность воле Божией из разоренной земли своей в Египет, пророк возвещает им что и Египет не избежит своей судьбы, и что Навуходоносор «поразит и землю Египетскую, и сокрушит статуи в Вефсамисе (στύλους Ἡλιουπόλεως), и капища богов египетских сожжет огнем» (Иер.43:11–13). Здесь под статуями Вефсамиса разумеются обелиски, которых было бесчисленное множество в Илиополе и из которых некоторые уцелели на своих местах и доныне. Это были высокие четырехугольные каменные столбы, суженные кверху, с короной из белого металла на шпице, которые воздвигались в память какого-либо замечательного события. Они были большие и малые; большие имели до 150 футов высоты; делались из цельного камня; стороны их украшались изображениями людей, животных, которым покланялись египтяне, и разными таинственными иероглифическими знаками. Keil и Del. на Иер. p. 417. Сн. примеч. на указ. стих Иер. в Киевс. перев. этой книги 1870 и 1871 г. стр. 276. См. для прим. обелиск Румянцеву, в Спб. на Вас. Остр., на площади между 1 Павл. Воен. Учил. и Акад. Худож.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle