Источник

Дарда

Дарда (דַּרְדַּע) – значение то же, что предыдущего; Δαραά, Δαράλα; Dorda; Да́рда): 3Цар.4:31, в Евр.5:11. – Один из сынов Махола, известный мудростью, во времена Соломона, или около времен сих. Касательно лица сего заметим здесь, 1) что многие принимают его за одно лицо с Дарой, упоминаемым в кн. Парал. (1Пар.2:6), на том основании, что здесь с Дардой стоят почти те же имена, какие – с Дарой в кн. Паралипоменон (Herz. V. p. 731–732). Но в книге Паралипоменон исчисляются сыны Зары или Зераха потомства Иуды: Зимри, Эфан, Эман, Халкон и Дара; тогда как в 3Цар. представляются имена мудрецов: Ефан Езрахитянин и Еман, и Халкон, и Дарда, сыны неизвестного некоего Махола, и только Ефан назван Езрахитянином, а чтобы это прозвание простиралось и на прочих, не видно. 2) Другие думают, что упоминаемые здесь с Дардой Еман и Ефан суть известнейшие певцы времен Давида; и потому и прочих, думают, надобно понимать, как певцов. Но певцы, Еман и Ефан, были левиты, последний – из племени Мерари (1Пар.6:4447) а первый – из племени Каафа (1Пар.6:33, 15:17, 19. 2Пар.35:15), а не из потомства Иуды, и они никогда не называются езрахитами. – 3) Еще иные имя Махол принимают не за собственное, а за нарицательное, понимая его в значении хора, и потому и сынам Махола дают значение певцов, музыкантов. Но это слишком произвольное предположение; связь речи не позволяет сего. Притом же указываемые здесь мужи отличались мудростью учения, а не искусством пения, чтобы их причислять к певцам и музыкантам. – 4) С большей вероятностью можно полагать, что Ефан и Еман не известные певцы, левиты, времен Давида, а те езрахитяне – из потомков Зераха и Иуды, которым приписываются псалмы 87-й (евр. 88) и 88-й (евр. 89), хотя время жизни их нам и неизвестно; а Халкон и Дарда – подобные им мужи, славившиеся мудростью около времен Соломона, хотя и о них мы также не имеем подробностей, так как и об их родоначальнике – Махоле. Fürst 1. p. 49 и 721. Ges. p. 32–33. Herz. V. p. 731. Keil и Del. на Пар. p. 39–42. Обозр. кн. Псалм. Павc. стр. 41–42. Противное мнение подробнее раскрывается у Вишняк. о происх. Псал. 1875 г. р. 368–381.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle