Источник

Господь защищает учеников, срывавших колосья в субботу... (Мф. 12:1–8)

Фарисеи завистливыми очами следили за всеми действиями Господа Иисуса и учеников Его; везде и во всем искали они случая уловить Его. Особенно их соблазняло то, что Господь не хранил разных преданий относительно покоя субботнего. Чтобы иметь случай упрекнуть Его в этом, они намеренно преувеличивали и без того чрезмерную строгость этих преданий. А Господь пользовался каждым случаем, чтобы объяснить истинный смысл закона о праздновании субботы. В ТО ВРЕМЯ, – повествует евангелист Матфей, – ПРОХОДИЛ ИИСУС В СУББОТУ ЗАСЕЯННЫМИ ПОЛЯМИ, покрытыми колосившимся хлебом; УЧЕНИКИ ЖЕ ЕГО ВЗАЛКАЛИ И НАЧАЛИ СРЫВАТЬ созревшие КОЛОСЬЯ, растирая их руками, И ЕСТЬ зерна. «Подивись, – говорит святитель Златоуст, – ученикам, которые столь были воздержанны, что вовсе не имели попечения о вещах телесных, но теперь мимоходом приобщались телесной трапезы, и даже тогда, когда истаевали голодом, от Христа не отступали». Закон позволял, в случае нужды, не занося серпа на жатву ближнего, срывать руками колосья. ФАРИСЕИУВИДЕВ ЭТО, со злорадством СКАЗАЛИ ЕМУ: ВОТУЧЕНИКИ ТВОИ ДЕЛАЮТЧЕГО НЕ ДОЛЖНО ДЕЛАТЬ В СУББОТУ. Как это можно допускать? С тем же упреком, по рассказу евангелиста Луки, они обратились и к ученикам Господа. Закон Моисеев воспрещал в субботу занятия житейские, кроме самых необходимых, но книжники иудейские довели строгость субботнего покоя до того, что и добрые дела считали нарушением святости субботы. По их толкованию, срывание колосьев приравнивалось к жатве, растирание их руками – к молотьбе, а за такие работы в субботу назначалось побиение камнями. А эти дерзкие, по их мнению, Галилеяне со своим Учителем не могли потерпеть несколько часов простого голода, пока окончится покой субботы!..

«Если бы фарисеи, – продолжает Златоуст, – были добрых чувствований, то Господь указал бы им на голод, которым томились ученики Его; но так как они были нечестивы и безчеловечны, то Он напоминает им о примере Давида: ОН ЖЕ СКАЗАЛ ИМ: РАЗВЕ ВЫ НЕ ЧИТАЛИЧТО СДЕЛАЛ ДАВИДКОГДА ВЗАЛКАЛ САМ И БЫВШИЕ С НИМ? КАК ОН ВОШЕЛ В ДОМ БОЖИЙ, в скинию свидения, которая в то время находилась в городе Номве, И ЕЛ ХЛЕБЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, посвященные Господу, КОТОРЫХ НЕ ДОЛЖНО БЫЛО ЕСТЬ НИ ЕМУ (которых по Закону не надлежало ему вкушать), НИ БЫВШИМ С НИМА ТОЛЬКО ОДНИМ СВЯЩЕННИКАМ? Правда, Давид не нарушил в этом случае субботы, но его проступок более важен, чем нарушение субботы. Суббота часто была нарушаема и всегда нарушается, например, в таких случаях, как обрезание младенца, но приобщение к священной трапезе, к которой никто не имеет право приобщаться кроме иереев, произошло только при Давиде, и однако же, хотя Давид и не был иереем, сам первосвященник предложил ему священные хлебы для подкрепления сил в скорбные дни его бегства от Саула. Если же Давид, этот великий царь и пророк, которого вы особенно чтите, так открыто нарушил букву Закона и, однако же, не был осужден, ибо сделал это из-за великой нужды, то зачем же порицать учеников Моих за их невинный поступок, вынуждаемый голодом? Посрамив этим примером высокомерие фарисеев, Господь объяснил и самый Закон о покое субботнем: ИЛИ НЕ ЧИТАЛИ ЛИ ВЫ, – вы, конечно, читали, но не хотели уразуметь, как должно, написанное В ЗАКОНЕЧТО В СУББОТЫ СВЯЩЕННИКИ В самом ХРАМЕ, если судить по-вашему о покое субботнем, НАРУШАЮТ СУББОТУ и, несмотря на это, не только не подвергаются казни, но ОДНАКО НЕПОВИННЫ? Они в субботы закалают жертвенных животных, снимают с них кожу, разрезают на части, сожигают на огне – вот сколько дел, которые, по вашему суждению, надо бы признать вовсе несогласными с Законом о покое субботнем, – притом все это совершается не где-либо, а в самом храме Божием, не простыми людьми, а священниками, и однако же никто не ставит им этого в вину, напротив: всякий знает, что они исполняют повеления Божии. Значит, нельзя так узко, так строго буквально понимать Закон о покое субботнем, как понимаете его вы. Если в поступке Давида можно еще видеть невольное нарушение буквы Закона, которое потому и заслуживает снисхождения и прощения, что было невольным, то здесь, в действии священников, уже не только нет никакого греха, а напротив, видно исполнение прямой воли Божией. Если же неповинны священники, то не паче ли Мои ученики? Вы скажете, что они не священники? Но они – и больше священников, ибо здесь находится Сам Господь храма, сама Истина, а не тень ее: НО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО ЗДЕСЬ ТОТ, КТО БОЛЬШЕ ХРАМА.

Если слуги храма, нарушая субботу, бывают неповинны, то тем более неповинны слуги Господа храма. В том-то и несчастье ваше, что вы остановили свое внимание на букве Закона, а его внутренний смысл, самый дух его, для вас остался сокрытым, вы не позаботились понять его и усвоить, вы пренебрегли им, отчего и происходит ваше безсердечие и та жестокость души, с какой вы относитесь к ближним. ЕСЛИ БЫ ВЫ ЗНАЛИЧТО ЗНАЧИТ сказанное у пророка Осии: МИЛОСТИ ХОЧУА НЕ ЖЕРТВЫТО пожалели бы алчущих и НЕ ОСУДИЛИ БЫ НЕВИНОВНЫХучеников Моих. Милостивое сердце знает немощи человеческие и никогда не позволит себе осуждать ближнего. Вы тогда поняли бы, что и сама суббота установлена для пользы человека, «а не человек для субботы» (Мк. 2:27), – она дана человеку для того, чтобы отвлечь его мысли и сердце от праха земного и обратить их к Богу, а не для того, чтобы связывать Законом руки человека, стремящегося ко всему доброму. А Тот, Кто более Церкви, Кто пришел заменить ветхозаветную тень самой истиной, как Творец Закона, имеет, конечно, право не обязывать Своих учеников к соблюдению буквы Закона, тем более преданий человеческих: ИБО СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЕСТЬ ГОСПОДИН И СУББОТЫ. Он имеет власть истолковывать закон о субботе (ибо кто может лучше истолковать Закон, как не Сам Законодатель?) и обновить его». «Слыша это, – говорит святитель Филарет Московский, – не подумайте, чтобы Господь, создавший субботу, Сам разрушил ее и позволил попирать ее. Он сказал, что не пришел «нарушить закон... но исполнить»  (Мф. 5:17). Но, как Господь субботы, Он особенно явил Свою власть в том, что, сохранив сущность первоначального Закона – посвящать Богу седьмой день, освятил для этого новый день Своим славным Воскресением. Древний день субботний, отмечавшийся в память сотворения мира, не вполне стал радостен с того времени, как сотворенное было повреждено грехом, и по справедливости уступил свою славу новому дню воскресному, в память нового творения, которым мы «созданы во Христе Иисусе на добрые дела... возрождены» (Богом и Отцом Господа нашего Иисуса Христа) «воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (Еф. 2:10; 1Пет. 1:3). Видите, как Господь субботы не разорил ее, но еще более возвысил. И если свят был древний день Господень, день субботы, в память первого творения временного, то не паче ли должен быть свят и благоговейно чтим новый день Господень, день воскресный, день радости нового творения, пребывающего во веки?» «Великую пользу, – говорит святитель Златоуст, – приносила суббота: она делала людей кроткими и человеколюбивыми, приводила их к познанию Промысла Божия, научала их, как говорит пророк Иезекииль, мало-помалу удаляться от зла, но теперь настало для людей другое время», когда нет нужды с такой строгостью блюсти букву закона о субботе.

Иудеев Господь удерживал в субботу от прочих дел, чтобы занимались чтением Закона, а христианам, заповедав в день воскресный ходить в храмы Божии на молитву и заниматься чтением Божественных Писаний, не возбранил и прочих дел. Ибо «неприлично сидеть сложа руки тем, которые не простирают их и на малое зло, неприлично совершенным жить одинаково с несовершенными»... 


Источник: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. - Москва : Синтагма, 2010. - 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-4

Комментарии для сайта Cackle