М. Боровкова-Майкова

К литературной деятельности Нила Сорского

Источник

Работа проф. Архангельского «Нил Сорский и Вассиан Патрикеев» не только знакомит нас с умственно-религиозной жизнью России XV–XVI вв., не только делает исследование исторической личности «начальника в велицей России и скитского безмолвного жития» Нила Сорского, включая сюда и литературные источники идей его, но и дает массу сырого материала, впервые разысканного и напечатанного исследователем. Трудность точного определения этого материала и его большой объем по данному вопросу заставляет автора допускать некоторые неточности, и в нашем очерке мы хотели бы пополнить их постольку, поскольку позволяют вновь найденные нами источники.

Среди сочинений, относимых к «писаниям» Сорского находится заметка «О иноках, кружающих стяжаний ради». На эту же заметку, как на принадлежащую тому же автору указывает и проф. Павлов (Историч. очерк секуляриз. церковн. земель в России, I. стр. 64, прим. 3), у которого она напечатана не полностью. Печатает ее вполне проф. Архангельский на стр. 72 указанной его работы. Приводим текст этой заметки по рукописи Кирилло-Белозерского монастыря (ныне СПБ. Духовн. Акад.) за № 129–254, XVII в., л. 182; рядом с нею берем Migne. Patrol. Ser. gr., 79. Epistol. L; III, 119, p. 437.


О мнисех кружающих стяжений ради, такоже Нилово Νικωνι Αρχιμανδριτῃ
Первое превожделенное и зело опасное иночествующих жития ныне же мерзкое бысть, якоже зриши, зане отягчаются убо вся грады и веси от лжемонахов, обходящих и обтекающих всуе и якоже прилучися многим бесстудием и неразнством. Смущающиеся вси дому владыки и несладце имут воистинну и к самому возреннию, видяще тех прошаков бесстудие у дверей своих пребывающих, отнюду же и право по добродетели жительствующих суд, поругание и прелесть яви мнится, и что ныне Иеремия новый явил бы ся убо, рыдати полезне и по достоянию моги наша. Срамляюбося, мнише что писати, обаче доброе творяще не стужайте си, и Господь щедрот и всякие утехи будет с вами, аминь. Ό πρώην περιπόθητος καὶ ἄγαν περίβλεπτος τῶν μοναζόντων βίος, νῦν βδελυρὸς γέγονε, καθὼς ὁρᾷς. Διὸ βαροῦνται μὲν πᾶσαι πόλεις καὶ κῶμαι ὑπὸ τῶν ψευδομονάχων, περιτρεχόντων μάτην καὶ ὡς ἔτυχεν, ἐν πολλῇ χυδαιότητι καὶ ἀδιαφορίᾳ ἐνοχλοῦνται δὲ πάντες οἱκοδεσπόται καὶ ἁηδῶς ἕχουσιν ἀληθῶς καὶ πρὸς αὐτὴν τὴν ὅψιν, βλέποντες αὐτοὺς τῶν προσαιτῶν ἀναιδέστερον ταῖς ἑαυτῶν παραμένοντας θύραις. ὃθεν καὶ ἡ τῶν ὀρθῶς καὶ κατ’ ἀρετὴν βιοτευόντων κρίσις καὶ πολιτεία, διὰ τούτους ἀπάτη καὶ χλεύη ἀρτίως νομίζεται. Καὶ τις νῦν Ἱερεμίας νέος παρυφανείη, θρηνεῖν προσφόρως καὶ κατ’ ἀξίαν ουνάμενος τὰ ἡμέτερα; αίσχύνομαι γὰρ περαιτέρω τι γράφειν.

Из сопоставления этих двух текстов можно видеть, что заметка «о мнисех кружающих» и послание «Νικωνι Αρχιμανδριτῃ» – одно и то же1.

На стр. 62-ой упоминает и на стр. 121-ой печатает в своей книге проф. Архангельский текст другого небольшого отрывка «несть убо добро еже всем человеком хотети угодну быти», относя его, по крайней мере, предположительно, «которые могли принадлежать», говорит автор, к сочинениям Сорского же. По поводу этой заметки можно привести следующие данные: 1) в рукописи Кир.-Белоз. монастыря (ныне СПБ. Дух. Ак.), за № 129 – 254, XVII в., на л. 182-ом находим эту заметку, помещенную таким образом: «преподобного Нила». Идет сама заметка, и сейчас же после нее: «о мнисех, кружающих стяжаний ради, такоже Нилово»; 2) в рукописи из собрания Титова Имп. Публ. Библ., за № 745, XVII века, на л. 104-ом об. находим ту же самую заметку, расположенную так же, как и в первой указанной рукописи, а именно: «преподобного Нила». Идет заметка и далее сейчас же «о мнисех кружающих стяжаний ради, того же Нила». И так, в двух рукописях словами: «такоже Нилово» и «того же Нила», заметки «несть убо добро»2 и «о иноках кружающих» соединяются в сочинение одного и того же автора. Зная уже принадлежность одной из них Синаиту, можем во всяком случае поставить вопрос об авторе – Синаит или Сорский, имея некоторые данные в пользу первого.

Из материалов, не указанных исследователями Сорского, в рукописи гр. Уварова, за № 1846 (754) (718) полууст. XVII века, на л. 602-ом, среди посланий Сорского находим совершенно неизвестное нам, которое однако с первых строк обращает на себя внимание манерою писать и выражать свои мысли, присущей Нилу. Печатаем полностью.

«Послание старца духовна к некоему брату.

Возлюбленный и духовный мой брате, понеже множицею глагола ми о сем и от многа времени требуеши от мене худого слышати слово в душевную тебе поспевающую пользу, и памяти ради, моего окаянства, яко да и по смерти поминавши мое недостоинство. Веси убо немощь мою и удобна тебе худость моя, яко же не просиши от мене упокоевающее плоть, но к спасению душевного устроения. Сего ради забых свою худость и неразумие, поминая твою веру и усердие и еже о блазем тщание, и повеленная тобою соверших, дерзнух написати и послати твоему боголюбию. Ты же сие благоразумно прочитай и о моей худости помолися Владыце Христу, яко лета уже к старости приближася, и смертная чаша былием растворена уготовляется; пити же ее с извещением сладко, без извещения же горчайши полыня есть. Сего ради и святый пророк Давид молится, глаголя: ослаби ми, да почию извещением, извещение же без очищения душевного не бывает, очищение же без слез не бывает, слезы же в мятежи не бывают, понеже мятеж помрачает ум, и не оставляет свои согрешения зрети; от сего приходит человек в обычай небрежения и невнимания; небрежение и невнимание вся страсти последуют. Cий путь в ледности живущих. Сие сокровище во мие сокровенно; сего ради боюся и трепещу еже пити смертныя чаши. Приидет бо на мя, приидет, и не умедлит ни единого часа, и аз убегнути не могу ни мало; н аще воздушный и мирский князь темный и помраченный обрящет беззакония моя и обличит истинно, восплакатися «Имам неполезно; раб бо, увидав волю господина своего и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет от него много. А иже Христа ради во вся дни пиют смертную чашу слезами же и злостраданием, сии чаша смертная небесная врачебница бывает, и пиют ее сладчайши меда и сота, понеже былие смертное здравие душевное предуготовляет в нетленном веце, яко же он благовейный инок, иже восхоте уврачевати свои грехи в нетленном сем веце, прииде к некоему старцу великому и духовному врачу и рече к нему: «Имаши ли у себе былие, иже может грехи исцелити?». И рече ему врач: «Ей, честный!». И отвещав же инок: «И какова суть былие она?» И рече к нему врач: «Взыди на гору, сиречь в пустыню, и возьми корень духовный, еже есть Христа ради нищета и худость, и собери себе листвие, еже есть алча и жажда, и прими миро лаваново, еже есть смирение и страх Божий, и другое миро лаваново, рекше крижможелудный, еже есть целомудрие и чистота; и мирохалван, еже есть болящим служение, и еже от них бываемые теплые молитвы; истолци все вкупе в ступе послушания, подсей их ситом твоим частым, сиречь бдением и молитвами непрестанными, благим и правым чистым житием, и вложи их в чистый горнеа в себе, сиречь в свою душу, и влей в него воду духовныя любве, и вжигай пламя божественного желания под горньцем сердца своего, и егда свариши их добре, вычерпи их лжицею твоею тихостию и безмолвием, и вкуси их духовными обычаями, и не возвратимся вспять в вся дни живота своего. Такова суть былия иже грехи исцеляют». Помолимжеся и мы, брате, еже и иашим душам иаписатися та(ко)коваго3 врачевания молитвами пречистыа Бога4, и всех святых. Аминь».

Это послание напечатано в Чт. Москов. Общ. Ист. Древн. Рос. – Москва. 1847 г., № 1, отдел IV – смесь, па стр. 3, под литерами Н. К, как послание Иосифа Волоцкого к иноку иконописцу. Оно отличается от приведенного здесь вставкой, сделанной между словами: «твоему боголюбию» и «ты же сия благоразумно прочитай» и заключающей в себе упоминание о новгородской ереси и еретиках, о необходимости почитать иконы, поклоняться царям и князьям и т. д. Напечатано оно по рукописи Московск. Дух. Акад, за № 171. Подобный же список этого послания со вставкой имеем в Соф. р-и СПБ. Дух. Акад. XVI века, за № 1474, на л. 284, и в р-и Имп. Публ. Библ. собр. Толстого XVI века, за № 299, глава 10. То же послание, но без вставки, с некоторыми вариантами сравнительно с печатаемым здесь, имеется в Софийских рукописях, за № 1471, л. 200 об., и № 1489, л. 211, об – XVI века.

Ни на одном из указанных списков имени автора нет. Иногда это послание встречается среди сочинений Волоцкого, как напр. в p-и Толстого, иногда среди сочинений Сорского, как в вышеуказанной. Должно отметить, что вообще сочинения обоих авторов очень часто встречаются вперемежку. Для примера можем указать Волоколамскую рукопись Иосифова монастыря, ныне Епарх. Моск. Библ., № 351–485, где читаем «сия книга глаголемая Нил Заволжский», там же и сочинения Иосифа; Софийскую, ныне СПБ. Духовн. Академии, № 1460. XVI в., где листы 127 – 315 заняты сочинениями Волоцкого, а с л. 315 начинаются послания Нила; той же библиотеки № 1489, XVI века, где послания Иосифа и Сорского, а также Устав последнего идут сменяя друг друга. То же самое можно сказать и про Уваровскую рукопись, по которой печатается здесь послания и многие др.

Н. К., издавший это послание в Чт. Общ. Ист. и Древн. Российских, указывает, что в нем «нет того строгого единства предмета, которое замечается в словах Волоцкого, направленных против еретиков». Мы же хотели бы отметить, что все это послание состоит из мыслей н выражений, свойственных Сорскому; но, боясь основываться па замечании общего характера, даем целые выписки из него и с ними параллельно выписки из других посланий, принадлежность которых Нилу уже установлена:


«Понеже множицею глагола ми о сем и от многа времени требуеши от мене худого слышати слово в душевную тебе поспевающую пользу, и памяти ради, моего окаянства, яко да и по смерти поминавши мое недостоинство. «Понеже множицею глагола ми о сем и от многа времени требуеши от мене худого слышати слово в душевную тебе поспевающую пользу, и памяти ради, моего недостоинства, яко да и по смерти моей поминаеши мое окаянство, но не яко же ты мниши возлюбленне, мы сильне есьмы в делех и словесех. (Рукопись Имп. Публ. Библ. Q. XVII №50. XVI века, л. 58) «Требуеши от моея худости написано послати тебе слово полезно и еже к благоугождению Божию и к пользе души» (Того же старца Нила послание иному о пользе)5. «Просиши от мене отписати ми к тебе на пользу» (Послание того же великого старца Нила ко брату вопросившу его написати ему, еже на пользу души)6.
Веси убо немощь мою и удобна тебе худость моя, яко же не просиши от мене упокоевающее плоть, но к спасению душевного устроения. Сего ради забых свою худость и неразумие, поминая твою веру и усердие и еже о блазем тщание, и повеленная тобою соверших, дерзнух написати и послати твоему боголюбию» (Вышеуказанное послание) Веси убо немощь мою и удобна тебе худость моя, но не просиши от мене упокоевающее плоть, но к спасению душевного устроения. Сего ради забых свою худость и неразумие, поминая твою веру и усердие и еже о блазем тщание, и повеленная тобою дерзнух писати вкратце от божественных правил и послах твоему боголюбию» «Ты же веси мою худость изначала» (Послание того же великого старца Нила ко брату вопросившу его написати ему же на пользу души)7.

Это сличение показывает тожественность текстов, причем наибольшй текст взят нами из послания, помещенного в рукописи Имп. Публ. Библ. Q. XVII. № 50. XVI века, л. 588, в оглавлении которой, писаным почерком XVI же века, читаем: «два послания старца Нила некоего о духовно пользе от писаний божественных».9

Вот это сопоставление так необычайно совпадающее дает некоторую возможность предположить, что автором как разбираемого нами произведения, так и указанных параллельно здесь отрывков других сочинений, является одно и то же лицо.

Обратимся теперь ко второй части послания, в которой говорится «о былии» или «аптеке духовной»10. О душевном «былии» упоминается в одном из слов Василия Великого. «Пролог (1877 г. Синод, изд.), месяц июнь, 26 день», где читаем: «никтоже в злобе греховней ходя, сам отчается, ведый душевному недугу душевное былие – покаяние: тем бо мощно всякий «недуг уврачевати» и т. д. Заимствования Нила у Василия Великого обычны и отмечены исследователем Сорскаго (см. у Архангельского, стр. 163)

Кроме того, проф. Соболевский указывает, что «лекарство духовное» или «повесть чудна о врачах» встречается в Патериках с XII в., а деятельность Сорского «книгчию чином ему бывшу» в Москве11 и пребывание его в Кирилло – Белозерском монастыре, богатом библиотекой, при литературной работе Нила делала необходимым знакомство его с Патериками.

Если мы возьмем статью о «былии» по одной из рукописи12, то увидим ту образность, которой она украшена в послании Нила, и которая встречается и в его Уставе («Молитву же убо именова семя сие же рукоятием взятие, идеже неизреченным зрением дивится жияй, как от худых и голых зерен, яже сея, сице ядри класове от них внезапу прозябóша». Устав, стр. 47) и т. д., и в молитве Нила13, где Нил, упоминая о смерти, пишет: «конец смертный приближися, секира при корени древа лежит, и посечение неплодныя душа моея готово есть, жатва не стоит, и серп изострен, и жатели тщатся плевел греховных исполнену душу мою всхитити и сожжению вечному предати».

Конечно, и Волоцкий был знаком с Патериками, но сочинения его не обладают не только какою-либо образностью или отвлеченностью, а вообще характеризуются необходимым присутствием формального догматизма, между тем как вторая половина послания представляет собою обычную манеру писаний Нила – заимствование темы у греческих отцов церкви и индивидуальное представление ее.

Нам не удалось разыскать рукопись, которая помогла бы объяснить вставку о новгородских еретиках в этом послании, или наоборот какого-либо указания, каким образом первая половила послания, взятая из послания Нила, попала в сочинение Волоцкого. Наблюдая в рукописях, как мы выше указали, помещенные рядом сочинения обоих писателей, мы можем только предположить, что переписчик, по обыкновению древнерусских переписчиков, начав послание Сорского, переписал затем несколько строк о Новгородской ереси и далее продолжал послание. Возможно и более простое предположение, что при сшивании листов последние были перепутаны, и среди послания очутилась вставка. На первую мысль нас наводит указанная выше рукопись Толстова за № 299, где перед посланием (со вставкой) приводится заглавие: «Слово на ересь новгородских еретиков, хулящих писания святого Ефрема и глаголющих, яко ложна суть писания его. Зде же имать сказания от Божественных писаний, яко святого Ефрема писания истинна суть и подобна пророческому и евангельскому и апостольскому писанию».

В послании14 же ничего, соответствующего заглавию, кроме вставки, упоминающей вообще о ереси, не находим. Очевидно, оно не принадлежит и следующему слову, имеющему свое самостоятельное заглавие.

Любопытной нам кажется и возможность установления свободного чтения послания, пропуская вставку, по той же изданной рукописи. Вставка начинается после слов: «дерзнух написати и послати твоему боголюбию», а заканчивается словами: «Обаче да выдает твое боголюбие, яко не моея мысли суть сия, но от многих Божественных писаний избрах и в малех многое совокупих тебе послах»15. Как видим, во-первых устанавливается приемлемое чтение и без вставки; следовательно, во-вторых вставка, взятая сама по себе, может иметь самостоятельный характер, каковым она и отличается; в-третьих «яко не моея мысли суть сия, но от многих Божественны писаний избрах и в малех многое совокупив» – этими словами заканчивается предисловие Устава Сорского16.

Таким образом, перед нами два списка послания, из которых один без вставки, печатаемый здесь, представляя из себя вполне целое и закопченное произведение, дает основание думать о принадлежности его Нилу. Это предположение при наличности разобранного нами материала кажется нам не невозможным; во всяком случае, мы хотели бы только поставить и тут вопрос об авторе послания, приведя те соображения, которые, может быть, могут навести на след более точного определения.

В той же Уваровской p-и, на л. 791, и Новгор. Соф. (ныне Дух. Ак.), за № .1489, полууст. XVI в., л. 385, в обеих одинаково, вслед за Большим Уставом Нила, оканчивающимся, как обыкновенно: «да обрящу милость пред Господем», идет сейчас же в ту же строку17: «Творение Нила старца внимай известно глаголемым. Помяни, Господи, души усопших раб своих и рабынь, еже от руки Божии созданные человеки, прадеда нашего Адама от земля и супруги его прабабы нашея Евы, народившихся и познавших Тебя всех Творца и Зиждителя истинного Бога, и по воли Твоей в закон и прежде закона веровати послуживших в живот своем, и прославивших великолепное имя Твое Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и неразделимую, все в благочестии еже от века умершие. Помяни, Господи, правоверных царей и цариц и чад их благочестивых. Помяни, Господи, души всесветлейших вселенских патриархов православных. Помяни, (л. 792) Господи, души благоверных и благочестивых великих князей и княгинь и чад их и все роды их православные. Помяни, Господи, преосвященных митрополитов и всех боголюбивых архиепископов и епископов. Помяни, Господи, церковных ти служителей, архимандритов, и игуменов, и священноиноков, и схимников, и всех иноков. Помяни, Господи, схимниц и инокинь, и всех черноризиц. Помяни, Господи, души архиереев и священников, и диаконов, в благочестии поживших, и всех причетников святых церкви. Помяни, Господи, души подвизавшихся за святые церкви и за православную веру христианскую крови своя изливших, за весь мир живот свой положивших. Помяни, Господи, души всего народа православных, еже на ратех побиенных и в полцех язвенных умерших и во градех и в селех огнем пожженных, и оружием и мечем убиваемых и всячески погубляемых от рук безбожных, и от междоусобных браней, нужную смерть во благочестии приемших. Помяни, Господи, души православных за правду господий своих верно умерших. (П)омяни18, Господи, души, иже на пути и на распутьях от татар, и от иноязычников избиенных, и от разбоя, и от всякого насильства нужне умерших. Помяни, Господи, души иже во юзах и в темницах заключенных умерших. Помяни, Господи, иже в лесех и в блатех и в дебрех заблуждших и в кладези и в ровенки впадшихся умерших. Помяни, Господи, души, иже от зверей и от гадов и всячески расторганных и роги избоденных (л. 793) и от птиц снедаемых измерших. Помяни, Господи, души иже в пучине морской погружаемых и от рыб сдробляемых умерших православных. Помяни, Господи, души осужденных на смерть по делом и не по делом. Помяни, Господи, души гладом и жаждою и наготою скончавшихся. Помяни, Господи, иже в скудельницах отца и братию нашу. Помяни, Господи, души православных, иже от сего света преставльшихся волею и неволею и всячески напрасную смерть приемших. Помяни, Господи, души всех православных, иже в поднебесной и во всех семи тысячных летех благочестно на земли поживших, и в обхождении солнца, и во всех концех вселенной всякими скорбями и бедами и болезнями нужными одержимых, умерших православных всех старцев и юношей, богатых и убогих, свободных и работных, мужского пола и женского, вся иже в благочестии поживших, роды и роды преставльшася к Тебе, упокой, Господи, зде лежащих, повсюду православных и на всяком месте владычества Твоего, яко благословен еси в веке, аминь».

Печатая это «поминание» и относя его к сочинениям Сорского лишь условно, мы оставляем полную возможность предположения о заимствовании Сорским его образца и указываем те данные, которые позволяют до некоторой степени определить это поминание, как сочинение Нила:

1) Заглавие «Творение Нила старца» и помещение «поминания» в 2-х рукописях тотчас после Устава Нила.

2) Автор поминает: «и прежде закона веровати послуживших в животе своем», подразумевая здесь, очевидно, живших в дохристианский период – черта совершенно присущая Нилу, как человеку, отличавшемуся веротерпимостью и определенно проявившему себя в вопросе XV в. о ереси жидовствующих.

3) Автор «поминания» молится: а) «во градех и в селох огнем пожженые» – 1429 г. – земля и леса горели; б) «от междоусобные брани нужную смерть приемших» – 1454 г. – побеги князей в Литву, 1456 г. – битва под Русой (великим князем осажден Новгород за неповиновение), 1462 – казни, 1471 – поход великого князя на Новгород, 1486 – присоединение Тверского княжества; с) «гладом и жаждою и наготою скончавшихся» – 1442 г. – мор в Пскове; д) «от татар и от иноязычников избиеных… в плен поганых заведени быша» – 1455 г. – нападение татар и вогуличей, 1446 г. – набег татар на Устюг, 1468 – война с татарами, 1496 г. – война со шведами. Мы берем лишь некоторые даты и как видим время – XV в. (в которое жил Сорский или близкое к нему) изобилует бедствиями, перечисляя которые он и может поминать погибших от них.

4) Несомненность русского происхождения автора можно усматривать в указании «от татар избиенных».

5) Время написания определяется: а) поминовением «пресвященных митрополитов» и «вселенских патриархов» – очевидно, время до учреждения русского патриаршества, следовательно, до 1589 г., иначе, разумеется, автор прежде всего поминал бы русского патриарха; б) имеется определенная дата (если эта дата не обозначает здесь числа, взятого автором из Апокалипсиса и указывающего на кончину мира) – «помяни Господи, души всех православных, иже в поднебесной и во всех семи тысячах летех благочестно на земли поживших»: 7000 л. – 1492 г. время, в которое жил автор. Умер Сорский в 1508 г., такими образом дата 1492 г. является возможной.

Совокупность этих приведенных данных и наводит нас на мысль о возможности приписать «поминание» к сочинениями Нила. Причем это поминание (если принять 1492 г. за дату написания) представляет интерес как наиболее раннее сравнительно с теми (конца XVI века), которые мы знаем по указаниям Е. В. Петухова (см. Очерки из литературной истории Синодика, Спб, 1895 г.) и недавно найденными и напечатанными в отдельных оттисках проф. Шляпкиным, которое им относится к 1552–1560 годам.

Итак, уничтожая настоящей работой авторские права Сорского на приписываемые ему заметки: «о иноках кружающих стяжания ради» и «несть убо добро» – мы отмечаем те данные, которые позволяют отнести к произведениям Сорского два последних, нами указанных.

М. Боровкова-Майкова

* * *

1

Предположение, что этот отрывок есть подлинный перевод Синаита Сорским – весьма возможно, так как Сорский пользовался греческими писателями вообще, и в частности Нилом Синайским; таким образом – права авторства Сорского уничтожаются и он является как переводчик.

2

Эта заметка находится в Софийск. р-и СПБ. Дух. Ак. за № 1452, 16 в., на л. 37 об., под именем: «святого Нила» между отрывками из Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого, Василия Великого и др. греческих писателей.

3

Так в тексте

4

Так в тексте

5

«Преп. Нил Сорский и Устав его о жительстве скитском. Спб. 1864г.», стр. 169.

6

Там же, стр. 178.

7

Там же, стр. 178.

8

Об этом же см. Архангельского «Нил Сорский и Вассиан Патрикеев», стр. 79.

9

В p-и три послания, но последнее не может принадлежать Нилу, так как оно обращено к Новгородскому владыке Макарию, а следовательно датируется не раннее 1526 г., год же смерти Сорского – 1508.

10

Об «аптеке духовной» находим: 1) Ровинские-Народные картинки, т. III, стр. 53, № 708 – Аптека духовная врачующая грехи. 2) Того же автора, т. III, стр. 52, № 707 – Былие врачующее от грехов (по содержанию обе статьи сходны). 3) То же повторяется у того же автора с небольшими изменениями, т. V, стр. 214. 4) Того же автора дополнение к аптеке духовной, т. IV, стр. 528, № 708. 5) Соболевский. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII в. в., гл. IV, стр. 379.

11

Из новости, найденной нами в р-и музея Щукина в Москве, которая будет напечатана вместе с изданием Устава Сорского.

12

Печатаем текст этой статьи по рукописи Общества Любит. Др. Письм. № VII (390) 18 в. Л. 77 об. «От старчества прииде мних некто ко врачу и рече: есть ли у тебе былие, врачующее грехи. Отвеща врачь и рече: естъ, прииде, возми корень послушания и листвие терпения и цветы чистоты добрых дел, изотри в котле безмолвия и всей в решете рассуждение и всыпли в горшок смирение и прилей воды от слез молитвенных, подъгнети огнемь Божественныя любви, покры милостию; егда упарится, устуди братолюбием и вкушая ее лжицею покаяния и будеши здрав. Аминь». Статья имеется в многочисленных списках.

13

Найденной и напечатанной Н. К. Никольским в его «Материалах для истории древнерусской духовной письменности», стр. 167.

14

См. послание, напечатанное в Чт. Имп. Общ. Ист. и Древн. Рос. 1847 г., так как список, с которого оно напечатано (М. Дух. Ак. №171), тождественен со списком, находящимся в рукописи Толстова.

15

Такой вариант по изданной в «Чтениях» 1847 г. р-си и в р-си Толстова № 299.

16

См. Устав. Ист. Рус. Иepapx. 1813 г., т. V.

17

Печатаем по рукописи Уварова, варианты рукописи СПБ. Дух. Ак. неважны.

18

В тексте «П» пропущено.


Источник: К литературной деятельности Нила Сорского / М. Боровкова-Майкова. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1911. - [2], 16 с. (Памятники древней письменности и искусства. 177).

Комментарии для сайта Cackle