К.Г. Исупов

Источник

Примечания. Комментарий. Библиографические материалы

Собранные в Антологии тексты, не образуют исчерпывающей картины восприятия наследия П. Флоренского (в экстенсивном, количественном смысле), но ключевые моменты сюжета сохранены. Кое-что осталось за рамками сборника по разным причинам, в меньшей степени потому, что источник оказался недоступным, в большей, потому, что его содержание не вносит принципиально новых штрихов в опыт уже имеющейся философской критики. На отборе материалов сказался и тот факт, что поиск отзывов на труды Флоренского, никогда не носил систематического характера, так что какие-то тексты остались просто неизвестными (особенно, возможно, это касается архивных разысканий). В этом смысле редакция будет благодарна тем читателям, которые сумеют предложить неизвестные нам материалы, с целью выпуска второго, дополненного и измененного, издания антологии о П. А. Флоренском. Существование частных коллекций ситуации не меняет. Вряд ли полноте наших представлений способствует и то, что конкретные связи Флоренского с мыслителями религиозного ренессанса изучены эпизодически. Обратной стороной растущего потока научных и любительских штудий наследия Флоренского стало и то, что фактура диалогов мыслителя с современниками до сих пор представляет собой белое пятно. Вокруг этой интуитивно заполняемой пустоты, прочерчиваются тематически популярные круги, вроде «Розанов и Флоренский», «Бердяев и Флоренский», «Флоренский и Вернадский». В последние годы возникла мода на «Флоренский и С.Булгаков». И все же до сего дня автор «Столпа...» предстоит то восхищенным, то негодующим взглядам XX века, без надежды на полностью аутентичное понимание.

То же самое связано с именами большинства крупных религиозных мыслителей, чье наследие находится в центре внимания издаваемой Русским Христианским гуманитарным институтом серии антологий «Русский путь».

Пока не будет пройден период наивной компаративности, «Русский путь» вынужден будет удовлетворяться решением задач преимущественно коллекционерского сосредоточения голосов эпохи вокруг каждого имени персонально. В результате мы получим (для начала на уровне эмпирических презентаций) те поля существенных пересечений позиций, мнений и точек зрения, внутри которых станет возможным рассмотреть закономерности типологического и структурного характера, а на этой основе выработать языки описания самой темы «судьба философа» («судьба концепций», «судьба памятника»).

Собирание и издание антологий направленного рефлективного опыта, лишь самое малое, что можно сделать на этом пути. Но и это малое обязывает составителя к не всегда выполнимому. Считаем необходимым предупредить читателя, что фамилии не всех авторов, чьи произведения составили основной массив книги, удалось разыскать в справочно-библиографической литературе, не все встретившиеся в текстах имена удалось расшифровать. Сохраняется авторская датировка событий жизни и кончины Флоренского.

Книга содержит два ряда примечаний: авторские (они помещаются в конце соответствующего текста и в подстрочных примечаниях) и комментаторские (они находятся в конце издания, вместе с библиографическим аппаратом). Библиография по авторам не преследует целей исчерпывающего перечня, а осуществляет, скорее, функцию напоминаний.

Угловые (купюры) и квадратные (необходимые по смыслу вставки) скобки принадлежат составителю. Круглые скобки – авторские. По возможности сохранена авторская пунктуация.

В примечаниях указываются краткие сведения об авторе (если они имеются в научном обиходе), расшифровываются встречающиеся имена, раскрывается смысл полемичных и «темных» мест.

Выражаем сердечную благодарность тем, кто словом и делом помог в подготовке книги: П. В. Кузнецову, прот. В. Федорову, В. А. Фатееву, С.М. Половинкину, С. С. Хоружему, Н. К. Бонецкой, сотрудникам Казанского собора, преподавателям Духовной Академии и Семинарии, работникам музеев и библиотек нашего города.


Источник: П.А. Флоренский : pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г. Исупова. – СПб. : Изд. Русского Христианского Гуманитарного Института (РХГИ), 1996. - 752 с. (Русский путь).

Комментарии для сайта Cackle