Источник

Гаризим

Гаризим (גְּרִזִים – от גָרַז которое сходно с גָּזַר (сн. Пс.30:23, 87:6) и значит быть отрезанным, отделенным, отрешенным, отринутым. Собственно, оно везде употребляется со словом гора – הַר גְרִזִים гора Гаризим; Γαριζίν, Γαριζέιν; Garizim; Гарізíнъ): Втор.11:29, 27:12–13. Нав.8:33. Суд.9:7. 2Макк.6:2. – Так называет гора на юге от Сихема или Наблуса, в колене Ефремовом. Название это иные производят от ханаанского племени гирзеан или гирзитян (גִּרְזִי ,גִזְרִי), которые, подобно другим, населяли некогда эту страну, и о которых упоминается в 1Цар.27:8. Гора эта особенно замечательна тем, что на ней, по заповеди Моисея (Втор.11:29–30, 27:11–13), произносилось благословение на исполнителей закона (Нав.8:33–35), так как на противоположной горе Гевал, на севере Сихема – проклятие на нарушителей. Здесь впоследствии Иофам, сын Гедеона, спасшийся от Авимелеха, брата своего, произнес речь к жителям Сихема, предсказывая бедственную судьбу их вместе с Авимелехом (Суд.9:7). Здесь, после плена, во дни Александра Македонского, построен был храм Самарийский (Древн. Иуд. Κ. 11. гл. 8). При Антиохе Епифане, царе Сирийском, храм этот переименован в храм Юпитера странноприимца (2Макк.6:2), и чрез 200 лет от основания разрушен Иоанном Гирканом (Древн. Иуд. К. XIII. гл. 9. § 1. О Войне Иуд. 1, 2, 6). Впрочем, гора Гаризим и после почиталась священной и оставалась для самарян преимущественным местом молитвы (Ин.4:20. Древ. Иуд. ХVIII. 4, 1). И доселе остающиеся там последователи самарянской секты туда обращают взор свой при молитвах своих. По свидетельству путешественников, местность эта в физическом отношении и доселе изобилует террасами, садами и разными фруктовыми деревьями, свидетельствующими, как богата была страна эта в прежнее время. Самая гора Гаризим, хотя большей частью обнажена теперь, но на боках ее, где они начинают возвышаться от равнины, обработанные террасы покрыты разными фруктовыми деревьями; вдоль подошвы горы сень древесная густа и роскошна; сады орошаются как искусственными каналами, так и потоками, и деревья, из которых некоторые очень объемисты, обременены плодами; на большей части и самых бесплодных покатостей почва богата и достаточно плодородна для разведения здесь разных деревьев. Ges. p. 223. Fürst 1. p. 273. Zell. 1. p. 411. Herz. IV. p. 660–661. Пут. Нор. 1864 г. ч. 2. гл. 10. Кейт. 1870 г. стр. 215–217.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle