Источник

Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное... Болящих исцеляйте... Даром получили, даром давайте... (Мф. 10:5–8)

Перечислив по имени двенадцать избранных апостолов, святой евангелист продолжает: СИХ ДВЕНАДЦАТЬ (из которых четверо были рыбари, двое, Матфей и Иаков, – мытари и один предатель) ПОСЛАЛ ИИСУС на проповедь Своего Евангелия. Он избрал не богатых и знатных, не ученых, а самых простых людей, с чистой душой и непорочным сердцем, способным воспринимать благодатное семя Его учения. Господь знал, что ученые книжники и законники, священники и фарисеи извратили все понятия о духовном и неспособны сделаться провозвестниками Его Божественного откровения. Впоследствии Господь призвал и из ученых одного – великого апостола Павла.

Теперь же Он вверяет Свою истину благовестия не премудрым и разумным, а младенцам, по простоте их верующего сердца. Мало-помалу они возвышались духом, совершенствовались, забывали свою личность; Он один наполнял все их существо, их мысли, их сердца. И это постепенно преобразовывало, перерождало всю их духовную природу, пока, наконец, сошествием на них Святаго Духа в день Пятидесятницы, после вознесения Господня, они совсем не стали новыми людьми. Только один Иуда Искариот омрачает своим именем этот светлый сонм Христовых апостолов. Он был человеком крайне себялюбивым и корыстным. Имея самые грубые, чувственные понятия о Царстве Мессии, он только потому и последовал за Христом, что мечтал получить высокое место в Его земном царстве. Господь, конечно, видел его злую природу, но избрал его в число двенадцати, чтобы он, пребывая около самого Источника всякого добра, получил возможность исправиться и обновиться. Злополучный ученик не захотел воспользоваться этой близостью и показал собой скорбный пример того, что и Бог не спасает грешника насильно, если сам грешник не пожелает всем сердцем себе спасения... Но вернемся к Евангельскому повествованию. Настало время на опыте познакомить апостолов с обязанностями и трудностями их служения; пока и проповедь их должна ограничиться немногим, – не более, как возвещением того, что приблизилось Царствие Божие, с чего начали свою проповедь и Иоанн Предтеча и Сам Иисус Христос. И вот, посылая их на проповедь, приготовляя в лице их не только проповедников Евангелия для всей вселенной, но и великих подвижников благочестия, Господь дает им самые подробные наставления: И ЗАПОВЕДАЛ ИМГОВОРЯ: НА ПУТЬ К ЯЗЫЧНИКАМ теперь пока НЕ ХОДИТЕ, даже и не касайтесь того пути, который ведет к язычникам, чтобы Иудеи не стали обвинять вас, будто сходитесь в образе мыслей с нечистыми и отверженными, по их понятиям, язычниками, И В ГОРОД САМАРЯНСКИЙ НЕ ВХОДИТЕ, иначе станут говорить, что вы сделались участниками в злочестии и лукавстве Самарян. Израилю принадлежит преимущество первого призвания в Царство Христово. Этот Израиль был некогда Божиим стадом, как написано в псалмах: «Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа» (Пс. 79:2); но теперь блуждает в неведении истинного пути ко спасению; А ИДИТЕ НАИПАЧЕ, прежде всего, прежде, чем идти к язычникам и Самарянам, идите К этим ПОГИБШИМ ОВЦАМ ДОМА ИЗРАИЛЕВА. «Не подумайте, будто за то, что они Меня поносят и называют беснующимся, Я питаю к ним ненависть и отвращение; напротив, Я стараюсь исправить их прежде других, и запрещаю вам ходить к другим народам; к ним посылаю вас учителями и врачами».

Самарян Господь ставит рядом с язычниками потому, что они только жили в Палестине, а по происхождению были Вавилоняне и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Они были врагами Иудеев; поэтому, хотя обращать их было удобнее, потому что они были расположеннее к вере, но Иисус Христос посылает апостолов к упорным Иудеям, заграждая их уста, чтобы после, как говорит святитель Иоанн Златоуст, не стали жаловаться, что апостолы вошли к необрезанным Вавилонянам. ХОДЯ ЖЕПРОПОВЕДУЙТЕ, ЧТО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. «Видишь, – восклицает святитель Златоуст, – величие служения? видишь достоинство апостолов? Им не велено говорить ни о чем чувственном, о чем говорил Моисей и прежде бывшие пророки; но повелевается говорить о предметах новых и необычайных. Те проповедовали о земных благах, а эти проповедуют о Царстве Небесном. Но не этим только апостолы превосходят пророков, а и послушанием. Они не отказываются, не уклоняются от повелений, как поступали древние; но слыша и об опасностях, и о войнах, и о несносных бедствиях, с совершенной покорностью принимают повеления. Слышишь о темницах, о смертных приговорах, о гонениях от единоплеменников, о всеобщей ненависти? Все это, по словам Его, вскоре они должны были испытать на себе. Он посылает их проповедниками и раздаятелями благ для других, а самим возвещает и предрекает несносные бедствия. А чтобы их проповедь удобнее располагала к себе, Он говорит: БОЛЬНЫХ ИСЦЕЛЯЙТЕПРОКАЖЕННЫХ ОЧИЩАЙТЕМЕРТВЫХ ВОСКРЕШАЙТЕБЕСОВ ИЗГОНЯЙТЕ; ДАРОМ ПОЛУЧИЛИДАРОМ ДАВАЙТЕ. «Заметь, – говорит Златоуст, – как Он заботится о нравах их, показывая им, что чудеса без доброй нравственности ничего не значат. Он смиряет высокоумие и предостерегает от сребролюбия. Дабы не подумали, что производимые ими чудеса суть плод их добродетелей, и не возгордились тем, говорит: даром получили. Вы ничего своего не даете тем, которые принимают от вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды; это Моя благодать. Так и им давайте, ибо нельзя найти цены, достойной этих даров. Как Сам Я ничем от людей не пользуюсь за Мои благодеяния, так действуйте и вы. Как Бог ничего не требует от людей, так и вы совершайте свое служение Богу». Объясняя те же слова Господа, святитель Филарет говорит: «В основание святого безкорыстия облагодатствованных людей Он полагает чистейшее безкорыстие Божие в раздаянии благодати. Как получили вы благодать апостольства и дар чудотворения? Приобрели ли вашими подвигами? Заслужили ли вашими добродетелями? Нет! Добродетели сынов Адамовых никогда не могут покрыть грехов их, кольми паче заслужить награду Божественную.

Благодать Божия столь безценна, что высочайшие и совершеннейшие твари не имеют ничего достойного, чтобы воздать за малейший из даров ее. Потому и нарицается она благодатию, что дается единственно по благости Божией. Если так вы ее получили, то так и употребляйте. Воздайте ее Раздаятелю хотя бы тем одним, чтобы преподавать ее другим правильно, по Его замыслу. Не назначайте на земле цены тому, что на Небесах цены не имеет. Не повредите чистейшего дара нечистотой вашего своекорыстия. «Даром получили, даром давайте». С какой заботливостью Спаситель предостерегает Своих апостолов от двух наиболее опасных страстей: от тщеславия и любостяжания! К этим страстям наиболее склонно грехолюбивое сердце человеческое. Когда Он говорит апостолам: «даром получили», Он исторгает из их сердца корень тщеславия: если все даром получили, чем же тщеславиться? Когда же говорит: «даром давайте», то учит щедрости, учит тому, что нет у человека ни единого блага, которое он мог бы назвать своим: все – от Бога, все – Божие; мы – только приставники Божии, рабы, которым Небесный Домовладыка вверяет свои таланты для приумножения, и вверяет даром, по единой неизреченной благости Своей. «А потому можно и к каждому из нас обратить слово Господа: «даром получили» многое, «даром давайте» хотя бы немногое, что можете. Старайтесь не быть своекорыстны в делах ваших, чтобы всеблагий Бог умножил вам Свою безкорыстную благодать. Не все для своей выгоды или чести, не все для награды: делайте что-нибудь доброе для самого добра, для любви к ближнему, для исполнения воли Божией, – о, если бы и все мы делали единственно для этого!», – говорит святитель Филарет. 


Источник: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. - Москва : Синтагма, 2010. - 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-4

Комментарии для сайта Cackle