Источник

I. Приветствие ректора Московских Духовных Академии и Семинарии, председателя Учебного комитета архиепископа Верейского Евгения

Два года назад ученый совет Московской Духовной Академии и Семинарии принял решение о ежегодном проведении кафедрами конференций, приуроченных к дню памяти святителя Филарета Московского. Такую конференцию в текущем году проводит кафедра богословия. Тема конференции «Русская патрология» избрана не случайно. Дело в том, что в 2005–2006 учебном году на заседаниях ученого совета и общего собрания корпорации Московской Духовной Академии и Семинарии обсуждался вопрос о введении в семинарии учебного курса «Русская патрология». Положительное решение по этому вопросу было принято в июне 2006 года, в результате чего указанная дисциплина была введена на пятом курсе Семинарии. В 2006–2007 учебном году началось преподавание этой дисциплины.

В истории отечественного духовного наследия русской патристике принадлежит, бесспорно, особое место. Однако ей в течение длительного времени не уделялось должного внимания, и она не была выделена из объема всей русской литературы. В то же время она в значительной мере не только определяла содержание и характер этой литературы, но и оказывала существенное влияние на церковную и общественную жизнь страны. Духовные проблемы христианского воспитания, богословские и философские проблемы осмысления бытия, места человека в окружающем мире, смысла, целей и задач его жизни – все это составляло основное содержание творений русских святых отцов и помогало нашей Церкви и нашему отечеству в исполнении возложенной на них благодатной миссии воспитания нового человека, укрепления его духа, созидания молодого христианского государства, которое впоследствии по праву получит название Святой Руси.

Творцы русской патристики относились к своему труду очень ответственно. Без преувеличения можно сказать, что они воспринимали его как некое священнодействие. На это указывает не только написание ими своих творений, но и переписывание святых книг, которое выполнялось, как правило, в монастырях и только людьми, опытными в духовной жизни. Перед созданием своих трудов русские святые отцы усердно молились Богу о просвещении своих познавательных сил и о благодатной помощи в этом нелегком деле. Сознавая свою ответственность перед Церковью и обществом, они стремились выразить соборный голос Церкви и найти ответы на злободневные проблемы, волновавшие российское общество в тот или иной период его бытия. Начало такому служению положил уже митрополит Киевский Илларион. На первый взгляд может показаться, что ему, возлюбившему жизнь в пещере, эти проблемы должны быть совершенно безразличны; однако стоит прочитать его знаменитое «Слово о Законе и Благодати», и сразу же становится совершенно очевидно, что перед нами выступает незатворник, порвавший все связи с окружающим миром, а церковный и общественный деятель, озабоченный не только вопросами личной духовной жизни, но и судьбами своего народа, вставшего на путь христианской цивилизации. Свое продолжение эта традиция, начатая святителем Иларионом, нашла в творениях многих русских святых отцов. Не уходит от этой традиции даже житийная и патериковая литература.

Такой характер русской патристической письменности стал возможен благодаря напряженности духовной жизни, какую вели ее творцы. Поэтому им удалось создать глубоко одухотворенные сочинения, по своей благодатности и силе выразительности не уступающие древним святоотеческим образцам. При этом на своем творческом пути они всегда соблюдали одно из главных условий успешного развития духовной культуры – непрерывность передачи опыта духовного делания, знаний, проистекающих из этого опыта и из постижения бесценного наследия, накопленного в других христианских странах, и прежде всего в Византии.

Сохраняя неразрывную связь с этим наследием, наши святые отцы проявили значительную творческую самостоятельность. Они не были беспомощными учениками, лишь копировавшими классические святоотеческие творения. При всем бесспорном влиянии, какое греческая патристическая мысль оказывала на русскую церковную письменность, при общности и непрерывности христианских традиций, русская патристика являлась вполне самобытной и оригинальной, а процесс ее развития был отнюдь не простым и прямолинейным. Она знала периоды подъема и упадка, и в ее истории до сих пор остается много спорных и малоизученных вопросов.

Вам, участникам настоящей конференции, предстоит проследить основные этапы развития отечественного патристического наследия и оценить наиболее значимые творения святых отцов, что, несомненно, послужит вкладом в разработку обобщающего труда по русской патрологии.

Желаю всем вам помощи Божией и благодатных успехов в изучении вами нашего патртического богатства на благо святой Церкви и нашего народа.


Источник: Русская патрология: Материалы академической конференции. — Сергиев Посад: Московская Православная Духовная Академия, 2009. — 576 с.

Комментарии для сайта Cackle