Речь при освящении Гельсингфорского Успенского собора, сказанная Павлом Епископом Выборгским Викарием С.-Петербургским, 13-го октября 1868 г. и размышление по поводу этого события. – его же

Источник

Сей день, его же сотвори Господь. Возрадуемся и возвеселимся в он. (Пс. 117:24).

Освящение храма Божия всегда – великое, радостное Церковное торжество. В новоосвященном храме открывается для верующих полная возможность к удовлетворению всем высшим потребностям духа. Так они обретают здесь духовную пищу и питие – семя и живую воду слова Божия, и животворнейшее даже слова Божия духовное брашно и питие – животворящую плоть и кровь Господа нашего Иисуса Христа. Они находят здесь освященное место для общих молитвенных собраний, для прославления едиными устами и единым сердцем Бога Триединого, для теснейшего единения между собой во Христе и со Христом. Они освящаются здесь молитвой, словом Божиим, таинствами. При таком значении храмов Божиих как же не торжествовать в день освящения храма Божия, даже малого и скудного, не отличающегося величием и благолепием? Но освящение храма Божия величественного, прекрасного – двойное торжество; потому что в храме прекрасном верующие находят не только удовлетворение высшим потребностям своего духа, но и особенные побуждения и пособия к надлежащему удовлетворению им. С какой обыкновенно силой величие и красота дому Божия возбуждают в душах христиан чувство благоговения к Богу, и как смягчают сердца их! Как сильно развивают и поддерживают они в молящихся готовность и способность к назиданию словом Божиим, к прославлению Господа великого и славного, к взаимному единению в духе любви, и к принятию с верой освящающей силы таинств! Да, храм величественный и прекрасный – величайшее сокровище, в обладание которым верующие не могут вступать без живейшей радости, без торжества и ликования.

Да возрадуются же ныне, в день освящения св. храма сего, все православные обитатели града сего: в этом храме Божием – величественном, прекрасном, небесоподобном, им так легко и сладостно будет умудряться во спасение чрез слушание и слагание в сердце слова Божия и освящаться спасающей силой благодати Божией. Да возрадуются и возвеселятся все, послужившие созданию св. храма сего молитвами, покровительством, жертвами, трудами: их попечения о храме увенчались добрым успехом – созданием храма дивно-прекрасного, живо напоминающего молящимся о величии и славе, обитающего в храме, Господа сил! Да возрадуются радостью Христовой и все православные христиане, и ближние, и дальние; да возвеселятся они вместе с православными обитателями града сего о том, что у них ныне, кроме скромной скинии Божией, доселе служившей для них местом прибежища к Богу, храм Божий величественный, прекрасный, достойный исповедуемого великим народом русским православия! Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он!

Но среди радости о новоосвященном храме Божием не оставим, братия, без внимания и тех назидательных уроков, которые дает нам освящение этого прекрасного, величественного храма.

Известна всем православным христианам та великая цель, с которой созидаются величественные, прекрасные храмы Божии и благолепно украшаются серебром и золотом и камнями многоценными, а особенно священными изображениями. Величественные и прекрасные храмы устраиваются для того, чтобы они своим величием и красотой живее напоминали нам о величии, славе и духовной красоте, таинственно обитающего в храмах, Бога Вездесущего; возбуждали в нас чувство благоговения и любви к Нему, как к Существу высочайшему, всесвятому, всесовершенному и всеблагому, и вообще нравственно развивали, возвышали и усовершали наш дух. Благолепно украшаются храмы Божии предметами многоценными и прекрасными с той целью, чтобы украшения сии напоминали нам о долге нашем украшать свои души тем, что многоценнее золота и серебра, мудростью духовной, добродетелью христианской. Священными изображениями украшаются храмы для того, чтобы эти изображения указывали нам в Боге – Спасителе нашем тот Первообраз, который мы должны отобразить в духе своем, а в святых Его те, более доступные для нашего подражания, образы, которым должны мы подражать при нравственном украшении душ своих для того, чтобы вернее изобразился в нас Христос (Гал. 4:19). Да не останется же, братия возлюбленная, недостигнутой по отношению к вам эта прекрасная, возвышенная цель устроения величественных, прекрасно и назидательно украшаемых храмов Божиих! Да будут ваши души всегда отверсты для восприятия тех назидательных и спасительных впечатлений, которые, несомненно, будет производить этот храм Божий на каждую благочестиво-настроенную душу! Благоговение к Богу великому и всесвятому, пламенная любовь к Нему – всеблагому Отцу нашему, да наполняют постоянно сердца всех, притекающих в св. храм сей, и в часы молитвенных собраний здесь и во все часы и минуты жизни их. Ни на одну минуту да не оставляет вас спасительная забота об украшении душ своих делами благоугодными! Священное изображение Бога Триипостасного пусть постоянно напоминает вам, что на всех нас лежит обязанность быть едино в Боге триедином, как три Божественные ипостаси едино суть (Ин. 18:21), и пусть располагает вас к исполнению сей обязанности. Святые изображения различных событий из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, изображения страданий, смерти, воскресения и вознесения Богочеловека да напоминают вам постоянно о долге и да располагают вас постоянно к исполнению долга нашего быть, подобно Ему, смиренными, послушливыми Отцу небесному даже до смерти (Флп. 2:6–8), распинать плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5:24), воскресать со Христом и обновляться жизнью святой (Кол. 2:12–13) и постоянно горняя мудрствовать, а не земная (Кол. 3:2). Беспредельная любовь Божия к роду человеческому, живо напоминаемая нам крестом Христовым, да располагает вас любить Бога паче всего – всею душой и всем сердцем до готовности всем жертвовать для Него, и в Боге, и для Бога любить ближних до готовности положить за них душу свою. Пусть св. лики св. апостолов, иерархов, мучеников и мучениц и всех святых располагают вас подражать чистой и богоугодной жизни их, святой любви их к Богу и людям, трудам и самоотвержению, с которыми они подвизались во славу Божию и благо ближних! И о, если бы все вы, под влиянием св. впечатлений храма Божия, употребили все силы свои на благоукрашение душ своих, и, если бы в вас действительно изобразился Христос! Тогда св. храм сей вполне достигал бы возвышенной цели, для которой создан: он действительно послужил бы нравственному преуспеянию, духовному обновлению и усовершению православных обитателей града сего.

Точно также, как известна вам, братия, цель устроения сего и других храмов Божиих; не неизвестны, конечно, вам и те силы, которыми храмы Божии уготовляются в истинные жилища Божии, а с тем вместе и те силы, которыми уготовляются в жилища Божии, в храмы Божии души наши. Храмы Божии, при помощи Божией, созидаются силами человеческими, и много, и долго трудятся обыкновенно люди над устроением храмов Божиих, особенно храмов величественных, прекрасных. В течение многих лет созидался и этот храм. Постепенно, камень за камнем, слагались эти стены, постепенно воздвигались эти столпы, устроялись главы, венчающие здание. Не вдруг, а постепенно, один за другим, начертаны рукой художника и священные лики, украшающие храм. Таким образом, храм Божий, в своем прекрасном, величественном целом во всем убранстве своем, есть плод многолетних, настойчивых трудов и усилий создателей его. Точно также и наши души не могут сделаться храмами Божиими без нашего собственного старания, без наших трудов и усилий. Только при усиленных и постоянных трудах, только при постоянном самоисправлении и самоустроении по началам и правилам христианским, можем мы соделаться храмами Божиими, украситься делами добрыми, качествами богоподобными. Но, с другой стороны, одними силами человеческими, при всем их напряжении, нельзя еще создать истинный, святой, угодный Богу храм Божий. Свидетель тому храм, ныне освященный. Он и до настоящего дня, как по своему назначению, так и по своему внутреннему и внешнему виду и по своим внутренним украшениям, а особенно по изображениям лиц священных, был по-видимому, истинным храмом Божиим. Но на самом деле было не так: он дотоле не был храмом Божиим, истинным, пока не коснулась его, во время священнодействия освящения, освящающая сила благодати Божией. Таким образом многолетние труды и усилия храмоздателей, без освящающей благодати Божией, не могли создать истинного храма Божия. Даже лики Господа и святых Его, хотя это и лики существ святых, дотоле не имели священного характера, и не сделались святыней и проводниками освящения, пока не освятила их сила благодатная. Тоже самое бывает и с храмами душ наших. Хотя бы мы употребляли все свои усилия на уготование в душах наших жилища Божия; хотя бы мы всемерно старались располагать жизнь свою по требованию закона христианского, и отображать в своей жизни и делах своих жизнь и дела Господа нашего Иисуса Христа: мы не будем истинными храмами Божиими, если самонадеянно будем все это совершать своими только силами, не обращаясь к помощи силы благодатной. Как много людей, целые народы, именующиеся христианскими, располагают жизнь свою по закону Христову и стараются по видимому уподобиться Христу; но как неверно, неточно, неясно отражается часто в их жизни образ и дух Христов, когда они желают делать все сами, не прося себе с усердием и верой благодатной помощи. Как мало в делах их святого, истинно христианского. Много образов и начертаний Господа нашего Иисуса Христа создала неверующая, или не правоверующая наука! И что же мы видим в этих образах? Мы узнаем в них некоторые знакомые черты – Спасителя нашего; но не видим в них истинного, святого, евангельского образа Богочеловека-Спасителя нашего, не ощущаем в них духа Христова. Тоже или почти тоже самое может быть и с каждым из нас, братия возлюбленная, если мы самонадеянно будем уготовлять души наши в храмы Божии и украшать их делами добрыми, только своими силами, без высшей благодатной помощи. Мы не будем храмами Божиими, благоугодными Богу; потому что в нас не будет духа Христова: а кто духа Христова не имеет, тот не Его (1Кор. 2:3). Только на краеугольном камне Христе все здание Церкви стройно возрастает в храм, посвященный Господу, на котором и вы должны устрояться в жилище Божие Духом (Еф. 2:21–22). Наши души тогда только соделаются истинными храмами Божиими, когда уготовление их в храмы Божии будет совершаться обоими необходимыми в этом деле деятелями, и нашим духом и Духом Божиим. Будем же и сами трудиться над уготованием себя в храмы Божии и постоянно молить Господа о ниспослании нам благодатной помощи для украшения душ наших делами истинно богоугодными!

Преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Котораго получает имя всякое отечество на небесах и на земле, да даст по богатству славы Своей, крепко утвердиться вам Духом Его, во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, дабы, укоренясь и утвердясь в любви, могли вы со всеми святыми постигнуть, что широта и долгота и глубина и высота и уразуметь превышающую разум любовь Христову, чтобы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3:14–19). Уразумение превышающей разум любви Христовой да откроется в вас истинной всеобъемлющей любовью, любовью и к ближним и к дальним, и к своим и к чужим, и к друзьям и врагам. Тогда поистине изобразится в вас Христос; тогда вы будете живыми образами Бога-Любви. Тогда вполне будет достигаться и цель, с которой создан и освящен св. храм сей.

Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей и утверди и, егоже насади десница Твоя. Аминь.

И будет в последние дни, гора дому Господня будет поставлена во главу гор; и возвысится над холмами и потекут к ней все народы. (Ис. 2:2). Великий пророк Божий Исайя как будто имел пред очами своими эту скалу величавую, на которой стоит храм Божий, и этот величественный, прекрасный, небесоподобный дом Божий, на скале воздвигнутый: как будто о настоящей славе и величии этой именно горы дому Божия предвозвещал он, когда в приведенных выше словах предрекал славу св. Сиона в мире христианском и под образом прославленного Сиона – славу Церкви Христовой! Поистине возвеличилась ныне богоизбранная скала сия превыше самых высоких скал и гор Финляндских. Она соделалась подножием св. дома Божия, созданного и благодатью Св. Духа освященного для проповедования слова и закона Бога истинного, (Ис. 2:3) для возвещения славы Его, для питания в людях чувств благоговения и благочестия, мира и любви, для освящения верующих молитвой и св. таинствами. Возвышенно назначение сей горы дому Божия! Велика и слава ее!

Кроме радостных чувств, естественно возникающих в душе при виде этого прекрасного, величественного православного храма Божия, воздвигнутого на скале величавой, сколько успокоительных мыслей, сколько отрадных, утешительных надежд возбуждает в душе моей этот храм Божий, ныне освященный благодатью Божией в жилище Божие!

Твердо и величаво стоит наша скала над бездной морской; бестрепетно смотрится она в волны, как бы высоко ни воздымались они. «Пусть волнуется море, как бы думает она; пусть с шумом и яростью устремляются на меня и ударяются в грудь мою волны морские: они разобьются сами о твердыню мою, смирятся, утихнут и улягутся у подножья моего, но не сокрушат меня». И подлинно тысячелетия продолжается эта борьба волнующегося моря со скалой; много яростных нападений сделало на скалу волнующееся море; но скала победоносно отразила их – все и доныне стоит на месте своем твердо и несокрушимо. Еще тверже и незыблемее до скончания века будет стоять во вселенной св. Православная Церковь Христова; будет стоять незыблемо, ибо она утверждается на Скале, несокрушимой и вратами адовыми (Мф. 16:18), на краеугольном камне, Господа нашем, Иисусе Христе (Еф. 2:20). Знамением и предвозвещением твердого, незыблемого утверждения на Божественной Скале – Иисусе Христе и Православной Церкви Финляндской служит для меня создание св. храма сего на скале несокрушимой. О, да не одолеют же и не сокрушат ее никакие силы вражеские до скончания века! Да обрящет Христос Господь, и в страшный и великий день второго Своего пришествия, на горах и в горах сих истинных слуг Своих, верных исповедников учения Своего!

Твердо и величаво стоит скала наша над бездной морской; равнодушно смотрит на волнение суетной, постоянно волнующейся стихии. Ничего, в течение тысячелетий, не заимствовала она от постоянного приражения к ней волн морских, не подверглась никакому изменению. О, да будет подобно этой скале, твердой, непоколебимой в православии и св. православная Церковь Финляндская! Пусть бесследно, безвредно для чистоты веры и нравственности чад ее приражаются к их духу неустойчивые мнения и учения человеческие. Да отражаются ею постоянно все ереси и заблуждения, и да останется она до скончания века чистой Невестой Христовой, не имеющей никакой скверны, никакого порока! Да не увлечет чад церкви житейское море в смертоносные пучины свои; да не отнимет у них сознания и чувства своих обязанностей к Богу и св. закону Его; но да будут всегда в горах и на горах сих истинные подвижники благочестия, горняя мудрствующие, а не земная (Кол. 3:2).

Не служит для меня православный храм Божий на скале знамением и предуказанием неплодия церкви православной в пределах сих. Нет! При настойчивом труде человека и скалы покрываются здесь богатой растительностью. Скалы не препятствуют жить здесь и размножаться, по законам природы, народу мужественному, трудолюбивому, честному, выработавшему в борьбе со скупой на дары природой твердость и стойкость характера. Не большего ли плодородия можно ждать в области благодати, в которой побеждается естества чин, ждать даже в том случае, когда область сия представляется недальновидному взору человеческому пустынной, бесплодно-каменистой? Не может ли Господь, могущий из камения воздвигнуть чад Аврааму (Мф. 3:9) и от неплодной Сарры, родившей Аврааму сына, праотца многочисленного народа, соделать богатой чадами доселе скудную ими и св. Церковь Финляндскую? О, да сбудется и над ней слово пророческое: воспой неплодная, нераждавшая, воспой песнь и ликуй, немучившаяся родами, ибо у отверженной будет более сынов, нежели у замужней, говорит Господь (Ис. 54:1). Да распространится она и направо и налево, и да овладеет народом и населит города (Ис. 54:3). И как не чаять исполнения слова пророческого, когда Жених церкви есть Творец ея, имя Его – Господь воинств, и Искупитель ея святый Израилев, – Богом всей земли называется (5 ст.)? О, да будет, чтобы всякий, «кто ни зашел бы к ней» с целью беспристрастно узнать и изучить ее, «перешел бы к ней» (ст. 15).

Не служит для меня православный храм на скале знамением и предуказанием и глада слышания слова Божия в православной Церкви Финляндской, и неудовлетворения духовным потребностям народа. Не питал ли Господь-Бог Израилев, чрез великого вождя израильского народа – Моисея, народ свой манной в бесплодной пустыне? Не источал ли он воду из камня для утоления жажды народа своего? Так не воспрящала Всемогущему питать и поить народ неплодная пустыня каменистая. Удовлетворение же духовным потребностям сынов церкви, где бы ни жили они, на все века обеспечено Господом-Спасителем нашим. И для утоления духовного голода и жажды православно-верующих в стране сей, как и везде, всегда готовы в обилии и манна, и живая вода слова Божия, и Божественное брашно и питье – пречистая плоть и пречестная кровь Господа нашего Иисуса Христа. Неразумеющие языка великого народа русского могут читать и слышать и слово Божие и книги богослужебные на языке страны сей. Только бы не оскудевала пастырская ревность раздающих пищу и питье духовное; только бы не чуждались пищи те, для кого она предназначена: и пища и питье в обилии уготованы для всех, желающих вкушать их и не оскудеют никогда.

Да стоит же твердо и незыблемо на основании Божественном св. церковь Финляндская, и да удовлетворяет неоскудно всем духовным нуждам и потребностям чад своих! Да стоит незыблемо и св. храм сей – символ твердости св. Финляндской Церкви Православной.

Призри с небесе, Боже, и виждь, посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя! Не велик здесь виноградник Твой; но он – Твое насаждение. И как Твое насаждение, он может быть и плодоносен и богат отраслями своими. Сохрани св. Церковь Финляндскую и св. храм сей во веки и веки! Пресвятая Дева Богородица, и во успении Твоем нас неоставляющая без Твоего державного покрова, охраняй и св. храм сей, посвященный Твоему Св. Имени, и всех с верой к Тебе в нем притекающих. Святые, воспоминаемые ныне св. церковью, отцы Собора Никейского, седьмого вселенского, блаженные ревнители благолепия дома Божия, и ты, св. Никита, исповедниче Христов, проливший кровь свою за св. ревность о священных украшениях церковных! Призрите из горних жилищ своих на храм сей, величественный, прекрасный, подобно богатоубранной невесте украшенной, возвеселитесь духом о благолепии и сего св. храма и других православных храмов Божиих, и моли Господа сил о Благочестивейшем Самодержавнейшем Государе нашем Императоре Александре Николаевиче, о покровителях и создателях св. храма сего и о всех православных христианах да дарует Господь-Бог всем нам силы ко благоукрашению, делами веры и благочестия, храмов душ наших, во славу всесвятого имени Его и во спасение наше.


Источник: Христианское чтение. 1868. № 12. С. 793-806. Издательство СПбПДА. Санкт-Петербург. 2010

Комментарии для сайта Cackle