Азбука веры Православная библиотека архиепископ Парфений (Чертков) Слова на случай выборов по Владимирской губернии чиновников, при собрании Владимирского дворянства

Слова на случай выборов по Владимирской губернии чиновников, при собрании Владимирского дворянства

Источник

Содержание

Слово I. Пред присягою на беспристрастный выбор Чиновников Слово II. На случай присяги новоизбранных Чиновников  

 

Слово I. Пред присягою на беспристрастный выбор Чиновников

И почто в сем храме Господнем, в месте селения славы Божией, почто столь многочисленное, блистательное, великоименитое Сословие? – Вот, и мечи при бедрах – почесть или доблести подвизавшейся за благо отечества противу врагов внешних, или правды, поборающей поистине противу коварства в ограждение мирных граждан! Вот, и блистающие на персях отличия – стяжание достохвальных заслуг, или тяжких, кровавых подвигов! Почто весь сей блеск знаменитости, достоинств и благородства? – Но для чего вопрошаю? Се крест Святый и Евангелие – наидрагоценнейший залог всемирного Искупителя! Так, здесь должны быть произнесены клятвенные обеты; – должны: ибо кончилось трехлетнее поприще призванных на дело общеполезного служения, и чреда – вступишь на подобное поприще тем, на коих падет жребий избрания. Но для чего клятвенные обеты? Уже ли честь, долг и совесть не достаточны к утверждению истины в беспристрастном и нелицеприятном избирании? для чего? – Клятва не есть вымысел человеческого ума, или дальновидной политики. Во все времена и у всех просвещенных народов она была священнейшим долгом. Начало ее и установление истекает от Высочайшего, Вседержавного Законодавца. Изрекши устами Пророка сию непререкаемую святую волю: Господа Бога Твоего да убоишися, и Тому Единому послужиши, и к Нему прилелишися, приложил Он и сию заповедь: и именем Его клянешися1. Убо сколь непременна обязанность благоговеть пред Господем, яко Вездесущим, Всеведущим, и вся Собою исполняющим, служить Ему, как Создателю и Верховному Владыке всяческих, всем сердцем любить Его, яко Бога сердца нашего, яко Отца щедрот, и Бога всякие утехи: столь же непременная обязанность – запечатлевать свидетельство истины святейшим Его именем.

Нужны ли примеры? Кто был праведнее Авраама, отца верующих, когда Сам Господь благоволил именовать Себя Богом Авраамовым? Кто был угоднее Богу Вождя Израилева и Пророка Моисея, удостоившегося беседовать с Ним лицом к лицу, и нареченного Боговидцем? Кто был любезнее Господу Давида, избраннейшего из всех Царей земных? – но и сии святейшие мужи, когда требовала важность дела, клялись Господем Богом небесе и Босом земли2.

Да умолкнет мудрование, будто бы клятва несовместна с благородным духом, с истинною лестию и с правою совестию! Напротив, она освящает, она печатлеет их, и полагает конец всякому пререканию, всякому недоверию, по слову Божию: всякому прекословию в подтверждение истины кончина клятва ест3. К чести Россиян верность и правота совести были их отличительным характером. Вместо тяжкой ответственности и наказания наши предки тому угрожали одним бесславием и стыдом, на кого падало подозрение в несоблюдении верности: Да будет тому стыдно. Так! – ты благороден, и добросовестен, ты дорожишь своею честию; но тебе не верят. Чем же удостоверишь подозревающего, как не призванием во свидетельство твоей верности Всевысочайшего Имени, как не клятвою? И какое сильнее, какое разительнее может быть для тебя побуждение к соблюдению истины и правоты? Так Великий Князь Владимир Мономах, благопоспешный распространитель сего Града, ему соименитого, в назидательном завещании детям своим внушая, чтобы утверждая клятву крестным целованием, не преступали оные, подал им собою убедительный пример верности в хранении клятвы: Братья сказали мне: изгоним Ростиславичей, и возьмем их облает; или ты нам не союзник? но я ответствовал: не могу забыт крестного целования4. Так Смоленский Князь Мстислав Давыдович, учинив договор с иноплеменными, заключил оный угрозою прещения Божия: кто из Россиян или Немцев нарушит наш устав, будет противен Богу5. Вот сколь важны, сколь святы были и должны быть клятвенные обеты для незазорной совести, для благородного духа! –

Но не видим ли, скажет оскорбленное неправдою прямодушие, не знаем ли из опытов, что клянущиеся Именем Божиим не редко действовали, и действуют не по правде, а по движению страстей, или корысти и честолюбия, или лицеприятия, или ненависти? Ах! кого обманет предатель истины? Собратий своих? Нет! они преследуют его укоризнами и презрением. Могу ли быть с тобою в одном месте, говорил Великий Князь Мстислав Изяславич матери Князя Владимира Мстиславича, могу ли, когда сын твой смеется над святостию крестных обетов? Вельможи, продолжает история, устыдились повиноваться клятвопреступнику6. Гнушаясь сам собою, отверженный всеми, несчастный обратился к Святому и Благоверному Князю Андрею Боголюбскому; сей дал ему убежище, но не хотел видеть. Обманывает ли Бога, ложно призывающий Его во свидетели? но Он Сердцеведец. Очи Его на всех путех: ни сокровенна от лица Его беззакония7. Рано ли, поздно ли, но открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков8. – Не велик был крест9, говорил с посмеянием Князь Галицкий Владимирко посланному от Великого Князя Изяслава боярину, который напоминал о клятве, запечатленной крестным целованием; не велик был Крест, возразил ему посол, но сила оного велика; и, вероломный, пользуясь совершенным здравием, постигнут был внезапною смертию. Бог наш есть Бог отмщенний10: судьбы Его бездна многа11. Долготерпелив? но долготерпение Его для нераскаянных усугубляет тяжесть наказания. Клятвы лживые не любите; зане вся сия возненавидех, глаголет Господь Вседержитель12.

И так, Почтеннейшее Сословие, познав важность клятвенных обетов, устройте сердца ваши ко истине; заставьте умолкнуть страсти недостойные истинной чести, и благородства; одушевитесь правотою совести, и в чувстве страха Божия, в чувстве глубочайшего благоговения к Сердцеведцу, призирающему на ваши клятвы, клянитесь; Благодать же Божия да будет с вами! Аминь

Говорено 17 дня, Декабря 1826 года.

Слово II. На случай присяги новоизбранных Чиновников

Возвистися тебе, человече, сто добро, пли чесого Господь ищет от тебе, разве еже творити суд, и любити милость, и готову быти, еже ходити с Господем Богом твоим.

Мих.6:8.

И так на вас пал жребий избрания, Почтеннейшие Сановники; за вас клялись Избиратели пред Сердцеведцем Богом, что не иных облекут доверием избрания на общеполезное служение, разве отличных по доблести и заслугам, благородных по духу, уважаемых по благонамеренности и правоте; за вас клялись Избиратели! – Казалось бы, вы и должны уже обонять сей фимиам уважения, пользоваться честию избрания, вступить на поприще служения, и принять весы, чтобы на них взвешивать судьбу вверяемых вашей власти. Почто ж паки вы притекли в храм сей? Уже ли не довлеет клятва за вас Избирателей? Уже ли

еще их клятву вы должны подтвердит, и запечатлеть собственною клятвою, что оправдаете надежду Избирателей, что будете проходить служение во истине и с правым сердцем? Так! вожделенно доверие, но велики и обязанности; приятны почести, но страшна ответственность пред Богом, пред Августейшим нашим монархом, пред отечеством и ближними. Убо, прежде, ежели приступите к совершению клятвенных обетов, почитаю пастырским долгом напутствовать вас наставлением, как должны проходить ваше служение.

Урок, излагающий главнейшие наши обязанности, состоит в сих чертах слова Божия: возвестися тебе, человече, кто добро, или чесого Госпоьд ищет от тебе, разве еже творити суд, и любити милость, и готову быти, еже ходити с Господем Богом твоим; но урок сей: творити суд, любити милость, и ходити с Господем Богом 13, сколь приличнее, сколь необходимее призванным на дело общеполезного служения! –

И так первая обязанность званиеносцев – творити суд; но творить суд не значит играть жребием других; но быть судиею не значит быть полномочным властелином, действующим по одной своей воле, по одному повелительному манию, чтоб все заставить пред собою благоговеть и раболепствовать. Суд есть святилище истины. Судия есть доверенный от лица Отечества, и обязанный клятвою слуга для споспешествования общему благу. Самодержавная Власть14, как верховный ум Державы; учрежденные, посредствующие власти и судилища15, – только органы Монаршей воли, – только пружины Верховного законодательства. Изречет ли судия суд? Изречет не гласом собственного мудрования, но гласом законов. Подписует ли приговор? Над ним Свидетель Всевидящий; пред ним зерцало истины; на устах его – клятва, запечатленная крестным лобзанием; самые подписующие персты освящены знамением Триипостасного Божества, призванного во свидетельство истины. И какой же другой подпишет он приговор, как не во имя правды? Убо судия с первым шагом в Судилище должен повергнуть к подножию законов и собственную волю, движимую властолюбием, и собственный разум, увлекаемый мудрованием. Убо законы, предписанные Скиптродержавною рукою, и Государственные постановления суть те священные скрижали истины, с которыми судящий должен соображать свои суждения, соглашать свои мысли, намерения, свои поступки. Но кто обнял их много различность, постиг смысл их во всем пространстве, сообразил со всеми случаями, происшествиями и действиями человеческими? – Отзовется ли судия неведением? но неведение не оправдывает, а осуждает: ибо для чего в руках его весы правосудия? для чего выставляет себя на позорище подобно идолу, и имея очи, не видит, имея уши, не слышит? – Что ж остается для судящего? Неослабно упражняться в познании законов, приникать в их смысл, и силу, наблюдать, соображать; и тако творити суд в правде и с неколебимою верностию.

Другая обязанность для званиеносца – любити милость. Дело милости, составляя общую всех обязанность – помогать требующим помощи, есть особенное дело судии, чуждого пристрастия и лицеприятия16. Неравенство состояний и званий уравновешивается силою законной справедливости; за щитом гонимый от гонителя, сильного, простодушный от коварного. Какая милость больше сея щит – в руках судии беспристрастного, нелицеприятного. Вот, внес в судилище прю свою именитый саном и силою, прю с малым и немощным; робость твердит тебе: он отмстит, есть ли не исполнишь волю его; надежда обольщает: он будет тебе покровителем, есть ли направишь весы правосудия на его сторону: но в тоже время воззопиеши притесняемая немощь к Богу отмщений: воздажь воздаяние и притеснителю и судие неправедному! Что ж должен делать судящий? Быть верным своему долгу и обязанности. Да не познаеши лица в суде, малому и великому судити17 ниже посудитися лицу могущаго18 . Вот, богатый в борьбе с убогим; на стороне первого ходатай – тяжеловесное, блестящее золото: на стороне убогого – только слезы и воздыхания. Возьмешь золото: будешь жить в довольстве и обилии: но бойся, чтобы из вздохов бедного, проникающих небеса до Престола Господа Господствующих, не изшел гром, и не разразился над главою судии корыстолюбца. Вот, твой друг умоляет тебя именем всегдашней приязни споспешествовать его неправедным видам; любовь твоя, твое сердце говорят за него: какой лучший случай оказать дружбе услугу? Но совесть напоминает тебе: ты дал клятву – дружбе не дружит; – не дружи, или ты – клятвопреступник! Дорога дружба, но дороже должна быть для тебя справедливость. Вот, враг твой в твоих руках; любомщение торжествует, видя у ног своих жертву; оно вопиет к тебе: подвигни против него весы, и меч правосудия: но ты должен быть беспристрастен, как закон ; а закон велит, уважать и во враге справедливость: восторжествуй над собою, и за зло отмсти добром. Вот, ябеда и клевета, подобно лукавому духу, распростирает тьму на зерцало истины; простодушие опутано сетьми коварства; одна надежда на прозорливость, и правоту твою. Заступи уловленного хитростию; или слезы его падут на твою совесть, и отмстятся Праведным Мздовоздаятелем. Что сказать о долге званиеносцев к сирым и вдовицам? Сам Бог именуется Отцем сирых: убо они должны быть особенным, священнейшим предметом попечения. В стяжание сирот не вниди; избавляли их Господ, крепок ест, и рассудит суд их с тобою19. Сам Бог именуется Судиею вдовиц: убо вдовицу и сира оправдайте. Созидали дом свой имением чуждим, собирает камение на гроб себе20.

Оставалось бы побеседовать о главнейшей обязанности сановников – страхе Божием, и благоговейном прохождении служения; но обязанность сия есть обязанность общая всем Христианам. Излишне напоминать избраннейшим из Христиан, чтобы готовы были ходити с Господом Богом своим; только да запечатлеют и в уме и в сердце своем, что суд, им вверенный, суд Божий есть21; что Бог присно стоит посреди судящих и судимых, яко Свидетель Вездесущий и Всеведущий; что дав власть, и силу, крепко истяжет дела их22; и путь нечестивых погибнет.

И так, неослабное и неуклонное наблюдение законной справедливости, беспристрастие и нелицеприятие, уравновешивающие немощь с силою, убожество с богатством, и прохождение служения под взором Всевидящего, по манию и воле Всевышнего Законодавца, в Его же руце и жизнь, и жребий и судимых и судящего – вот те святые обязанности, в непременном исполнении коих должны произнесть клятвенные обеты призванные на служение отечеству. – Господь посреди вас, Избранные Сановники! – внемлите во страхе гласу Его: не кленитеся именем Моим в неправди; и да не оскверните имене Святого Бога вашего: Аз Господь Бог ваш23; Ты же, Душе Благий и Истинный, посли свет Твой и истину, да наставят их судити людям Твоим в правде; согрей сердца их любовию к ближним, попалив терние своекорыстия и пристрастия; всели в них начало премудрости и всех добродетелей – страх Твой; да тако почиеш на главах их Твое благословение! Аминь.

Говорено 22 дня, Декабря 1826 года.

* * *

4

Истор. Росс. Госуд. том. II, стр. 162.

5

Росс. Ист. том. Ill, стр. 214.

6

Ист. Росс, Госуд. том. II. Стр. 310, 311.

9

Ист. Росс. Госуд. том. II. стр. 262 и 26З.

13

Mix.6:8.

14

Наказ. Комм. гл. III, rg.

15

Гл. IV, 28.

16

Наказ. Комм. гл. V, 34,36

22

Прем. Солом.6:3.


Источник: Слова на случай выборов по Владимирской губернии чиновников при собрании Владимирского дворянства, говоренные Владимирского архиерейского дома в Христорождественской церкви епископом Владимирским и Суздальским и кавалером Парфением. - Москва: Синод. тип., 1827. - 18 с.

Комментарии для сайта Cackle