Спор христианина с неоязычником

Источник

Стало больше славянского неоязычества за последние годы. На улице встречаются люди, у которых вместо креста религиозные символы «жизненной силы». От таких людей можно услышать: «Христианство – не родная нам религия, оно делает людей слабыми. Наши предки исповедали «язычество». Вот жизнеутверждающая религия, от нее мы становимся сильнее».

Содержание

Государствообразующая сила, искусство Наука и техника, философия Патристика и педагогика Выводы  

 

Государствообразующая сила, искусство

Что ответить язычникам? Не хочется рассуждать абстрактно, в отрыве от истории. Да, за плечами нашего народа века язычества и века христианства. Вопрос: что удалось сделать за языческий период истории? Наши предки смогли помимо сел выстроить города – это шаг вперед. В городах было единоличное или вечевое правление. Вокруг городов образовывались княжества. К моменту крещения Русь по факту состояла из конкурировавших между собой княжеств. Единой мощной государственности не было.

Славянское язычество представляло собой заурядное явление, с точки зрения религиоведа. Сравните мифологию славян и германцев с богатым греческим язычеством, почувствуйте разницу. Психологи до сих пор с помощью греческой мифологии иллюстрируют разные типы человеческих отношений и внутренних конфликтов. Славянское язычество не дает нам такого интересного материала, отечественные идолы не представляют художественной ценности, религиозный культ скудный. Если кто не согласен, посмотрите на египетское язычество и сравните. Последний штрих: в языческую эпоху литература у нас отсутствовала, вот почему неоязычникам пришлось изготавливать фальшивки типа «Велесовой книги». Напрасно старались, современная лингвистика способна отличить подделку от подлинного древнерусского текста.

Когда святой Владимир крестил Русь, всё стало меняться. Наши предки научились у греков писать иконы. Домонгольские иконы, которые мы видим в музеях, писаны греками и их талантливыми учениками. Но преподобного Андрея Рублева язык не повернется назвать учеником. В его иконах сочетался хорошо усвоенный византийский канон и творческая самостоятельность, свой стиль. Это уже собственно русские иконы, они нисколько не уступали лучшим византийским иконам. Ученики стали вровень с учителями. Появились школы русской иконы: новгородская, московская, тверская, псковская. Древнерусскую икону мир открыл в XX в., ее оценили не только православные, но и атеисты-искусствоведы. Христианство дало нашему народу силы и раскрыло творческий потенциал. Вот почему наша средневековая икона – одна из вершин мирового искусства, в отличие от славянских идолов...

Наш алфавит называется кириллицей, по имени христианского просветителя славян, святого Кирилла. Грамота довольно широко распространялась. В Новгороде Великом найдено больше тысячи берестяных грамот – эти «смски» наших предков. Помимо бытовой переписки возникает новое явление, – литература. Появляются шедевры: все читали «Слово о полку Игореве»? На фоне отступающего язычества, двоеверия, в «Слове» звучит победное шествие христианства. Отметим: неоязычники любят выставлять претензию, что христианство насаждалось насильно. Не будем останавливаться на том, насколько исторически обоснована эта претензия, обратим внимание на другое. Противоречат себе неоязычники: у них христианство – религия слабых, и одновременно христианство – религия убийц. Подобное противоречие свидетельствует о том, что претензии выдвигают манипуляторы, для которых историческая правда не важна.

Прошли несколько веков христианской истории нашей страны, и русская классическая литература заняла место среди лучших произведений мировой литературы. Это признавали такие властители умов, как богоборец Ф. Ницше. В 1887 г. он писал: «Этой зимой я много думал о душевных качествах русского народа благодаря выдающемуся психологу Достоевскому, которому даже современный Париж не может ничего противопоставить в том, что касается остроты анализа. Через него человек учится любить русских, но учится также их бояться. Это народ, который еще не израсходовал свои силы, в отличие от большинства европейских народов». Атеист З. Фрейд считал роман Достоевского «Братья Карамазовы» величайшим из всех, когда-либо написанных. Это отзывы о работах православного писателя, а можно ли услышать аналогичные отзывы о сочинениях славянского языческого автора?..

С литературой понятно, а что с русской классической музыкой? Сегодня в интернете я нашел запись Второго концерта Рахманинова в исполнении автора. 5 миллионов просмотров, 4 тысячи восторженных комментариев на 20 языках. Пишут преподаватели музыки. Пишут простые пожилые американцы, которых родители в детстве познакомили с творчеством Рахманинова, причем родители слушали Рахманинова вживую на концерте. Часто встречаются комментарии типа: «Гениальная музыка, мурашки бегут по коже». Откуда взялась эта музыка? С. Рахманинов признавал: «Я русский композитор, моя Родина определила мой темперамент. Моя музыка и мировоззрение – детище моего темперамента, поэтому она – русская». Добавим, что Рахманинов ценил храмовое богослужение, молитвенное пение повлияло на великого композитора.

Могут возразить: «Постойте про литературу с музыкой говорить. Мы же начали спор о силе». Не согласен, творческую силу нельзя сбросить со счетов, она завоевывает умы и сердца. А если рассуждать о силе на уровне подростков, то и здесь история свидетельствует не в пользу язычников. До крещения Руси были города и княжества, а в христианскую эпоху наши предки объединились сильнее, централизовали власть, возникло Московское царство, потом построили империю.

Далеко раздвинули границы, причем не уничтожали и не порабощали народы, цели такой не было. Просто сравним с тем, как в Америке уничтожали индейцев и порабощали негров. Не будем идеализировать наше историческое прошлое, были в книге истории и свои печальные страницы. Но все-таки империя в нашей стране – это свидетельство величия и силы нашего народа. Не каждому великому народу это удавалось. Римлянам удалось, а французам – нет. Теперь им остается только вспоминать императора Наполеона с ноткой ностальгии – у них «почти получилось».

Наука и техника, философия

Тему науки тоже обойти нельзя. Д. Менделеев совершил настоящий прорыв в классификации химических элементов. Понял закономерности, которые не видели другие крупные химики. Благодаря этому он уточнил химические свойства некоторых элементов и сделал гениальные научные прогнозы. Предсказанный Менделеевым «экаалюминий» открыл в 1875 г. П.-Э. де Буабодран и переименовал его в честь Франции – галлий. При этом ученый заявлял об «огромном значении подтверждения теоретических выводов г-на Менделеева». В 1886 г. немец К. Винклер обнаружил предсказанный Менделеевым «экасилиций» и назвал его германием. В старости Менделеев констатировал: «По-видимому, периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает, хотя как русского меня хотели затереть, особенно немцы». Родился Д. Менделеев в семье поповича. Мы с женой были в гостях у двух поповичей, пожилых интеллигентных прихожанок – в доме на почетном месте висел старинный ковер. Как оказалось, ковер принадлежал Д. Менделееву, их родственнику…

Теперь откроем славные страницы по истории техники, – вспомним фамилию С. Королева. Благодаря ему наша страна оказалась первой в космосе, запустила спутник и отправила на орбиту космонавта. Инженерный гений, Королев, был убежденным христианином. Его не сломал арест по надуманному обвинению, пытки, тяжкие годы заключения, он боролся за возврат к нормальной жизни и работе, не озлобился. Много трудился на благо родины, сохранил и реализовал тот талант, какой Господь ему дал.

Коротко о философии. Русская мысль прошла путь от увлечения французскими и немецкими философами до самостоятельных общепризнанных вершин. Проследим это на примере Н. Бердяева. Его путь начался под сильным влиянием марксизма, потом был период увлечения немецким идеализмом. Наконец он создал «авторскую» философию свободы и остался в истории мировой мысли как русский религиозный философ. Бердяев не скрывал свои внутренние борения и то, к чему пришел: «Моя христианская вера не… полученная по наследству, она есть вера, добытая мучительным опытом жизни, изнутри, от свободы». Не относится Бердяев к числу близких мне философов, но здесь не об этом. Хочется спросить: какого своего философа предложат неоязычники – в противовес Бердяеву? Оккультного псевдофилософа? Признанного древнегреческого автора?.. Чужими достижениями будут выручаться?

Патристика и педагогика

Наступил момент сказать о патристике. Может быть, обращение к патристике в споре с язычеством будет неожиданным. Давайте присмотримся к патристике, к нашей теме она не будет лишней. Греческая патристика прочно занимает ведущее место в Православной Церкви. Это и понятно, велико значение эллинской культуры, и патристика – одно из достижений греческого народа. Патристика у римлян начиналась на греческом языке, где-то с III в. формируется особая латинская патристика. Сирийские христиане сперва писали на греческом, с IV в. возникает особая сирийская патристика. Наши предки тоже впитывали библейское Откровение и святоотеческую мудрость на греческом, в славянских переводах. Составляли и свои поучения. Со временем отечественная церковная письменность достигает высокого уровня, так что патролог С. Епифанович в 1911 г. утверждал: «Имеет святых отцов и Русская Церковь».

Сейчас разрабатываются учебные курсы по русской патристике. По содержательности и по тому, как она раскрывает Священное Предание, русская патристика может сравниться с латинской и сирийской патристикой. Это большой успех! Язычники не предъявят ничего подобного, славянскую неоязыческую мифологию нельзя поставить рядом с греко-латинской.

Для минутного разговора о русской патристике снова возьмем конкретный пример – святителя Феофана Затворника. Он получил прекрасное образование, был полиглотом, переводчиком. Его переводы критиковали за то, что они достаточно вольные, не буквальные. Не будем спорить, хотя и заметим, что в наше время буквальные переводы (word by word) несколько потеснены смысловыми переводами (thought by thought). Представляется, в переводческом деле процесс пошел именно в том направлении, в каком работал святитель Феофан. Он усердно занимался самообразованием, приобрел знания и навыки в разных науках, искусствах и ремеслах. Великий труженик, человек энциклопедических знаний, он прошел путь от преподавателя Духовного училища до ректора столичной Духовной академии.

По наследию святителя Феофана защищаются не только богословские диссертации. Его труды изучают психологи и педагоги. Что может почерпнуть светская наука у церковного автора? Кандидат педагогических наук Е. Никулина приходит к выводу, что святитель Феофан предлагает «внутренне согласованную концепцию воспитания». Кандидат педагогических наук А. Хохлова делает вывод, что святитель, предлагая высокую цель, указывает возможность реализовать всестороннее воспитание человека – в воспитательных институциях (в семье, в Церкви, в школе и в профессиональных учебных заведениях).

Со многими трудностями сопряжено воспитание. Вот почему святитель утешал родителей и педагогов: «Я всегда твержу матерям, заботливым о чадах: вы – причастницы мученического подвига, ждите и венца такого». Это подвиг благоразумной любви. «Полюбите детей, и они полюбят вас… Растворяй строгость власти кротостью», – наставлял святитель.

Он считал, что счастье и благоденствие людей зависят от того, как каждый из нас выполняет свою задачу, предназначение: «Семейства и роды свои имеют задачи; общества и государства – свои». Для святителя главными задачами школьного образования были просвещение ума и образование сердца. Как просвещается ум? Познание по святителю Феофану у воспитанника начинается с наблюдения, воображения и памяти. Дальше в процесс включается рассудок и формируются «добродетели рассудка»: трудолюбие, добросовестность, внимательная осмотрительность (при работе с фактами). Здравый рассудок видит свои слабости, избегает «многочтения, когда умом следят за читаемым, не доводя до сердца». Избегает коллекционирования знаний без углубления в суть вещей («логосы», сказали бы греки). Что это за углубление? Все мы видим феномены (явления), за ними стоят – постигаемые умом силы (элементы), а вот за ними хорошо бы разглядеть Божественный замысел о сотворенных Богом вещах, людях, вселенной. Поэтому святитель советует духовные упражнения, с помощью которых достигается благодатное просвещение ума, углубление в суть вещей.

Для образования сердца важно привить воспитаннику «вкус к истине», приучить его делать добро: «Чувство истины – свойственная природе человека способность сердцем, без сторонней помощи, узнавать истинный порядок вещей… Так, по одному чутью узнают брата, врага… и то, как в каком случае поступить». Нельзя сразу давать волю сердцу – будет разгул страстей, которые опустошат и поработят человека. Необходимо умерять чувства рассуждением, очищать сердце, воздействовать на органы чувств храмовыми священнодействиями и домашней молитвой. Таково просвещение ума и образование сердца по святителю Феофану.

У христианства нашей стране есть своя интеллектуальная победа – русская патристика. Когда неоязычники хотят внушительно презентовать свою веру, они вынуждены обращаться на сторону. К индийской религиозности, например, – и тогда начинаются фейки на тему «Русские Веды». Или обращаются к другим оккультно-языческим учениям и практикам. У идеологов славянского неозычества часто в прошлом обнаруживается такая картина: на стадии учеников они занимались, например, йогой и зачитывались теософской литературой, а когда пришел момент стать гуру, сделали хитрый маркетинговый ход – создали свою легенду о том, что являются колдунами в седьмом поколении, исповедующими тайно древнюю родовую веру. Любой квалифицированный религиовед разберется, какой в этой родовой вере процент уникальности, а какой процент – плагиат, пусть даже замаскированный.

Выводы

Суммируем сказанное. За тысячу лет христианство не сделало наш народ слабее. Наоборот, дало силы, творческую энергию, вывело на новые рубежи, помогло раскрыть таланты. Мы это отслеживаем по фактам. В истории после крещения Руси возникает уникальная древнерусская икона; государственность выходит на уровень империи; появляется великая русская классическая литература и русская классическая музыка; наши ученые и инженеры, философы в своих трудах вырастают до мирового масштаба; отечественная христианская письменность восходит до умных высот патристики.

Где у неоязычников подобные достижения, вся эта мощь и обширное творческое наследие?


Источник: Сержантов Павел, свящ. Спор христианина с неоязычником. [Электронный ресурс] // Азбука веры

Комментарии для сайта Cackle