Азбука веры Православная библиотека архиепископ Павел (Лебедев) Слово при освящении Кресто-воздвиженскаго собора в Ново-Нямецком монастыре

Слово при освящении Кресто-воздвиженскаго собора в Ново-Нямецком монастыре

Источник

Мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа:

им же мне мир распяся, и аз миру (Гал.6:14)

Слово о кресте Христовом было бы естественным предметом беседы в настоящую неделю (22 нед.) и тогда, когда не было бы других – особых – побуждений беседовать с вами о кресте. В апостольском чтении настоящей недели, – в словах, сейчас вами слышанных, – крест Христов восхваляется с такою поражающею силою и с указанием на такое важное значение его, что совершенно естественно избрать его предметом беседы. Но в настоящий день обстоятельства сложились, – не случайно, конечно, – так, что слово о кресте является не только естественным, но как бы неизбежным. Всё напоминает нам о кресте; всё побуждает нас беседовать о нём. И этот величественный храм, посвящённый Христу Распятому, основанный в честь всемирного воздвижения честнаго и животворящего креста Христова, и освящение его силою крестною, освящение в обители духовных крестоносцев – иноков: – всё вещает нам о кресте и требует от нас беседы о кресте. О распятии Христовом, о слове крестном вещали нам сегодня и евангельское и апостольское чтение, и вся служба воздвижения честнаго и животворящего креста, совершённая ради торжества освящения настоящего храма (Ин.19:6–37; 1Кор.1:18–24). Знамение креста и благодать Св. Духа, даруемая нам ради крестных заслуг Иисуса Христа: вот видимый знак и невидимая сила, совершившая освящение храма. И где, для кого преимущественно воздвигнут и освящён храм сей? Он воздвигнут и освящён в обители иноческой, предназначен для молитвы преимущественно иноков крестоносцев, давших обет всемирно распинать плоть свою со страстями и похотями (Гал.5:24) и потому наиболее нуждающихся в напоминании о крестном подвиге, в беседе о кресте. Когда таким образом всё располагает к беседе о кресте; и вы, христолюбцы, с такою любовию стекшиеся на обновление храма сего, несмотря на время зимнее (Ин.10:22), – стекшиеся в обитель духовных крестоносцев, и потому очевидно любящие слово крестное – для всех спасительное – с любовию, надеюсь, будете внимать слову крестному.

Св. Апостол Павел торжественно хвалится крестом Христовым и указывает и основание, по которому он хвалится крестом. Он хвалится крестом потому, что распятым на кресте Христом мир для него распят и он – для мира. По истине крест Христов, распявший мир для христианина, и христианина для мира, – великая, спасительная сила, которою подобает хвалиться, торжественно хвалиться христианину. Мир – как совокупность порочных людей, и всего, что в повреждённой грехом твари обольщает человека, подстрекает его к греху, – мир, с его прелестями и соблазнами, опасен для человека, часто гибелен для него. Сокровища мира, суетное величие, почести, удовольствия его так обольстительны для человека, влекут его к себе с такою силою, что он часто, для приобретения временных благ, и для наслаждения ими, забывает всё святое: свой долг, свою совесть, общее благо; забывает самого Бога, и преклоняет колени свои пред кумиром мира с его благами. Ужасны последствия этого обольщения, которым греховный мир уловляет человека в свои сети. Суета и крушение духа, порождаемые сознанием ничтожества благ мира, которыми пользуются без благословления Божия, с забвением Бога; пресыщение благами, недовольство всем и прежде и больше всего самим собою; глубокое развращение, множество грехов, пороков; тяжёлая, несчастная жизнь здесь – на земле, вечная гибель в жизни загробной: вот что достаётся в удел человеку, порабощённому миром… Как же после сего велика и спасительна сила креста, которая отнимает у мира его обольстительную силу, и предохраняет человека от его сетей!.. Крест Христов сорвал с мира его обольстительный покров, и показал, что мир во зле лежит (Ин. 5:19), что всё в нём суета, тление, ничтожество. Иначе, если бы мир с его благами имел цену, мог ли бы совершенно отречься от них, презреть их лучший ценитель всего – Христос? Мог ли бы Он предпочесть им Свой тяжёлый крест? Крест Христов показал, что в мире нет ни мудрости, ни правды, ни любви, ни правил добрых. При мудрости мог ли бы мир не познать и распять Господа славы – Христа? При любви мог ли бы он возненавидеть Бога – Любовь? При мудрости и добрых правил мог ли бы он наругаться, как над безумием, – над Христом, над Его святым, возвышенным учением крестным, над святейшею жизнию Его?.. Так всецело разоблачённый крестом Христовым, явившийся пред последователями Христовыми прелюбодейным и грешным, распятый мир теряет всю свою обольстительность и привлекательность в глазах истинных последователей Христовых. Может ли соблазнять кого-либо своею красотою, и возбуждать в ком-либо греховные волнения и пожелания распятый на кресте, обезображенный крестными страданиями человек, даже и славившийся своею красотою? Конечно, нет. Так и мир, распятый для христиан крестом Христовым, потерял для них свою обольстительную красоту, не увлекает их в свои погибельные сети, и не ведёт их греховным путём к погибели… Но не мир только распят для христианина, Христом, крестом Христовым; нет, спасительное дело Христово полнее: крестом Христовым и сам христианин распят для мира. Слово крестное – учение Христово, пример Его святой жизни – крестной, благодатная сила Божия, даруемая христианину ради крестных заслуг Христовых, – воспитывает в душе христианина такую чистоту сердца, такое целомудрие, бескорыстие, смирение, кротость, всестороннее бесстрастие, что истинный христианин не только не прилагает своего сердца к благам мира, не только не услаждается ими, но и уклоняется от них, вменяет их в ничто. Он распят для мира и благ его. Может ли распятый на кресте, среди тяжких страданий своих, в предвкушении ужасной смерти крестной, сохранять наклонность и способность к греховным наслаждениям и пожеланиям? Нет, он умер для всего, кроме своих тяжких страданий. Так и распятый для мира, распинающий, при помощи силы крестной, свою плоть со страстями и похотями, освобождается от пристрастия к миру и благам его, от любви к греху. И как велико и спасительно, о треблаженное древо креста, это дело распятия мира для христиан и христиан для мира, совершённое на тебе Христом! Как блаженны те, которые, охраняя себя крестною силою, идут во след Христа путём крестным! Посмотрите на первого – Божественного Крестоносца и Вождя нашего на крестном пути – Господа нашего Иисуса Христа: чем завершилось Его спасительное крестоношение? Тяжёл был крест Его, ужасны крестные страдания и смерть Его! Но какою бесконечною славою увенчал Его Небесный Отец за спасительные страдания, за крестную жизнь и смерть Его! Бог – Отец превознёс Иисуса Христа и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп 2:6–10). Тяжелы были кресты, понесённые св. мучениками, не пощадившими не только благ временных, но и самой жизни своей для Христа. Тяжёл был крестный путь св. подвижников, медленною, мучительною смертию умиравших для всех земных пристрастий и распинавших в себе все страсти. Но какие же славные венцы венчали их подвиги! Благодатный мир души, блаженство св. настроенности, сладость жизни добродетельной здесь и блаженную вечность – вот что приобрели они для себя крестною жизнию, кратковременными лишениями и скорбями здешней жизни… Тяжёл был жизненный жребий – несчастного Лазаря, упоминаемого в евангельском чтении настоящей недели: голод, холод, бесприютность, страдания от ран составляли удел его здесь. Но он проходит свой тернистый путь праведно, благопокорливо, и – лоно Авраамово делается местом жизни его в вечности… Но какая ужасная участь ожидает грешных миролюбцев, с увлечением и забвением о всём святом предающихся наслаждениям благами временными, – об этом красноречиво говорит нам злосчастная судьба евангельского богача, так презрительно относившегося к Лазарю. Богач одевается постоянно в порфиру и виссон, и пирует всякий день роскошно, с увлечением предаётся разнообразным греховным удовольствиям, и – что же? Какая участь постигает его в вечности? Он мучится ужасно в пламени огненном, и тщетно молит Авраама послать Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык его (Лк. 16:19, 31)… Да! велика сила креста, если она избавляет истинных крестоносцев от гибели и ведёт их ко спасению. По истине достойно и праведно нам хвалиться крестом Христовым, которым мир распят для истинных слуг Христовых, и они – для мира!..

Хвалиться крестом Христовым нужно; но чтобы хвалиться им спасительно, нужно уметь хвалиться им как должно. В чём же должно состоять наше похваление крестом Христовым?

Спасительно хвалиться крестом Христовым уже начинают те, которые с верою приемлют учение крестное, и торжественно, безбоязненно пред всеми исповедуют это учение, как премудрое, спасительное, истинно-божественное; те, которые содержат это учение и дерзновенно исповедуют его, не боясь ни поруганий, ни гонений, ни самой смерти за свою веру, за исповедание своё… Эти люди, познавши учение и чудеса евангельские, не обращаются ко Христу с вопросом сомнения, подобным тому, с которым обратились к Нему в притворе Соломоновом в праздник обновления храма иудеи – слушатели учения Христова и свидетели чудес Христовых: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос; скажи нам прямо (Ин.10:22–24). Нет! Эти люди давно веруют во Христа, как в истинного Сына Божия, Бога, – веруют, утверждаясь на свидетельстве дел, которые Он сотворил при жизни и творит ныне в имя Отца Своего, и на внутреннем свидетельстве своего духа, присущим им, как овцам Христовым, знающим голос своего Божественного Пастыря и слушающим его (Ин.10:1–27), – свидетельств, которого никто и ничто поколебать не может. Эти люди ни мало не смущаются тем, что и в наше время для многих Христос – распятый – соблазн, как Он был соблазном для иудеев времён апостольских, и безумие, как Он был безумием для елиннов, современных Апостолам: для них, как и для спасаемых, для призванных – иудеев и елиннов времён апостольских Христос распятый – есть Божия Сила и Божия Премудрость (1Кор.1:18–24). И не только не смущаются, но с сожалением взирают на неверующих и хулящих слово крестное, видя в этих хулениях и лжеучениях погубленную Богом мудрость мудрецов, разум разумных отвергнутый, и мудрость мира сего, обращённую Богом в безумие (1Кор.1:19, 20). Так хвалились пред всем миром крестом Христовым – св. Апостолы, возвестившие всем концам земли глагол слова крестного, и своею смертию запечатлевшие свою веру и свою проповедь. Так хвалились крестом Христовым св. иерархи, св. мученики, исповедники, безбоязненно исповедовавшие веру свою и пред ложными мудрецами века сего, и пред свирепыми мучителями. Также точно должны хвалиться крестом Христовым и мы все, братия и сестры во Господе! Отвращаясь лжемудрования, хульных учений врагов Христовых, современных нам, презирая их глумления над истиною Христовою и её последователями, мы должны твёрдо держаться учения Христова, твёрдо, с похвалением исповедовать пред всеми веру нашу, и – мы, действуя так, будем спасительно хвалиться крестом Христовым.

Крестом Христовым вполне спасительно хвалятся те, которые живут жизнию крестною, по учению, закону, примеру Христову… Исповедание учения Христова есть похваление крестом Христовым истинное, спасительное, но только ещё начальное, могущее превратиться и в похваление не спасительное. Венчает, завершает всё крестная жизнь, – та жизнь, при которой не словом только, или языком, но делом и истиною (1Ин. 3, 18) хвалятся крестом Христовым. «Не всякий, говорящий Христу: Господи, Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Его Небесного. Многие скажут Ему в тот день: Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявит им: Я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21–23). И так не только исповедующие веру Христову, но и пророчествующие от имени Христова, и творящие чудеса – хвалятся Христовым крестом не спасительно, если с исповеданием веры Христовой не соединяют жизни Христовой. Истинно и спасительно хвалятся крестом Христовым только те, для которых крестом Христовым мир распялся и которые сами распялись для мира, – только те, кто – новая тварь во Христе (Гал.6:15). Кто с глубокою скорбию взирает на обуявшую людей страсть к наживе, даже средствами бесчестными, и не только не увлекается блеском золота, и положением, приобретаемым при помощи богатства, но и, подавив в себе всякое корыстное желание, живёт честным, добросовестным трудом, или даже обрекает себя на совершенную нищету Господа ради; кто со страхом и ужасом смотрит на усиливающийся среди людей разврат, на упадок стыдливости и целомудрия там, где они всего естественнее и нужнее, на потрясение основ чистой супружеской жизни и не только не увлекается этим потоком развращения, но и блюдёт чистоту и тела и духа, даже живёт по строгим обетам девства; кто, гнушаясь духа гордыни, не увлекается духом честолюбия и властолюбия, а живёт в духе смирения христианского; кто всегда и во всём старается жить по закону Христову, – все такие люди хвалятся крестом Христовым поистине спасительно и достойно предмета хвалы своей. Для них поистине крестом Христовым распять мир, и они распяты для мира: мир не увлекает их соблазнами своими, и они не отыскиваю для себя в мире соблазнов и поводов ко греху. О, если бы все мы, братия и сестры, так хвалились крестом Христовым, – прославляли Христа распятого жизнию святою, чистою! Мы хвалились бы крестом достославно, спасительно.

К вам, братия святой обители сей, особое обращение мое… Вы громко, ясно, торжественно хвалитесь крестом Христовым. Вы вознесли, воздвигли крест Христов, возглавив им свой св. кресто-воздвиженский храм, – воздвигли на такую высоту, на какую св. животворящий крест Христов не был воздвизаем даже во время всемирного воздвижения его: высоко вознесён крест на вашем храме, далеко виден он… Вы хвалитесь крестом Христовым, обрекши себя на подвиги усиленного крестоношения – иноческого… Всё это отрадно; всё это достохвально, но – только при кресте внутреннем. Св. Апостол Павел там же, где хвалится крестом Христовым, говорит: во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (Гал.6:15)… Думаю, что не погрешу против учения св. Апостола, если скажу вам: о Христе Иисусе ни жизнь в монастыре, ни большой и малый постриг, ни малая и великая схима, с одной стороны, ни жизнь в мире, в супружестве, в семье ничего не значат, а значит всё – новая тварь. Иноческий подвиг может соделать людей ангелами земными, но тогда только, когда это – действительный подвиг, когда проходящие его не образ только благочестия имеют, но и силою его овладели: одна же одежда иноческая носящих её иноками не делает. Тщитесь чрез покаянный подвиг сделаться новою тварью во Христе. – Сила крестная да попрет в вас дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия, корыстолюбия, плотоугодия, и да укрепит в вас дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви и – вы будете, истинными духовными крестоносцами, праведно и спасительно хвалиться крестом Христовым… Всем вам, которые живут и будут жить согласно с сим правилом, мир и милость (Гал.6:16).

Высоко воздвигнут крест Христов, возглавляющий храм ваш. Он попирает луну, которая есть символ ислама. Крест в лице русских крестоносцев попрал турецкий полумесяц, русское крестоносное воинство сокрушило силу христоненавистной Турции. Вам же предстоит, братия возлюбленная, попирать луну иным образом, – духовно, духовным оружием. Луна есть – символ ислама, – религия фатализма, фанатизма, чувственности, насилия, вражды ко всему, что немусульманское. В лице вашем крест да попирает луну, – да попирает в вас дух отчаяния, фатализма чрез вашу жизнь, проникнутую преданностию воле Божией, верою в Промысл Божий, при святой самодеятельности, дух фанатизма, нетерпимости чрез жизнь разумнодобродетельную и благочестивую, воодушевлённую любовию, которая всё терпит (1Кор.13:7), – дух плотоугодия чрез жизнь чистую, целомудренную, девственную, – дух насилия, вражды чрез жизнь, согретую любовию ко всему, даже и ко врагам вашим. Когда жизнь ваша будет такова, вы будете истинными крестоносцами духовными, будете праведно и спасительно хвалиться крестом Христовым.

Высоко воздвигнут крест Христов, возглавляющий св. храм сей. Радует всех вас, – не только братию св. обители сей, но и всех, собравшихся на освящение храма – и близких и дальних, – радует торжество креста, попирающего луну. Да будет же радость ваша полною, спасительною. Да попирает крест луну и во всех, предстоящих здесь, – да поможет вам учение крестное и сила крестная господствовать над духом уныния и отчаяния, над духом гордости, нетерпимости, плотоугодия и нелюбления и украшаться делами веры, надежды, любви, чистоты… Не извиняйте грехов и падений ваших соблазнами жизни в мире. Соблазн сопутствует человеку везде, – и в мире, и в иноческой обители, и среди мирского шума, и в тиши уединения; и – борьба нужна всюду. Опаснейший соблазнитель человека – он сам: а от себя самого куда убежит человек? Блюдите все над душами своими, не дозволяйте проникать в них соблазнам, возникать греховным помыслам, а возникающие изгоняйте, и – мир со своими соблазнами не победит вас. Помните, что уединение дало христианскому миру св. Антониев, а христианская жизнь в мире дала миру жён-христианок, которых сам Господь признал высшими св. Антониев…

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие, аминь (Гал.6:18).

 


Источник: Слово при освящении Кресто-воздвиженскаго собора в Ново-Нямецком монастыре, произнесенное преосвященным Павлом, епископом Кишиневским и Хотинским, 5 ноября 1878 года [Текст]. - [Б. м. : б. и., 1878]. - 12 с.

Комментарии для сайта Cackle