О новых мнениях в старообрядчестве73
Некоторые из старообрядцев, Богу коснувшись сердец их, познают свое заблуждение, убеждаются в правоте святой церкви и делаются ее чадами. Есть много и таких, которые, хотя еще не вошли в соединение с церковью, но по своим убеждениям постепенно приближаются к ней: таковы именно окружники. Впрочем, общество окружников состоит из людей различных убеждений. Одни совершенные окружники, – четвероконечный крест они почитают так же, как и восьмиконечный, имя Спасителя пишемое и произносимое Иисус признают именем Христа Спасителя, и никакими ересями православную церковь не порицают: из таковых многие держатся в расколе только по одной привычке или по родственным и торговым обстоятельствам, над которыми по немощи духа не могут восторжествовать; но большую половину этого общества составляют старообрядцы, которые только нарицаются окружниками, от убеждения же настоящих окружников далече отстоят, и по своим мнениям более согласуются с противуокружниками. Таковы в большинстве даже и самые духовные их власти, окружнические епископы. Равным образом и в обществе противуокружников есть много старообрядцев, по убеждениям более похожих на окружников: они постепенно сближаются с церковью. Даже есть такое в понятиях сближение с церковью у некоторых из беспоповцев. И между тем как одни из старообрядцев по своим убеждениям постепенно сближаются с церковью, у тех, напротив, которые остаются в ожесточении против нее, время от времени являются новые учения, более и более от нее отдаляющие, чуждые даже старообрядческим понятиям. Так, например, некоторые из беспоповских начетчиков приняли мнение о таинстве хиротонии вовсе не церковное, но протестантское, что аки бы власть епископская не от Бога уставлена, посему и хиротония во священство якобы не есть таинство, но только общественное уполномочение на должность, и что святые отцы, которые писали на соборах правила о власти епископов – рукополагать в священные степени, разрешать грехи и управлять церковью, все это будто бы писали по пристрастию, ради присвоения власти в свои руки. И с таковыми-то понятиями, совершенно чуждыми учению и преданию православной церкви, они все-таки требуют неуклонной верности двуперстию и другим обрядам, вообще служебным старопечатным книгам, равно как твердо держатся имени старообрядца. Даже у старообрядцев, приемлющих Австрийское священство, у самих окружников, людьми близкими к покойному Антонию Шутову, его советниками и сотрудниками, проповедуются разные новые нелепые учения, например, что благодать хиротонии аки бы не есть благодать, или дар Святого Духа, но что-то иное. Казалось бы, эта мысль старообрядцам, имеющим иерархию, должна быть вовсе чужда; но и она понадобилась им в оправдание мнимое их мнимого священства. В таинстве хиротонии, совершаемом православною церковью, от которой сами восхитили священство, они не признают благодатной силы; но дабы принятое от нее священство их не признать совершенно чуждым благодати, им и понадобилось придумать какую-то неслыханную благодать хиротонии, отличную от благодати Святого Духа. Это странное учение измышлено в канцелярии Антония господствовавшим у него Онисимом Швецовым, и даже изложено им в особом сочинении. Я хотел опровергать это учение письменно же; но нашел его недостойным опровержения, и надеюсь, что благоразумные из старообрядцев сами отвергнут его, как явным образом противное изложенному и в старопечатных книгах учению церкви о таинстве хиротонии. В той же канцелярии Антония возникло и еще новое нелепое мнение, какого прежде старообрядцы, так называемые беглопоповцы, из которых выродились и нынешние австрийские поповцы, совсем не имели. Беглопоповцы допускали и ныне допускают отпадение от православия только одной первой степени церковной иерархии – епископства, к каковому мнению вынуждены были неимением у себя епископов; но падение пресвитерства они не допускали и не допускают, ибо священство, хотя и беглое, у них существовало и существует. А допустив существование священства, они допустили и существование бескровной жертвы тела и крови Христовых, которую отвергли беспоповцы, на том основании, что будто бы живут уже во времена последнего антихриста, а при антихристе будто бы и приношения бескровной жертвы не будет. Но состоявшие при канцелярии Антония начетчики поняли, что исключив из здания Богом созданной церкви и из обетования о неодоленности ее епископский чин, допустив возможность отпадения от православия всех до единого епископов, нельзя уже не признать возможности такого же отпадения и прочих чинов иерархии, пресвитерства и диаконства, а также всего христианства. Поняв это, им надлежало бы подумать, справедливо ли старообрядцы допустили возможность прекращения, или отпадения в неправославие епископского чина в церкви Христовой, и вообще приступить к внимательному и беспристрастному рассмотрению неправильных обвинений, возводимых ими на св. церковь, с тремя чинами иерархии неизменно существующую и ни в чем не отступившую от православия. Они же, напротив, по вражде своей к церкви, не захотели войти в беспристрастное рассмотрение ее православия, а решились лучше, для соблюдения некоторой последовательности и вместе для защищения своей новой Австрийской иерархии, сделать изменение в учении своих предков74, именно стали допускать временное отпадение от православия не только всего епископства, как допускают и беглопоповцы, но и всего пресвитерства и диаконства, и даже всего простолюдинства, в чем ушли уже далее не только беглопоповцев, но и беспоповцев. Ибо и сии (за исключением самокрещенцев), допустив прекращение православного священства, не допускают по крайней мере прекращения православия среди простолюдинов. Это новое нечестивое учение высказал и старался защитить тот же секретарь и главный советник Антония Онисим Швецов, при многих свидетелях, на беседе со мною, происходившей в Москве, в Таганке, у В. Я. Жарова, 25 апреля 1877 года. Здесь он, Швецов, не стесняясь, говорил, что не только одни епископы, но и пресвитеры, и диаконы и все миряне до единого могут отпасть от православия и в том отступлении укоснеть на долгое время. Потом это учение Швецова я слышал и от других, навыкших от него. Посему я почел не излишним изложить и рассмотреть мнение сих мыслителей, придав этому изложению и рассмотрению форму беседы с старообрядцем.
Старообрядец: Вы несправедливо наше общество, за временное прекращение в нем епископского сана, обвиняете в неверии во Евангельское обетование о неодоленности церкви. Хотя и было у нас временное прекращение епископства, по независящим от нас обстоятельствам; но мы веровали и веруем, что сан епископства установлен от Христа и что его существование в церкви нужно. Посему и укорять нас в неверии во Христово обетование о неодоленности церкви несправедливо и излишне.
Я ответил: В ваших словах есть противоречие. Вы признаете епископство богоучрежденным, и вместе говорите, что оно прекращалось, как не богоучрежденное. Когда идет речь о богоучрежденности епископства, вы его признаете таковым. А когда вас спрашивают, дано ли епископству обетование от Христа, что оно будет существовать неодоленно в Его церкви, тогда вы епископство из обетования Христова о неодоленности церкви исключаете, как о том и напечатано в ваших ответах на восемь вопросов75. Обетование о неодоленности дано Христом Господом созданной Им церкви, а церковь Он создал с епископством. Посему обетование о вечности дано и епископству. Вы же исключаете епископство из обетования о неодоленности церкви. Этим вы исключаете епископство из здания Христом созданной церкви, лишаете присущей ему творческой Христовой силы. А этим ясно о себе свидетельствуете, что вы не верите в богоучрежденность епископства в церкви Христовой, признаете его, как простое человеческое учреждение, не имущее в себе творческой Божией силы на вечное существование, могущее прийти в несуществование. Если вы действительно верите в богоучрежденность епископского сана в церкви Христовой, то должны также веровать и в данное от Христа обетование о неодоленности церкви и епископства, нераздельно с церковью учрежденного, как главного члена в церковном теле, которому, во Апостолах, дано и самое обетование о неодоленности всей церкви. И если вы верите, как и издревле веровала святая церковь, что епископство есть божественное учреждение в церкви Христовой и что ему, по силе обетования Христова, принадлежит неодоленность, а между тем проповедуете его прекращение, хотя бы и временное и по независящим от вас причинам: то, значит, вы не верите во всемогущество Христа Спасителя, неложным словом обещавшегося соблюсти церковь свою во всей ее первозданной полноте, то есть с епископством и таинством хиротонии, неодоленною от врат адовых. Посему и справедливо порицаетесь вы, как неверующие в неодоленность церкви по обетованию Евангельскому.
Старообрядец: У нас не было только одних епископов, а прочие степени священства были: они совершали все потребности, то есть таинства, нужные для спасения людей. Посему и церковь у нас существовала, значит и обетование о неодоленности церкви на ней исполнялось.
Я ответил: Епископство есть высшая степень священства и главный член в теле церкви, чрез который от Бога истекает все освящение церкви и преподание силы на совершение всех таинств, как о том пишет Симеон Солунский в первой книге, во главе 7776. И ваше общество, не имея епископства, чрез которое истекает источник освящений, без которого пресвитеры ваши ничего творить не могли (ибо епископом поручени суть людии Господни) не могло быть церковью, которую Христос поручил епископам, соделав их источником освящения, но должно быть названо самовольным скопищем, неимущим источника освящения. Притом же, хотя вы и похваляетесь, что имели бегствующих пресвитеров, но если общество ваше не имело епископства, исключало его из существа здания церковного и обетования о неодоленности церкви (почему вы и допускаете, что все епископы до единого могут уклониться от православия), то вы уже не имеете никакого основания включать в обетование о неодоленности церкви и пресвитерство, и диаконство, и даже всех простолюдинов, т.е. лица, сподобляющиеся меньших пред епископами дарований Духа. Значит и пресвитеры и диаконы и все миряне, по-вашему, могут отступить от православия и пасть: зачем же вы и хвалитесь, что имели пресвитеров и диаконов?
Старообрядец: С этим нельзя не согласиться, что когда мы допускаем отпадение от православия всего епископства, то уже по необходимости должны допустить возможность отпадения от православия и всего пресвитерства и диаконства, и даже всего христианства.
Я спросил: А когда вы допускаете отпадение от православия всего епископства, и пресвитерства, и диаконства и даже всего христианства, то к кому же будет относиться обетование о неодоленности церкви: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей? – и как оно может исполниться?
Старообрядец: Если не только епископство, но и все пресвитерство и диаконство и все христианство отпадут от православия, это еще не будет одоление церкви, но только временное ее поколебание: ибо отступившие от православия все три чина священства, даже и все христиане, могут покаяться и возвратиться в православие, и чрез покаяние их может прийти церковь в первое свое состояние. Падение же, или одоление церкви вратами адовыми, есть невозвратное от православия отступление всех трех чинов священства и людинов, чего с церковью быть не может.
Я спросил: Вы допускаете временное уклонение от православия всех трех степеней священства и всех людинов: почему же вы не допускаете, что все отступившие от православия навсегда останутся в своем отступлении?
Старообрядец: Господь не допустит их до такового отступления, но своею благодатью возвратит в православие, согласно обещанию соблюсти церковь неодоленною.
Я спросил: А на каком основании вы допускаете временное отступление от православия всей церкви, – иерархии и людинов?
Старообрядец: Начиная с вышних чинов иерархии, то есть епископов, и до последнего мирянина, все подлежат немощи человеческой: поэтому все могут и отступить от православия. Вот наше основание.
Я заметил: Действительно, все подлежат немощи; однако же не все, при помощи Божией, побеждаются немощью. Но я вас спрошу: немощь человеческая только к падению уклоняет или и восстанию от падения препятствует?
Старообрядец: Немощь и к падению уклоняет, и восстанию препятствует.
Я заметил: Немощь более может препятствовать восстанию побежденного, нежели побеждать еще не падшего, но стоящего и борющегося с нею. Положим, однако, что немощь и стоящего и падшего одинаково побеждает; но почему вы сами не одинаково о ней рассуждаете? Когда утверждаете, что может совершиться отпадение от православия всей церкви православной, тогда представляете действующею одну только немощь человеческую, и совсем устраняете силу благодати, сохраняющей церковь Божию, или, по крайней мере, молчите о действии благодатной силы. А когда говорите о восстании падшей церкви, тогда немощь человеческую устраняете и молчите о ней, а даете силу только действию благодати. Если Господь силен своею благодатью смягчить ожесточенное сердце, вразумить впадшего в ересь и возвратить в православие, то кольми паче силен, и коль согласнее с Его обетованием, соблюсти от падения церковь, еще стоящую в православии! И я вам покажу пример силы Божией, побеждающей и одолевающей немощи наши. Во время Христова пришествия вси язы́цы побеждены были немощью, погружены были в идолослужение и беззакония, даже чрезестественные, как о том в послании к Римлянам свидетельствует св. Апостол Павел. К сим-то падшим и побежденным немощью Христос послал Апостолов своих проповедать Евангелие (Мат. зач. 116), и предрек, что оно принято будет во всем мире (Мат. зач. 108): аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. Исполнению сего Господня предречения и действу благодати Божией немощь языков телесная и душевная, таковое их в глубине страстей пребывание, не могли воспрепятствовать; сила благодати, движущая избранных к вере, возвела язычников от немощи, и до конца сокрушилось язычество. Если же, по Господню предречению, естественная немощь в самом язычестве была побеждена благодатью Распятого, и не могла она воспрепятствовать тому, чтобы язы́цы уверовали и предсказанное Господом совершилось: то не ясно ли для всякого здравомыслящего, что должно исполниться несомненно и обещание Христа Спасителя о соблюдении церкви неодоленною от врат адовых, что сила Его, воззвавшая языки от немощи, тем паче победить немощь верных и сохранит церковь во веки неодоленною в непоколебимом православии и во всей ее полноте? Итак, несправедливо допускаете вы возможность временного падения церкви, приводя в основание такому мнению немощь человеческую и не обращая внимания на помощь благодати, воздвигавшей и воздвигающей выну чад ее от немощи. Таковое ваше верование несогласно с Евангельским обетованием и с событиями из истории Христовой церкви. И вы, веруя слову Христа, восставляющему нас от немощи, не должны не веровать его слову о сохранении церкви в неодоленности? Ибо, по свидетельству св. Киприана (в слове о падших), Евангелие не может одною частью стоять (быть верным) и одною колебаться. И верующий одному неотменно должны веровать и другому.
Возвратимся к вашим словам, что если бы все епископы и священники, даже и все людины, отступили от православия, это еще не было бы одоление церкви, ибо они могут обратиться и покаяться. Из этих слов ваших видно, что вы допускаете возможность отпадения всей церкви от православия, и паки возможность восстания.
Старообрядец: Точно так.
Я сказал: Ваше мнение о возможности падения всей церкви именно по причине немощи человеческой я уже рассмотрел; рассмотрим теперь и вообще, возможно ли падение и паки восстание всей церкви вселенской. Скажите мне: вы верите, что священство есть таинство, в котором преподается дар Святого Духа, как таинство же есть миропомазание и прочие? Верите, что имущий священство, имеет дар Святого Духа на совершение таинств по его чину, и что кроме имущего сей дар никто другой, т.е. простец, совершать таинство не может? Верите, что совершать таинство хиротонии никто не может кроме епископа, имущего на сие дар Святого Духа, и что кроме епископа и священника никто не может совершать литургии, т.е. таинства евхаристии, в покаянии разрешать грехи, и проч.? Или мните вы, что священство есть только простое определение в должность, а не таинство, подающее дар Святого Духа на совершение прочих таинств, так что по одному общественному простолюдинов определению можно иметь власть и полномочие на совершение всех таинств?
Старообрядец, долго подумавши, ответил: Я старообрядец, а не протестант; и доколе ношу имя старообрядца, должен разуметь согласно с древнею церковью, что хиротония во священство есть таинство, сообщающее дар Святого Духа на совершение прочих таинств по чину хиротонисуемого, и что кроме имущего сие дарование простой человек не может совершать таинства.
Я сказал: Когда вся древняя церковь веровала, и вы сами, старообрядцы, веруете, что хиротония есть таинство, подающее дар Святого Духа на совершение всех таинств, и что кроме имущих сие дарование никто не может совершать таинств: то как же вы допускаете отпадение от православия всей церкви и паки ее восстание? Если бы отступили от православия все епископы, и священники и все христиане, и потом стали возвращаться от своего отступления на покаяние, скажите, – чрез кого бы возвращающиеся миряне получили разрешение от греха отступления, и кем они обратно были бы введены в сыновство церкви, и от кого бы были снабжены необходимыми для спасения таинствами? Также отпадшие священные чины чрез кого получили бы возвращение в сыновство церкви и разрешение в грехе отступления, а наипаче дар Св. Духа на совершение священнодействий? Видите, в какое безвыходное положение вы поставляете себя, допустив отступление от православия всего епископства в церкви Христовой. Допустив всеобщее падение епископства (хотя бы и временное, по вашему учению), вы должны по необходимости допустить и падение всего христианства, а с тем вместе конечное разрушение и всего Богом устроенного здания церкви.
Старообрядец молчал.
Я прибавил в заключение: В первобытии мира рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию... И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и проч. (Быт.1:26–28). Такожде и егда прииде обновити человека, рече Бог-Слово: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Матф, зач. 67). Творческая сила, создавшая человека, по сие время действует в роде человеческом, сохраняя его существование и распространение. Ни истребительные войны, ни смертоносные болезни и иные, посылаемые Богом за грехи людей, наказания не прекращают и не прекратят его существования до назначенного ему изменения в день второго Христова пришествия. И если так непреложно исполняется творческое слово: раститеся и множитеся, то не должны ли мы несомненно веровать, что и зиждительное слово: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей, исполнится так же непреложно? Никаким недоумениям и сомнениям о неодоленности Христом основанной церкви не должны мы давать места, да не осудимся с неверующими Господним обетованиям.
* * *
Учение Онисима Швецова о возможности падения всех епископов в церкви Христовой и нового их восстановления, довольно давно высказанное им в беседе с о. архимандритом Павлом и сим последним обстоятельно рассмотренное в настоящей статье, заслуживает внимания между прочим и потому, что Швецов держится его и проповедует доселе, как это обнаружилось на недавней беседе его в Боровске: см. статью об этой беседе, напечатанную в 9-й книжке «Братского Слова» за 1883 г. (стр. 483) и корреспонденцию «из Боровска» помещенную в Москов. Ведом. (№ 329), написанную со знанием и пониманием дела. Ред. Бр. Сл.
Вообще, старообрядцы удобно изменяют предание своих предков, если только изменение это не ведет к сближению со святою церковью. А о всем, что сближает с церковью, как бы ни было законно и разумно, говорят так: Если это принять, тогда нужно и в церковь идти! Как это можно!
Ответы напечатаны в Сборнике о перстосложении, изданном раскольниками за границей.
Вот подлинные слова св. Симеона: «Слыши, ни един же священнодействовати иерей может в дусе, или ино что действовати, аще не хиротонию имать; сия же от архиерея есть: убо архиерейство чрез того действует. Паки иерей тайноводств не действует без жертвенника; сей же чрез миро освящается; миро же чрез архиерея самого совершается. Темже кроме архиерея ниже жертва, ниже иерей, ниже жертвенник весьма: убо вся сия чрез архиерея суть. Паки никто же крещает, аще не хиротонию имать; сия же от архиерея. И паки не может крестити без мира; сие же архиерейства есть. Темже вся божественные тайны, и во всех священных архиерейство действующе есть. И без того ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане, чрез тое убо истинное христианство, и Христовы чрез тое вся тайны».