Источник

<Часть восьмая>

Земля и небо (философия, астрология, естествознание) небо и земля (отрывочные замечания об астрологии)

В планах и проспектах издания данный раздел носит название «Земля и Небо (Философия, астрология, естествознание)», как и обозначается на шмуцтитуле. Но на самой рукописи раздела написан другой заголовок: «Небо и Земля (отрывочные замечания об Астрологии)». Данный авторский текст, вместе с многочисленными выписками из литературы вложен в картонный переплет, на котором обозначена общая тема: «Гармония сфер. Астрология» (Архив священника Павла Флоренского). Публикуются авторские материалы Флоренского, в примечаниях использованы некоторые черновые выписки и указания на литературу.

Игумен Андроник

Тексты «Небо и Земля» и Приложения подготовлены игуменом Андроником и С. М. Половинкиным. Все примечания С. М. Половинкина.

1922.1.2. Москва

1) Коперниканство и система Птолемея. Общенародное миропредставление. Критика Коперниканства.

<На полях запись:> См. у Маха в изл. принц<ипов> мех<аники>814, Пуанкаре, Эйнштейн.

2) Небесная музыка. (Гармония сфер).

(Эта глава примыкает к главе о магичности слова).

<На полях запись:> В частн<ости> – мнение К. Бэра815 (в Таннери – «Первые шаги др<евне>-гр<еческой> науки»816.

Действие звука (певец, заставляющий разбиться стакан). (Иерихонская труба). От звука рождается материя (Беме)817 и вообще о Беме. Неслышимый звук. «Вибрации» (ср. статью в Вестн<ике> Иностранной Лит<ературы>818.

3) Позитивные данные в пользу астрологии: связь земных и небесных явлений, эмпирически устанавливаемая.

4) Два света – свет дневной и свет ночной (по Каббале, Сотнику819 и проч.; Черное солнце и проч. О мистике черного света – физика и т. п.

Обрезание

<На полях запись:> Переклик. с «На Маковце», с «Каббала»...

5) Астрология в Новое время и в новейшее – ее возрождение.

6) Система Данта820.

<Приложение.> Гармония сфер

1908.Х.29 Сергиев Пос<ад>.

Продумано ночью

1) Вычислить отношения между периодами колебаний и длинами волн (электромагнитными), посылаемых небесными телами.

а) Планеты отнести к солнцу,

б) спутники отнести к планетам.

Не получится ли аккордов?

2) Определить «гармонию». Гармония – математ<ическое> соотношение, воспринимаемое в муз<ыкальном> произведении, тоже звуковое. Звуки в музыке дело второстепенное.

3) Нужность звука – в том, что он может нами посылаться (со всей кул. и др.).

4) Мильталер821 – гармония сфер, оптическая. Балет.

5) У Коновалова о χορός822.

6) Слова Клим<ента> Римск<ого> о хорах светил823.

* * *

814

По всей видимости, имеется в виду книга: Мах Эрнст. Механика: Историко-критический очерк ее развития / Пер. Г. А. Котляра; Под ред. проф. Гезехуса. СПб., 1909.

815

В Архиве свящ. Павла Флоренского сохранился листок, откуда почерпнуты нижеследующие ссылки. См.: Гомперц Теодор. Греческие мыслители. Т. l./Пер. Е. Герцык и Д. Жуковского. СПб., 1911. С. 104. «Не допустимо ли, – спрашивал в наше время не кто иной, как великий основатель эволюционной теории Карл Эрнст фон Бэр, – некое звучание мирового пространства, некая гармония сфер, слышимая иными, чем наши, органами слуха?» Гомперц ссылается на книгу Бэра: Reden, gehalten in wissenschaftlichen Versammlungen und kleinere Aufsätze vermischten Inhalts. Bd 1. СПб., 1964. S. 264.

816

См.: Таннери П. Первые шаги древне-греческой науки /Пер. Η. Н. Полыновой, С. И. Церетели, Э. Л. Радлова, Г. Ф. Церетели; Предисл. А. И. Введенского. СПб., 1902.

817

Ср.: Беме Яков. AURORA или утренняя Заря в восхождении /Пер. А. Петровского. М., 1914; М., 1990. С. 320: «Ибо второе рождение, как-то: зной, свет, любовь и звук, скрыто в самом внешнем, и делает внешнее подвижным, так что оно собирается вместе, и рождает тело. <...> Но, так как звук слова Божия должен восходить сквозь терпкую, горькую смерть, и рождать тело в полумертвой воде...»

818

Какую статью имеет в виду Флоренский, публикаторам выяснить не удалось.

819

Возможно, что Сотник – председатель Бюро Секции инженеров и техников Цектрана, которому принадлежит книга: Тов. Сотник. Теория универсального хозяйства. М., 1921. Эта книга являлась частью труда «Философия исторического энергетизма». В Архиве свящ. Павла Флоренского сохранился листок, по всей видимости, с записью основных положений доклада Сотника:

«Сотник 1923.V. 3 нов.ст.

1) Декартовы вихри.

2) Миров. эфир – Татаринов.

3) Двойной свет Каббалы <евр. нрзб.>.

4) Менделеев – об эфире, как веществе.

5) В формулах нет «массы» – по Декарту.

6) Астрология все определяет вращением неба – эфира (а не физич. материальн. процессом)».

Сохранился листок с цитатой из рукописи доклада Сотника:

«Эфир и планеты. Астрология»

(Доклад инж. Сотника в Авиационном институте) ркп.

«Движение является функцией лишь отношения дуг, окружностей и радиусов. В силу этого, самое понятие время изменяется, приобретая чисто линейный характер.

Что такое секунда, час, сутки? Только лишь некоторая часть окружности, ограничивающей планетный эфир от солнечного, над экватором планеты; другими словами, дуга этой окружности, точки которой коснулись опорного эфирного слоя. И для нас важно, чтобы точки этой дуги, по которой атомы периферии планеты последовательно прошли через конечную точку, коснулись последнего атома, заканчивающего радиус, отделяющий планету от солнца. Раз все атомы планетного эфира прошли через этот критический пункт, мы говорим – прошли сутки. Если прошла 1/24 часть окружности – это будет <нрзб.> наз. часом, 1/86 400 – это будет одной секундой. И в эту секунду (так в тексте, имеется в виду 1 минута – ред.) наш пульс отсчитывает 70 или сколько ему положено ударов; если мы идем, то ноги наши сделают приблизительно привычные два шага; любая машина сделает столько оборотов, сколько в секунду ей полагается; на электродах выделится столько соответствующих химических продуктов, сколько за секунду должно выделиться. Одним словом, для всех химических, механических, физических, органических, или полнее, для всех энергетических процессов это последовательное прохождение атомами периферии планеты через критическую точку, которой начинается солнечный эфир, находящийся между планетами и солнцем, – этот процесс является основным, исходным, независимой переменной, функцией которой являются все энергетические процессы на планете. Я говорю – «независимость переменной потому, что: – как на самом деле проходят атомы периферию планетного эфира эту критическую точку? – Нам совершенно неизвестно. Если солнце почему-либо стало вращаться скорее, скорее стал вращаться солнечный эфир, то скорее начнет на поверхности его отлагать свои точки и окружность планеты, скорее начнет вращаться и планета, но все равно ее оборот мы сочтем за сутки, 1/24-ую часть этого оборота – за час и 1/86 400 за секунду. И, если бы солнце потащилось, как водовозная кляча, и все процессы вращения, соответственно, замедлились бы, мы бы этого не заметили бы, хотя наши ноги за секунду в это время, делая свои два шага, двигались бы с такою медленностью в абсолютном времени, что, например, в предыдущий упомянутый период ускорения вращения солнца, мы за эти два шага успели бы двадцать раз дойти туда, куда мы идем, пообедать, вернуться назад, прожить несколько абсолютных часов, дней, может быть, недель и т. д. Как видно, важно для нас, для жизни и изменений на всей планете, только длина дуги, количество атомов на периферии планетного эфира, т. е. протяженность пространственная. Время есть длина, линия, протяженность в пространстве. Значит скорость, которую мы привыкли понимать как длина, протяженность в пространстве, деление на время, на протяженность, – во времени: столько-то метров или верст на столько-то секунд, эта скорость становится простым коэффициентом, цифрой, числом. Значит выражение пути: столько-то километров, умноженных на секунды, начинает принимать полное подобие площади. Всякий путь всегда есть, прежде всего, площадь, т. к. там всегда фигурирует протяжение в пространстве и во времени, т. е. квадрат протяженности. Всякий путь можно всегда изобразить в виде площади, реально существующей, и любое протяжение можно изобразить одинаково реально или в пространстве, или во времени. Километры можно перевести в секунды, как и секунды – в километры. Квадратные километры можно изобразить, как производное километров на секунды и наоборот».

820

В Архиве свящ. Павла Флоренского сохранились отсылки к следующим работам: La materia della Divina Commedia di Dante Alighieri dichiarata in VI tavole da Michelangelo Caetani. Nuova edizione a cura di G. L. Passerini. Nuova tiratura. Firenze, G. C. Sansoni, editore MCMXIV; Святский Д. Астрономия у Данте Алигиери в его «Божественной комедии» / Мироведение. Известия Русского общества любителей мироведения. Т. 11. 1922, № 1(42). С. 52–55.

821

См.: Milthaler J. Das Rätsel des Schonen. Eine Studie über die Prinzipien der Ästhetik. Leipzig, 1896.

822

См.: Коновалов Д. Г. Религиозный экстаз в русском мистическом христианстве. Ч. 1. Вып. 1. Физические явления в картине сектантского экстаза. Сергиев Посад, 1908. С. 141: «обыкновенно, в памятниках христианской письменности, телодвижения, входящие в состав плясок и, однако, признаваемые совместимыми с религиозным восторгом, обозначаются словами χοροί, χορεία и χορευειν, которые принято переводить на русский язык как «ликование» и «ликовать» (χορός–хор, лик)».

823

Святого Климента, епископа Римского к коринфянам послание I // Писания мужей апостольских. В русском переводе, с введением и примеч. прот. П. Преображенского. 2-е изд. СПб., 1895. С. 86–87: «Солнце и лики звезд, по его велению, согласно, без малейшего уклонения проникают на назначенные им пути».


Источник: Сочинения. В 4 т. (7 книгах) / Флоренский П.А. /сост. А.С. Трубачев – М.: Мысль, 1994–2000 / Т. 3 (2). 2000. – 623 с. ISBN 5–244–00930–3 (Философское наследие Т. 129).

Комментарии для сайта Cackle