Источник

Когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой... Нет ничего сокровенного, что не открылось бы... Не бойтесь убивающих тело... (Мф. 10:23–31)

Иисус Христос не скрывает от апостолов опасностей, которые грозят им в будущем, но в то же время ободряет их крепкой надеждой на Промысл Божий; Он запрещает им заботиться даже о насущном пропитании, и в то же время говорит им, что для них в каждом городе, в каждой веси найдутся дома, где их примут и упокоят с любовью; Он говорит им о ненависти людей, которая будет везде их преследовать, и в то же время утешает, что без воли Отца Небесного не упадет и волос с их головы.

Посылая их на проповедь по городам Иудеи и Галилеи, Он предупреждает их, что и теперь у них будет много врагов, от которых надо беречь себя, если есть возможность при этом сохранить свято свою верность Господу. Сам Он некогда, во младенчестве, благоволил сокрыться от Ирода в Египте; то же заповедует теперь и ученикам Своим: КОГДА ЖЕ БУДУТ ГНАТЬ ВАС В ОДНОМ ГОРОДЕБЕГИТЕ В ДРУГОЙ. Кто явно и без нужды бросается в опасности, тот бывает причиной осуждения гонителей своих, потому что наводит их на грех; это дело гордости, дело диавольское. Бегите в таких случаях не потому, что вы устрашились врагов, а для того, чтобы самих врагов своих пожалеть, и чтобы других, которые готовы уверовать вашей проповеди, не лишить спасения, если вас убьют. Но бегите недалеко, а от одного города до другого, ближайшего, чтобы не пропустить ни одного, в котором еще не были. А чтобы они не говорили: «Если мы убежим от гонителей, то они будут преследовать нас и в другом, и в третьем», – Он говорит им: ИБО ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: НЕ УСПЕЕТЕ ОБОЙТИ ГОРОДОВ ИЗРАИЛЕВЫХ, не успеете вы теперь, в этот раз, обойти все города Палестины, КАК ПРИИДЕТ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, как Я уже приду к вам. «Смотри, – говорит святитель Златоуст, – Он не сказал: Я избавлю вас и прекращу гонения, но обещал только Сам прийти, и для утешения их было довольно того, чтобы только увидеть Его». Их ждали злословия и всякие огорчения, и вот Господь утешает их – Собственным примером: УЧЕНИК (пока он остается учеником) НЕ ВЫШЕ УЧИТЕЛЯИ СЛУГА (пока он остается слугой) НЕ ВЫШЕ ГОСПОДИНА СВОЕГО; поэтому и вы не выше Меня, вашего Учителя и Господина. ДОВОЛЬНО ДЛЯ УЧЕНИКАЧТОБЫ ОН БЫЛКАК УЧИТЕЛЬ ЕГОИ ДЛЯ СЛУГИ, ЧТОБЫ ОН БЫЛКАК ГОСПОДИН ЕГО. И для вас, учеников Моих, пусть послужит утешением уже одно то, что вас будут поносить так же, как и Меня, вашего Учителя; вы должны дорожить уже тем, что вы и в этом подобны Мне. ЕСЛИ ХОЗЯИНА ДОМА НАЗВАЛИ ВЕЕЛЬЗЕВУЛОМНЕ ТЕМ ЛИ БОЛЕЕ, не назовут ли еще скорее этим именем ДОМАШНИХ ЕГО? Поэтому не удивляйтесь, что Я предсказываю вам столько скорбей и злословия; такие же и еще большие скорби ждут и Меня, вашего Учителя и Господа. «Смотри, – замечает святитель Златоуст, – как Он постепенно открывает о Себе, что Он есть Господь, и Бог, и Творец». Достойно замечания и то, что Он не сказал: рабы, а сказал домашние, показывая тем особенную, как бы родственную Свою близость к апостолам, как и в другое время сказал: «Я уже не называю вас рабами... я назвал вас друзьями» (Ин. 15:14–15), и не просто сказал: злословили Меня, но указал и как злословили: «назвали веельзевулом».

Евангелисты не говорят нам, когда это было: святой Матфей пишет только, что Иудеи говорили, будто Господь изгонял бесов силой веельзевула, князя бесовского; но из свидетельства Самого Господа видно, что враги не стеснялись и Его Самого безчестить этим именем князя бесовского. У Евреев было два слова сходных: веелъзевул, что значит: бог мух; это был идол филистимский, и другое слово: веелъзевул, что означало или господин нечистот, или же хозяин дома. По этому созвучию Евреи и называли именем ненавистного идола филистимского сатану, как князя нечистых духов, как домовладыку тьмы, зла, греха, как князя ада и вот этим-то именем их злоба дерзала безчестить Святейшего святых Господа! И вот Он, в утешение апостолам, указывает на это поношение: довольно для вашего утешения и того, что и Я, Учитель и Господь ваш, подвергаюсь одинаковой с вами укоризне. ИТАК НЕ БОЙТЕСЬ ИХ: не бойтесь тех, которые будут безчестить и осмеивать вас; подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. ИБО НЕТ НИЧЕГО СОКРОВЕННОГОЧТО НЕ ОТКРЫЛОСЬ БЫИ ТАЙНОГОЧТО НЕ БЫЛО БЫ УЗНАНО. Время все сокровенное открывает; оно изобличит и клевету врагов, и откроет вашу добродетель. Если вы в самом деле окажетесь светильниками и благодетелями, то люди не будут смотреть на слова ваших врагов, но на истину дел ваших. Тогда они сами окажутся клеветниками. А потому возвещайте слово спасения с дерзновением: ЧТО ГОВОРЮ ВАМ В ТЕМНОТЕ, если что теперь Я говорю вам одним только, втайне, ГОВОРИТЕ ПРИ СВЕТЕ, говорите всенародно, И ЧТО НА УХО СЛЫШИТЕ, что слышите теперь от Меня как тайну, о том ПРОПОВЕДУЙТЕ тогда НА КРОВЛЯХ, открыто, смело и громко, с высоты кровель, так чтобы все слышали вас. «Не одному, не двум и не трем городам, но всей вселенной проповедуйте, и, проходя землю, море, места обитаемые и необитаемые, с открытой головой и со всей смелостью говорите все царям и народам, мудрецам и витиям. Конечно, когда Он так говорил им, не было тьмы, и говорил Он им не на ухо; Он употребил в речи преувеличение для большей силы слова Своего. Он беседовал с ними теперь наедине, в небольшом уголке Палестины, и словами: в темноте и на ухо хотел показать различие между образом настоящей беседы и тем дерзновением в проповедании, которое они имели от Него получить». Но с таким дерзновением в проповеди соединены и опасности, а потому Господь учит апостолов презирать и самую смерть: И НЕ БОЙТЕСЬ УБИВАЮЩИХ ТЕЛОДУШИ ЖЕ НЕ МОГУЩИХ УБИТЬ, и не оставляйте из-за этого проповеди.

«Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как Он ставит их не только превыше забот, злословий, опасностей и наветов, но убеждает их презирать то, что всего страшнее, презирать самую смерть, и не просто смерть, но смерть насильственную? Это вас избавит от истинной смерти, ибо хотя вас и будут умерщвлять, но не погубят того, что в вас есть самое лучшее, хотя бы о том и всемерно старались. Поэтому-то не сказал Он: души же не убивающих, но не могущих убить. Ибо хотя бы они и хотели это сделать, но не смогут!» Итак, если вы боитесь муки, то бойтесь муки гораздо более ужасной: А БОЙТЕСЬ БОЛЕЕ ТОГО, КТО МОЖЕТ И ДУШУ И ТЕЛО ПОГУБИТЬ В ГЕЕННЕ, бойтесь Того, Кто послал вас на это служение, Кто потребует от вас отчета в порученном вам деле и имеет власть наказать не здесь только, но и в самой вечности. Страх перед людьми отражайте страхом перед Богом. Смерть временная, для всех притом неизбежная, ничто в сравнении со смертью вечной, с наказанием в геенне. Так в кратких словах Господь утверждает учеников в учении о безсмертии души; дабы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены, Он опять начинает речь о Божием Промысле, говоря: помните, что Промысл Божий простирается на самые, по-видимому, маловажные предметы: НЕ ДВЕ ЛИ, например, МАЛЫЕ ПТИЦЫ ПРОДАЮТСЯ ЗА АССАРИЙ? не продаются ли две малые птички, два каких-нибудь воробья или горлицы, за один ассарий, за самую мелкую монету? И НИ ОДНА ИЗ НИХ НЕ УПАДЕТ НА ЗЕМЛЮ, ни одна из них не попадет в расставленные сети, или не упадет мертвой из воздушного пространства или с дерева на землю, БЕЗ ВОЛИ и без попущения ОТЦА ВАШЕГО Небесного; У ВАС ЖЕ И ВОЛОСЫ НА ГОЛОВЕ ВСЕ СОЧТЕНЫ. «Если же Он знает все происходящее и может сохранить вас, и хочет, – говорит святитель Златоуст, – то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страждете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды. Это-то и составляет, собственно, избавление от бед». Итак, НЕ БОЙТЕСЬ ЖЕ: ВЫ ЛУЧШЕ МНОГИХ МАЛЫХ ПТИЦ, и Бог до мелочей знает все, что вас касается, и если Он не попустит, то никто не коснется вас. Самые волосы ваши на счету у Меня; неужели Я покину вас, которых так люблю? Так говорил Господь Своим ученикам, по замечанию святителя Златоуста, не потому, будто Бог считает волосы, но чтобы показать совершенное Божее ведение и великое попечение о людях. И хотя не говорит прямо, что Он есть Тот самый, Который может погубить душу и тело, но из сказанного уже ясно, что Он есть Судия... Итак, не будем бояться смерти, ибо мы воскреснем для жизни гораздо лучшей...


Источник: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. - Москва : Синтагма, 2010. - 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-4

Комментарии для сайта Cackle