Источник

Аггей

Аггей (חַגַּי от חָגַג = праздничный, радостный, торжественный; Ἀγγᾶιος; Aggaeus; Аггей; Haggai): Агг.1:1, 3, 12, 2:1, 10, 13, 14, 20. 1Ездр.5:1, 6:14. 2Ездр.6:1, 7:3. Пс.137:1, 145:1, 146:1, 147:1, 148:1. – Из двенадцати малых лророков, пророчествовавший после плена Вавилонского. О его происхождении и жизни ничего неизвестно из истории. Известно только, что он начал пророчествовать во второй год царствования Дария Истаспа (Агг.1:1); что он вместе с пророком Захарией возбудили народ продолжать остановившееся по клеветам врагов строение Храма Иерусалимского (1Ездр.5:1) и что по их убеждениям дело строения было продолжено ревностно и благоуспешно (Агг.1:12, 14), и, кончено, наконец, в шестой год царствования Дария (1Ездр.6:14–15). Может быть, он был одним из тех старцев, которые помнили великолепие первого храма (Агг.2:3). Впрочем, Епифаний, Дорофей, Исидор Испалийский, свидетельствуют, что он родился в Вавилоне и возвратился в Иерусалим еще в юношеском возрасте, вместе с князем Зоровавелем и первосвященником Иисусом, в первый год Кира, царя Персидского; и потом, что он видел и окончание восстановленного храма и с честью погребен в Иерусалиме подле гробниц священнических. Талмуд признает его, подобно другим знаменитым мужам времен после плена, членом великой Синагоги. Но сколько мало исторически достоверных сведений о нем, столько, напротив, из самого содержания его пророчества видны не только время пророческого его служения, но и обстоятельства, по которым Бог возбудил его к пророчеству, и великое значение пророческой его деятельности. Уже 70 лет пленения прошло, и евреи получили свободу возвратиться в свое отечество. По возвращении своем, они прежде всего соорудили жертвенник на прежнем его месте, а потом на другой год положили основание самому Храму на месте первого. Тогда самаряне изъявили готовность принять участие в строении. Евреи, желая сохранить чистоту и неприкосновенность богослужения от всего нечистого, языческого, отказали им в этом. Тогда самаряне начали изыскивать все способы, чтобы воспрепятствовать строению. Конечно, в царствование Кира они не могли иметь успеха; но при Камбизе и потом при Лже-Смердисе клеветы их имели полный успех; работы остановлены были военной рукой. Так продолжалось до второго года Дария Истаспа. С восшествием его на престол препятствия со стороны персидского двора прекратились. Вследствие донесения ему областеначальника заречной стороны Фафная (1Ездр.5), отыскан был указ Киров о дозволении иудеям строить храм, и Дарий не только подтвердил его, но повелел всеми мерами содействовать сему делу, угрожая строгим наказанием за нарушение сего определения его (1Ездр.6:1–13). Но между тем как внешние обстоятельства так благоприятствовали продолжению строения, сами иудеи в это время уже как-το неохотно приступали к сему делу; прежнее горячее усердие их охладело; устремили свою деятельность на другие предметы, занялись строением и украшением собственных домов, полагая, что еще не приспело время строить дом Божий, и разные другие предлоги представляли в оправдание своей беспечности. И вот в это-то время Бог посылает к иудеям пророка Аггея, с одной стороны, с обличением и угрозами, с другой – с обещанием высшей помощи и славным пророчеством о превосходстве и величии второго Храма пред первым. Всех речей у пророка четыре (Агг.1:2–15, 2:1–9, 2:10–19, 2:20–23). В этих речах своих пророк возбуждает иудеев к строению и обличением их беспечности и нерадения о доме Божием, и безуспешностью от сего в делах их, бесплодием земли и другими наказаниями Божиими, и безопасностью и благовременностью строения, и уверением присутствия и покровительства Божия при этом деле, и величием и превосходством нового храма, и необходимостью его для них, и обещанием благословления Божия на них за исполнение воли Его. Особенно величественно изображает пророк будущую славу сего храма и утверждение незыблемого царства на земле, царства Христова. «Так говорит Господь Саваоф, – пишет он, – еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы, и приидет Желанный всеми народами, и наполню Дом сей славою... Слава сего последняго Храма будет больше, нежели прежняго; и на месте семь Я дам мир, – говорит Господь Саваоф...» (Агг.2:6–9). И еще было слово Господне к пророку: «Скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: Я потрясу небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих... В тот день Я возьму тебя, Зоровавель, раб мой, и буду держать тебя как печать; ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф». (Агг.2:20–23). Касательно языка пророка замечают, что он не чисто еврейский, а смешанный с халдейским. В речах пророка видны: краткость, простота и безыскусственность; но тем не менее слова его исполнены силы Духа Божия. Имя пророка Аггея встречается еще в Св. Писании в надписании некоторых псалмов. Таковы псалмы: Пс.137:1, 145:1, 146:1, 148:1. Но ни в еврейском, ни в халдейском тексте такой надписи нет; да и у LXX в иных изданиях также нет. Кроме Ездры на пророчество Аггея указывает и св. ап. Павел (Евр.12:26). См. Палл. Еп. Сареп. на Аггея; Образц. Св. Пр. Аггей; Zell. 1 р. 544; Обозрение Прор. Кн. Хергоз. р. 264...; Keil и Del. на малых прор. p. 489...


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle