Источник

Венадад

Венадад (בֶּן־הֲדַד ,בֶּן־הַדַד = сын Адада. или Гадада; ὑιός Ἀδερ; Benadad; сынъ Адеровъ, сынъ Адера; Ben Hadad). Под этим именем известны три царя сирийские или дамасские;

а) 3Цар.15:18, 20. 2Пар.16:2. – Венадад, сын Тавримона, сына Хезионова, царь Сирийский, современник Асы, царя Иудейского, и Ваасы, царя Израильского. К нему обратился с просьбой и дарами царь Иудейский Аса, прося его союза и помощи против Ваасы, царя Израильского, вторгшегося в пределы Иудейского царства, и занявшего Раму, город колена Вениаминова, лежавший на север от Иерусалима, в расстоянии одной мили, и начавшего укреплять его. Венадад отправил войско против Ваасы, которое и начало опустошать северные города его царства и некоторые из них, вероятно, и остались с этого времени в руках сириян (3Цар.20:34). Вааса должен был оставить Раму и возвратился в Фирцу (3Цар.15:16–22. 2Пар.16:1–6). Но пророк обличал Асу за союз с Венададом, и после Вааса снова поднял оружие против Иудеи и вел войну до конца своей жизни (2Пар.16:7–9. 3Цар.15:32). Сн. св. Ист. В. 3. Бог. 1871 г. стр. 315. Zell. 1. р. 145. Herz. 3. р. 259.

б) 3Цар.20:1–34. гл. 3Цар.22. 4Цар.6:8... 24... гл. 4Цар.7, 8:7–15. – Венадад 2-й, сын предыдущего, современник Ахава, царя Израильского. Он был государь сильный, гордый, распутный, вероломный и безбожный, которого не вразумляли ни великия опасности, в которых он находился, ни сострадание и великодушие к нему других, ни милости и наказания от Бога. Два раза гордо нападал он на царство Израильское при Ахаве, и был побеждаем (3Цар.20:1–21, 22–24). Чрез три года после сего он завладел Рамофом Галаадским; и тем возбудил Ахава к новой войне, в которую Ахав вовлек и Иосафата, царя Иудейского. В этот раз победа осталась на стороне сириян, и сам Ахав получил смертельную рану, от которой вскоре и умер (3Цар.22:1–38). При Венададе сирияне делали и другие счастливые нападения на израильтян (4Цар.5:1–2); при нем знаменитый военачальник его Нееман получил чудесное исцеление в земле Израильской (4Цар.5:1–19); но ни победы, ни чудеса не вразумляли Венадада. Он снова пошел войной на израильтян, и узнав, что пророк Елисей открывает царю Израильскому его намерения, искал схватить самого пророка. Чудесное поражение слепотой посланных, и великодушие пророка, казалось, должны были вразумить его (4Цар.6:8–23). Но он, чрез несколько времени, собрав все войско, осадил самую Самарию, и довел ее до крайнейшего положения. Но Бог спас Самарию от погибели. Сириянам, по особенному действию промысла Божия, послышался стук колесниц, топот конницы и шум наступающего большого войска, и они, спасая свою жизнь, все бежали, оставив стан свой в добычу израильтянам (4Цар.6:24–33. и гл. 4Цар.7). Наконец, Венадад, во время болезни своей, задушен был своим слугой, Азаилом, который и занял престол его (4Цар.8:7–15). Zell. 1. р. 145. Herz. 3. р. 259. Флав. Древ. Иуд. Кн. 8. гл. 14 и 15. кн. 9. гл. 4. § 3. 4. 5 и 6, сн. Keil и Del. на указ. места 3 и 4 кн. Царств.

в) 4Цар.13:3, 24–25, 14:25–28. Иер.49:23–28. Ам.1:3–5. – Венадад 3-ий, сын Азаила, по смерти отца своего вступивший на сирийский престол. Как Азаил, отец его, будучи орудием гнева Божия против израильтян, множество причинил им бедствий, производя ужасные опустошения по всей стороне Заиорданской и завладел многими городами израильскими, простирая свое оружие и на царство Иудейское (4Цар.10:32–33, 12:17–18, 13:3, 22–24): так, напротив, Венадад, сын его, терял приобретения отца своего; три раза Иоас, царь Израильский, согласно предсказанию пророка, разбил его, и возвратил от него города израильские (4Цар.13:14–19, 25). Еще более счастлив был в войнах против Сирии Иеровоам второй. Древние пределы царства Израильского на севере были восстановлены; он возвратил Израилю Дамаск и Емаф, принадлежавший Иуде (1Цар.14:25–28). Впрочем, это занятие Дамаска, кажется, было только временное; по крайней мере, мы видим после сего на престоле Дамасском Рецина, который, соединившись с Израильским царем, Факеем, разбил Ахаза и множество увел в Дамаск пленных иудеев, и потом Рецин отнял у Ахаза Элаф, изгнал оттуда иудеев и заселил сириянами (4Цар.15:37, 16:5–6. Ис.7:1...). Наконец, Ахаз просил помощи против Рецина у Феглаффелласара, царя Ассирийского, и Дамаск был завоеван, Рецин убит и жители Дамаска отведены в плен в Кир (4Цар.16:7–9. сн. Ис.8:4, 17:1–3. Ам.1:4–5). Zell. 1. p. 145. Herz. 3, p. 260.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle