Источник

Елеазар

Елеазар. Элеазар – Бог помощник, Божия помощь; Ἐλεάζαρ; Eleazar; Елеазаръ). Имя это в Св. Писании усвояется многим лицам. Таковы:

а) Исх.6:23, 25, 28:1. Лев.8, 10:6, 12:16. Числ.3:2, 4, 32, 4:16, 16:37, 19:3, 20:25, 26:1, 3, 31:6, 21, 32:2, 28, 34:17. Втор.10:6. Нав.14:1, 17:4. 1Пар.6:3–4, 50. 9:20, 24:1–2. 1Ездр.7:5. 2Ездр.8:2. Сир.45:28. – Третий сын Аарона, первосвященник израильский. О первых годах его жизни ничего неизвестно в Св. Писании. В истории ов является с того времени, как, согласно воле Божией, вместе с посвящением Аарона в первосвященники, он, вместе со своими братьями, посвящен был в священники (Исх.28:1. Лев.8) и потом, после несчастной смерти старших братьеь своих, вступил в права первородного, сделавшись представителем старшей линии дома Ааронова (Лев.10). Вскоре он поставлен был начальником над начальниками левитов (Числ.3:32); ему поручена потом вся Скиния, и на него возложено попечение обо всем, что в ней, обо всех ее принадлежностях (Числ.4:16). Ему, после возмущения Корея, велено было собрать медные кадильницы, разбить в листы для покрытия жертвенника в память Израилю, чтобы никто сторонний не приступал приносить курение пред Господом (Числ.16:36–40). При кончине Аарона, Елеазар торжественно облечен был в первосвященнические одежды, на горе Ор (Числ.20:26–28), заступил место отца своего, и с сего времени участвовал во всех достопамятных происшествиях, бывших в народе Божием (Втор.10:6). Он с Моисеем производил второе счисление народа (Числ.26:1). Пред ним и пред всем обществом Моисей передал власть свою своему преемнику, И. Навину (Числ.27:18–23). Он с Моисеем, по повелению Божию, производил распоряжение в деле отмщения мадиавитянам за причиненный ими соблазн Израилю, и касательно полученной при этом случае великой добычи израильтянами (Числ.31). К нему с Моисеем и князьями общества обратились с просьбой сыны Рувимовы и Гадовы – отдать им в наследие завоеванные земли по ту сторону Иордана, и им отданы были эти земли, с условием, вместе с прочими коленами продолжать завоевание земли обетованной за Иорданом (Числ.32:2). Он, с И. Навином и по одному с ним князю от каждого колена, производил разделение обетованной земли между коленами израилевыми (Числ.34:17. Нав.14:1, 17:4, 19:51, 21:1). Наконец, он умер, вероятно, вскоре по смерти И. Навина, и погребен на холме Финееса, сына своего, на горе Ефремовой (Нав.24:33). Первосвященническое достоинство постоянно оставалось за его домом, за исключением краткого временя от Илия до Соломона (1Цар.2:35. 3Цар.2:27, 36), до первосвященника Онии третьего, времен Селевка Филопатора и Антиоха Епифана (2Макк.3:4) и потом первосвященника и вождя Симона Маккавея (1Макк.14:35, 41...). Zell. 1. p. 295. Herz. 3. p. 750.

б) 1Цар.7:1. – Сын Аминадава в Кириафиариме, вероятно, из левитов, посвященный для хранения Ковчега Завета, по возвращении его от филистимлян.

в) 2Цар.23:9–17. 1Пар.11:12–19. – Сын Додо, сына Ахохи, из сильных и храбрых Давида. Он во время сражения с филистимлянами до того поражал их, что рука его утомилась и прилипла к мечу его. В другое время, когда Давид захотел воды из колодезя Вифлеемского, он и двое других с ним, несмотря на то, что окружены были филистимлянами, пробрались сквозь стан их, и принесли Давиду воды из Вифлеемского колодезя.

г) 1Пар.23:21–22, 24:28. – Сын Махлия, из рода Мерари, не имевший сынов, а только дочерей, которых взяли за себя сыны Киса, брата его (сн. Числ.36:6–9).

д) 1Ездр.8:33. 2Ездр.8:62. – Сын Финееса, находившийся при Меремофе священнике, во время возвращения Ездры из Вавилона, при сдаче им серебра, золота, св. сосудов и других приношений, пожертвованных в храм Иерусалимский.

е) 1Ездр.10:25. 2Ездр.9:26. – Из израильтян, сынов Пароша, имевших жен иноплеменных.

ж) 2Ездр.8:43. – Из начальствующих и ученых в местности Кассифье во дни Ездры, пред возвращением его из Вавилона. В 1Ездр.8:16 читается Елиезер.

з) Неем.12:42. – Из левитов, певцов с музыкальными орудиями, во дни Ездры и Неемии, при освящении стены Иерусалимской. Сн. Елам – i).

и) 2Ездр.9:19. – Из священников, сынов Иисуса, сына Иоседекова, и братьев его, имевших жен иноплеменных, и давших обещание отвергнуть их. В 1Ездр.10:18: Елиезер.

i) 1Макк.2:5. 2Макк.8:23. 1Макк.6:43–46. – Четвертый сын Маттафии, брат Иуды Маккавея, называемый Аваран (1Макк.2:5). По второй книге Макавейской, во время войны иудеев против сирийского военачальника Никанора, Иуда, разделив свое войско на четыре отряда и назначив вождями над каждым братьев своих, пред вступлением в сражение приказал Елеазару читать священную книгу (сн. Втор.20:2–4...), и, воодушевив войско Божией помощью, сам принял предводительство над передовым отрядом, и, вступив в сражение, разбил войско неприятельское, и множество, взял добычи (2Макк.8). Так. обр., Елеазар в это время должен был исправлять при войске как бы должность священника (сн. Числ.10:8–9. 2Пар.13:12). Впоследствии времени, во время сражения с Антиохом Евпатором, мужественный и неустрашимый Елеазар, поразив слона, казавшегося ему царским, задавлен был его трупом (1Макк.6:43–46). Сн. Keil на Мак. р. 863. и р. 121.

к) 2Макк.6:18. – Ученый и благочестивый старец, из первых книжников, пострадавший за веру во времена Антиоха Епифана (2Макк.6:18–31). Сн. Саломия.

л) 1Макк.8:18. – Отец Иасона, бывшего вместе с Евполемом, посланником от Иуды Маккавея в Рим, чтобы заключить, с ними дружбу и союз.

м) 3Мак.6:1–16. – Уважаемый муж, из священников, во время нашествия на Иудею Птоломея Филопатора, всех призывавший обратиться к Богу с молитвой, и сам молившийся вместе с ними об избавлянии Израиля от руки врагов его. По молитвам их иудеи чудесно спасены были Богом от гонителя. 3Макк.6.

н) Мф.1:15. – Сын Елиуда и отец Матфана, упоминаемый в. родословии Спасителя, из предков Иосифа, обручника св. Девы Марии.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle