Источник

Епикурейские мудрецы

Епикурейские философы (οἱ Ἐπικούρειοι; Epicurei; Епикуры; Epicurer): Деян.17:18. – Философская секта в Греции, основанная Епикуром. Епикур, родом из селения Гаргетты, близ Афин (род. в 341 г. до Р. Хр.). На 18-м году жизни прибыл в Афины и был учеником Ксенократа, отличнейшего из учеников Платона. В 310 году устроил школу в Лампсаке. В 305 году, возвратившись в Афины, здесь открыл школу, и учил в саду, который по смерти своей (в 270 г. до Р. Хр.) завещал своим ученикам для общего сожительства, дабы они сохраняли его учение и ежегодно праздновали память его. По его учению, высочайшее благо и счастье человека состоит в спокойствии и благополучии. во внутреннем и невозмутимом мире души, к достижению которого главным средством служит добродетель. Он старался вдохнуть в учеников своих жажду мудрости, удаление от публичных обязанностей, твердость души, умеренность и т. под., позволяя только такие наслаждения в жизни, которые согласны с добродетелью, не возмущают спокойствия души и безвредны для здоровья тела. Но с течением времени последователи его отступили от собственного смысла его учения, и чувственное наслаждение (ἡδονὴ) поставили высочайшим благом. Отсюда епикуреизм часто принимают за гедонизм; хотя, собственно, философия Епикура отлична от гедонизма. В учении о мире физическом Епикур следовал Демокриту Абдерскому, производя мир не от Бога, а из случайного стечения атомов. Вместе с этим эпикурейцы отвергали влияние Божества на мир, отвергали промысл Божий, представляя Бога праздным зрителем в мире. Душу Епикур отличал от тела, но признавал также материальной, состоящей из малейших и тончайших атомов; она рождается и умирает вместе с телом, потому что вечны только атомы, и так. образ. отвергал бессмертие души и жизнь загробную. Несмотря на нелепость учения, секта или школа епикурейская пользовалась большой популярностью и имела многих последователей, и с этими-то лицами ап. Павел должен был иметь разговор, пришедши в столицу греческой учености и ежедневно рассуждая здесь со встречающимися на площади об истинах Евангелия, благовествуя им о Христе и воскресении. Само собой разумеется, что учение его не могло им нравиться, как резко противоположное их системам, и потому и в самом Ареопаге, когда он, изобразив в кратких чертах величие истинного Бога, коснулся откровенного учения о будущем суде и воскресении, одни из них стали насмехаться, другие говорили: «Об этом мы послушаем тебя в другое время», и не хотели более слушать его (Деян.17:16–32). Сн. Очерк. Ист. Фил. Рейнг. 1837 г. стр. 51 и далее. Энцикл. Слов. Берез. 1877 г. под слов.: Епикуреизм. Zell. 1 р. 315.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle