Источник

Елисей

Елисей (אֱלִישָׁע – от יָשַׁע в форме Hif. спасать, избавлять, освобождать = Бог есть спасение или Бог есть Спаситель; Ἐλισαιέ, Ἐλισσαιέ; Elisaeus; Елисей; L: Elisa): 3Цар.19:16. 4Цар.2:1, 3:11, 4:1, 5:8... 6:1, 7:1, 8:1, 9:1, 13:14. Сир.48:12. Лк.4:27. – Пророк израильский, сын Сафата из Авелмехолы (3Цар.19:16), ученик и преемник пророка Илии в пророческом служении. Призванный к сему пророком Илией по велению Божию, он постоянно сопутствовал ему (3Цар.19:16, 19:21), и наконец при взятии Илии на небо, вместе с его милотию, сугубый получил от него дар творить чудеса (4Цар.2:1–15) и с этого времени множество творил чудес, которые ясно показывали в нем великого пророка Божия. Продолжая служение свое около 65-ти лет, при царях Израильских: Ахаве, Охозии, Иораме, Ииуе, Иоахазе и Иоасе, он, как истинный посланник Божий, бестрепетно возвещал истину пред царями и вельможами (см. напр. 4Цар.3:13–14) и чудесами своими благодетельствовал не только частным лицам и семействам, но и целым городам и всему царству Израильскому, неоднократно спасая его от врагов его; чудеса и благодеяния его простирались и на самих врагов, напр. сириян (4Цар. 5). По чудесном переходе чрез Иордан после пророка Илии, поселившись в Иерихоне, он, по просьбе жителей, исправил воды Иерихонские, сделав их годными для употребления (4Цар.2:13–14, 18–22). В Вефиле дети, ругавшиеся над ним, растерзаны были медведицами, вследствие проклятия их пророком (4Цар.2:23–24). Во время войны израильтян вместе с иудеями против моавитян, он, по случаю недостатка воды, чудесным образом низвел воду, которая во множестве текла путем Идумейским и предсказал победу над врагами (4Цар.3:9, 16, 28–27). По случаю жалобы вдовы одного из сынов пророческих, что заимодавец угрожает, за долг ее мужа, взять в рабство детей ее, он чудесным образом умножил бывший у нее елей в сосуде, так что, продавши его, она уплатила долг, и еще ей осталось на пропитание (4Цар.4:1–7). В Сунеме, желая наградить за усердие себе одну богатую, во бездетную женщину, он предсказал ей рождение у ней сына, что чрез год и исполнилось; и когда потом взрослый сын ее умер, он воскресил его из мертвых (4Цар.4:18–37). В Галгалах, во время голода, он приказал служителю своему приготовить похлебку для сынов пророческих. По неведению положены были в нее ядовитые плоды. Пророк велел всыпать в котел муки, и пища сделалась безвредной (4Цар.4:38–41). В это время некто принес ему 20 ячменвых хлебов и сырых зерен. Пророк напитал ими сто человек, и еще осталось (4Цар.4:42–44). В Сирийском царстве был знаменитый военачальник Нееман. Он сделался болен проказой. Служанка, из пленниц израильских, находившаяся в услужении в доме его, возвестила жене его о чудотворной силе пророка израильского, и Нееман, передав об этом царю своему Венададу, получил от него дозволение отправиться в Самарию. Здесь, по приказанию пророка, он семь раз выкупался в Иордане и проказа с него сошла. Благодарный к Богу за свое исцеление, Нееман просил у пророка дозволения взять с собою земли израильской, чтобы в Дамаске построить на ней жертвенник Богу истинному: пророк позволил. И еще просил себе прощения у Бога в том, что он, как слуга царский, сопровождая царя своего в капище идольское, должен преклоняться там вместе с царем, опиравшемся на его руку, во время преклонения его пред идолом: пророк успокоил его и Нееман с миром отправился в путь свой (4Цар.5:1–19). В это время слуга пророка, Гиезий, прельщенный богатыми дарами Неемана, которых пророк не взял от него, тайно догнав его на пути и обманом выпросив у него денег и одежд, скрыл их у себя в доме. Пророк обличил его в этом обмане и корыстолюбии, и Гиезий наказан был за то проказой Неемана на всю жизнь (4Цар.5:20–27). Однажды ученики пророческие жаловались Елисею на тесноту своего помещения, и просили у него дозволения нарубить лесу и пристроить жилых комнат. Пророк согласился на это. Во время рубки леса на берегах Иордана у одного из учеников нечаянно упала секира в реку. Пророк бросил на то место кусок дерева, и железо всплыло (4Цар.6:1–7). Во время войны царя Сирийского с израильтянами Елисей открывал царю Израильскому его намерения. Неприятель, узнав об этом, осадил город Дофаим, где находился пророк. Устрашенный этим слуга пророка, уведомил его об опасности; но пророк успокоил его, показав ему вокруг себя воинство небесное, и потом сириян поразил слепотою (4Цар.6:8–23). Некогда Венадав обложил Самарию войском, чтобы изнурить ее голодом. Голод был чрезвычайный. Царь, обвиняя в этом пророка, послал воинов убить его. Пророк предсказал скорое прекращение голода. И действительно, неприятелям в следующую ночь послышался шум приближающаяся войска, и они обратились в бегство, оставив свой лагерь со всем запасом, и хлеб продавался дешево, по цене, назначенной пророком (4Цар.6:24–33, 7:1–20). При Иораме был в земле Израильской семилетний голод. Прежде наступления его пророк, предсказав о нем сунемитянке, у которой воскресил сына, советовал ей удалиться на это время из страны своей в какую-нибудь плодородную землю. Чрез это удаление она едва не лишилась было своего дома и земли своей, которые в ее отсутствие заняты были сторонними владельцами. Но, пришедши с жалобой к царю в то время, когда Гиезий рассказывал ему о чудесах пророка, она немедленно получила удовлетворение (4Цар.8:1–6). Во время болезни Венадада, царя Сирийского, Елисей пришел в Дамаск. Царь послал Азаила узнать от него о продолжении своей жизни. Открыв Азаилу близкую смерть царя, Елисей со слезами предсказал самому Азаилу, что он будет царем Сирии к несчастью израильтян. На другой день Азаил задушил царя своего и возшел на престол его (4Цар.8:7–15). Во время осады Рамофа Галаадского царями Иудейским и Израильским, Елисей, призвав одного из сынов пророческих, велел ему отправиться с сосудом елея в воинский стан и там помазать военачальника Ииуя на царство Израильское, присоединив, что он исполнит волю Божию над домом Ахава и истребит весь род его. Вступивши на престол, Ииуй исполнил волю Божию (4Цар.8:25–29 и далее гл. 4Цар.9, 10:1–31). Но, будучи столь ревностным в истреблении дома и идолослужения Ахава, Ииуй и преемники его не истребили поклонения тельцам Иеровоама и сами служили им. После Иоахаза, сына Ииуева, сын его Иоас имел глубокое уважение к пророку, и, во время болезни его, пришедши к нему, плакал над ним, повторяя те слова, которые сам Елисей произносил к пророку Илии при вознесении его на небо: Отче, отче, колесница Израилева и кони его! Пророк велел ему пустить стрелу в восточное окно, положа на него при этом действии руки свои; и когда Иоас исполнил это, пророк сказал, что, это стрела избавления от Бога против Сирии, и после сего велел царю ударять стрелами в землю. Царь, ударив три раза, остановился. Пророк с негодованием сказал, что ты только три раза, поразишь сириян (4Цар.13:14–19). Чудеса пророка не ограничились его жизнью; он и по смерти своей творил чудеса. Пророк умер и погребен был. Чрез год по смерти его несли похоронить за город одного умершего. В это время появилась толпа моавитян, которые производили набег на землю Израильскую. Несшие умершего испугались и бросили его в близлежащую пещеру. Это была пещера, где покоился прах пророка. Брошенный мертвый коснулся костей пророка, и тотчас ожил (4Цар.13:20–21). Кроме множества предсказаний, чудес и благодеяний, оказываемых людям, пророк Елисей, без сомнения, много содействовал развитию и возвышению училищ пророческих (4Цар.2:3, 5, 4:38), и, без сомнения, из этих училищ большей частью произошли те пророки, коих так много было во времена Царств и которые частью устно, частью письменно, поддерживали веру и благочестие в народе. В заключение, вот что пишет о Елисее пророке Иисус, сын Сирахов: «Исполненный духа Илии, Елисей не трепетал во дни свои пред князем, и никто не превозмог его; ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его; как в жизни своей совершал он чудеса, так и по смерти дивны были дела его» (Сир.48:12–14). В Нов. Завете сам Господь упоминает о Елисее, как о великом пророке Божием, давая видеть в чудесах и исцелениях его премудрые пути Промысла Божия. «Много было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, – говорил Он в обличение неверия своих соотечественников; – и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина». Так Бог, действуя чрез своих посланников в людях, как бы сокращает иногда чудотворную силу свою, когда люди оказываются не достойными Его чудес и знамений (Лк.4:23–27). Сн. Zell. 1. р. 301–303. Herz. 3. р. 766–767. Библ. Ист. митр. Фил. и Св. Ист. В. В. Богосл. Библ. Слов. Верх. 1. стр. 659–666.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle