Источник

Артаксеркс

Артаксеркс (אַרְתַּחְשַׁסְתְּא ,אַרְתַּחְשַׁשְׁתָּא = могущественный царь (Ges. р. 101. Fürst 1. р. 144); Ἀρταξέρξης, Ἀρθασασθά; Artaxerxes; Артаѯе́рѯъ). – Имя это принадлежит разным царям персидским. По возвращении иудеев из плена, цари персидские были: Кир, давший иудеям свободу возвратиться в свое отечество (в 537 г. до Р. Хр.); Камбиз и Смердис (у LXX. и в Слав. Ассуиръ и Арфасафанъ – 530–522 г.), препятствовавшее строению Храма; Дарий Истаспов, при котором Храм построен и освящен (522–486 г. до Р. Хр.); Ксеркс, сын Дария Истаспа (486–465 г. до P. Хр.); Артаксеркс I, Лонгиман, покровитель иудеев (465–424 г. до Р. Хр.); Дарий Ноф (423–403 г. до Р. Хр.); Артаксеркс II, Мнемон (404–361 г.); Артаксеркс III (361–88S г.) и Арсес (388–386 г.), при которых царство Персидское склонилось к падению; Дарий Кодоман (336–331 г. до Р. Хр.), при котором царство Персидское разрушено Александром Македонским, и все досталось победителю (в 831 г. до Р. Хр.). Сн. Шлосс. Всем. Ист. Т. I. стр. 64–66, 68–69. Из указанных здесь государей персидских, под именем Артаксеркса, в Св. Писании упоминаются следующие государи:

1) 1Ездр.4:5–7. 2Ездр.2:16–31. – Ахашверош (אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ) и Артаксеркс (אַרְתַּחְשַׁשְׁתָּא). К этим царям писаны были жалобы на иудеев врагами их, что будто они возобновляют Иерусалим – этот мятежный, негодный и вредный, по их понятиям, город для царей и областей, и иудеям запрещено было строение Храма и это продолжалось до 2-го года Дария (1Ездр.4. 2Ездр.2:16–31). Здесь под Ахашверошем надобно разуметь Камбиза, а под Артаксерксом – Лжесмердиса, восхитившего себе престол, по смерти Камбиза. около 522 г.; потому что после Кира до Дария только и известны по истории два эти государя: Камбиз и Лжесмердис. Herz. 1. р. 553. Сн. Всем. Ист. Шлосс. Т. 1. стр. 64–66. Zell. 1. р. 95–96. Св. Ист. В. 3. Богосл. стр. 443...

2) Есф.1,1–2... Под Артаксерксом в книге Эсфири, иные, согласно с Флавием, разумеют Артаксеркса Лонгимана, основываясь на великом покровительстве этого государя иудеям. Библ. Ист. Фил. пер. 9. стр. 574–575. Но другие справедливее разумеют его предшественника – Ксеркса, сына и преемника Дария Истаспова(486–465 г. до Р. Хр.), находя в описываемых здесь событиях более сообразного и с характером Ксеркса, и с обширностью его царства, и с хронологией, и с нравами и обычаями того времени. Zu den Apokr. 1. p. 78. Keil и Del. на Есф. p. 616. Св. Ист. Богосл. стр. 445–456.

3) 1Ездр.7:1... 8:1. 2Ездр.8:1, 19, 28. 3Ездр.1:3. Неем.2:1, 5:14, 13:6. – В указанных здесь местах разумеется Артаксеркс Лонгиман (465–424 г. до Р. Хр.) – особенный благодетель иудеев. При этом государе указом уполномочен был ученый священник Ездра препроводить желавших возвратиться в свое отечество иудеев, со св. сосудами и дарами от царя и вельмож; наблюдать во всей Иудее за сохранением закона Божия; поставлять судей и блюстителей порядка, наказывать нарушителей и преступников закона. – При этом же государе получил дозволение Неемия, служивший у него виночерпием, отправиться в Иудею для возобновления отечественного своего города. Библ. Ист. Фил. пер. 9. стр. 536 и 539. Св. Ист. Бог. стр. 456–465. Keil и Del. на Ездр. и Неем. р. 457... Ges. р. 101–102. Fürst 1. р. 144. Herz. 1. р. 553.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle